Оглавление:
Иммануил Кант, считается основателем немецкой классической философии. Отличительной чертой немецкой классической философии является внимание к творческой деятельности человеческого разума, его свобода считается одной из центральных проблем философии.
В философии Канта можно выделить два этапа: предкритический и критический. В докритический период Кант отвергает сотворение Вселенной Богом. Второй период (критический период). В работе «Критика чистого разума» Кант сформулировал три наиболее важных для него вопроса: 1. Что я могу знать? — Теоретическая философия может дать ответ. 2. Что мне делать? — Практическая философия. 3. На что я могу надеяться? — Философия религии. Позже Кант добавляет к этому вопрос «Что такое человек?». — на что отвечает философская антропология. Для него сама цель человеческого существования — найти ответы на эти вопросы. Таким образом, философия может заставить человека понять, каким он должен быть.
Для исследования закономерностей деятельности разума, направленной на истинное знание, Иммануил Кант создал свою особую философскую теорию с «Критикой чистого разума». Его задача — раскрыть общие закономерности познавательной деятельности человеческого разума и определить границы познания. Природа (существование вещей вне нас) делится на вещи сами по себе, которые имеют внутреннюю сущность («вещь сама по себе») и внешние проявления (явления). Пространство и время понимаются как сущностные характеристики предметно-материального мира.
По Канту, познание начинается с сенсорного опыта, так что объект-реальность, мир явлений, признается, но знаний о «вещах в себе» получить невозможно. Сенсорное восприятие является пассивным, так как возникает под воздействием объекта на объект. Она не имеет реальной общности, потому что зависит от конкретных обстоятельств.
Когнитивная деятельность представлена с точки зрения деятельности чистого разума и понимания. По Канту, причина заключается в способности человека оперировать априорными концепциями в процессе мышления, которая присуща всем человеческим существам и поэтому является универсальной и объективной. Деятельность разума творческая, он конструирует сущность вещей и поэтому воспроизводит их. Чистый разум, имеющий дело с множеством явлений, не может найти в себе основы единства. Он анализирует, но не синтезирует. Эту роль играет теоретический разум, который вводит в чистый разум фундаментальные идеи, которые придают всеобъемлющее единство и целостность результатам деятельности разума. Теоретическая причина создает представление о цели познания. Благодаря разуму, познание упорядочено. Познание — это творческий процесс.
Существует 4 пары антиномов (антиномия — противоречие между суждениями, каждое из которых одинаково доказано) чистого разума:
Мир имеет начало во времени и пространстве, а мир во времени и пространстве не имеет начала (бесконечного);
Мир состоит из простого, неделимого, в мире нет ничего простого, все сложно;
В мире есть свобода, а в мире нет свободы, кроме необходимости;
В мире есть вселенская причина (Бог), которая предопределяет все, и в мире нет вселенской причины, все случайно.
Антиномии чистого разума Канта не находятся в простом равновесии. Ибо это была бы статика, а не динамика знаний. Ведь мысль о взаимосодержащих противоречиях одновременно неприемлема для здравого смысла. Здравый смысл действует по принципу «тот или иной». Диалектический рассудок действует по принципу «и то, и другое». Наконец, диалектический рассудок предлагает разрешение противоречий, антиномий, а не просто установление их существования. Их необходимо интегрировать, и это возможно, когда тезис и антитезис не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга.
Процесс познания
Во-первых, меняется представление Канта об отношениях между рациональными и эмпирическими моментами в познании. Кант объясняет, что между чувствительностью и разумом есть фундаментальная разница; это две разные разновидности когнитивного процесса. Чувства без понятий — слепые, а понятия без понятий — пустые, говорит Кант. Поэтому научные знания могут быть задуманы только как синтез этих разнородных элементов — чувствительности и разума. Другими словами: Знания возникают в комбинации форм чувствительности и разума.
По словам Канта, процесс познания проходит через 3 этапа:
Первая, чувственная стадия упорядочивает хаос чувств с помощью субъективных форм пространства и времени, которые априори (до переживания) находятся в чувственном поле сознания познающего субъекта. Это формирует объекты чувственного восприятия, мир явлений.
На втором, спорном этапе многообразие сенсорного материала подводится под единство понятий или категорий, которые априори содержатся и в познавательном сознании, но только в области мысли.
