Оглавление:
Познание — вид деятельности
Познание — это особый вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и себя в нем. Важной особенностью познавательной деятельности является ее сознание. Познание — это форма активного отношения человека к реальности. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности. Для определения сущности познавательной деятельности необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.
Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. В этом случае субъект познания рассматривается как активное начало когнитивного процесса. Объектом познания является то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (в терминологии И. Канта — «вещь сама по себе»). Субъектом познания может быть отдельная личность, группа исследователей, в определенном смысле общество выступает субъектом познания по отношению к природе. Объектом познания является очень общее понятие, включающее в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное человеческое тело к продуктам умственной жизнедеятельности.
Необходимо различать объект и предмет знания. Человек как объект исследования является общим для значительной части естественных наук и всех социальных наук. Но объекты познания в биологии и медицине — физическое строение человека, физиологические процессы, происходящие в его организме, в некоторой степени ментальные процессы, так как они связаны со здоровьем человека в целом. В социальных науках человек как социальное существо является субъектом знаний, и каждая из этих наук рассматривает человека, а, следовательно, и человека с определенной точки зрения.
Формирование субъекта знаний предполагает формулирование задачи знания, выбор средств и методов познания.
Развитие доктрины субъекта знаний принесло с собой необходимость рассматривать знания в тесной связи с практикой. В истории философии категория практики долгое время развивалась вне доктрины познания. Наиболее детальное прояснение связи между познанием и практикой получило развитие в марксизме. Маркс охарактеризовал праксис как специфическую человеческую, сознательную, целеустремленную, материальную (чувственную, субъективную) деятельность людей по изменению мира.
Таким образом, хотя практика и является материальной деятельностью, она является целью, в которой материальные и духовные моменты формируют единство. Духовный момент деятельности обеспечивает материальную активность, но не является ведущей стороной практики. Практика является материальной в силу ее предварительных условий, средств и конечных результатов.
Типы практики многочисленны, они включают в себя материальное производство, социальную практику, которая имеет большое количество своих вариантов. Социальная практика — это деятельность по установлению, воспроизведению и преобразованию общественных отношений: экономических, политических, правовых, моральных, национальных, межгосударственных, бытовых, брачно-семейных и др. Особым видом практики является техническая деятельность, которая включает в себя в качестве ее элементов проектную и проектную деятельность (инжиниринг) людей. Инженерная деятельность направлена на преобразование различных устройств, созданных людьми, с помощью которых изменяется окружающая среда. В настоящее время отношения между различными видами практики существенно меняются, причем особое место занимает особый вид практики — научная практика (научный эксперимент).
Чувственное познание и его формы
Сенсорное познание происходит в трех формах: Сенсация, восприятие, представительство. Самая простая форма сенсорного восприятия — это ощущение.
Чувства возникают в мозге человека в результате прямого воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Чувства специализированы. Визуальные ощущения дают информацию о форме объектов, их цвете. Слуховые ощущения дают информацию о различных звуковых колебаниях в окружающей среде. Чувство прикосновения позволяет ощутить температуру окружающей среды, влияние различных материальных факторов на организм, их давление на организм и т.д. Наконец, запах и вкус предоставляют информацию о химических примесях в окружающей среде и составе проглоченной пищи.
Способность человеческих органов чувств ограничена. Они могут картировать окружающий мир в определенных пределах. Например, зрительные ощущения отражают относительно небольшую часть электромагнитного спектра с длиной волны от 400 до 740 миллимикрон. Все, что находится вне этого диапазона, не может быть воспринято человеческим глазом.
Существует множество доказательств ограниченности других человеческих чувств. Однако человек способен выйти за пределы того, что сразу же является сенсорным, благодаря использованию различных технических средств (микроскоп, телескоп и т.д.).
Самое главное, человек может познавать предметы и явления, недоступные его чувствам, благодаря умению понимать и понимать объективную взаимосвязь, существующую между явлениями. «Поэтому, как писал Л. Фейербах, органов чувств человека вполне достаточно для познания мира».
Первая форма чувственного восприятия (ощущения) характеризуется наличием анализа: Органы чувств фиксируют из набора факторов окружающей среды очень специфические. Однако чувственное восприятие включает в себя не только анализ, но и синтез, который осуществляется в последующей форме чувственного восприятия — восприятия.
Восприятие — это целостный, структурированный сенсорный образ объекта, формируемый мозгом из синтеза сенсорных впечатлений. Как и ощущения, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с объектами внешнего мира. Восприятие основано на сочетании различных видов ощущений. Но это не просто механическая сумма. Ощущения, возникающие при восприятии различными органами чувств, синтезируются и формируют целостную картину объекта. Если объектом восприятия является цветок, то визуально мы получаем информацию о его форме и цвете, по запаху — о запахе. Восприятие дает информацию об объекте в полном объеме.
