Оглавление:
Этапы развития философии марксизма
Основным течением мировой философской мысли во второй половине XIX — начале XX вв. является диалектическая материалистическая философия, названная марксистской философией в честь одного из ее основателей. Творческое наследие Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) представляет собой единый комплекс идей, хотя каждая из них имела свою «специальность», определенную область проблем, которую он рассматривал. Почти сорок лет эти мыслители были связаны не только общими научными и политическими интересами, но и личной дружбой.
Важнейшими вехами в становлении марксистской философии стали труды Маркса «Тезисы о Фейербахе», «Бедность философии» и совместные работы с Энгельсом «Святое семейство» и «Немецкая идеология». Среди зрелых марксистских философских произведений — «Антидюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельса.
Можно выделить несколько этапов развития философии марксизма. Первая характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века). На втором этапе происходит дальнейшее развитие марксистской философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Третий этап характеризуется, прежде всего, распространением марксистской философии в различных национальных культурах. В Германии он представлен произведениями Ф. Меринга и К. Кауцкого, в Италии — А. Лабриолы и А. Грамши, в России — Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксистской философии в СССР, где философия была официальной и носила апологетический характер. Пятый этап развития марксистской философии в России начался в 1991 году, когда она перестала быть официальной, но продолжала оставаться эффективной основой для продвижения новых философских идей.
В настоящее время существует несколько вариантов диалектико-материалистической философии, из которых мы рассмотрим в основном философию, созданную Марксом и Энгельсом. Появление марксистской философии не понимается как чисто логический процесс. Следует иметь в виду, что решение философских проблем эти мыслители осуществляли с самого начала в непосредственной связи с решением актуальных практических задач политической борьбы и в ходе полемики с идеалистическими теориями.
Решающий вклад в возникновение диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс протянул руку. Маркс определил философию как «интеллектуальную квинтэссенцию своего времени». Марксистская философия возникла в критическом осмыслении прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.
Генезис марксистской философии
K. Маркс и Ф. Энгельс по праву считаются основателями философии диалектического материализма.
Диалектическая материалистическая философия возникла в середине 19 века. Условия для возникновения марксистской философии были:
Промышленная революция в Европе (18 и 19 века), означавшая переход от ручного труда к машинному; Появление пролетариата со своими собственными политическими требованиями; Идеи немецкой классической философии (особенно Гегеля и Фейербаха);
Открытия в естественных науках: Дарвиновская теория эволюции; доктрина клеточного строения организма; закон сохранения и преобразования энергии.
Характерные черты марксистской философии:
- диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;
- исторический процесс интерпретируется с материалистической точки зрения как естественный, природный процесс;
- объясняется не только мир, но и разрабатывается общая методологическая база его трансформации. Таким образом, центр философских исследований смещается из области абстрактной мысли в область материальной и практической деятельности человека;
- диалектико-материалистические взгляды связаны с интересами пролетариата, всех трудящихся, которые совпадают с потребностями социального развития.
Важнейшим вкладом К. Маркса в философию и общественные науки считается созданная им теория прибавочной стоимости и открытие материалистического понимания истории. По словам Маркса, общество естественным образом развивается из одного социального образования в другое. Характерные особенности каждого из этих образований (этапов разработки) определяются режимом добычи, основанным на том или ином соотношении добычи. Общество, в котором доминирует товарное производство, ведет к эксплуатации и насилию. Преобразование общества с целью ликвидации эксплуатации возможно с помощью пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистического образования к коммунистическому. По мнению Маркса, коммунизм — это социальный порядок, основанный на государственной собственности на средства производства, в котором мерилом свободы человека будет его свободное время и в котором будет реализован принцип «от каждого по его способностям, каждому по его потребностям».
F. Энгельс был соратником К. Маркса. Вместе они разработали основные идеи материалистической диалектики. Ф.Энгельс уделял большое внимание природе материи, формам ее движения и ее свойствам. Его величайший вклад в философию марксизма — Диалектика природы.
Марксистская философия — это система взглядов на развитие природы, общества и человека, сформировавшаяся во второй половине XIX века под влиянием глобальных процессов в мировой экономике, политике и науке.