Посредством категорий количества, качества, отношения, модальности и ряда других, человек судит, выражает определенные суждения, которые являются элементами нашего языка.
В структуре знаний Кант выделил аналитические и синтетические мнения, понимая под первым — знания, имеющие объяснительный характер (утверждение, что каждое тело расширяется, каждый из нас знает даже без прямого опыта), а под вторым — знания, расширяющие наши знания о воспринимаемом объекте (но для того, чтобы найти среднюю массу человеческого мозга, требуется практический опыт, а полученные данные уже дополнят знания мозга). Таким образом, согласно Канту, все эмпирические, эмпирические суждения синтезированы.
Наконец, третий этап знания, который Кант назвал разумом, характеризуется тем, что знание выходит за рамки возможного опыта, в пределах которого оно находилось на предыдущих этапах. Разум, в отличие от понимания, самонадеянно пытается охватить сферу трансцендентности (нечто, выходящее за рамки опыта), ухватиться не за явления, а за сами вещи.
Причина здесь, однако, бессильна: не имея поддержки эмпирического опыта, она прибегает к спекуляциям и фантазиям. Поэтому, по словам Канта, мы должны признать, что сама реальность — это одно, а наше знание о ней, которое не основано на данных наших органов чувств, — это другое. Попытка объединить их приводит к противоречиям, которые философ назвал антиномией. Антиномии — это в равной степени доказуемые утверждения, которые являются взаимоисключающими, но принадлежат к одному и тому же явлению. К таким выводам приходит разум, который стремится постичь мир в целом, познать природу души, доказать или опровергнуть существование Бога.
Есть ли среди наших познавательных способностей такой, который мог бы направлять деятельность интеллекта, прописывая ему определенные цели? По Канту, такой факультет существует, и это называется разумом. Причина, по Канту, всегда переходит от одного условного к другому условному, не имея возможности завершить эту серию с последним — необусловленным — потому что в мире опыта нет ничего необусловленного. В то же время, человек стремится к абсолютному знанию, т.е., по словам Канта, к получению абсолютно необусловленной вещи, из которой, как из некой первопричины, можно вывести целый ряд явлений и сразу же объяснить их полноту. Такая безусловность предлагается нам разумом в виде идей (моделей). Если мы ищем конечный необусловленный источник всех феноменов внутреннего ощущения, то, по Канту, мы приходим к идее души, которую традиционная метафизика рассматривает как субстанцию, наделенную бессмертием и свободой воли. Поднимаясь до предельной необусловленности всех явлений внешнего мира, мы приходим к мысли о мире, о космосе в целом. И, наконец, желая постичь абсолютное происхождение всех явлений вообще, как ментальных, так и физических, наш разум поднимается к мысли о Боге.
Высшая необусловленная реальность
Вводя понятие Платона об идеях, обозначающих высшую необусловленную реальность, Кант понимает идеи разума совершенно иначе, чем Платон. Если идеи Платона — сверхчувствительные понятные сущности, обладающие реальным существованием, то идеи Канта — это просто представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно ставит перед собой. У идей разума есть регулятивная функция в познании, в том, что они стимулируют («поднимают») интеллект к деятельности, но не более того. Отказывая человеку в возможности познания предметов, не подаренных ему опытом, Кант тем самым критиковал идеализм Платона и всех тех, кто, следуя за Платоном, разделял веру в возможность неэкспериментального познания вещей самостоятельно.
Таким образом, достижение конечного необусловленного является задачей, к решению которой стремится разум. Но здесь возникает неразрешимое противоречие. Для того чтобы понимание могло иметь стимул к деятельности, оно стремится, подталкиваясь разумом, к абсолютному знанию: но эта цель всегда остается недостижимой. И поэтому разум, стремясь к этой цели, выходит за рамки опыта; только в этих пределах его категории тем временем имеют легитимное применение. В этом случае интеллект впадает в иллюзию, в заблуждение, полагая, что с помощью категорий он может знать неэкспериментальные вещи сам по себе. Эта самоуверенная иллюзия, по словам Канта, характерна для всей философии на сегодняшний день.
