Оглавление:
Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.
Монтень. Вопрос об истине является основным вопросом гносеологии. Все человеческое познание ориентировано на достижение истины. В первом приближении вопрос об истине кажется предельно простым, но простота эта обманчива.
Еще Аристотель полагал, что истина — это знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности. Иными словами, истина — соответствие мысли с действительностью. Но «соответствие мысли с действительностью» можно понимать по-разному.
Для Платона истина заключается в соответствии знаний вечным и неизменным идеям, ибо для него идеи — первореальность. Что касается чувственного материального мира, то знания о нем не могут быть истинами, так как этот мир изменчив. В него, как и в реку, нельзя войти дважды. Он возникает на время, а исчезает насовсем.
Материалисты, напротив, считали, что истина есть соответствие полученных знаний объективному материальному миру. Но одно дело считать так, а другое — установить это соответствие. Ощущение не самый лучший свидетель этого соответствия, да и разум может допускать ошибки.
И тем не менее, только разум имеет необходимые, хотя и недостаточные основания для установления истины, ибо только он обеспечивает принцип гносеологического совпадения мышления и бытия, только он воплощает творческую направленную активность гносеологического отношения в системе «субъект-объект».
Таким образом, истину можно определить как философскую категорию для обозначения меры отражения объекта познающим субъектом. И эта мера проверяется практикой.
Современные подходы к проблеме истины и заблуждения
Истина — это объективное содержание сознания, адекватное отражение объектов и явлений реальности. Истина по праву ассоциируется с самым благородным, самым возвышенным и значимым в процессе познания мира, человека и общества. Истина — это процесс адекватного (правильного, истинного) отражения действительности в человеческом сознании. Правда унитарная, но она различает объективные, абсолютные и относительные аспекты, которые, в свою очередь, можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина отражает реальное состояние вещей, мир в том виде, в котором он существует вне нашего сознания и независим от него. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит от человека или человечества. Это не должно восприниматься как означающее, что истина возможна и существует вне темы. В самой действительности нет никаких истин. Истина характеризуется только нашими познавательными образами, нашим знанием реальности.
Поэтому истина субъективна (не путать с субъективизмом). Вот, скажем, график. Это неправда и не ложь — это просто говорит о том, что она существует. Правдой или ложью может быть только наш образ, наше восприятие стола, не похожее на дальтоника или, наоборот, на близорукого человека. Правда, мы все еще используем такие выражения, как «истинная политика», «истинный человек». Но ясно, что в таких случаях истина используется во вторичной, оценочной функции, и мы знаем, что такое истина политики, а что такое человек как истина.
Истина всегда субъективна по своей форме, но объективна по своему содержанию, то есть по тому, что содержится в знании. Содержание этих знаний не зависит от сознания людей. Это соответствует реальности, законам и явлениям природы и общества. Например, законы механического движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классической механики.
Абсолютная истина — это полное, всестороннее, точное знание объекта исследования, знание, которое не опровергается, а только дополняется и развивается, последующее развитие науки. Такие истины, конечно, недоступны для нас. Абсолютная истина — это лишь регулятивная идея, т.е. некий идеал, к которому нужно стремиться, но который не может быть достигнут и подтвержден. В своем реальном проявлении абсолютная истина — это понятие потенциальной бесконечности человеческих знаний о мире, предел, к которому стремятся наши знания.
Абсолютные истины часто называют «вечными» или «конечными», истинами факта (Маркс родился 5 мая 1818 года). Хотя и здесь есть относительная точка зрения: сама хронология. В исламской хронологии (начиная с хиджры) числа по понятным причинам будут отличаться. Наиболее правильное определение абсолютной истины — это совокупность моментов полного, неизменного знания в композиции относительных истин. Возьмите атом в качестве примера. Древние верили, что он неделим. В начале двадцатого века она «состояла» из электронов. В настоящее время она «состоит» из масс элементарных частиц. И количество элементарных частиц постоянно растет. Все эти изображения атома относительны. Но сам факт, что атом — это реальность, что он существует, относительно стабилен — этот факт сам по себе является знаком, элементом абсолютного знания.
