Оглавление:
Психология в своем развитии прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI веке до н.э., то есть до начала объективного, научного изучения психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, сказках и первых религиозных представлениях, которые связывали душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому и получила условное название философского периода. Его продолжительность также определяется несколько условно — до появления первой психологической школы (ассоциативизма) и определения собственно психологической терминологии, которая отличается от той, что используется в философии или естествознании.
Из-за условности периодизации психологии, которая является само собой разумеющейся практически в каждом историческом исследовании, возникают некоторые неясности в определении временных границ различных фаз. Иногда возникновение самостоятельной психологической науки связывают со школой В. А. Вернера. Школа Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная гораздо раньше, осознав независимость своего предмета и уникальность своего положения в системе наук — как наука, изучающая как гуманитарные, так и естественные, внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое независимое положение психологии было зафиксировано и с ее появлением в качестве предмета изучения в университетах в конце 18 — начале 19 веков. Поэтому правильнее было бы говорить о появлении психологии как самостоятельной науки с этого периода; мы говорим о возникновении экспериментальной психологии в середине 19 века.
Но в любом случае следует признать, что период существования психологии как самостоятельной науки гораздо короче, чем период ее развития в русле философии. Конечно, этот период не является однородным, и за более чем 20 веков психологическая наука претерпела значительные изменения. Изменились также предмет психологии, содержание психологических исследований и отношение психологии к другим наукам.
Объектом психологии издавна является душа (см. таблицу 1), однако в разное время этому понятию придавалось различное содержание. В эпоху античности душа воспринималась как первооснова тела, по аналогии с концепцией «ковчега» — первоосновы мира, основного строительного блока, из которого состоит все вещество. Основной функцией души считалась активация тела, поскольку тело, по мнению ранних психологов, представляет собой инертную массу, приводимую в движение душой. Душа не только дает энергию для деятельности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно функции души дополнились познанием, а изучение деятельности дополнилось изучением этапов познания, что вскоре стало одной из важнейших проблем психологической науки.
В Средние века душа была в основном предметом изучения теологии, что значительно ограничивало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально объект психологической науки не изменился, фактически в область исследований того времени входило изучение телесной активности и особенностей познания, особенно сенсорного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение и рассуждение считались прерогативой божественной воли, которая была боговдохновенной, а не материальной души. Недаром в концепциях деизма и томизма (Авиценна, Ф. Аквинский, Ф. Бэкон и другие ученые) эти стороны жизни души не были предметом научного исследования.
Развитие психологии в древние времена
Возникновение психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI веков до нашей эры было связано с необходимостью формирования объективной науки о человеке, которая рассматривала душу не на основе сказок, мифов и легенд, а с использованием объективных знаний (математических, медицинских и философских), возникших в то время. В то время психология была частью науки, изучающей общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука называлась натурфилософией (философией); в течение длительного периода, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. В рамках широкой предметной области философии психология, естественно, относилась к области, связанной в первую очередь с человеком, а само изучение души (психики) было связано в первую очередь с особенностями человеческой психики. В этом контексте область сверхъестественного не ограничивалась одним человеком, а распространялась на весь мир. Этот подход получил название панпсихизм — течение, рассматривающее весь мир как порабощенный и наделенный душой. В течение нескольких столетий (примерно до III века до н.э.) разница между психикой человека и животных считалась чисто количественной, а не качественной.
От философии психология переняла важный для любой науки тезис о необходимости основывать свои теории на знании, а не на вере. Стремление избежать сакральности, т.е. ассоциации веры со знанием, а не с пониманием, стремление доказать правильность своих взглядов — это самое важное отличие научной, философской психологии от донаучной психологии.
Самые ранние представления о душе, основанные на мифах и ранних религиозных идеях, развивали определенные функции души, особенно энергетическую, которая побуждает тело к деятельности. Эти идеи легли в основу исследований первых психологов. Уже самые ранние работы показывали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует индивидуальную деятельность и является главным инструментом познания мира. Эти суждения о свойствах души стали ведущими в последующие годы. Итак, самым важным для психологии в античности было изучение того, как душа наделяет тело активностью, как она регулирует поведение человека и как он познает мир. Анализ законов природы привел мыслителей того времени к мысли о том, что душа материальна, то есть состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.
Все в мире имеет свою первооснову — элемент, который является первым и самым важным компонентом всех предметов, архе. Исследования окружающего мира вели ученые VII-V веков до нашей эры. Век до н.э. к идее, что архея — это элемент, без которого мир и все в нем не может существовать, поэтому этот жизненный элемент, как и все в природе, должен быть материальным. Так, Фалос (VI век до н.э.), на концепцию которого повлияли взгляды египтян, считал, что первоосновой, душой, является вода, поскольку вода (например, Нил, от которого зависели урожаи) — основа жизни. Анаксимен (V век до н.э.) считал воздух вечно движущимся и вечно живым началом. Следует отметить, что на взгляды древнегреческих ученых оказали влияние самые разные философские и психологические концепции, в том числе древнеиндийские Веды, особенно учение о том, что важнейшим свойством (праной) жизни является дыхание (диада — атман-брахман). Отражение этих идей можно увидеть в теории Анаксимена и других греческих ученых, которые связывали arha с дыханием, воздухом и ветром. Идея о том, что пневма (воздух, движение) является одной из составляющих души, прослеживается и в более поздние времена, например, в концепции Эпикура.