Разум, по Канту, является резервуаром явлений: разум ведет диалектически (в доктрине универсальной согласованности и развития) все дальше и дальше от эмпирического применения категорий, что является пределом познания. Эта неизбежная иллюзия возникает благодаря деятельности разума, которая заключается в поиске условий для обусловленного и нахождении их в необусловленном (Бог есть (условное предложение, принятое как необусловленное), человек думает, потому что мое существо наделено особым смыслом (существование этого смысла является необходимым условным аргументом, удовлетворение которого дается нам идеей Бога). Наконец, ум всегда работает с идеями, под которыми заложены все явления и идеи (человек допускает, а Бог располагает).
Главная задача трансцендентной диалектики состоит лишь в том, чтобы выявить «диалектическую фальсификацию» «софистических выводов», т.е. выявить внутреннее противоречие из спорных выводов. Как трансцендентальные идеи Кант считает — в духе школьной философии своей эпохи — душу, мир и Бога: «Таким образом, все трансцендентальные идеи могут быть сведены к трем классам, первый из которых содержит абсолютное единство субъекта мышления, второй — абсолютное единство ряда условий явлений, третий — абсолютное единство условий всех объектов вообще». Кант пытается доказать, что эти идеи, рассматриваемые как объекты, приводят к противоречиям. Свои доказательства он раскрывает в главах о парализме (душа), антиномичности (мир), идеале (Бог) чистого разума.
«Нет сомнений, что все наши знания начинаются с опыта….». Никакое познание не предшествует опыту во времени; оно всегда начинается с опыта. Но, хотя все наши знания начинаются с опыта, из этого ни в коем случае не следует, что они полностью вытекают из опыта. Вполне возможно, что даже наше эмпирическое знание состоит из того, что мы воспринимаем через впечатления, и того, что наша собственная когнитивная способность (стимулируемая только чувственными впечатлениями) дает о себе, и мы отличаем это добавление от основного смыслового материала только тогда, когда длительное упражнение привлекает наше внимание к нему и делает нас способными выделить его (таким образом, решение математической задачи часто требует не только знания математических правил и наличия калькулятора, но и творческого мышления о закономерностях реальных явлений и событий). Таким образом… возникает вопрос. Вопрос: Есть ли такое знание, независимо от всех сенсорных впечатлений? Такое знание называется a priori (полученное до опыта и независимо от него); оно отличается от эмпирического знания, которое имеет апостериорный (основанный на опыте, основанный на знании фактов) источник, а именно — в опыте».
Какова природа научного познания
Ответ на вопрос о том, какова природа научного (в данном случае истинного) познания, заключается в ответе на вопрос: как априори возможны синтетические суждения?
Систематический анализ этой проблемы в «Критике чистого разума», которая, по мнению И. Канта, восходит к работе Д. Хьюма, «пробудившего его от догматического сна», привел к мысли о том, что «вещь сама по себе» неведома. Нас всегда волнуют только явления, то, что дается нам с помощью органов чувств, и только это мы можем знать с уверенностью. В то же время, знания, хотя и начинаются с опыта, не сводятся к опыту, ибо часть наших знаний имеет априори, до опыта, и создается познавательными способностями самого человека. Это априори и трансцендентность, придающая знанию универсальный и необходимый характер.
Фундаментальным для гносеологии (эпистемологии) Канта является мысль о том, что всеобщее и необходимое знание, столь дорогое философу, не может следовать из опыта, не может быть апостериори (после опыта), ибо опыт всегда неполноценен, несовершенен. Напротив, он должен быть априори (предыдущий опыт). Кант называет свою философию трансцендентальной (от латинского transcendere — превышать, трансцендировать), потому что он исследует переход данных опыта в систему, формируемую нашим сознанием, в результате чего появляется универсальное и необходимое знание.
Таким образом, Кант определил возможность познания как синтез двух разнородных элементов, ощущения и разума. При этом выделяется последний этап, в котором третья, высшая инстанция — разум — выходит за рамки опыта и пытается постичь абсолютно необусловленное. В то же время, причина побуждает заниматься этой деятельностью, предлагая свои идеи и модели. Но помимо опыта, применение его категорий бесполезно и нелегитимно и приводит к обману.
