Оглавление:
Биография Юнга
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в небольшом швейцарском городке Кесвиль на Боденском озере в кантоне Тургау в семье протестантского пастора. Когда ему было 4 года, семья переехала в пригород Базеля. Отец очень беспокоился о своем воспитании и образовании и, несмотря на относительную бедность семьи, нашел способ отправить сына в лучшую городскую гимназию.
Карл Густав Юнг получил докторскую степень в медицинской школе Базельского университета. Первоначально специализируясь на внутренних болезнях, он уже получил место в престижной мюнхенской клинике. В последнем семестре ему пришлось заниматься психиатрией, он открыл учебник и прочитал на первой странице, что психиатрия — это «наука о личности». «Мое сердце внезапно пульсировало», вспоминал Юнг в преклонном возрасте. — Волнение было необыкновенным, потому что, как и во вспышке просветления, я понял, что психиатрия, возможно, единственное возможное место назначения для меня. Только в нем слились два потока моих интересов. Здесь было эмпирическое поле, общее для биологических и духовных фактов, которое я искал везде и нигде не нашел. И здесь тоже столкновение природы и духа стало реальностью».
С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе ассистентом известного психиатра Э. Блейера. С 1909 по 1913 год работал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции, знакомящие с психоанализом.
После того, как весной 1909 года Юнг покидает пост врача клиники в Бургельцли, он открывает собственную частную практику и принимает пациентов в приемной своего дома в Кюснахте — куда он переехал в 1906 году, через три года после заключения брака.
В 1911 году Юнг ушел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике.
Разрыв с Фрейдом произошел после того, как Юнг опубликовал свою работу «Либидо, его метаморфозы и символы», в которой он впервые выдвинул теорию общности бессознательного индивидуума и бессознательного общего (коллективного бессознательного), которую он впоследствии развил в теорию коллективного бессознательного и архетипов, ставшую основой всей аналитической психологии. Примечательно, что произведение состоит из двух частей: первая, ориентированная на Фрейда, и вторая, ориентированная на Юнга.
Анализируя Фрейда и лидера другого заново отколовшегося движения, Адлера, и опираясь на богатство фактического материала, приобретенного им за время работы в психиатрии, Юнг выделил два основных психологических типа: «отношения» — экстраверты (Фрейд был примером и притягательностью своего учения к внешнему) и интроверты (Адлер был примером, сосредоточившись на внутреннем и черпая свою теорию из внутренних противоречий личности). Впоследствии он развивался и добавлялся к этим типам. Эта классификация по-прежнему востребована и сегодня, и многие из его преемников пересмотрели ее и внесли в нее изменения.
После разрыва с Фрейдом Юнг пережил кризис, который позже преодолел, создав принцип индивидуализации.
В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии в Швейцарской политехнической школе в Цюрихе. Одновременно он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. Ряд историков обвиняют Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом и Государственным институтом психотерапии во главе с Германом Герингом. После захвата власти нацистами в 1933 году Юнг присоединился к правлению Allgemeine Drztliche Gesellschaft fьr Psychotherapie. Его работа «Вотан» по арийской мифологии, в которой фюрер описывается как «медиум коллективного бессознательного», была высоко оценена Гитлером в 1936 году, а ее автор был назначен президентом Немецкого психотерапевтического общества. С 1933 по 1939 год редактировал журнал «Психотерапия и смежные поля».
В апреле 1948 года в Цюрихе был основан Институт Юнга. Институт предлагает обучение на немецком и английском языках. Сторонники его метода основали Общество аналитической психологии в Англии и аналогичные общества в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско и Лос-Анджелес) и в ряде европейских стран.
Карл Густав Юнг умер в своем доме в Куснахте 6 июня 1961 года.
Аналитическая психология. Структура психики по Юнгу
По мнению К. Юнга, психика человека включает в себя три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое имеет врожденный характер и формируется из следов памяти всего прошлого человечества. Коллективное бессознательное проявляется в индивидууме в виде архетипов.
Юнг изобразил человеческую психику в виде диаграммы: «Наша психическая сфера выглядит как светящийся глобус. Поверхность, с которой появляется свет, является доминирующей функцией личности».
На диаграмме ощущения действуют как периферийная функция. Второй круг думает. Потом приходят чувства и интуиция. Все вместе образуют эктопсихическую систему. Следующая сфера на диаграмме представляет собой комплекс сознательного эго, на который направлены функции: Память, субъективные компоненты функций сознания, эмоции и аффекты, инвазии — эндопсихическая система.
