Оглавление:
К основоположению онтологии
Свою «новую онтологию» Николай Гартман противопоставил тем философским направлениям, которые центральное место в философии отводили теории познания. Одним из таких направлений была марбургская школа неокантианства, последователем которой Гартман был в ранний период своего творчества. Эта школа считала, что философия должна ограничиться теорией познания. Возражая против этого тезиса, Гартман полагает, что все философские направления по существу занимаются бытием. Это верно в том числе и по отношению к идеалистам, признающим идеальный характер бытия. Так, например, тезис Беркли «быть — значит быть воспринимаемым» «esse est percipi» есть вариант истолкования бытия. В учении Фихте интерпретация бытия предметного мира как продукта деятельности «Я» — тоже учение о бытии. В неокантианстве предпринималась попытка поместить сущее во всеобщий теоретико-познавательный трансцендентальный субъект. Во всех этих концепциях говорится о бытии. О нём говорят и идеалисты, и материалисты, расходясь лишь в вопросе о том, что именно существует — идея, дух или материя.
Онтология Гартмана начинается с понятия сущего существующего. Сущее разнообразно; физические, психические, социальные явления демонстрируют это разнообразие. Единственным общим признаком во всём существующем является то, что оно есть, существует. Эта общность сущего выражается понятием бытия.
Бытие раскрывается путём выявления «моментов» бытия в истории философии им приблизительно соответствует противоположность «сущности» и «существования», «модусов» возможность и действительность и «способов» бытия идеальное и реальное. Сначала Гартман излагает своё учение о моментах бытия. Во всём существующем имеются:
- момент определённого бытия, «так-бытия» Sosein.
- момент существования, «вот-бытия» Dasein;
Термины Dasein и Sosein Гартман использует вместо, по его мнению, не вполне подходящих для данного анализа терминов прежней онтологии existentia существование и essentia сущность.
Момент вот-бытия указывает на то, что нечто существует; момент так-бытия характеризует качественную определённость этого нечто. При этом, согласно Гартману, противоположность двух моментов бытия относительна. Так, например, существование Dasein листа на дереве является определённостью так-бытием, Sosein этого дерева; существование этого дерева в этом лесу является определённостью этого леса, и т. д.
Если в прежней онтологии термин существование existentia употреблялся только по отношению к реальному миру, то, по Гартману, неправомерно отождествлять существование Dasein и реальность; они относятся к различным парам противоположностей: вот-бытие Dasein — так-бытие Sosein и реальность — идеальность.
Реальное — это то, что существует во времени. Время — основная характеристика реального. С ней связана вторая характеристика реального — его индивидуальность, неповторимость.
Идеальное отличается от реального своей вневременностью, неизменностью. Идеальное бытие, по Гартману, присуще математическим предметам, законам логики, всеобщим сущностям реального изучаемым феноменологией, а также ценностям. Математическое бытие подчинено логическим законам. Так, доказательства евклидовой геометрии построены в соответствии с модусами силлогистики; любое уравнение предполагает закон тождества и т. д.
Идеальное присутствует в реальном как его структура. «Идеальное бытие, — пишет Гартман, — индифферентно по отношению к реальному, а именно в отношении своей реализации в мире. Но реальное бытие никогда не бывает индифферентным к идеальному: оно всегда уже предполагает идеальную структуру, несет её в себе».
Рассматривая проблему познания реального мира, Гартман исходит из формулируемого им закона «трансцендентности актов познания», который является результатом анализа феномена познания. Этот анализ выявляет сущностную особенность познания, отличающую его от других актов сознания: если мыслить или представлять себе можно что угодно, то познавать можно только то, что есть независимо от познания. Это означает, что если познание есть, то оно обязательно является познанием того, что есть «в себе».
Данность в-себе-бытия реального мира Гартман иллюстрирует космическим контекстом человеческой жизни: «…порой космический контекст выступает, подавляя собой, словно сбивая все с ног, в непосредственную данность, и тогда затронутость человека достигает степени интенсивности, оставляющей далеко позади себя всякий прочий опыт. Землетрясения, извержения вулканов, наводнения заставляют его содрогнуться до глубины души, почувствовать себя мелким, зависимым, подвластным…»
Познание идеального бытия является априорным и основывается на непосредственном усмотрении содержания предмета.
Строение реального мира
Общими принципами всего конкретного являются категории. В них выражаются структурные единство и многообразие реального мира. Строение реального мира исследуется посредством категориального анализа. По Гартману, категории не являются понятиями, они объективны и познаются путём анализа предметов. Гартман различает категории предметов и категории познания. Те и другие совпадают частично. Так, среди категорий предметов есть такие, которых нет среди категорий познания. Это частичное совпадение двух видов категорий, обозначаемое Гартманом «основным категориальным отношением», является условием возможности априорного познания.
Так, астроном может вычислить траекторию движения небесного тела потому, что законы познания, лежащие в основе его вычислений, имеют объективное значение. «Любой предмет познаваем априори постольку, поскольку его категории являются одновременно категориями познания», — пишет Гартман.
Граница идентичности совпадения категорий является границей априорной познаваемости предметов и в силу этого, по Гартману, является границей рациональной познаваемости вообще. То, где эта граница проходит, устанавливается путём конкретного содержательного анализа категорий. Гартман считал, что в различных предметных областях философии есть проблемы, которые до конца не разрешимы. Фундаментальные категории относятся как к реальному миру, так и к идеальному бытию. Гартман выделяет три группы фундаментальных категорий:
- категориальные законы.
- структурные категории;
- модальные категории;
Модальные категории: возможность, действительность, необходимость и соответствующие им отрицательные категории. Структурные категории «противоположности бытия»: I группа II группа Категориальные законы разделяются на четыре группы:
- Законы зависимости Gesetze der Dependenz
- Законы расслоения Gesetze der Schichtung
- Законы когерентности Gesetze der Koherenz
- Законы значения Gesetze der Geltung
Гартман обнаруживает иерархию четырёх качественно различных слоёв:
- духовного.
- органического живого,
- неорганического физически-материального,
- душевного,
Гартман различает «душу» и «дух» ; душа, по Гартману, присуща существам, обладающим сознанием, к которым он относит и животных; дух — свойство человека. В области духа Гартман различает: «личный дух», носителем которого является отдельная личность; объективный дух, носитель которого — социальная общность ; «объективированный дух» — произведения искусства, науки, промышленности и т. д.
Влияние
Философия Николая Гартмана оказала влияние на ряд учёных. Её последователем был биолог Макс Гартман. На критическую онтологию Николая Гартмана опирались психиатры Курт Шнайдер, Ганс Йорг Вайтбрехт, Э. Грюнталь, невролог Рихард Юнг. Российский психиатр Ю. С. Савенко писал:
Мой собственный опыт, со времени прочтения в 1969 г. книги Татьяны Николаевны Горнштейн «Философия Николая Гартмана», состоит в сильном переживании инсайта, благодаря критической онтологии, которая дает принципиально большую ясность понимания, принципиально больший уровень терпимости к другим позициям, и реально помогает в головоломных проблемах и противоречиях, которыми так богата наша профессия.
Сторонником критической онтологии был философ Гюнтер Якоби.
Оценки и критика
Макс Шелер, будучи сам религиозным философом, высоко оценил имеющую атеистическую тенденцию «Этику» Гартмана, которая, как писал Шелер, «во многих отношениях в высшей степени плодотворно продолжает мои усилия в разработке материальной этики ценностей».
Ю. М. Бохенский в середине XX века писал: «Николай Гартман, несомненно, является одной из самых значительных фигур в современной философии… Сила Гартмана в точности анализа и в редкой среди немцев способности ясно выражать свои мысли, в то же время глубоко проникая во всё, что он при этом имеет в виду. Его произведения действительно являются образцом трезвой точности и научной всесторонности».
По мнению Ганса Мейера 1884 — 1966, «если отвлечься от экзистенциализма как особого течения, то окажется, что две фигуры наложили отпечаток на немецкую философию: Макс Шелер… и Николай Гартман, конструктор системы, с которым никто другой не может сравниться по огромной духовной культуре, охватывающей и философские, и естественные науки».
Историк феноменологического движения Герберт Шпигельберг отмечал, что «ни один мыслитель, связанный с феноменологий, не создал такой всеобъемлющей системы философии, какой является система Николая Гартмана».
В советской философской литературе Гартмана критиковали, в частности, за элементы агностицизма в его философии: ведь «не раз уже идеалистами и агностиками ставились пределы познанию, и все они были сметены поступательным движением наук…».
М. А. Киссель отмечал, что в философии Гартмана последовательность слоёв бытия рассматривается как факт, который можно анализировать, но в рамках онтологии нельзя генетически объяснить.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Джордж Беркли
- Христианство и Античная философия в 2-ом веке н. э.
- Культура, этнос, язык
- Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия
- Феномен внутренней свободы
- Возникновение этики как системы знаний и этапы развития этической мысли
- Направления философских исследований и основные философские дисциплины
- Оригенизм
- История западной философии
- М. Бакунин и его философские идеи