Оглавление:
Гегель — самый выдающийся представитель объективного идеализма в истории мировой философии. Как и все объективные идеалисты, Гегель считал, что реальность основана на нематериальном начале, которое не зависит от человеческого сознания. Доктрина Гегеля называлась абсолютным идеализмом. Согласно Гегелю, основой Вселенной является Абсолютная Идея, Концепция, Мировой Дух. Все остальное было результатом развития этого первобытного. Гегель представил абсолютное начало в виде Мирового Духа. Поэтому Гегель был одним из наиболее последовательных рационалистов в онтологии (дух — основа мироздания), гносеологии (дух — основное средство познания, источник и критерий истины), этике (дух должен определять поведение человека) и других философских дисциплинах. Гегель поддерживает выдвинутую Кантом идею о реально созидательной деятельности субъекта в процессе познания. Однако он применяет эту идею в рамках объективного (не субъективного) идеализма, утверждая существование развивающегося высшего рационального субъекта, создающего все более совершенную реальность в процессе своего совершенствования.
Материя — это отчужденная, преобразованная сущность абсолютной Идеи. Философия Гегеля характеризуется панглизмом, то есть мыслью о том, что вся реальность и происходящие в ней процессы определяются логическими законами, изначально присущими абсолютному идеальному элементу, имеющему рациональный характер. Все, что существует в реальности, имеет рациональную основу. С другой стороны, все, что рационально, имеет более высокую степень существования, реальности. Чем больше что-то разумное, тем больше его можно считать обоснованным в реальности, обусловленным онтологически рационализированным основанием мира.
Философская система Гегеля состоит из 3-х частей, которые отражают этапы развития лежащего в основе идеального архетипа мира. Первая часть — «Наука логики» — рассматривает Идею в ее первооснове, в мире идеала, логики. На втором этапе Идея, отчуждая себя от своего первоначального состояния, порождает другое ее существо — материю, субстанцию, природу; поэтому вторая часть философской системы Гегеля называется «Философией Природы». Гегель не воспринимает природу (материальную реальность) как самостоятельную реальность. Все этапы развития природы определяются влиянием идеального начала, которое придает динамизм объектам природы и природе в целом. Гегелевская «естественная философия» не была принята естествоиспытателями из-за свободного отношения к фактам и множества ошибок. Наконец, на третьем этапе своего развития идея возвращается в идеальное состояние, но уже в виде человеческого сознания и продуктов его разнообразной деятельности. Это третья часть философской системы Гегеля, философия разума. «Философия разума» снова разделена Гегелем на три части: 1. Субъективный разум. 2. дух цели. 3. абсолютный дух. Субъективный дух олицетворяет надлежащий мир человеческой психики и сознания. Гегель рассматривает мир общества, нравственности и государства как сферу объективного духа. Абсолютный дух состоит из искусства, религии и философии. В искусстве дух созерцает себя; в религии дух представляет себя; а в философии он знает себя. Философия, по мнению Гегеля, является высшей формой духовной деятельности, которая знает себя в процессе философствования. Известно, что Гегель говорил о сове Минерве, «которая начинает свой полет с рассветом». Этим аллегорическим образом Гегель хотел проиллюстрировать свою идею о том, что философия начинает осмысливать историческую эпоху, породившую ее только в тот момент, когда эта эпоха имеет тенденцию к упадку, то есть в тот момент, когда наступают сумерки этой эпохи.
Диалектический метод
Все в философии Гегеля построено по условной диалектической триадической схеме, которая начинается с 1. диссертации. — 2. антитеза. — 3. синтез. Синтез в нем — отмена противопоставления тезиса и антитезиса. Таким образом, в сфере абсолютного духа отменяется противостояние между объективным и субъективным, а в философии духа — противостояние между идеалом и материалом.