Правда и ложь как объекты философского анализа
Это особенно верно в отношении научного познания. Гораздо сложнее ситуация в социальном познании, где категория истины принимает форму «правды».
Истина — это соответствие высказываний субъекта его мыслям и основа взаимного доверия в рамках диалога, полезность которого ставится под сомнение, когда на смену истине приходит неправда.
Но даже правда не всегда является адекватным выражением всей правды. Это может выглядеть как особый случай истины. Истина — это не столько гносеологическое, сколько морально-психологическое явление.
Проблема соотношения правды и истины решается путем определения меры истины. Таким образом, с точки зрения федерального солдата или офицера, война в Чечне — это защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне — это защита собственного дома. И это тоже правда. Но в обоих случаях, это часть правды. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния — это торговая война наживы для одних и обнищание для других, сомнительное счастье для одних и безутешные страдания для других.
Можно отметить следующие различия между «истиной» и «правдой»[5]:
(1) Истина — это категория логики и эпистемологии, выражающая соответствие нашего познания мира с самим миром. Истина — это категория психологии понимания, выражающая не только соответствие знания с миром, но и отношение человека к истинному знанию. Правда, которую мы знаем, и правда, которую мы понимаем (не только умом, но и чувствами). Истина всегда содержит зерно истины, без нее она не может быть правдой. Но этого зерна недостаточно. Правда — это такая правда, которая получила субъективную оценку, моральное одобрение общества. Это обстоятельство приводит к тому, что при анализе одной и той же истины возможны разные варианты истины.
- мотивы выражения истины и правды различны. Мотив утверждения правды: Просвещение общественности от непонимания. Мотивы говорить правду зависят от личных целей человека, которые могут быть.
- Эгоистичная цель — получение некоторых преимуществ — слава, ореол «правдивица», уничтожение соперника;
- самоутверждение, т.е. выражение своего кредо: «лучше горькая правда, чем сладкая ложь»;
- педагогическо-просветительская цель: искреннее убеждение в том, что истина будет способствовать нравственному совершенству получателя;
- самосовершенствование за счет правдивости, несмотря на возможные недостатки.
- для человека истина есть только истина, в которую он верит; каким бы убедительным ни было доказательство истины заявленного факта, этот факт не воспринимается человеком как истина, пока он в него не поверит. Основным препятствием для веры в правдивость доклада является то, что он не соответствует представлениям о правильности, т.е. о том, что может и должно произойти в данной ситуации. Противоречие между разумом и эмоциями становится психологическим барьером, который заставляет воспринимать истину как ложь.
Ложь — это утверждение, которое не соответствует истине, произнесенной столь осознанно — и это отличается от обмана. Ложь — это искажение фактов с намерением кого-то обмануть. Ложь может быть преувеличением того, что не произошло, или преднамеренным сокрытием того, что произошло. Источником лжи также может быть логически неправильное мышление. Мудрость говорит, что всякая ложь страдает от бессмысленности.
Истина ради истины и ложь во благо
Истина ради истины (этический пуризм). Требуется полное освобождение коммуникационных сообщений от заблуждений, полуправды, лжи, обмана. Так, академик Д. С. Лихачев писал: «Полуправда есть худший вид лжи: в полуправде ложь подделывается под правду, прикрывается щитом частичной правды». Л. Н. Толстой заявлял: «Эпиграф к истории я бы написал: «Ничего не утаю». Мало того, чтобы прямо не лгать, нужно стараться лгать, отрицательно умалчивая».