Суть диаграммы Юнга состоит в том, чтобы показать увеличение бессознательного от периферии к центру и место индивидуального бессознательного в коллективном бессознательном. «…Энергия или интенсивность комплекса ЭГО, проявляющаяся в усилиях воли, уменьшается по мере приближения к темной сфере, бессознательному».
«Сознание — чрезвычайно своеобразная тема». Это дискретное явление природы. Пятую или треть, возможно, даже одну секунду нашей жизни проходит в бессознательном состоянии. Раннее детство человека совершенно бессознательно. Каждую ночь мы погружаемся в бессознательное, и только в промежутках между пробуждением и сном мы более или менее ощущаем себя в сознательном состоянии. В некотором роде сам факт ясности или уровня сознания также является проблематичным. Например, предполагается, что у десятилетнего мальчика или девочки есть сознание, но легко доказать, что здесь есть особый вид сознания, сознание, в котором отражение себя не допускается; сознание ЭГО отсутствует».
Более того, Чжун считает, что сознание накапливается. И это происходит как в период онтогенеза, так и в период филогенеза — чем старше существо, тем менее сознательным оно является, и Юнг вообще отказывается от сознания животным. Существует интересная теория, что с появлением печати и постепенным распространением книг, чтения и грамотности произошел качественный скачок в повышении сознания. До этого люди жили в мире звука, в мире «мистического участия» (мистицизма участия) в своем окружении; они узнавали о мире через зрение, звук и другие чувства. Термин «мистическое участие» был придуман антропологом Люсьеном Леви-Брулем и широко использовался Юнгом. Этот термин описывает состояние сознания, которое, по мнению обоих исследователей, было характерно для «первобытных» людей. В этом состоянии наши мысли и чувства находятся вне нас, так сказать, как звуки физического мира. Хотя мир наполнен смыслом, истинного сознания не существует, так как все сливается со всем остальным.
«Чем более ограничена область человеческого сознания, тем многочисленнее элементы (образы) психической составляющей, которые посещают его, как будто это внешние явления. На живых людей (магов, ведьм и т.д.) может быть проецирован образ духов или магических сил ….. (когда это происходит, даже деревья и камни начинают говорить)…»
С распространением чтения человек воспринимает мир через «призму» книг, буквы не передают, а преображают слова, человек воспринимает печатное слово, а не звуковое — таким образом, он отделяет себя от мира, и это увеличивает сознание, так как он может абстрагироваться от внешнего мира и воспринимать его дискретно, с боку.
Функции сознания
1. Эктопсихика — связь между содержанием сознания и информационным потоком внешней среды. люди другого типа инстинктивно тянутся к внешнему миру. Юнг назвал движение наружу экстравертностью — сосредоточенностью на внешних предметах (от лат. «extra» — за пределами и «exterus» — в направлении наружу). Экстраверт — это человек, исходное отношение к жизни у которого основывается и сосредотачивается на внешних событиях и предметах.
2. Эндопсихика — связь между содержанием сознания и процессами в бессознательном. Один тип людей инстинктивно «уходит в себя», когда к ним подступает внешний мир. Юнг назвал движение («втягивание») внутрь себя — интровертностью (от лат. «intro» — в направлении внутрь). интроверт — тот, кто сосредоточен на самом себе, его отношение к жизни идет от внутренних ощущений.
Следовательно, оба мироощущения являются базовыми типами отношения к жизни — два противоположных полюса. Большинство четко соответствует той или другой из двух категорий, однако, относясь к категории, они не обязательно должны быть крайностными ее проявлением.
1. Эктопсихические функции сознания:
а) Ощущения. «Ощущения говорят мне, что нечто есть, они не говорят, что это, но свидетельствуют, что это нечто присутствует».
б) Мышление. «Мышление в своей простейшей форме говорит, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие, ибо мышление есть восприятие и суждение» (речь идет о явлении апперцепции).
в) Чувство. «Чувство с помощью определенных чувственных тонов информирует нас о ценности вещей».
г) Интуиция. «…интуиция есть особый вид восприятия, которое не ограничивается органами чувств, а проходит через сферу бессознательного».
«В случае мыслительного типа эта сила может быть направлена к мышлению. Тогда мы должны расположить чувства внизу, под, поскольку в этом случае подчиненная функция. Это следует из того, что когда вы думаете, то должны исключить чувства, и наоборот. Когда вы думаете, оставьте ваши чувства и чувственные оценки. Чувства наиболее разрушительны для ваших мыслей. Эти две функции отрицают друг друга. То же происходит с ощущением и интуицией».