Чрезвычайно важной особенностью философии Гегеля является его диалектика. Гегель считается одним из величайших диалектиков в истории философии. Он первым четко сформулировал основные законы и категории диалектики. Для Гегеля диалектика — это не столько философская наука, сколько философский метод, который должен применяться во всех научных дисциплинах для того, чтобы как можно более адекватно знать реальность. В отличие от идеализма Платона, в котором идеи (в отличие от материальных вещей) были неподвижны, в диалектическом идеализме Гегеля идеи, содержащиеся в абсолютном начале, текучи, изменяются, сливаются, совершенствуются. Принцип единства логики и истории в его философии основан на гегелевском панглогизме и диалектике. Все, что меняется, то есть исторически преходяще, в конечном счете, является выражением процессов в логической сфере, сфере идей и концепций. Развитие идей идет от абстрактного к конкретному, что сопровождается переходом к все большему содержанию. В результате реальность становится все более совершенной, все более развитой.
Самая пустая, самая абстрактная концепция, с которой начинается процесс развития идей, — это чистое бытие, синоним его противоположности, небытия. Из отношения чистого бытия и ничто (как тезис и антитезис) возникает как синтез настоящего (качественно обусловленного) бытия, которое обладает большей конкретностью, содержанием, а значит и совершенством. Диалектика Гегеля, однако, имеет идеалистический характер. Развитие понятий для него первично, а процессы развития в материальном мире вторичны; они являются лишь отражением диалектики понятий. Диалектический метод противопоставляется Гегелем метафизическому методу, который был характерен для предыдущей философии, как идеалистической, так и материалистической. Гегель резко критикует метафизический метод за его ограничения, несовершенство методологии, неспособность охватить все явления в состоянии развития.
Постепенно выяснилось противоречие между метафизической системой философии Гегеля и диалектическим методом, который он использовал. С одной стороны, Гегель пытался построить систему, которая была бы полной и гарантировала бы открытие полной и неизменной (абсолютной) истины — в этом мы видим метафизическую тенденцию в философии Гегеля. Однако, с другой стороны, практиковавшийся Гегелем диалектический метод, задумывавший истину как вечный процесс, не имеющий завершенности, в корне противоречил метафизическим тенденциям объективно-идеалистической системы Гегеля. Сама философская система Гегеля также содержала в себе противоречие между консервативными установками, вытекающими из объективно-идеалистической рационалистическо-панелистической основы гегелевской философской системы, и, в свою очередь, диалектическим методом, который в конечном итоге привел к выводам о неизбежности внезапного качественного изменения всего в мире. Это противоречие привело к расколу среди последователей Гегеля на две противоположные фракции: старый гегельянизм, характеризующийся консерватизмом, и молодой гегельянизм, подчеркивающий гегелевскую диалектику и использующий ее для оправдания радикальных революционных изменений. Философия Гегеля была широко распространена среди его современников и в течение некоторого времени после смерти Гегеля.
Разум как прогресс в сознании — свобода
По словам Г. Гегеля, разум, псевдоним необходимость, псевдоним, в своей глубине, свобода, действует в истории. Таким образом, история развивается по определенному плану, который предполагает конечную цель. Другими словами, провиденц работает в истории. Таким образом, философию истории Гегеля можно назвать провиденциалистом.
Привлекательность гегелевской концепции истории заключается в том, что она выражает твердую веру в исторический прогресс. Гегель ассоциирует исторический прогресс с концепцией свободы. С его точки зрения, история — это не что иное, как прогресс в сознании свободы. Иными словами, в ходе исторического развития разум расширяет сферу своей деятельности, а это, в свою очередь, ведет к расширению сферы свободы. Сама свобода заложена в историческом процессе и формирует его внутреннюю основу. Однако для того, чтобы понять суть истории, требуется значительное количество исторического времени. В ходе исторического развития люди постепенно, через ряд этапов, приходят к признанию свободы как смысла истории. Осознавая свободу, они расширяют ее рамки, открывая новые горизонты для прогресса свободы. История должна заканчиваться торжеством свободы, то есть социальным порядком, в котором все люди свободны. Триумф свободы будет означать триумф разума.
Гегель был реальным формулировщиком вопроса о смысле социальной истории. Она ознаменовала собой становление философии истории как самостоятельной и важной отрасли философского знания. Следует иметь в виду, что в исторической науке современного периода преобладал эмпирический подход. Как правило, историки занимались почти исключительно описанием того, что произошло, и не пытались обнаружить в истории ничего, кроме совокупности фактов, событий, действий отдельных лиц. Исторические знания понимались так же, как и историческая хроника. Максимум того, что наука об истории, которую Х. Гегель называет «прагматичной» (от греческого «прагма» — практика, полезность), была направлена на извлечение уроков из прошлого, которые были важны или полезны для современности. Прагматичная история понимала процесс получения исторических уроков очень простым способом — путем проведения прямых аналогий между прошлым и настоящим. Постепенно, однако, в европейской мысли созревал более глубокий подход к истории. В XVIII веке Век Вольтер (1694-1788) ввел понятие «философия истории». Многие мыслители пытались понять историю философски (Д. Вико, И. Гердер, И. Кант и др.). Но только Г. Гегель пытался построить систематическую и полную философскую концепцию истории.
Г. Гегель рассматривает историю человечества не как случайный и хаотичный процесс, а как естественный по своей сути процесс. Таким образом, он противопоставляет историю философии «истории деяний». Основные положения последнего можно резюмировать следующим образом:
В мировой истории существует закономерность, которая объединяет историю человечества в единый, последовательный процесс с участием различных стран, регионов, народов.
Всемирная история — это в целом однолинейный процесс, он выстраивается в единую линию, в которой выражается исторический прогресс. Все отклонения и отклонения от магистральной линии проявляются либо как несчастные случаи, либо как проявления «отклонения» исторического разума, т.е. они проявляются как отклонения только для поверхностного глаза, а на самом деле таковыми не являются.
Основные идеи философии Гегеля
История по своей сути является кумулятивным процессом, она происходит таким образом, что на последующих этапах не теряется ничто из достижений прошлых этапов, и в то же время прошлый этап не может существовать в будущем иначе, как в рамках более высокого этапа исторической эволюции.
Различные народы (регионы мира) поочередно занимают лидирующие позиции в мировой эволюции: от Древнего Востока свинец переходит в Европу через несколько этапов. Лидером в мировой эволюции является страна или группа стран, в которых исторический прогресс, т.е. «прогресс в сознании свободы», наиболее полно реализуется в данный исторический период. Люди, для которых роль лидера не падает или не была выполнена в прошлом, могут быть включены в прогрессивное развитие только подражая лидеру и заимствуя достигнутые им результаты.
Деятельность так называемых «великих личностей» имеет особое значение для истории. Под великими личностями Гегель понимает политиков, генералов, государственных деятелей, чья деятельность воплотила в себе величайшую полноту реализации провидческого плана истории. Мыслитель не устанавливает строгих критериев для различения великих личностей. Его любимыми примерами были Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон.
Историческая реализация провидческого плана истории сопровождается ростом самосознания народов и принадлежащих к ним личностей, но только в тех случаях, когда люди проявляют себя как «исторические». Исторические народы — это те народы, которые открыли для себя способность осознавать свою историческую судьбу, свою особую миссию как части мирового исторического целого. Такие народы способны творчески перерабатывать и использовать опыт истории. Таким образом, они обеспечивают динамизм и прогресс в своем развитии, в отличие от не-исторических народов, которые либо застыли в своем развитии, либо движутся вперед, не думая о своем прошлом и будущем. Гегель рассматривает народы Африки, Южной Америки и славянские народы как неисторические народы.
Исторический процесс в его «главной линии» не может иметь обратного движения. То, что когда-то было достигнуто, не может быть потеряно. Так или иначе, это остается частью дальнейшего развития. Таким образом, исторический прогресс гарантируется самой историей. Катастрофы и исторические потрясения, смерть и страдания людей и тому подобное служат окончательной реализации провидческого плана. С точки зрения истории они не имеют фундаментального значения. Возможность глобальной катастрофы, которая привела бы к нарушению естественного хода истории до того, как она выполнит предопределенный план, Гегель не допускает и не учитывает.
На протяжении тысячелетий и веков центр мировой истории перемещается из Древнего Ближнего Востока в Греческий, затем в Римский и, наконец, в Германский мир. Германский мир составляет ядро европейской цивилизации. В Германии, по словам Х. Гегеля, «империя свободы» должна была состояться раньше, чем где-либо еще. Уже современную для философа Пруссию Гегель рисует как такое общество, в котором свобода реализуется более полно, чем где бы то ни было и ни в какое другое время.
