Оглавление:
Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Дополнительные готовые курсовые на темы:
- Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения истории
- Реализация концепции диалога культур в воспитательном процессе
- Активизация учебно-познавательной деятельности школьников на учебном занятии
- Самообразование школьников в процессе обучения
- Организация информационно-образовательной среды на уроке истории (в школе)
- Современные средства оценивания образовательной деятельности школьников
- Диагностическая деятельность педагога в рамках преподавания учебной дисциплины
- Формирование эстетической культуры учащихся в современной семье
- Деятельность классного руководителя по повышению психолого-педагогической культуры родителей учащихся
- Особенности формирования педагогической культуры родителей в условиях общеобразовательной организации (организации дополнительного образования)
Введение
Сегодня школа должна организовать свою деятельность таким образом, чтобы развивать индивидуальные способности и творческую жизненную позицию каждого ученика, внедрять различные инновационные учебные программы, реализовывать принцип гуманного отношения к детям и т.д. Другими словами, школа очень заинтересована в том, чтобы знать особенности психического развития каждого ребенка. И не случайно роль практических знаний в профессиональной подготовке учителей возрастает.
Уровень обучения и воспитания в школе во многом определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, усиления собственной позитивной активности, раскрытия уникальности личности и оказания своевременной помощи в случае отставания в учебе или неудовлетворительного поведения. Это особенно важно в младших классах, когда целенаправленное обучение человека только начинается, когда обучение становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, особенно познавательные процессы и отношение к себе как к субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и т.д.).
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знаний, как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и детей младшего школьного возраста (Ф. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги считают игру важным методом обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выдающимися педагогами современности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) проведен ряд специальных исследований игровой деятельности дошкольников. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе изучали С.В. Арутюнян, О.С. Газман, В.М. Григорьев, О.А. Дьячкова, Ф.И. Фрадкина, Г.П. Щедровицкий и др.
В период перестройки возникла волна интереса к педагогической игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.)
В современной школе существует острая необходимость в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. Среди таких активных форм обучения, которые недостаточно учитываются в методике преподавания русского языка, — игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческом и исследовательском уровне, но и повседневные шаги в изучении русского языка. Занимательный условный мир игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Еще одним положительным аспектом игры является то, что она способствует применению знаний в новой ситуации, то есть освоенный учащимися материал проходит через своеобразное упражнение, вносит разнообразие и интерес в процесс обучения.
Актуальность игры возрастает сейчас и из-за перенасыщения современных школьников информацией. Во всем мире, и особенно в России, среда для получения специализированной информации неизмеримо расширяется. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время бомбардируют студентов огромным количеством информации. Настоящей задачей школы является развитие самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Одной из форм обучения, развивающих такие навыки, является дидактическая игра, которая способствует практическому применению знаний, полученных на уроке и после урока.
Игра — это естественная и гуманная форма обучения. Когда мы учим через игру, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно давать учебный материал, а так, как дети удобно и естественно его воспринимают.
Игровые технологии как вид педагогических технологий
Игровые технологии являются неотъемлемой частью педагогических технологий. Согласно классификации Г. К. Селевко, педагогические технологии можно выделить в зависимости от преобладающего (доминирующего) метода:
- игривый.
- догматический, репродуктивный.
- разоблачительно-иллюстративный 4.
- обучение, ориентированное на развитие
- проблемный, исследовательский
- программированное обучение
- диалогический
- творческий
- саморазвивающееся обучение
- информативный (компьютерный)
М. Новик, различает неимитацию и имитацию и формы (типы) обучения .
Характерной особенностью несимуляционных классов является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Обучение активизируется путем установления прямой и обратной связи между преподавателем и обучаемыми.
Характерной особенностью симуляционных занятий является наличие модели изучаемого процесса (симуляция индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенностью методов моделирования является их разделение на игровые и неигровые. К игровым методам относятся те методы, при выполнении которых обучаемые должны играть определенные роли.
M. Новик отмечает их высокий эффект в освоении материала, так как достигается значительное приближение предмета к конкретной практической или профессиональной деятельности. В то же время значительно повышается мотивация и активность обучения.
Природа и функции игры и игровой деятельности
Давайте сначала попробуем взглянуть на «фон», выделить существенные характеристики игры, сравнивая игры людей и животных, игры в разных культурах.
