Оглавление:
Проблема определения. Общая характеристика.
Еврейская философия представляет собой комплекс философских идей, выраженных еврейскими мыслителями и основанных на интерпретации основных принципов иудаизма. Хотя содержательная сторона тех проблем, которые ставил перед собой тот или иной еврей-философ, могла существенно различаться в разные исторические периоды, для еврейской философии в целом характерны общие черты, связанные со спецификой данной религиозной традиции.
Прежде всего, эта специфика связана с существующим в иудаизме особым отношением к Торе как священному тексту, непосредственно дарованному Богом всему еврейскому народу в акте откровения на Горе Синай. Тора понимается как абсолютная истина, адресованная каждому еврею, а потому еврей-философ, исследующий истинную природу вещей, универсальные принципы, т.е. первопричины и начала всего сущего, ставит вопросы и ищет их разрешение всегда в системе координат, Торой заданной, зачастую предлагая при этом достаточно радикальные ее истолкования.
Для еврейской философии во все времена характерно признание абсолютного Первоначала, единого и неизменного, принципиальное отделение Творца от всего сотворенного. Творение мира, вне зависимости от его характера (творение из ничего, из предсуществующей первоматерии или же посредством эманации), всегда понимается как волевой акт Творца. Более того, Воля Бога часто гипостазируется и понимается как первое Его проявление, при помощи которого осуществляется творение. Онтологическая и космологическая проблематика занимает в еврейской мысли подчиненное место по сравнению с этической и всегда тесно с ней взаимосвязана. Существенным моментом является признание и постоянное утверждение свободы воли человека. Наконец, важнейшим принципом всей еврейской религиозной традиции является понимание заповедей как связующего элемента между трансцендентным Началом и каждым иудеем, а также всем Народом Израиля как единым организмом.
Существенным для еврейской философской традиции было и то, что, проживая в различные эпохи среди разных народов, евреи сталкивались со специфическими проблемами и вызовами, относительно которых они должны были определиться и выработать собственную позицию, не забывая о наличии заповеданного им истинного знания. Еврейская философия разделяла общий комплекс проблем со средневековой (мусульманской и христианской) и новоевропейской философией, но рассматривала их в перспективе собственной мировоззренческой традиции. Кроме того, характерно, что еврейское философствование не было связано с каким-то определенным языком: в античности это был греческий язык, в раннем средневековье – арабский, начиная с 13 в. основным языком становится иврит, в эпоху Возрождения к нему добавляется латынь, итальянский, а в Новое время евреи-философы пишут как на иврите, так и на большинстве европейских языков. Евреи-философы, свободно владевшие языками народов, в среде которых они проживали (греческий, латынь, арабский, испанский, немецкий, русский и пр.), и хорошо знакомые с греческой, арабской философией, латинской схоластикой и – позднее – с европейской философией Нового времени, в то же время активно пользовались в своем творчестве текстами, написанными на иврите и арамейском языках и потому, как правило, недоступными для философов других народов.
В рамках еврейской философии можно выделить особую область, предметом изучения которой являются различные аспекты собственного еврейского религиозного опыта – так называемую философию иудаизма. Философия иудаизма представляет собой часть еврейской философии, которая занимается исследованием самой этой религии, ее основоположений, смысла избранничества, завета Израиля с Богом, миссии евреев в мировой истории, Изгнания, следования еврейским законам и заповедям и т.п. Многие из этих проблем следовало бы скорее отнести к области теологии, однако в еврейской культуре эта область знания, как правило, специально не выделялась. Представления о Боге, Его сущности и действии в мире не становились предметом догматизации, а потому собственно теологические проблемы обсуждались и решались (обычно под воздействием внешних вызовов) в рамках религиозного права, философии иудаизма или мистической традиции (каббалы).
