Оглавление:
Развитие украинской мыли и русской культуры
Огромным шагом вперёд в развитии украинской мысли и русской культуры стала организация в Киеве в 1632 — 1633 гг. митрополитом Петром Могилой так называемой Киево-Могилянской коллегии (впоследствии академии), которая была призвана стать оплотом православия и украинской культуры.
Фактически это был университет (период обучения — 12 лет = 8 классов, для всех сословий, структура по аналогии с западными университетами, курс: философия, диалектика, логика, этика, физика, метафизика и математика), отличавшийся по своему статусу от европейских только отсутствием курса (и класса) богословия, так как католическое государство Речь Посполитая, в состав которого входила тогда большая часть Украины, препятствовало преподаванию православного богословия. Первый курс богословия был прочитан только Феофаном Прокоповичем во времена Петра I.
Киево-Могилянская академия продолжила научно-образовательные, демократические традиции братских школ на Украине. В ее стенах продолжают развиваться языкознание, литература, история, а сама философия возглавила начавшееся идеологическое противостояние с католической экспансией.
Именно в Киево-Могилянской академии философия впервые вводится как специальный предмет изучения. Пусть даже она еще имеет налет религиозности, но уже происходит интеграция с естественными науками. Главный предмет познания — природа и человек. В контексте эпохи Возрождения философы Киево-Могилянской академии занимаются проблемами законов природы, существования человека, природы его мышления, содержания его внутреннего мира. Философская мысль приобретает практическую направленность
Академия стала обителью молодых развивающихся наук: логики, математической логики, семиотики (науки о знаках и символа), логической семантики (наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики), гносеологии. Киево-Могилянские философы вели свои размышления над такими темами: А) возникновение государства; Б) роль человека в нем; В) общественный гуманизм; Г) счастье. И пришли к таким выводам: а) государство существовало не всегда, был период без государственного регулирования общественных отношений, однако в отличии от Гоббса «академики» полагали, что истоки его возникновения лежат не в личном эгоизме каждого индивидуума, т. к. изначально человек ориентирован на позитивные социальные поступки; б) человек — субъект свободного социального и правового действия, а не только объект действия правовых норм; в) Киево-Могилянские мыслители предполагали достаточно высокий уровень нравственности, моральности и социальной адекватности современного человека как результат развития правового государства; г) счастье — не погоня за материальными благами и не аскетическое бегство от жизни, а умение согласовать свои ценностные ориентации с сущностью природных закономерностей.
Философскую мысль академии можно отнести к школе материалистического мировоззрения.
Среди преподавателей Киево-Могилянской коллегии немало известных в Украине и за рубежом философских деятелей: Ф. Прокопович, И. Гизель, И. Козачинский, И. Кононович-Горбатский, П. Могила, Г. Кониский а также среди воспитанников заведения: Г. Сковорода, С. Яворский и другие. Это философы, которые были знакомы как с древней философией, так и с новыми западноевропейскими учениями и течениями.
Иоанникий Галятовский
Иоанникий Галятовский, архимандрит († 1688 г.). Время и место рождения И. Г. неизвестно. Образование он получил в Киево-Могилянской коллегии, при ректоре ее Лазаре Барановиче, который был постоянным его покровителем. Окончил полный курс коллегии И. Г. в 1649 г. Приняв монашество, он сделался учителем коллегии, а по закрытии ее в 1651 г., удалился в Литву, где был, кажется, игуменом Купятицкого монастыря. В 1656 г. И. Г. возвратился в Киев и сделался снова учителем коллегии; в 1657 г. он был профессором риторики, а в1658–1659 учебном году сделался ректором Киево-Могилянской коллегии и вместе игуменом Киево-Братского монастыря. И. Г., как ректору, принадлежит высокая честь восстановления Киево-Могилянской коллегии, опустевшей в 1651 г. после нашествия и опустошения Киева литовским гетманом Яном Радзивиллом. Восстановив коллегию из развалин, И. Г. открыл в ней учение, постепенно заводя классы, начиная с низших, и сам один, за недостатком учителей, обучая в них. В 1665 г. Киев снова подвергся разорению со стороны поляков и казаков, коллегия сильно пострадала, – и И. Г. должен был оставить ее. Более 3 лет И. Г., – по собственным словам его, – «скитался на Подоле (в Подолии). Волыни, Литве и в других местах». В 1668 г. он явился в Чернигов к Лазарю Барановичу, который сделал его сначала игуменом монастыря, а потом архимандритом черниговском Блецкого монастыря, где он и умер в 1688 г.