Примерно можно выделить три основных этапа в развитии этой точки зрения:
Первый этап — связан с именами К.Маркса, Ф.Энгельса и их последователей в Германии (Бернштейн, Кауцкий), в других европейских странах, в том числе в России (Г.В.Плеханов). Используя достижения французского утопического социализма, английской политэкономии и классической немецкой философии, анализируя социально-экономические процессы, происходящие в развитых капиталистических государствах того времени, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали экономическую теорию капитализма и развили такие тенденции философии, как диалектический и исторический материализм, применив свои основные идеи к природе, обществу и человеку. К ним относятся теория «отчуждения», теория классовой борьбы, доктрина исторической роли пролетариата в социальном развитии, теория становления социального развития, изучение проблем знания, а также — основных свойств, условий и форм существования материи.
На этом этапе идеи марксизма получают признание среди европейских экономистов и становятся популярными среди творческой и научной интеллигенции европейских государств.
Второй этап связан с именем В.И. Ульянова (Ленина), который пытался философствовать об особенностях экономического, политического развития капитализма на империалистической сцене; создать теоретическую базу для практики построения коммунистического общества в России.
Диалектический материализм
Диалектика глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма. Появление материалистической диалектики означало появление теоретической системы, принципы, законы и категории которой постоянно развиваются и обогащаются новыми результатами познания и социально-исторической практики.
Материалистическая диалектика начинается с предшествующего духовного развития человека. Его непосредственными теоретическими источниками были: разработка диалектического метода немецкими идеалистами, материализм Фейербаха и великие открытия естествознания, открывшие, что «в природе все происходит диалектически».
Среди принципов материалистической диалектики Энгельс выделяет такие, как принцип материального единства мира, принцип универсальной целостности, принцип развития. Среди фундаментальных законов он включает закон взаимопроникновения противоположностей, закон перехода от количества к качеству и обратно, а также закон отрицания отрицания.
Эпистемология была разработана из диалектических материалистических позиций Маркса и Энгельса. Как и все материалисты, он признал первозданность и некачественность материального мира.
Решая вторую сторону главного вопроса философии, а именно, как наши мысли об окружающем нас мире соотносятся с самим миром, может ли наше мышление правильно отображать реальность, Энгельс показывает диалектические материалистические взгляды на узнаваемость мира.
Исходя из принципа узнаваемости мира, он видит в наших знаниях отражение внешнего мира в сознании человека. Процесс отражения объективного мира рассматривается как сложный, противоречивый процесс, пронизанный диалектикой: «Точное представление о Вселенной, ее развитии и развитии человечества, а также отражение этого развития в сознании людей может быть достигнуто только диалектическими средствами». В то же время вещи и процессы отражаются в чувственных восприятиях и концепциях. Более существенным, более полным является отражение в виде суждений, выводов, в виде научных законов и разработанных теоретических систем, разработка и принятие которых готовится на основе гипотез.
Энгельс подчеркнул, что сам принцип рефлексии не должен пониматься натуралистически, не только как естественный факультет человеческой головы, но и как факультет, сформировавшийся исторически, в процессе материальной деятельности человека, социальную практику. Если мы воспринимаем сознание и мысль «вполне натуралистически», просто как нечто априорное и противопоставленное бытию и природе, как это было характерно для до-модернистского материализма, то «тогда должно показаться крайне удивительным, что сознание и природа, мысль и бытие, законы мысли и законы природы должны так совпадать». Конечно, сказал Энгельс, мы не должны забывать, что сознание и мышление — это продукты человеческого мозга, а сам человек — это продукт природы, развивающийся в определенной среде и с определенной средой». Но главную роль в установлении диалектического единства мысли и бытия играет предмет материальной деятельности человека — практика.
Диалектическая материалистическая теория знания рассматривалась в марксизме как теория рефлексии. В данном случае под рефлексией понимался активный, а не пассивный процесс взаимодействия субъекта и объекта. Здесь был преодолен главный недостаток домарксистского материализма, который заключался в игнорировании роли практики и, следовательно, деятельности субъекта знания.