Игры существуют и в животном мире. Мы называем играми животных в основном абиотические формы поведения животных, то есть те случаи, когда животные делают то, что не приносит им комфорта или пищи, не удовлетворяет их жизненные потребности и не попадает в категорию «ориентирующей активности». Несерьезно дерущиеся котята, кошка, развлекающаяся с пойманной мышью…. По большей части, игра в животном мире имеет конкретную функцию: это обучение, безопасный способ освоить какое-либо действие.
«Человеческие» игры, по мнению большинства исследователей, выполняют в онтогенезе аналогичную — обучающую — функцию. Исследователи детства — М. Мид, де Моз отмечают, что игры детей примитивных культур, как правило, — имитация профессиональных действий взрослых. Дети возились с маленькими лукошками, горшками, строили маленькие домики и т.д. Даже сейчас, когда детская игра изменилась не только по атрибутам, но и по сути, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых — лопаты, ведра и т.д.
Наиболее распространено мнение о функции игры как обучения навыкам «взрослых» действий. Об этом пишет А.Н. Леонтьев в своей работе «Психологические основы дошкольной игры».
«В процессе деятельности ребенка возникает противоречие между быстрым развитием у него потребности действовать с предметами, с одной стороны, и развитием операций, реализующих это действие, — с другой. Ребенок хочет сам водить машину, хочет сам грести на лодке, но он не может осуществить это действие, потому что не овладел и не может овладеть теми операциями, которых требуют реальные предметные условия данного действия… это противоречие…. может быть разрешена у ребенка только в единственном виде деятельности, а именно в деятельности игры, в игре…» .
Однако существуют и другие взгляды на функцию игры в жизни людей.
В.Н. Дружинин считает, что основной функцией интеллекта является создание прогностических моделей, построение возможных вариантов будущего. Тогда игра (создание вероятных миров и действия с ними) — это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это свойство не зависит от возраста, просто у взрослых «создание моделей мира» называется по-другому — искусство, философия. И чем интеллектуальнее человек, тем больше он должен быть склонен к игре.
Л.С.Выготский в 20-х годах прошлого века обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав книги Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогической ценности игры. Выготский пишет: «Давно уже выяснено, что игра не есть нечто случайное, а что она неизменно встречается на всех ступенях культурной жизни у разных народов и является неустранимой и естественной чертой человеческой природы. Они организуют высшие формы поведения, связаны с решением достаточно сложных поведенческих задач, требующих от играющих азарта, находчивости и изобретательности, совместного и комбинированного действия различных способностей и сил.
… В игре усилия ребенка всегда ограничены и регулируются многочисленными усилиями других игроков. Любая игра-задача включает в себя в качестве обязательного условия умение согласовывать свое поведение с поведением других, вступать в активные взаимоотношения с другими, нападать и защищаться, вредить и помогать, предвидеть исход своего хода в совокупности игры. Игра — это живой, социальный, коллективный опыт ребенка и в этом отношении является абсолютно незаменимым инструментом для формирования социальных навыков и умений.
… Особенность игры в том, что она первой научила рациональному и осознанному поведению, подчинив все поведение известным условным правилам. Это первая школа мышления для ребенка. Все мышление возникает в ответ на известную трудность, возникающую в результате новой или сложной встречи с элементами окружающей среды. Там, где этой трудности нет, где среда известна до конца и наше поведение протекает легко и без задержки как процесс соотнесения с ней, там нет мышления; там везде работают автоматизмы. Но как только среда предъявляет нам какие-то неожиданные и новые комбинации, которые требуют и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, мышление предстает как некий предварительный этап поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счете к определенному отбору из множества возможных, единственно необходимых в соответствии с главной целью, которую должно решить поведение.
… Мысль возникает в результате совпадения множества реакций и выбора некоторых из них под влиянием предыдущих реакций. Но мы можем, введя в игру известные правила и тем самым ограничив возможности поведения, поставив перед поведением ребенка задачу достижения определенной цели, напрягая до предела все инстинктивные способности и интерес ребенка, заставить его организовать свое поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно было направлено к одной цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.
Другими словами, игра — это разумная и целенаправленная, спланированная, социально скоординированная, система поведения или затраты энергии, подчиняющаяся известным правилам. В этом есть полная аналогия с трудовыми затратами энергии взрослого человека, характеристики которых, за исключением результатов, полностью совпадают с игровыми. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и работой, которая даже позволяет рассматривать их как полярные противоположности, их психологическая природа полностью совпадает. Это говорит о том, что игра — это естественная форма работы ребенка, присущая ему форма деятельности, подготовка к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он — игривое существо, но его игра имеет великую цель. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает такие элементы, которые ведут к развитию необходимых навыков и умений» .