И. Г. – один из самых лучших представителей южнорусской литературы второй половины XVII в., т. е. самого страдного времени в истории Малороссии. И. Г. оставил после себя множество сочинений, которые писал на русском и польском языках, разного содержания: гомилетического, нравоучительного, исторического и преимущественно полемического. Из гомилетических трудов его замечательны: 1) «Ключ разумения» (1659–1665 г.), 2) «Наука о зложении казаний» (1666 г.). К нравоучительны сочинениям его может быть отнесено: «Небо новое с новыми звездами сотворенное, т. е. преблагословенная Дева Мария Богородица с чудами своими» (1665. 1677 и 1690 г.). Исторический труд И. Г. под заглавием: «Скарбница потребная и пожитечная всему свету» (1676 г.) посвящен истории черниговского Елецкого монастыря и описанию чудес от Елецкой иконы Богоматери. Полемические сочинения И. Г. писал а) против латино-униатов: 1) «Белоцерковская Беседа» (1663 г.); 2) «Старый костел» (древняя западная церковь показывает новой римской церкви исхождение Св. Духа от одного Отца, а не от Сына, в 1678 г.); 3) «Фундаменты, на которых латиняне утверждают единство Руси с Римом» (1683 г.) и 4) «Души людей умерлых из тела выходячии отходят на три месця (места); иншии до неба, иншии до пекла, иншии на мытарства» (против латинского учения о чистилище, в 1687 г.); б) против евреев: «Мессия Правдивый Иисус Христос» (1669 и 1672 г.; в) против магометан: 1) «Лебедь» (1679 г.) и 2) «Алкоран Магомета от Христа уничтоженный и в ничто обращенный»(1683г.): г) против ариан: «София Мудрость» (1686 г.); д) против еретиков вообще: «Алфавит различных еретиков неверных для их научения и возвращения к вере кафолической» (1681 г.) и е) против язычников: «Боги поганские» (1686 г.). Кроме того, И. Г. трудился над переводом «Житий святых» иезуита Петра Скарги. И. Г. был ученейший гомилет и полемист своего времени. Язык его сочинений (русский), напр., в «Ключе разумения», отличается простотою и ясностию, в иных местах напоминает простоту и силу языка Иоанна Вишенского, без макаронизмов; часто встречаются у него выражения и обороты народной малорусской речи. И. Г. в своих сочинениях показывает себя хорошим знатоком богословской и исторической литературы своего времени – русской и польской. При всем том круг знаний его – ограниченный, горизонт мысли – тесный. Критический элемент в его сочинениях слаб. И. Г. был более кабинетным патриотом, чем церковно-политическим деятелем.
Лазарь Баранович
Перу Л. принадлежат проповеди, полемико-богословские и многочисленные разножанровые поэтические сочинения (в т. ч. эпиграммы, эпитафии и панегирики), написанные в витиевато барочном стиле. Мн. сочинения Л. просматривали, а иногда и существенно редактировали по его просьбе Иоанникий (Галятовский), Феодосий (Сафонович), Иннокентий (Гизель) и др. представители киевского духовенства.
Л. следовал принципам поэтики польск. иезуита М. К. Сарбевского, усвоенным им во время обучения в коллегиях Об-ва Иисуса. Частое использование им народных афоризмов и поговорок в несложных поэтических произведениях было предметом едкой иронии противников Л. В полемике (как и в политике) Л. предпочитал осторожность и умеренность. Лит. творчеству он уделял значительно больше внимания именно в периоды спада своей политической активности.
В рукописи сохранились мистерия «Действие на Страсти Христовы» (не позднее 1650), составленная во время преподавания в Киево-Могилянской коллегии (Петров Н. И. О словесных науках и лит. занятиях в Киевской академии, и конспекты лекций Л. по риторике, записанные в 1646/47 г. слушателем Киево-Могилянской коллегии Т. Топоровым (Он же. Археол. заметки: Древнейшия руководства по философии Киев. академии. В бумагах Симеона Полоцкого среди «Словес приветственных на праздники различныя» приводится как минимум одна «орация» на Рождество авторства Л. с посвящением царю Алексею Михайловичу . Сохранились списки ответа Л. патриарху Иоакиму «О Соборе Флоренском анетрийском, сиречь разбойническом соборищи, или паче каиафском седалищи». Известно о составлении Л. эпитафии митр. Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому) на польск. языке
Присланные Л. в Москву 24 февр. 1676 г. «Вечерний плач о преставлении Алексея Михайловича» и «Заутреняя радость на восшествие на престол Федора Алексеевича» не были, вероятно, напечатаны.
В основу некоторых опубликованных проповедей положены, по мнению Н. Ф. Сумцова, устные поучения, прочитанные Л. еще в Киево-Могилянской коллегии (что было его учительской обязанностью). В отличие от языка др. сочинений Л. язык печатных проповедей — церковнославянский, с минимальным вкраплением полонизмов и латинизмов, изредка встречаются слова и обороты из разговорного языка.
В сб. «Меч духовный, еже естъ глагол Божий на помощь Церкви воюющей, из уст Христовых поданый» (1666) вошел годичный цикл воскресных проповедей Л., начиная с Пасхи, и поучения на Страстную неделю (всего 56). Название сборника позаимствовано из Послания ап. Павла к Ефесянам, где «меч духовный» является образом Слова Божия (Еф 6. 17). Сборник открывают предисловие и стихотворное посвящение царю Алексею Михайловичу, который «Закон царский совершил еси, егда Малу Россию под крепкую свою руку приял еси» (Л. 8). На фронтисписе изображено родословное древо царя, произрастающее из «кореня Владимирова». Поучения составлены преимущественно на основе Свящ. Писания, с очень редкими отсылками к святоотеческим сочинениям и творениям блж. Августина. В посвящении царю Л. упоминал об источниках своих сочинений, отметив, что «истину елико мощно писати тщахся, никоих же не точию басней, но ниже историй, вне Писаниа Святаго и учения церковного сущих, прилагая». Эта черта отличает проповеди Л. от поучений мн. др. представителей киево-могилянского круга.