Библия и философская рефлексия
Еврейское священное Писание (Библия, называемая в иудаизме Танах) и принципы его комментирования, выработанные в иудаизме, оказывали определяющее влияние на еврейскую философию во все эпохи. Всю еврейскую культуру можно рассматривать как своего рода метакомментарий к Библии, а потому вполне оправданно и в философских сочинениях, созданных евреями, видеть попытку создания специфического комментария к этому основному тексту. Не только Пятикнижие (Тора), но и весь текст еврейской Библии (в том числе и так называемые исторические книги) считается в иудаизме священным, богоданным, пророческим. Библия повествует о взаимоотношениях между Богом и избранным народом и, в сущности, может быть сведена к двум основным темам: «Бог и человек» (человек, обладающий свободной волей, перед лицом Творца) и «Бог и история» (взаимоотношения между Богом и избранным Им народом). При этом библейское послание построено прежде всего на прецедентах (конкретных поступках и ситуациях), в нем почти нет теоретических рассуждений и догматических утверждений, а потому оно (в отличие от философии) рассчитано на восприятие любым человеком, даже не имеющим никакой подготовки. Как универсальный, всеобъемлющий текст, Писание отвечает на запрос человека любого интеллектуального уровня, и простолюдина, и мудреца, а потому любой иудей при решение любого вопроса прежде всего обращается к священному тексту Писания. Вместе с тем и еврейские философы, и мистики-каббалисты Средних веков полагали, что существуют несколько «слоев», или методов понимания священного текста, и более сложные из них доступны лишь людям, развитым интеллектуально или мистически.
В самой еврейской Библии (за исключением, быть может, отдельных мест, встречающихся, например, в Книге Иова или Книге Экклезиаста) мы едва ли найдем постановку или обсуждение философских вопросов, даже в самом широком смысле этого слова. Однако из этого текста последующая еврейская мысль черпала основные темы – о природе Бога и Его атрибутах, феномене пророчества, провидении и свободе воли и т.д. Из Танаха философы выводили не только единственность Бога, но и Его нематериальность («…ибо никакого образа не видели вы, когда говорил к вам Бог у горы Хорив», Втор. 4:15), Его всеведение, вечность и непостижимость («…вечный Бог… не утомляется и не изнемогает, разум Его неисследим», Ис. 40:28), всемогущество (Иов 42:2) и всеведение (Ис. 40:28), тождественность Его сущности и существования («Я таков, каков Я есть», Исх. 3:14). Из истории о даровании Торы на Горе Синай (Исх. 33) становится известно, что сущность Бога не может быть постигнута человеком, но о Нем можно узнать по Его проявлениям (действиям). В рассказе о сотворении мира и в пророческих видениях (Иезекииль, Исайя, Даниил) находили материал для построения космогонических и космологических систем, в Псалтири, истории о жертвоприношении Исаака в Книге Бытия, в Причтах, исторических книгах – для создания учения о человеке, его душе, о нравственном поведении и посмертной участи. Особенно важной для философского рассмотрения проблемы теодицеи, природы зла, проблемы свободы воли и предопределения была Книга Иова.
Филон Александрийский
(кон. 1 в . до н.э. – перв. пол. 1 в. н.э.), выдающийся еврейский мыслитель и проповедник, на взгляды которого греческая философская традиция оказала несомненное влияние, остался совершенно не известен в еврейской культуре последующих веков: его сочинения, столь важные для христианской и мусульманской теологии, были слишком тесно связаны с проблемами эллинизированной еврейской диаспоры; так и не переведенные на иврит, они были забыты его соплеменниками вплоть до оживления интереса к античности в Европе 15–16 вв.
Тем не менее его взгляды обнаруживают черты сходства с идеями средневековых еврейских философов. Согласно Филону, библейский текст обладает явным смыслом, доступным всем людям, и скрытым смыслом, который могут постигнуть лишь философы, а потому занятие философией, сама «любовь к мудрости» является исполнением важнейшей заповеди изучения Торы. Кроме того, существуют два метода интерпретации Библии – буквальный и аллегорический, позволяющий избежать идолопоклонства и антропоморфизма (именно как аллегорию Филон предлагал понимать антропоморфные описания Бога, некоторые места в рассказе о сотворении мира, а также отдельные правовые нормы). Важнейшую роль в учении Филона играла идея посредников между Богом, единым, вечным, бестелесным и самодостаточным, сущность которого непостижима, – и тварным миром, изменчивым и временным, в котором проявляются действия Бога. Эти промежуточные сущности имеют троякое существование – в разуме Бога (как архетипы и одновременно причины вещей), в промежуточном «пространстве» между Богом и миром (как бестелесные сущности) и в мире. Учение Филона о Логосе, первом творении Бога, которое, будучи нематериальным, имманентно присутствует в материи и устанавливает законы природного мира, оказалось с энтузиазмом воспринято некоторыми отцами церкви (Ориген, Климент Александрийский, Григорий Нисский), тем более, что иногда и сам Филон называл Логос «старшим сыном Бога», а мир – Его «младшим сыном». Не менее важным было учение Филона о душах (точнее – иерархии душ, отличающихся друг от друга степенью чистоты), а также его концепция пророчества как высшей формы знания. Его понимание пророчества обнаруживает определенное сходство со средневековыми еврейскими представлениями: он различает три формы пророчества – достигаемое с помощью Духа Божьего (эта форма доступна всем людям, обладающим достаточным совершенством души и разума), специально порождаемого Голоса Бога (этот тип пророчества даруется только иудеям) и через ангелов-посланцев. Пророк предсказывает будущее, провозглашает Закон и видит в созерцании бестелесные существа.