Одна из функций будет главной, доминирующей. Противоположная функция (из соответствующей пары) при этом вытесняется в бессознательное. Юнг определил ее как низшую (или, иными словами, «подчиненную») функцию.
2. Эндопсихические функции сознания:
а) Память — «способность репродуцировать бессознательные содержания. Связывает нас с вещами, ставшими подсознательными — подавленными или отброшенными».
б) Вторая — «субъективные компоненты сознательных функций. Это некоторая предрасположенность действовать определенным образом, и часто такая предопределенность носит недоброжелательный характер».
в) Эмоции и аффекты — «благопристойное эго регрессирует, отходит в сторону и его место занимает нечто другое».
г) Инвазии, вторжения — теневая сторона, сфера бессознательного имеет полный контроль и может нарушить условия существования сознания. «Сознательный контроль в подобных случаях — наименьший».
Психологические типы
Юнг выделил два общих типа, которые он назвал интровертными и экстравертными, и особые типы, специфика которых вытекает из того, что человек приспосабливается или ориентируется с его наиболее дифференцированными функциями — ощущение, интуиция, мышление и ощущение.
По мнению Юнга, формирование отношения является не результатом онтогенеза, а результатом индивидуальной предрасположенности, так как в однородных вечерних условиях один ребенок обнаруживает один тип, а другой — другого.
Существует компенсаторная связь между экстраверсией и интроверсией: экстравертное сознание сочетается с интровертным бессознательным и наоборот.
Экстраверт тратит свою энергию на внешний объект; интроверт защищает от внешних требований, воздерживается от любых затрат энергии, и таким образом создает более безопасную для себя позицию.
Юнг различает рациональные и иррациональные функциональные типы.
К рациональным типам относятся те, которые «характеризуются приматом функций рационального суждения» — функции мышления и чувства. Общей чертой обоих типов является то, что они подчинены рациональным суждениям, то есть связаны с оценками и суждениями: Мышление оценивает вещи через познание, с точки зрения правды и лжи, а чувство — через эмоции, с точки зрения привлекательности и непривлекательности. Как отношения, регулирующие поведение человека, эти две основные функции в любой момент времени являются взаимоисключающими; доминирует та или иная.
Юнг называет две другие функции, эмоции и интуицию, иррациональными, потому что они не используют оценку или суждение, а основаны на восприятии, которое не оценивается и не интерпретируется. Восприятие воспринимает вещи такими, какие они есть, это функция «фактического». Интуиция воспринимает подобным образом, но не столько через сознательный сенсорный механизм, сколько через бессознательную способность к внутреннему пониманию природы вещей.
Экстравертный тип управляется внешним объектом; его решения и действия подчинены объективным обстоятельствам, а не субъективным восприятиям; его мысли, чувства и действия зависят от объективных условий и требований окружающего мира; его внутренний мир подчинен внешним требованиям; все его сознание смотрит на внешний мир, как на важный и определяющий решения, приходящие к нему извне. «Интерес и внимание направлены на объективные события и особенно на те, которые происходят в непосредственной близости. Интерес ограничивается не только людьми, но и вещами. Соответственно, его деятельность следует за влиянием людей и вещей. Его деятельность напрямую связана с объективными данными и определениями и, так сказать, исчерпывающе объяснена ими.
Но эта обусловленность объективными факторами ни в коем случае не подразумевает идеальной приспособляемости к условиям жизни в целом.
Экстравертный тип обязан своей приспособляемостью к определенным условиям и не выходит за рамки объективно предоставленных возможностей. Например, он выбирает профессию, которая имеет отношение к определенному месту и времени, или он производит то, что наиболее актуально для окружающих его людей в данный момент, или он воздерживается от всего нового, что не отвечает интересам окружающих его людей.
Эта сторона его высокой приспособляемости также имеет слабую сторону, так как экстраверт ориентирует свою деятельность на текущую сторону его субъективных потребностей и желаний.
«Опасность в том, что он ввязывается в предметы и полностью теряется в них. Возникающие функциональные (нервные) или действительно физические нарушения имеют чувство компенсации, так как они вынуждают объект к непроизвольному самоограничению».
Наиболее распространенным расстройством, которое принимает форму невроза, является истерика, при которой отмечается преувеличенное отношение к людям в окружающей среде.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Дунс Скот и его философия
- Способы представления человека в философии Китая
- Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм
- Протагор, философ-софист
- Общество
- Синтез востока и запада в философии зарубежного востока ХХ века
- Происхождение государства в марксистской концепции истории человечества
- Марксизм
- Цивилизационная концепция А. Тойнби
- Сергей Викторович Булгаков, православный священник, русский философ