Вводя в эпистемологию принцип праксиса, Маркс диалектически связал признание объективности знания с деятельностью субъекта. Объект сам по себе не входил в сферу познания, но опосредован практической деятельностью. Такой подход позволил преодолеть не только созерцательный характер домарксистского материализма, но и идеалистическое понимание деятельности субъекта.
Историческое развитие марксизма
Марксизм оказывается совокупностью философских, экономических и общественно-политических концепций, объясняемых общей идеей коммунизма как конечной цели социально-исторического процесса, которая может быть достигнута только «насильственным свержением существующего общественного строя» и установлением диктатуры пролетариата под руководством его авангарда — революционной партии коммунистов. Для своих создателей марксизм функционировал и как философское мировоззрение, и как фундаментальная основа общественно-политической программы радикальной трансформации общественного строя. Они посвятили всю свою жизнь теоретическому обоснованию и практической подготовке такой трансформации.
В то время как мыслители XIX века диверсифицировали и усложняли философские вопросы, марксисты пытались их упростить и сконцентрироваться только на том, что считали необходимым. Они не признавали средних и компромиссных позиций, не искали полутонов и оттенков, сводили сложнейшие отношения к простым биполярным противопоставлениям: Материализм-идеализм, буржуазия-пролетариат, революционер-опционалист. Эта черно-белая картина социальных отношений была легко понятна пролетариату и породила систему классификаторов, которая позволяла легко определить любую философскую доктрину или политическую программу как близкую или враждебную, как «нашу» или «не нашу». Таким образом, цель создателей доктрины была достигнута, и марксизм стал политической идеологией революционного движения пролетариата, победа которого была предопределена в его теоретических конструкциях как исторически неизбежная112 .
Пока Западная Европа отходила от ортодоксального марксизма, она находила новую социальную базу в России. Стремление русских большевиков к сближению марксизма с эмпирической критикой (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич) было резко отвергнуто Лениным, который в своем крупном философском труде «Материализм и эмпирическая критика» (1909) подверг жесткой критике «русских махистов». Дискуссия о философских основах марксизма (Н. Бухарин и А. Деборин), возникшая после его смерти, была жестоко подавлена Сталиным, который окончательно придал марксизму статус официальной идеологии в СССР, отступление от которой наказывалось как тяжкое государственное преступление. Позже в Советском Союзе эта идеологическая система появилась под официальным названием «марксизм-ленинизм».
Что касается Западного мира, то в XX веке существовала достаточно распространенная неканоническая доктрина, условно сгруппированная под названием нео-марксизм. Все эти доктрины характеризуются критическим отношением как к капиталистической системе, так и к советскому варианту социализма с его марксистско-ленинской идеологией. Философские школы нео (или евро) марксизма очень неоднородны, но их можно разделить на два основных направления, которые, в свою очередь, можно разделить на ряд более мелких течений. Основные направления можно назвать «гуманистическими», основы которых были заложены в 1930-е годы работами Д. Лукача и А. Грамши, и «ученым» (научным), возникшим в 1960-е годы под влиянием трудов Л. Альтюссера.
«Гуманисты», основываясь на трудах молодого Маркса и особенно на экономико-философских рукописях 1844 г., выступали против объективистско-натуралистической интерпретации исторического процесса, появившейся в более поздних сочинениях. Они стремились сконцентрировать свои исследования на проблеме человека, которого они рассматривали как реальный субъект истории, и не ограничивали себя слишком жесткой привязанностью к предпосылкам Маркса, а включали в свой дискурс идеи, разработанные в других философских течениях.
Ученые», с другой стороны, подчеркивали именно элементы объективизма, присущие материалистическому пониманию истории, и, цитируя более поздние работы Маркса, стремились придать своим социологическим исследованиям строгую форму естественнонаучной теории.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философские основания современного либерализма
- Славянофилы
- Диалектика Гегеля
- Социально-философский анализ
- Проблема творения. Бытие и небытие в арабо-исламской философии
- Рене Декарт, французский философ, математик
- Расширение представлений гидравлики и механики в связи с развитием мануфактурного производства и строительством гидросооружений
- Антропологический материализм Фейербаха
- Освальд Шпенглер, немецкий философ, историк, представитель философии жизни
- Философия современной России