Это основные идеи гегелевской философии истории в очень кратком изложении. Конечно, философ не просто декларирует их, но и добивается полного и всестороннего обоснования. Он сочетает свою философскую концепцию истории общества с общей теоретической философией. В частности, идея исторической закономерности является проявлением общей закономерности мира: «В мире преобладает разум, поэтому и всемирно-исторический процесс становится разумным». 1 Аналогия с природными процессами прослеживается в истории общества. Например, «Солнечная система движется по неизменным законам: эти законы — ее причина». Аналогичным образом, историческое движение общества должно соответствовать определенным законам. Главное различие между законами истории и законами природы заключается в том, что сами люди являются как их исполнителями, так и теми, кто в состоянии познать их. По мнению Г. Гегеля, знание исторических законов содержится в росте самосознания народов и индивидуумов, что свойственно историческим народам.
Ошибки прошлого не должны повторяться.
Кажется, что это должно означать, что люди могут извлечь определенные уроки из истории. Однако Гегель скептически отмечает, что «…опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничего не узнавали из истории и никогда не действовали на основе уроков, которые могли бы быть извлечены из нее».
Такой скептический вывод не применим к культурно-просветительской ценности истории: философ рассматривает историю в высшей степени как историю интеллектуальной культуры. Он рассматривает историю ума как важнейший фактор формирования и образования человека. Более того, если народ и правительство не в состоянии понять уроки истории, философ-теоретик способен это сделать. Он рассматривает историю как единое целое, как процесс, имеющий свою закономерность, свой собственный ритм, свою цель. Теоретик рационально определяет смысл прошлых событий. Люди усваивают уроки прошлого не на сознательно-теоретическом уровне, а на бессознательном, интуитивном. Например, по словам Гегеля, урок Французской революции заключался в том, что она выявила как положительные, так и отрицательные стороны революционного решения острых социальных проблем. В частности, она обнаружила, что революция привела к новой тирании, такой же жесткой (а иногда и более жесткой), чем та, против которой выступали ее инициаторы и вдохновители. По этой и другим причинам мыслитель считает революции оправданными в прошлом, но не в настоящем и не в будущем, то есть в период после Французской революции. К такому выводу можно прийти в результате научного исследования урока революционных событий во Франции. К такому выводу приходят не только теоретики, но и люди, по крайней мере те, кого Гегель считает «историческим». Французская революция должна была произвести в них реакцию на революционизм в целом, которая не может быть понята рационально, но которая определенно негативна. Ошибки прошлого не должны повторяться именно потому, что они влияют на психологию и мышление людей, даже если они не учитывают всерьез факты истории. Это одна из «уловок исторического сознания», которая часто действует тонко, а не напрямую. Массовое сознание, то есть сознание больших масс людей, «растет» как бы против своей воли. Это ключ к прогрессивному и прогрессивному («разумному») ходу истории.
Гегелевская концепция философии истории оказала глубокое влияние на последующее философское и культурное развитие. В то же время он неоднократно подвергался критике. Мы отмечаем, что философия истории Гегеля является одной из самых критикуемых. Философия истории Гегеля. Во-первых, в нем содержится значительный элемент фатализма. Фатализм возникает потому, что, согласно Гегелю, «мировой разум», то есть исторический закон, действует независимо от воли и согласия человека. Мужчины играют роль своеобразных кукол, кукол, приводимых в действие силой, невидимой им — мировым разумом. На самом деле, они не знают, что делают, и питаются провидческой целью истории — свободой, не осознавая этого. По крайней мере, так было до того, как сама гегелевская философия открыла закон истории и раскрыла его цель.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Исторические типы философии
- Источники философии. Соотношение философии и мифа, искусства, науки
- Античная философия
- Неоплатонизм
- Познание как творчество
- Позитивизм, его основные проблемы и этапы
- Сенсуализм в философии нового времени
- Проблема форм социокультурного изменения
- Николло Макиавелли, итальянский мыслитель, философ
- Почему человек верит в бога?