Если ощущения и восприятия происходят только при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с объектом, то идеи реализуются в двух формах — в виде образов памяти и воображения. Каков механизм идей? Изображение объекта в его памяти может быть восстановлено, если ему предшествует процесс прямого действия объекта на органы чувств. Другими словами: Идеи формируются на основе ранее существовавших ощущений и восприятий с помощью механизмов памяти. В этом случае сенсорное изображение, образованное представлением, отличается от изображения, которое присутствовало при непосредственном восприятии объекта. Каковы его отличительные черты? Во-первых, она указывает только на то, что обусловлено интересами субъекта знаний. Во-вторых, этот образ содержит достаточно общие черты и в этом смысле лишен красочности и индивидуальности.
Представление, таким образом, представляет собой изображение ранее воспринимаемого объекта или явления на основе памяти и воспоминаний. Однако, представление может существовать и как изображение, созданное продуктивным воображением. Другими словами, можно также представить себе что-то, чего на самом деле не существует и никогда не существовало. Это означает, что представление связано не только с памятью, но и с воображением и фантазией. Мифологические и фантастические образы являются примерами таких представлений. В то же время воображение и фантазия необходимы и в научных знаниях. Здесь формирование научных образов носит поистине творческий характер, так как эти образы являются оригинальными продуктами научно-технической и художественной деятельности.
Творчество и интуиция
Процесс познания включает в себя не только рациональные, но и нерациональные процессы, которые, однако, осуществляются мозгом (так же, как и рациональные) на основе специальных биосоциальных законов, не зависящих от сознания человека. Иррациональные процессы включают в себя творчество и интуицию.
В то время как репродуктивная деятельность человека воспроизводит существующие модели, стандарты и модели действий, творчество — это вид деятельности, который производит нечто новое, чего раньше не существовало. В реальной жизни люди часто сталкиваются с ситуациями, которые требуют от них принятия нестандартных творческих решений. У каждого есть определенное количество креативности. Однако, когда человек выходит за рамки известного и достигает чего-то нового, эта новизна может быть новой только для этого человека, а не для общества. Подлинное творчество в науке и культуре всегда характеризуется принципиальной новизной достигнутых результатов в масштабах всего общества. В зависимости от области, в которой реализуется творчество, существуют следующие виды творчества: научное, техническое, художественное, профессиональное, детское и др. Таким образом, человек является основным субъектом творчества.
Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Различные поколения философов относились к интуиции как к внутреннему видению, которое является высшим факультетом ума. Но вопрос — какова природа интуиции — остался без ответа. Хотя современная творческая психология и нейрофизиология далеки от окончательного решения этого вопроса, они указывают на стадии интуитивного познания: 1) накопление в памяти и бессознательное сочетание образов, абстракций для решения определённых задач; 2) реализация определённой задачи; 3) неожиданное нахождение решения определённой задачи (математическое, конструктивное и т.д.).
В процессе творчества и интуиции происходят сложные функциональные переходы, которые позволяют внезапно соединиться и привести к творческому озарению, которое воспринимается как открытие.
Правда, обман, фальшь, критерии истины.
Слово «правда» имеет много значений. В разных контекстах она имеет разные значения. Можно говорить об «истинной дружбе», «настоящем произведении искусства». Это доказательство того, что одно и то же слово имеет несколько значений. В этом смысле важно конкретно указать, какое содержание связывается с термином «истина» в конкретном контексте, а именно, при рассмотрении проблем эпистемологии.
В эпистемологии термин «истина» используется для характеристики не некоторых вещей, предметов, явлений окружающего мира, а знаний об этих предметах, вещах, явлениях. Поэтому утверждение «стол — это правда» нелепо. Понятие истины применимо только к человеческим знаниям. Другими словами, истина — это свойство знания.
В древней философии существовала позиция, которая ставила под сомнение достоверность истины. Это называлось скептицизмом (от гр. сомнения). Идеи скептицизма нашли выражение во взглядах на Пиррон (360 — 280 гг. до н.э.). Он считал, что вещи недоступны нашим знаниям. Исходя из этого, мы должны воздерживаться от категорических суждений. Идеи скептицизма встречаются и в «Протагоре», софистах.
На основе древнего скептицизма в современную эпоху развился агностицизм (от Гр. недоступный знаниям). Агностицизм — это философская позиция, согласно которой вопрос об истинности знания не может быть окончательно решен. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм представлен в философии Д. Хьюма.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Эпиктет, древнегреческий философ
- Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности
- Концептуальные модели современного понимания истины
- Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун
- Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности
- Научная революция начала xx века и эмпириокритицизм
- Политическая философия 17-18 века. Апология государства в «левиафане» Т. Гоббса
- Структурализм
- Аристотель, влиятельный философ древности
- Различие направленного социокультурного изменения и стихийного процесса социальной трансформации