Оглавление:
Первым, кто начал понимать проблему бытия и рассматривал ее как самостоятельную концепцию, был представитель элевской школы Парменид (V-IVб. до н.э.). В своей философской поэме «О природе» он формулирует основные положения, которые должны осветить вопрос бытия как отдельного субъекта. Он ставит этот вопрос в контекст отношения бытия и небытия и решает его следующим образом: «Есть существование и нет небытия вообще». Это означает указание основной черты понятия (абстракции), где удаляются все качественные отличия объекта, кроме подтверждения существования всего, что существует. И подчеркивается, что все, что существует, окружено бытием. По словам Парменида, «если что-то существует выше бытия, то это не бытие». Во Вселенной нет небытия». Важно также отметить, что все существует само по себе и в силу необходимости.
В отличие от Гераклита, согласно которому «все течет, все меняется», вселенная Парменида «вечна и неподвижна».
Оно [существо] не воскресает и не покоряется смерти.
Все, без конца, не двигается и однородно.
Это было не в прошлом, не будет, но все в настоящем.
Без перерыва, один. Может ли оно найти свое начало?
Как и откуда расти?
В этом маленьком отрывке излагается целая концепция. Быть — это все, «ему ничего не нужно, иначе все было бы нужно». Она свободна от движения, иначе пришлось бы признать ее начало и конец, ее появление и смерть. Вселенная вечна, нет потока времени; нет прошлого, нет будущего, есть только настоящее. Она характеризуется однородностью и непрерывностью, отсутствием делимости. Перечисление этих характеристик показывает, что действие универсальной абстракции происходит из всего качественного многообразия мироздания и сосредоточено на одном факте существования. Здесь не определяется ни один атрибут целого и Тот, который обладал бы определенным качеством; его просто не существует. Это как универсальная концепция, принцип.
Таким образом, по мнению Парменида, концепция бытия — это принцип, на котором базируется его философское учение. Автор использует подходящую картинку, подчеркивающую важность этого принципа, а именно — геометрическую фигуру, которая также служила конкретным доказательством среди древних мыслителей:
Есть последний предел, и все сущее закрыто отовсюду, масса вполне совершенной Шары, равной правому центру внутри.
Следует отметить, что в аргументе философа есть явное противоречие. С одной стороны, он утверждает, что у Вселенной нет конца; с другой стороны, «существо обязательно должно быть конечным». Но утвержденная «конечность» имеет и другие контексты: «начало и конец» характеризуют возможное движение, возникновение; конечность, с другой стороны, относится к форме, конечным пределом которой является необходимость.
Материя (материальное бытие). Элементы структуры
1.Определение материи с самого начала формировалось, как умозрительное представление. В античной Греции в атомистической концепции Левкиппа и Демокрита материя предстает как результат высокого абстрактного мышления – предел делимости материального вещества. Материя здесь толкуется как субстанция – основа и сущность бытия, которая обусловливает все многообразие мира, его основные формы и атрибуты. Атомы — неделимые далее кирпичики мироздания — взаимодействуют в пустоте, притягаясь и отталкиваясь, «трясутся во все стороны», — говорил Демокрит.
2.Подход к материи как субстанции был характерен для философии и науки практически до конца XIX в.. Правда, еще в XVIII в. французский философ – энциклопедист П.Гольбах определяет материю через отношение к сознанию. Согласно Гольбаху, материя «есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Это представление материи как реальности всего многообразия мира, воздействующего на наши чувства, подчеркивает необходимость именно философского подхода к определению, т.е. через отношение самых общих и в некотором смысле противоположных категорий. В дальнейшем определение Гольбаха получило развитие. Это произошло в процессе философской интерпретации новых открытий естествознания, которые не могли быть истолкованы в рамках механистической картины мира.
3.Кризис механицизма начался во второй половине XIX в. Начало ему положила, диалектизация естествознания, что означало утверждение универсальной взаимосвязи и эволюционного характера возникающих концепций. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка, клеточная теория М.Шлейдена и Т. Шванна, закон сохранения и превращения энергии Ю.Майера и Дж. Джоуля, эволюционное учение Ч. Дарвина свидетельствовали о том, что в естествознание стихийно проникает диалектика. А. М. Бутлеров — автор теории химического строения органических соединений. Д.И.Менделеев – творец периодической системы элементов, И. М. Сеченов — создатель основ научной физиологии; М.Фарадей и Дж. К. Максвелл, в определенном смысле перевернувшие представление о материи своей теорией электромагнитного поля, — все они возвели естествознание на новый уровень осмысления действительности. Оно проявило необходимость систематизации знаний, потребность изучения явлений и процессов, их глубинной природы и источников развития.
Структурная организация материи
Структура (лат — строение, расположение, порядок) есть совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. В современной науке данное понятие часто употребляется в смысле системы или организации, хотя здесь имеются некоторые различия в содержании и объеме. «Система» указывает на «все множество проявлений некоторого сложного объекта (его элементы, строение, связи, функции и т.д.); структура выражает лишь то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы; организация же включает в себя как структурные, так и динамические характеристики системы, обеспечивающие ее направленное функционирование». Рассмотрение структурных аспектов материи, предполагает, таким образом, акцентирование общих, устойчивых, относительно неизменных свойств и характеристик объектов материального мира.