Правда и ложь во благо (нравственно обоснованная коммуникация). Коммуникант, сообщая известную ему правду, стремится, прежде всего, принести пользу (благо) реципиенту или другому человеку, о котором идет речь, руководствуясь критериями справедливости и добра, а не прямолинейным правдолюбием. Если жестокая правда может быть использована кому-то во вред или психически травмировать не подозревающего ее человека, предпочтительнее умолчание.
В случае этически оправданной лжи требование правдивости преодолевается более сильным этическим императивом, известным из Нового Завета как «ложь во спасение». Примеры подобной гуманной лжи: введение в заблуждение пациента врачом, руководствующимся медицинской этикой; сокрытие аварии самолета ради избежания паники; молчание пленного перед лицом врага.
Правда и ложь во благопроявляется в повседневном этикете, в стереотипной вежливости. Прославленное женское кокетство и капризность, склонность к притворству и благосклонность к лести не раз служили мишенью для мужского остроумия. Стендаль утверждал категорически: «Быть вполне искренней для женщины — то же, что показаться на людях без платья». Д. Дидро: «Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду – каплями».
Конечно, женская доля в начале XXI века значительно отличается от образа жизни женщин XIX столетия, но разве психология женственности изменилась коренным образом? Э. Рязанов, написавший: «Любовь — обманная страна, где каждый человек – обманщик», так же прав, как О. Бальзак, сказавший: «Любовь — это игра, в которой всегда плутуют».
Правда и ложь по расчету (корыстный прагматизм) имеет место тогда, когда правду раскрывают для того, чтобы скомпрометировать кого-либо, извлечь пользу лично для себя. Ложь по расчету — это обман в своекорыстных, партийных, государственных интересах, но не ради этических соображений. Обусловленная внеморальными соображениями ложь представляет собой коммуникационное насилие.
Правда и ложь по расчету распространяется не только на военное дело, разведку, контрразведку и прочие силовые структуры, но и на сферу бизнеса, предпринимательства и торговли, где этически чистые взаимовыгодные сделки столь же редки, как неподкупные суды. Недаром американский миллионер Морган говорил: «То, чего нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги».
Истина — как универсальная категория
Истина — это верное отражение предмета знающим субъектом, который делает его таким, каким он существует сам по себе, внешним и независимым от знающего субъекта и его сознания. Истину можно назвать самим знанием (содержанием знания) или знанием самой реальности. В целом, истина — это универсальная категория, концепция, используемая, в частности, в религии и философии, а также в контексте научных знаний. Истина несет в себе объективное содержание (информацию об объекте) и ценностную ориентацию субъекта. Ценность знания определяется мерой его истинности.
Но человечество редко достигает истины, кроме как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, которое не соответствует действительности, но принимается как истинное. Бредовые идеи также отражают объективную реальность, хотя и односторонне, и имеют реальный источник. Вся выдумка содержит нити реальности. Бредовые идеи возникают по разным субъективным и объективным причинам: поспешные обобщения, несовершенство когнитивных средств и т.д.
Бредовые идеи имеют эпистемологические, психологические и социальные причины. Но их следует отличать от лжи как морально-психологического феномена.
«Правда» и «заблуждение» не должны содержать в своем содержании оценку знания, отношения субъекта к нему. Оценочный аспект характерен для другой пары близких к ним понятий «правда» и «ложь». Истина понимается как истина, содержащая моральную оценку; правдивость — это не только истина, но и право, честность и справедливость. Противоположность правде — ложь.
Ложь — это искажение фактических фактов с целью обмана. Ложью может быть либо изобретение чего-то, что не произошло, либо умышленное сокрытие чего-то, что действительно произошло. Источником лжи также может быть логически неправильное мышление.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Механицизм как философский принцип
- Структура «науки логики» Гегеля
- Философия гуманизма в политике
- Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания
- Философия древней Греции о человеке
- Случай Б. Паскаля: верующий рационалист
- Логика, методология и методы научного познания
- Горное дело и технические знания
- Основоположник русской философии
- Может ли познающий проникнуть в сущность вещей или ограничиться миром явлений