Польский исследователь Стефан Шуман отметил, что игра — это характерная и специфическая форма деятельности детей, благодаря которой они учатся и приобретают опыт. Шуман отметил, что игра стимулирует высшие эмоциональные чувства детей и активизирует их самым глубоким образом. По мнению Шумана, игру можно представить как процесс развития, который особым образом направлен на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
Ценность игры в образовании
Мы подробно рассмотрели природу и функции игры — чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре является одной из основных потребностей человека в целом и ребенка в частности. А содержание игры меняется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок.
Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и в целом склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии игра считается деятельностью дошкольного возраста. В. Москвичев в своей статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис и утверждает, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «неприятия ребенком, а из-за отсутствия объективных возможностей ее реализации…». Другими словами, потребность в игре все еще существует, просто нет форм, в которых эта потребность может быть удовлетворена.
Здесь можно вспомнить один из эпизодов, описанных в «От двух до пяти» К.Чуковского. Рациональная мать старалась вообще исключить игру из деятельности и мышления ребенка, знакомя его с научными фактами и серьезным подходом к явлениям. Выслушав рассказ матери о том, как рождаются дети, сын также вспомнил, как пил чай из живота матери, сидя на крыльце….. Дошкольники не умеют играть. Взрослые не могут не играть. Тем не менее, потребность в игре сохраняется у многих людей на протяжении всей жизни, о чем свидетельствуют не только исследования, но и повседневный опыт. Эпидемии компьютерных игр поражают организации с современным информационным оборудованием; люди, которые по праву считаются оплотом консерватизма и практической жизни — женщины 40-50 лет, обремененные семьей и работой — играют. Стихийное движение «ролевиков», охватывает возрастные группы от школьников до людей 30-40 лет, и считается самым массовым стихийным движением как в нашей стране, так и за рубежом.
По нескольким причинам, которые будут рассмотрены ниже, игра чрезвычайно привлекательна для участников всех возрастов. Учащиеся тратят много энергии, времени и творческой изобретательности, участвуя в играх. Таким образом, когда игра становится средством педагогики, она может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если поместить образовательный контент в игровую оболочку, то можно решить одну из главных проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, которые не следуют желаниям людей. Один из них гласит, что если один этап развития не пройден полностью, то следующий будет искажен. Детство — это время игры, и если вы блокируете способность ребенка играть, не давая ему играть, то на следующих этапах развития он будет доигрывать незаконченную игру вместо того, чтобы двигаться вперед.
«Родительские наставления и запреты могут сыграть с ребенком жестокую шутку. Так было, например, с мальчиком, которому постоянно говорили учиться, учиться и учиться. Научившись читать в три года, к 11 годам он уже учился в 7-м классе. Родители, конечно, гордились своим сыном. Внезапно у мальчика начались проблемы со здоровьем: Головные боли, бессонница, плаксивость, крошащиеся ногти…. В целом, педиатры рекомендовали сделать годичный перерыв в обучении. Психолог посоветовал оставить мальчика в покое как минимум на месяц. В некоторые дни вундеркинд просто спал, а затем постепенно начинал играть в игры трехлетнего ребенка. Постепенно, через день или два, он переходил к играм старшего возраста, узнавая то, что родители скрывали от него в детстве. И через три недели, впервые за многие годы, он пел, когда играл. Его мать хотела отвести его к врачу, но когда она посмотрела на его ногти, то была поражена — они были целы. Прекратились депрессии и нервные срывы. Его вылечили азартные игры».
В учебнике «Психология», написанном В.А. Крутецким, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка — это умение организовать учебную деятельность так, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности надолго отвлекаться. Интересное дело, интересный урок могут увлечь подростка, и он работает с увлечением очень долго, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает уроки интересными для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания» .
Вывод — игра учит. Поэтому стоит поговорить об игре как о средстве обучения.
Интерес к использованию игровых методик в образовании возник не случайно. «Многие наши известные дидакты характеризуют нынешнее состояние государственного образования как кризисное и даже катастрофическое для развития нашей страны, культуры и цивилизации в целом.» Использование игры как средства обучения не случайно.
Педагоги и психологи, видящие в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже много лет успешно используют ее в своей деятельности. Некоторые страны даже решили двигаться в этом направлении: Америка, например, «специализируется» на игровых методах обучения, Франция — на «jeu dramatique» , в Израиле даже учителя без знания игровых технологий не допускаются к работе с детьми.
Имеющийся в нашем распоряжении материал позволяет утверждать, что дидактические игры и игровые технологии представляют большой интерес для учителей. Не раз предпринимались попытки научно классифицировать игру и дать ей исчерпывающее определение, но пока научно определены только связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение игры для развития личности ребенка и взрослого, эмпирически установлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.
Между тем, игровые технологии по-прежнему остаются «инновационными» в системе российского образования. Забавно, что некоторые инноваторы, провозглашая игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут изучать игровые технологии за рубеж, видя в них непререкаемый авторитет. Другие не принимают игру, не считают ее особым и/или отдельным направлением в педагогике или соглашаются с формами, не имеющими ничего общего с игрой.
Все это, с осторожностью относясь к подобным крайностям, заставляет нас с уважением относиться к игровым методам как части научной дидактики и технологии обучения. Объединяя опыт ученых из разных отраслей знаний, учитывая как положительные, так и отрицательные результаты научных исследований, мы сосредоточили свое внимание на использовании игровых приемов в таком предмете общеобразовательной школы, как русский язык.
Несомненно, в педагогической практике, как дома, так и в мире, накопился багаж, который можно использовать. Это, прежде всего, игровые технологии. Они широко используются в нашей практике. Игровые технологии имеют большой потенциал с точки зрения приоритетной педагогической задачи: формирования субъектной позиции ребенка относительно собственной деятельности, общения и самого себя. Помимо игровой технологии, эта цель достигается также с помощью метода проектов, модульной технологии и иммерсивного обучения. Например, в нашей школе в качестве внеклассной образовательной деятельности существует проектная деятельность. Модульная технология активно используется нашими учителями, особенно — в начальной школе.
В современной педагогической литературе можно найти интересный материал о различных инновационных технологиях, об их месте в педагогическом процессе, об их роли и значении в нем. Однако удивительно, что среди большого количества действительно новых технологий есть и вполне традиционные, такие как игры.
Нам кажется неуместным называть игровые педагогические технологии «инновациями». Конечно, мы признаем, что раньше эти методики были менее популярны, чем сейчас, но в педагогическом процессе, как нам кажется, присутствовали всегда.
Механизмы притяжения игры
Д. Кавторадзе определяет игру как «вид группового диалогового исследования возможной реальности в контексте личных интересов» .
Это определение подчеркивает наличие:
- Личные интересы каждого участника;
- «возможная реальность» (другая реальность);
- Возможность действовать в этой реальности (исследование);
- группы (включение в общение);
- Диалог (в тексте произведения автор указывает, что более точным был бы термин «полилог»).
К.Д.Ушинский писал: «Для ребенка игра — действительность, причем действительность гораздо более интересная, чем то, что ее окружает. Это интереснее для ребенка именно потому, что это отчасти его собственное творение. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы реальной жизни, в которую он еще не мог войти во всей сложности ее явлений и интересов. В реальной жизни ребенок — не более чем ребенок, существо, еще лишенное самостоятельности, слепо и беспечно плывущее по течению жизни; в игре ребенок — уже зрелое человеческое существо, испытывающее свои силы и самостоятельно распоряжающееся своими созданиями».
Основываясь на этой мысли Ушинского, можно выделить следующие факторы, которые делают игру не только привлекательной, но и необходимой для ребенка, единственной сферой реализации потребностей:
Независимость. Игра — единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства. И это важно не только для детей. Одной из причин кризиса, трудностей подросткового возраста является как отсутствие собственной активности. Проба сил всегда ассоциируется с неудачей. Поэтому попробовать себя во взрослой сфере практически невозможно, никто не даст ребенку и подростку работу, практически обреченную на провал. Школьные мероприятия очень ограничены и немногочисленны.
Возможность заниматься творчеством вне игры доступна лишь небольшому числу школьников. Игра — это возможность творить «безнаказанно» — в очень многих областях жизни. В сфере межличностных отношений (классические игры, такие как «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), в исполнительском искусстве — лепка из глины, рисование, шитье костюма…..
V. Геронимус выделяет следующие факторы, способствующие возникновению интереса к игре :
- Удовольствие от контакта с партнерами по игре;
- Удовольствие от демонстрации партнерам своих способностей как игрока;
- Волнение от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и их последующего разрешения во время игры;
- Необходимость принятия решений в сложных и зачастую неопределенных условиях;
- Быстрое разъяснение последствий принятых решений. Это выяснение обычно возможно только в ходе игры, поскольку последствия … также зависит от непредсказуемых действий других игроков;
- удовлетворение от успеха, промежуточного или окончательного;
- если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;
- Если игра является азартной, то… Заинтересованность в финансовой прибыли.