Распространенное мнение о том, что душа материальна, подтверждается тем, что в самом начале развития психологии ученые считали активность главной характеристикой души, то есть утверждали, что душа — это прежде всего энергетическая основа тела, которая заставляет инертное, пассивное тело двигаться.
Психологические теории Средневековья и Ренессанса
Средневековье, длившееся почти десять веков, не имеет достаточно четкой периодизации в истории. Началом этой эпохи считается падение Римской империи, то есть V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, как и средневековой науки, появились гораздо раньше, уже в третьем веке. Это естественно, поскольку столь значительные изменения в культуре и восприятии мира не могли произойти внезапно, по каким-либо внешним критериям. В то же время и в истории, и в науке такой критерий необходим, а выбор века обусловлен еще и тем, что в этот период в Европе окончательно утвердилась новая христианская мировая религия. Конец Средневековья обычно ассоциируется с пятнадцатым веком, периодом возрождения искусства, светской науки и открытия Америки. В то же время первые признаки новой идеологии появились в конце XIV века, а об окончательном отходе от средневекового мировоззрения можно говорить лишь в конце XVI — начале XVII века.
Об окончательном исчезновении средневекового мировоззрения можно говорить лишь в конце XVI — начале XVII веков, после Реформации. Но даже в Новую Эру ученым пришлось доказывать возможность и необходимость отделения науки, особенно науки о душе — психологии, от теологии. Постепенное развитие и угасание характерных черт средневекового мировоззрения в психологии четко отражено в концепциях Августина Аврелия и Фрэнсиса Бэкона, которые несколько условно обрамляют этот период.
Одной из важнейших особенностей средневековой науки, особенно психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, нетеологической, внецерковной науки в Европе в это время не существовало. Важной особенностью этого периода стало появление сакральности, от которой психология избавилась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI веках до нашей эры. Зависимость от религии вновь подняла вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который стал самым важным для ученых во весь этот период.
Одним из характерных стереотипов в анализе Средневековья является представление о явно негативном характере развития науки и общества в целом в этот период. Однако такое представление не может быть верным хотя бы потому, что за почти десять веков изменилась социальная ситуация, изменилось само общество, его идеология и структура. Говоря о взаимоотношениях религии и науки, нельзя игнорировать эти изменения и обойти стороной как то положительное, что пришло в психологию вместе с теологией, так и негативное влияние диктата церкви. Тесный контакт и зависимость от теологии дают основание использовать в качестве временных границ при анализе развития психологии этапы религиозной мысли, в которых выделяются апологетический этап, исторически предшествующий средневековью (II-IV века), патристический этап (IV-VIII века) и схоластический этап (XI-XIV века).
Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактической сменой ее предмета, поскольку официальной наукой о душе стала теология. Поэтому психология должна была либо полностью уступить изучение психики теологии, либо найти для себя нишу. Именно в связи с поиском способа изучения единого предмета в его различных аспектах произошли самые важные изменения в отношениях между теологией и психологией.
Когда появилось христианство, ему пришлось доказывать свою уникальность и вытеснять другие религии, которые были с ним несовместимы. С этим пришла нетерпимость к греческой мифологии и психологическим и философским концепциям, тесно связанным с языческими религиями и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты в VI веке, а ученые, сохранившие знания античной науки, переехали в Малую Азию и открыли новые школы в тамошних греческих колониях. Ислам, преобладавший на Востоке, не был столь нетерпим к инакомыслию, как христианство в III- VI веках, и поэтому там могли возникнуть школы психологии.
Развитие психологии в новое время
Появление новых подходов к построению науки в XV и XVI веках, которые были связаны со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало начало нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало лейтмотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время.
Психология в этот период, как и на первых этапах развития античной науки, укрепляла свою связь с философией. Это объяснялось тем, что психологии было труднее освободиться от схоластических догм и отделиться от теологии в рамках изучения души (своего собственного предмета). Однако ориентация на философию в то время сузила предмет психологии, которая, по сути, рассматривала общие законы развития человеческой психики, а не всего жизненного мира. Развитие естествознания в то время еще не давало возможности построить на его основе полноценную концепцию психического (особенно человеческой психики).