Понятие структуры относится как к единичным, сколь угодно малым объектам, так и к целым классам или всей объективной реальности. Сами объекты обладают качественной определенностью, спецификой, отделяющей их от других объектов (существует категория отдельного). Данное обстоятельство выражено в таком фундаментальном свойстве материи, как дискретность, прерывность, делимость. Но качественная определенность не означает абсолютной изоляции объектов, она обеспечивается всей совокупностью их свойств, объединенных внутренними и внешними связями. Наличие связей обусловливает существование более сложных целостностей, вплоть до единства материального мира как целого.
История философии и естествознания показывает, что, начиная с классического периода античности поиск основы мироздания, осуществлялся с акцентом на свойство прерывности материи. Идеи атомизма, сформулированные античными мыслителями Левкиппом и Демокритом, двадцать с лишним веков существовали практически в неизменном виде, если не считать, что естествознание Нового времени отмечено немаловажным фактом — доказательствомих реальности. В XIX в. Д. И. Менделеевым была обоснована единая природа атомов, и только в конце столетия с открытием Дж. Томсоном электрона (отрицательно заряженной частицы, которая входит в состав всех атомов) началось изучение его строения.
Структурные уровни материи
Говоря о структуре материи, мы имеем в виду представление о ней не как о некоей совокупности элементов, но как о внутренне расчлененной целостности. Слово «уровни» употребляется в том значении, что существуют определенные слои материи, различающиеся по сложности, качественной и количественной специфике составляющих их объектов и несводимости высших системных образований к низшим. Каждый уровень отличается своим материальным носителем и законами, регулирующими его существование и развитие.
Научная картина мира формировалась исторически. До открытия элементарных частиц и их взаимодействий наука оперировала двумя понятиями, выражающими видовые особенности материи, — это вещество и поле. Первоначально данные виды рассматривались как несоотносимые противоположности, воспроизводящие либо прерывные свойства материи (атомы, корпускулы, тела), либо непрерывные (электрическое и магнитное поля). С развитием квантовой механики, согласно которой каждая частичка вещества или поля обладает корпускулярными и волновыми свойствами, вещество и поле составили специфическое единство, выражающее противоречивую сущность материи. В настоящее время физика элементарных частиц приблизилась к созданию общей теории, раскрывающей их единую природу. Речь идет о выделении субэлементарного уровня организации материи. Исследование этого уровня, по всей видимости, должно привести к открытию закономерностей, которые раскроют многие тайны Вселенной, позволят осмыслить особенности ее происхождения и эволюции.
Элементарный уровень организации материи содержит такие малоисследованные объекты, как физический вакуум, представляющий особое состояние электромагнитного поля при отсутствии возбуждения, и так называемые «виртуальные частицы», которые самостоятельно существовать не могут), и возникают и исчезают в кратчайшие промежутки времени), но выполняют роль посредников во взаимодействиях и превращениях частиц. Современная физика делает вывод о качественном разнообразии вакуума и его способности скачкообразно перестраивать свою структуру.
Формы существования материи (движение, пространство, время, отражение)
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимый, структурный и «сплошный», конечный и бесконечный.
Пространство — это всеобщая форма сосуществования объектов. Сосуществование включает, во-первых, место предмета, которое связано с его размерами, границей; во-вторых, соотношение с другими предметами, которые всегда дистанцированы друг от друга.
Время — это всеобщая форма смены объектов или их состояний.
В истории философии пространство и время рассматривались только в определенной связи с материей и движением, то есть в системе отношений между ними. Вот что пишет Аристотель об атомизме Левкиппа и Демокрита: «Наиболее методически обо всем учили… Левкипп и Демокрит, а именно они приняли начало соответственно природе, какова она в действительности есть. Дело в том, что некоторые из древних полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты, и с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет. Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые… не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего».Как видим, наличие пустоты, существующей отдельно от материи, связывается с возможностью движения. Более того — с возможностью возникновения и уничтожения, начала и конца, которые характеризуются временем. По Демокриту, «начало Вселенной — атомы и пустота. Миров бесчисленное множество, и они имеют начало, и конец во времени. И нечто не возникает из небытия». Как выше говорилось, небытием Демокрит считал пустоту. Таким образом, место, благодаря которому развертывается процесс рождения Вселенной, обусловливает связь движения, времени и материи. Но само оно существует отдельно и не обладает способностью порождать предметы материального мира. Необходимо подчеркнуть, что Демокриту все-таки свойствен разрыв материи и пространства.
Признание пустоты характерно и для других философов и ученых. В античности эту точку зрения разделяли Эпикур и Лукреций Кар, в Новое время — И. Ньютон. Для Ньютона пространство и время, рассматриваемые применительно к миру в целом, — абсолютны и существуют сами по себе, безотносительно к материи, движению и друг другу. Это «вместилища самих себя и всего существующего».42 Абсолютное пространство остается всегда одинаковым и неподвижным. Абсолютное время протекает равномерно и иначе называется длительностью.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне
- Аристотель как основатель системы наук — Краткая биография Аристотеля
- Концепции социальной философии
- Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы
- Петр Бернгардович Струве, русский философ
- Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека
- Интуитивизм
- Философский смысл законов сохранения — Основные законы сохранения
- Анаксагор
- Философия французского просвещения