Согласно Филону, именно Закон, данный Моисею на Горе Синай, способен привести человека к нравственному совершенству и совершенству разума. Этот Закон включает в себя все достижения философской мысли, обогащая их такими ценностями иудейской религии, как вера в единого Бога, праведность, молитва, учение и раскаяние. Закон Моисея содержит в себе и принципы идеального государственного и общественного устройства, которые в ходе истории сохраняются евреями и в конце времен, во времена пришествия Мессии будут приняты всеми народами.
Эпоха Талмуда и философия
В отличие от эллинизированного Египта, где выступал в синагогах со своими проповедями Филон, вряд ли стоит искать примеры серьезного занятия философией в среде еврейских интеллектуалов, проживавших в центрах еврейской учености талмудического периода (1 в. до н.э. – нач. 6 в. н.э.), т.е. в Стране Израиля и в Месопотамии. Конечно, контакты между еврейской и греческой мыслью были неизбежны, однако они расценивались в Талмуде, как правило, негативно, как уклонение от истинного пути служения Богу в сторону пути чуждого и порочного. Недаром именно в то время в иврите появляется явно заимствованное из греческого слово эпикойрос («эпикуреец»), означающее «вольнодумец», «безбожник». В некоторых же случаях знакомство с философскими идеями (видимо, стоиков или эпикурейцев) считалось необходимым для тех вождей еврейского народа, которые находились в тесных отношениях с римскими властями (например, в 1 в. н.э. в школе Гамлиэля). Но в любом случае античная философия рассматривалась как элемент религиозного культа, чуждого иудаизму, от которого необходимо держаться по возможности дальше. Ситуация кардинально меняется с исчезновением античного мира и распространением христианства и ислама: философия начинает восприниматься как форма знания, не связанная ни с какими государствами, народами и религиями, как наука, занятие которой не влечет за собой никаких религиозных подозрений.
Существенным фактором, повлиявшим на развитие еврейской культуры в целом и еврейского философствования в частности, явилось особое отношение к проблеме истинного и ложного как к сугубо практической, относящейся лишь к данному моменту и конкретному вопросу. Можно сказать, что еврейские мыслители эпохи составления Талмуда не отвергали Аристотелеву логику, а просто не руководствовались ею, находясь в иной системе мировоззренческих координат. Талмудические принципы выведения умозаключений (хакира, «исследование»), касающихся разрешения проблем еврейского Закона (Ѓалаха), безусловно, рациональны, но целиком ориентированы на достижение максимальной «полезности» от их применения, т.е. связаны с объяснением смысла заповедей и необходимости их соблюдения. Комментаторы Торы, затрагивающие не только ѓалахические, но и вероучительные и этические проблемы, также исходят прежде всего из достижения максимального эффекта в деле изучения Торы, которое является важнейшей заповедью иудаизма.
В связи с этим за всю свою долгую историю иудаизм не создал собственной догматики, т.е. набора принципов, которые должен разделять каждый иудей, чтобы оставаться внутри иудаизма. Так, мнения авторитетных учителей иудаизма могли существенно различаться и по вопросам религиозного права, но особенно сильно они расходились в области философских и вероучительных проблем. Разумеется, некоторые основные принципы (такие как единобожие) сомнению не подвергались, однако по большинству вопросов можно было придерживаться того или иного мнения учителей прошлого или выдвигать собственное понимание, не рискуя при этом подвергнуться обвинению в ереси, поскольку ни одно из таких мнений не отражало единой позиции иудаизма по данному вопросу и не являлось догмой. С одной стороны, это давало свободу философскому и богословскому исследованию, с другой – неизбежно ограничивало его значимость для общины, поскольку любое утверждение обретало статус лишь одного из возможных решений.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия культуры Г. П. Федотова
- Естественная религия. Д. Юм
- Двуединство рационально-теоретических и ценностно-мировоззренческих компонентов философии
- Структура философского знания
- Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ
- Единство исторического и логического у Гегеля
- Моральные нормы в роли «неписаных законов». Нравственные принципы: оковы или освобождение?
- Феноменология
- Антропологическая проблема в отечественной философии
- Постпозитивизм