Сборник был составлен в нач. 60-х гг. XVII в. и издан в типографии Киево-Печерского мон-ря при финансовой поддержке рус. правительства. И. А. Шляпкин допускал, что «Меч духовный…» мог быть рассмотрен на Соборе 1666-1667 гг. и именно после этого было получено разрешение продавать его в России. Правительство само разослало книгу по епархиям, предписав внести за каждый экземпляр 3 р.
Сборник «Трубы словес проповедных», изданный в лаврской типографии (1674), задумывался Л. как 2-я часть «Меча духовного…» еще в 1668 г., когда Л. обратился за советом к Симеону Полоцкому (Письма. 1865. № 45, 43). Сборник открывает стихотворное посвящение царю Алексею Михайловичу. В «Трубы…» вошли 80 проповедей праздничного цикла и состоящий из 75 Слов и поучений «Прилог на различныя нужды Слов полезных» смешанного состава: поучения о свободе воли, образцы Слов и наставлений перед исповедью, на венчание и погребение, толкование отдельных молитв, фрагментов НЗ, вирши на Воскресение Христово, 9 богородичных песней, «Слово утешения» Алексею Михайловичу по случаю кончины в 1669 г. Марии Ильиничны (возможно, напечатано первоначально отдельной брошюрой), «Книжица благословению Господню на новый брак» на венчание царя с Наталией Кирилловной Нарышкиной (написана в 1671, уже после завершения общей работы над «Трубами…»), Слово на кончину царевича Алексея Алексеевича. По замыслу Л. «Прилог…» мог послужить пособием при составлении проповедей.
Антоний Радивиловский
(Радивиловский; † 1688, Киев), игум., проповедник, писатель и поэт. В 40-х гг. XVII в. учился в Киево-Могилянской коллегии в одно время с Симеоном Полоцким и Иоанникием (Галятовским), в коллегии тогда преподавали Иннокентий (Гизель) и Лазарь (Баранович). После окончания коллегии А. принял монашество и служил архидиаконом в Чернигове. После 1656 г. принят в Киево-Печерский мон-рь настоятелем архим. Иннокентием (Гизелем), ок. сер. 60-х гг. архим. Иннокентий назначил А. проповедником, затем — соборным старцем, позднее — наместником. В 1666 и 1675 гг. в качестве наместника Киево-Печерского мон-ря А. приезжал в Москву и был представлен царю Алексею Михайловичу. После кончины архим. Иннокентия в 1683 г. А. стал игуменом киевского Пустынного мон-ря.
А.- автор печатных сборников проповедей «Огородок Марии Богородицы» и «Венец Христов», в к-рые вошли Слова, произнесенные А. в разное время. «Огородок Марии Богородицы» имеет посвящение архим. Иннокентию (Гизелю), содержащее биографические сведения об А. В 1686 г. Патриарх Иоаким узнал, что в Киеве готовится издание 2-й книги А.- «Венец Христов», и запретил печатать ее без своего одобрения. Когда же книга все-таки вышла в свет, Патриарх укорил за это архим. Киево-Печерской лавры Варлаама (Ясинского) и митр. Киевского Гедеона (Святополка-Четвертинского). «Венец Христов» был прислан лаврой царям Иоанну V, Петру I и царевне Софье Алексеевне через наместника Исаакия (Коревича) и соборного старца Антония (Почеку). В сопроводительной грамоте А. жаловался на старость и болезни (Харлампович. С. 446-447).
В предисловиях и послесловиях к сборникам А. напечатал свои стихотворения «Христос, Иже ест Церкви, Матки нашей, Глава», «Мария. Ям раи», «Будь слава Марии», «О титле книги «Венца Христова» сия да будуть прочтенна слова». Сохранились авторские рукописные варианты книг А. 1671 и 1676-1683 гг.
Соч.: Огородок Марии Богородицы: Розмаитыми цветами словес на праздники Господския, Богородичны и прочих святых. К., 1676; Венец Христов, з проповедии недельных, аки з цветов рожаных на украшение православно-кафолической святой восточной Церкви сплетенный, или Казаня неделныи на венец всего лета, з Писма Святого и з розныхъ учителей на ползу душевную православных собраный. К., 1688.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Вильгельм Дильтей, немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики
- Тема мистического познания в русской философии 19-20 вв.
- Просвещение
- Идея «целевой причинности» в современной социальной философии
- Идеализм
- Проблема соотношения культуры и цивилизации
- Философия постмодернизма
- Философия эллинистической эпохи
- Человек как предмет философской рефлексии
- Идея общественного процесса в истории социальной мысли