По мнению философа, все эмпирические, экспериментальные знания синтезированы, потому что они приносят качественно новые знания и представления об исследуемом объекте. Но, как утверждает философ, не все знания даются (завершаются) на опыте, поскольку они всегда неполны и несовершенны. Напротив, только априорное и трансцендентальное знание имеет универсальный и необходимый характер, так как делает возможным попытку постижения абсолютно необусловленного, из которого, как из первопричины, следовала бы целая серия явлений и сразу же объяснялась бы их полнота. Таким образом, наш разум, стремящийся постичь абсолютное происхождение всех явлений вообще, как ментальных, так и телесных, восходит к идее Бога. В конечном счете, разум всегда оперирует идеями (в контексте, это конечная необусловленная реальность), под которые подпадают все явления и концепции.
Знание, таким образом, априори является фундаментальным и необходимым, и это возможно благодаря познавательным способностям самого человека.
Рассудок как источник вселенского порядка…
Человеческий разум сталкивается с неразрешимыми противоречиями, которые Кант назвал антиномией. Например, антиномия: мир конечен — мир бесконечен.
По Канту, процесс познания проходит через три стадии: восприятие смысла, понимание, интеллект. Мы воспринимаем объект через чувственное восприятие, но оно мыслится с помощью разума. Только через их синтез возможно познание. Инструментом психического познания являются категории. Научные знания — это категорические знания. И.Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: класс количества включает в себя категории — единство, кратность, цельность.
И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «вещь в себе».
Этические взгляды Канта отражены в его заявлении: «Две вещи всегда наполняют душу новым и более сильным чудом, с трепетом, чем чаще и постоянно мы думаем о них, это звездное небо над мной и нравственный закон внутри меня». И. Кант формулирует свое моральное обязательство в виде нравственного закона (категорический императив): «Действуйте так, чтобы максимум вашей воли стал принципом общего закона».
Сами по себе вещи не известны. Ни формы чувственности, ни категории разума, ни эти три закона не являются определением вещей сами по себе. Природа как объект всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием. Разум является источником общего порядка природы, поскольку он подчиняет все явления своим собственным законам и тем самым сам априори реализует опыт (в соответствии со своей формой), в силу чего все, что познается на опыте, обязательно подчиняется законам разума. Мы имеем дело не с природой вещей сами по себе, которая не зависит ни от условий нашего ощущения, ни от условий интеллекта, но от природы как объекта возможного переживания; и здесь также зависит от интеллекта, который делает это переживание возможным, что чувственно воспринимаемый мир есть природа.
Формы априори обеспечивают универсальность знания, но не делают его копией вещей. Существует принципиальная разница между тем, что для нас является вещью — феноменом — и тем, что само по себе является нумерологией. Нумены недоступны для всякого познания; они трансцендентны. Как бы мы ни старались знать явления, наши знания всегда будут отличаться от вещей такими, какие они есть на самом деле. И как бы ни увеличивались наши знания, их ограничения не могут исчезнуть.
Частью человеческого познания является чувственное восприятие. По Канту, существует две априорные формы ощущения — пространство и время. Космос систематизирует внешние ощущения, а время систематизирует внутренние ощущения. Кант рассматривает пространство и время только во взаимоотношениях, но связь реализуется только в трансцендентальном субъекте. Трансцендентальный анализ — это одновременный ответ на вопрос о том, как математика как наука возможна. Согласно Канту, геометрия имеет пространственные представления в качестве своей основы, а арифметика имеет временные представления в качестве своей основы.
Философ видит в человеческом интеллекте предварительно выстроенную «конструкцию» — категории. Это как будто возможность научного познания, а для концепции, основанной на этой возможности, требуется «продуктивное воображение». Кант говорит о «спонтанности мысли»: интеллект через продуктивное воображение самопроизвольно создает свои концепции, независимо от сознательного управления. Продуктивное воображение является «инструментом» синтеза чувствительности и разума.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Возрождение — кризис религиозного мировоззрения
- Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан) — Соотношение сознания и бессознательного в работах З. Фрейда
- Шарль Фурье, французский философ, социолог, представитель утопического социализма
- Национальное в философии
- Особенности современного развития науки
- Глобальные проблемы человечества. Предпосылки и возможные пути их решения
- Философия науки
- Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи
- Патристика, специфика теологической экзегезы и герменевтики
- Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса