Оглавление:
Историческая реальность
Выясняя свое место в социальной структуре общества, отношение к исполняемой социальной роли, человек неизбежно задумывается о границах свободного действия, о смысле собственного существования. Решение этих вопросов выходит за рамки «наличного» состояния общества, социальной статики.
Как правило, свое наличное бытие человек всегда соразмеряет с возможным, желаемым, должным, с образом «потребного будущего» . Прочность человеческого жизненного мира зависит также от степени «обоснованности» его жизненных устоев прошлым, опытом предков.
Свобода человека, способность его быть causa sui — причиной самого себя — определяется тем, как человек отвечает на вопросы: откуда он? кто он? куда он идет? Свобода предполагает способность проектировать свое будущее, отвечать за свое прошлое, быть автором своих поступков в настоящем.
Другими словами, свобода неотделима от понятия времени, свобода проецирует себя на человеческую историю.
История и есть та совершенно особая реальность, которая неотделима от «деяний человека» и одновременно не исключает влияние природных факторов, не зависящих от человека; предполагает существование законов, «не проходящих через сознание» людей.
Как уже было показано, жизнь общества испытывает влияние природных условий (климата, рельефа местности, почвы и т.п.). Биологические (половые, возрастные, расовые) различия между людьми также играют определенную роль в исторических событиях. Нельзя отменить и действие экономических законов.
Из наличного эмпирического материала истории извлекается некий «привилегированный» фактор, который затем возводится в ранг субстанции исторических изменений.
Одной из таких концепций является концепция «природы» человека французских просветителей XVIII века. Неизменная природа человека (стремление к счастью, к самосохранению, способность мыслить и т.п.) лежит в основе всех исторических изменений.
Все типы общественных отношений колеблются вокруг этой «субстанции» истории, то искажая ее, то приближаясь к ней. Правильно понятая природа человека становится основой переустройства общества. Ш. Монтескье видел «субстанцию» истории в физических предпосылках существования человека — в климате, почве, географическом положении. Ип.Тэн главные причины движения истории усматривал в различии расы, среды, эпохи. Различные комбинации этих трех факторов могут объяснить любое историческое событие.
Классы как историческая реальность
Определение 1
Социальные классы – это широкие группы людей, которые принадлежат к одним и тем же обществам, кардинально отличаются по их месту и роли в системе общественного производства и распределения материальных и духовных благ.
Понятие социальных классов было сформулировано в рамках диалектического материализма К. Марксом, а позже развито и доработано В.И.
Ленином, однако согласно высказываниям самого Маркса, классы представляют собой не некую абстрактную категорию, созданную в рамках философского учения, а реальность истории, которая не только возникла, но и была изучена и описана задолго до самого Маркса в трудах буржуазных историков и отцов политэкономии.
В.И. Ленин в качестве фундаментальных выделял четыре признака класса:
- исторически закрепленное место в системе производства,
- отношение к средствам производства,
- роль в организации труда,
- способ получения произведенных благ.
Наиболее важным и определяющим из них безусловно является отношение людей к средствам производство.
Согласно данному признаку люди могут быть разделены на две группы – тех, кто владеет собственностью на средства производства и тех, кто не имея собственности вынужден продавать свой труд. Первый класс традиционно обозначается как эксплуататорский.
Его члены вынуждены продавать свой труд, ради получения доступа к благам и результатам производственной деятельности, при этом получаемые в качестве компенсации блага всегда меньше затраченных для их производства усилий и самого произведенного продукта.
Генезис классов
Вопросы происхождения классов рассматривались Ф. Энгельсом. Философ выделял два основных пути:
- эволюционный,
- насильственный.
Эволюционный путь представляет собой длительный процесс выделения из монолитной родовой общины эксплуататорского класса. Первоначально, в первобытном обществе, права на средства производства не принадлежат никому (согласно представлениям первобытных людей лес, животные, рыба и т.д.не могут принадлежать кому-либо из людей, они принадлежат сами себе), либо закреплены за общиной. При этом в процесс общественного производства вовлечены все его члены, а полученный продукт распределяется между ними более-менее равномерно, исходя из логики выживания самой общины.
Однако по мере совершенствования средств производства начинает как прирастать получаемый продукт, так и число самих членов общины что с одной стороны требует формирования специальных органов для более эффективного управления общиной, регуляции ее взаимоотношений с соседями и т.д., а с другой стороны возникает излишек произведенных благ, который позволяет освободить эти «административные» кадры от непосредственного участия в процессе производства.
Постепенно за управляющими лицами закрепляется особый статус, который они стремятся сохранить и передать потомкам, расширяется сеть политических инструментов и лиц вовлеченных в их осуществлении (например, при племенном вожде формируется военная элита), которые затем присваивают себе право собственности на средства производства, отнимая их у общины и составляют эксплуататорский класс, в то время как сами общинники становятся эксплуатируемыми.
Насильственный путь связан с ведением военных действий общины против других обществ, которые в случае их успешности приводят к резкому возрастанию материального благополучия общества, что позволяет ему расширить число лиц, занятых в общественном производстве.
При этом тяготы производительного труда начинают перекладываться с общинников на лиц имеющих подневольный статус – рабов, которые захватываются в самих военных действиях.
Аналогичным образом общинники становятся эксплуататорским классом, а рабы эксплуатируемым, при этом они одновременно представляют собой также и средства производства, на которые распространяется право собственности общинников.
Классы в рамках формационного подхода
Представления о социальных классах формировались не сами по себе, а в рамках формационного подхода к историческому процессу и развитию общества.
Согласно положениям формационного подхода исторический процесс совершается не хаотически из отдельных и случайных событий, а закономерно, подчиняясь диалектической логике развития общества и общественных отношений, при этом развитие общества происходит в направлении прогресса, от наиболее примитивных форм его существования к наиболее развитым.
Сами формы существования представлены общественно-экономическими формациями, как историческими образованиями, предполагающими специфические способы производства и производственных отношений.
В рамках формации выделяется базис и надстройка.
Базис формации составляют сами средства производства, производственные отношения и производительный труд, в то время как надстройка представлена государством, политическими и административными органами.
Всего было выделено пять формаций:
- первобытнообщинная,
- рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая,
- коммунистическая.
С точки зрения взаимоотношений между классами формации были разделены на антагонистические и неантагонистические.
В антагонистических формациях происходит борьба между классами связанная с производственными отношениями и распределением благ, в неантагонистических формациях (первобытнообщинной и коммунистической), в силу отсутствия отношений собственности сами классы не существуют, а потому нет и общественных противоречий.
В рабовладельческой формации эксплуатирующим классом выступали рабовладельцы, а эксплуатируемым – рабы, в феодальном – феодалы и крестьяне, в капиталистическом – буржуазия и пролетариат.
При этом классовая борьба является главным источником развития общества, стимулируемая развитием средств производства, она ведет к смене общественно-экономических отношений и установлению нового более эффективного уклада и типа общества.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
- Экономические идеи древнеримских мыслителей
- Право как элемент духовной структуры общества
- Причинность и целесообразность
- Философия неоконсерватизма
- Теория истины
- Значение философии в жизни человека — Философское понимание мира, его основных типов и способов
- Теория революционного преобразования общества
- «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции
- Гуманистическая концепция человека