Б.Д. Эльконин в своем выступлении на конференции «Педагогика развития» сформулировал такой механизм интереса, как энергия исследования новых возможностей. Вновь открывшаяся возможность обычно побуждает человека испытать ее. Этим объясняется, например, интенсивное увлечение детей и взрослых Интернетом — эта сеть дает ощущение почти неограниченных возможностей.
Заключение
Сегодня школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечивала бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого ученика, внедрение различных инновационных образовательных программ, реализацию принципа гуманного отношения к детям и т.д. Другими словами, школа очень заинтересована в том, чтобы знать особенности духовного развития каждого ребенка. И не случайно роль практических знаний в профессиональной подготовке учителей возрастает.
Уровень обучения и воспитания в школе во многом определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, усиления собственной позитивной активности, раскрытия уникальности личности и оказания своевременной помощи в случае отставания в учебе или неудовлетворительного поведения. Это особенно важно в младших классах, когда целенаправленное обучение человека только начинается, когда обучение становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, особенно познавательные процессы и отношение к себе как к субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и т.д.).
В связи с этим возникает актуальность в разработке игровых технологий для современной школы. В последнее время было опубликовано несколько руководств по игровым технологиям. Хотелось бы отметить работы А. Б. Плешаковой «Игровые технологии в образовательном процессе», А. В. Финогеновой «Игровые технологии в школе» и О. А. Степанова «Профилактика школьных трудностей у детей» следует упомянуть.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность автору определить теоретические основы проектирования и использования дидактических игр различных типов, предназначенных для применения в обучении русскому языку.
Анализ литературы и практики преподавания привел автора к необходимости разработки комплекса игр, направленных на повышение познавательной активности учащихся при изучении нового материала.
Материал, изученный в игровой деятельности, забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органично сочетаются развлечение, которое делает процесс обучения доступным и увлекательным для учащихся, и активность, благодаря участию которой в учебном процессе обучение становится более качественным и продолжительным.
Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех этапах изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практика в психологии старения. М., 1998.
- Азаров Ю. L. The Art of Raising. М., 1985.
- Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
- Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.
- Аркин Е. А. Ребенок и его игрушки в условиях первобытной культуры. М., 1935.
- Асеев В. Г. Психология старости. Иркутск, 1989.
- Асмолов А.Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.
- Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
- Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 1977.
- Белкин А. С. Основы педагогики старости. Екатеринбург, 1992.
- Берне Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
- Беспалько В.П. Компоненты педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
- Богусловская З.М. Развитие познавательной активности дошкольников в связи с дидактическими играми по истории // Известия АПН РСФСР. Вып. 64, М., 1955.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. М., 1968.
- Букатов В.М. Педагогические секреты дидактических игр. М., 1997
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
- Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Спб, 1977.
- Вуд Г.Ф. Морские млекопитающие и человек. Спб, 1979.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детстве. М., 1991.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
- Выготский Л. С. Мышление и язык // Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 2. М., 1982.
- Выготский Л. С. Психология образования. М., 1991.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1996.
- Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. Спб, 1996.
- Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика. М., 1989.
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка. К., 1916.
- Давыдов В. В. Типы общения в образовании. М., 1972.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Ершова А.П. Уроки театра в школе. М., 1992.
- Кавтарадзе Д.Н. Учебник для учителей. М., 1998.
- Козырева А.Ю.. Лекции по педагогике и психологии творчества. 32. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества — Пенза, 1994.
- Колоцкая Д.А. Игры для детей, их психолого-педагогическая ценность. М., 1909.
- Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
- Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.
- Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1977.
- Кулагина И.Ю. Психология старения. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
- Леонтьев А.Н.. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций А.Н. Леонтьева. М., 1971.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Сов. педагогика, 1944. 8-9.
- Леонтьев А. Н. Н. Проблемы психического развития. М., 1959.
- Леонтьев А. Н. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Линдсей П., Норман Д. Обработка информации у человека. М., 1974.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций. М,, 1992.
- Макаренко А.С. Лекции по воспитанию детей. М., 1940.
- Мухина В. С. Психология старости: учебник для студентов. М., 1997.
- Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты. М., 1995.
- Педагогические технологии / под ред. Кукушкина В.С., Ростов н/Д. 2002.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта / / Пиаже Ж. Избр. труды. М., 1969.
- Пидкасистый П.И., Гайдаров Ж.С. Игровые технологии в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
- Пирс, Дж. Символы, сигналы, звуки. М., 1967.