Однако тесная связь с философией не означала, что психология в то время не искала собственного объекта исследования, конкретного определения поля своей деятельности. Эта область понималась, прежде всего, как изучение возможностей формирования у человека образа окружающего мира и самого себя. Более того, этот образ должен был быть осознанным. Ученые, последовавшие за средневековыми психологами, видели в сознании души, в духе, отличие человека от других живых существ. Это положило начало предмету психологии, которая стала наукой о сознании. В то же время из ряда вопросов, изучавшихся психологией древности — о познании, о движущих силах и законах психики, о механизмах регуляции поведения — на первый план выдвинулись проблемы познания.
На это было несколько причин. Первая, упомянутая выше, заключалась в попытке доказать способность человека постигать истину на основе знания, а не веры. Эта связь рассматривалась психологами древности как одна из составляющих жизни души. Таким образом, проблемы движущих сил и регулирования внешней активности на некоторое время выпали из изучения. В то же время вопросы о содержании и моментах сознания привели ученых к изучению его роли в жизни человека и, следовательно, в его поведении. Таким образом, психология вновь столкнулась с необходимостью проанализировать разницу между рациональным и иррациональным (аффективным) поведением, а также границы человеческой свободы.
Таким образом, при анализе возникновения предмета психологии в этот период вырисовывается противоречивая картина. С одной стороны, психология была методологически ограничена вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и Я. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания привело к тому, что поведение, движущие силы и регуляция не только внутренней, но и внешней деятельности фактически вошли в область исследований ведущих психологов того времени.
Если в XIX веке на первый план вышли проблемы предмета психологии, объективности методов исследования сверхчувственного и анализа полученных данных, которые были центральными в теории Ф. Бэкона, то со времен Р. Декарта не менее важными стали проблемы функций души и их роли в познании и поведении.
Тот факт, что этот период является временем расцвета механики и возникновения физики И. Ньютона, не мог не наложить отпечаток на психологию. Особенность этого периода в том, что не наука определяла развитие производства, а, наоборот, успехи в промышленной деятельности, особенно в механике, появление новых научных взглядов. Таким образом, в XVII веке новый взгляд на Вселенную и природу в целом утвердился как огромный механизм. Аналогичный подход развивался и в учении о человеческом теле, которое рассматривалось как своего рода машина-автомат, действующая по принципу любого механизма в соответствии со строгими законами физики. Этот новый объяснительный принцип, названный механистическим детерминизмом, возобладал в психологии как раз в это время.
Семейная психотерапия
Семейная психотерапия — это особая форма психотерапии, направленная на коррекцию межличностных отношений и устранение эмоциональных нарушений в семье, которые наиболее выражены у пострадавшего члена семьи.
Во время семейной терапии, которая может длиться от нескольких недель до нескольких лет, существует несколько этапов. Их продолжительность определяется тяжестью психических расстройств «носителя симптомов», интенсивностью межличностных конфликтов в семье и мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, после чего сеансы проводятся раз в 2 недели, а затем раз в 3 недели.
Часто в семейной терапии выделяют 4 стадии (Эдемиллер, Юстицкис):
1) Семейная диагностика, этап диагностики;
2) устранение семейных конфликтов;
3) реконструктивный;
4) поддерживающий.
Семейный диагноз понимается как типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных характеристик членов семьи. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе приема в семейную группу психотерапевтом, который устанавливает и проверяет проблемно-диагностические гипотезы. Особенностью процесса семейной диагностики является то, что она сопровождает семейную терапию на всех ее этапах и предписывает выбор психотерапевтических техник. Другой особенностью является необходимость соотнесения информации о произошедшем от членов семьи с информацией от других членов семьи и собственным впечатлением психотерапевта, сложившимся на основе интервьюирования и наблюдения за поведением участников психотерапевтического процесса («семья как ребенок», «семья как терапевт», «какие мы на самом деле»).
На втором этапе истоки семейного конфликта вскрываются и проясняются в ходе сессий один на один между психотерапевтом, клиентом и членами семьи, и устраняются посредством эмоциональной реакции каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт, через соответствующий контакт с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на понятном всем языке. Кроме того, он или она берет на себя роль посредника и передает согласованный объем информации о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть передан психотерапевтом на сессии семейной психотерапии, для чего используется техника «робот-манипулятор», когда психотерапевт переводит конфликтное сообщение участника сессии на язык жестов, согласуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностью участников. Следовательно, на данном этапе семейной терапии ведущими психотерапевтическими методами являются недирективная психотерапия, направленная на вербализацию бессознательных отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи между собой.
На этапе восстановления семейных отношений происходит групповое обсуждение текущих семейных проблем, либо в рамках одной семьи, либо в параллельных группах клиентов с аналогичными проблемами и их родственников. В этих группах также проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного противостояния.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Роль эмоционального общения со взрослыми в раннем детском возрасте
- Деятельность
- Эмоции
- Профессиональная карьера в педагогике
- Архетипы по Карлу Юнгу — Концепция и понятие
- Трансперсональная психотерапия
- Психологические особенности пассивных детей, коррекционная работа с ними
- Зависимости состояния человека и его психических процессов
- Теоретический анализ в психологии
- Психологические проблемы молодой семьи