Оглавление:
Определение искусства
Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство — это особый способ интеллектуальной рефлексии и соприкосновения с реальностью. На протяжении многих лет ученые-искусствоведы добавляют: «Она направлена на формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать мир вокруг нас и самих себя по законам красоты. Следует отметить, что сам факт существования искусства противоречив, а концепция красоты относительна, так как эталон красоты может сильно отличаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться триумфом уродца (бош, дюрер, модернизм, постмодернизм) или даже отрицаться (искусство абсурда). Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, который аккумулирует художественные и эстетические ценности. В-третьих, искусство — это форма восприятия мира.
Существует три типа человеческого познания: рациональное (логическое, абстрактное, основанное на мышлении), чувственное (основанное на эмоциях, чувствах) и иррациональное (основанное на интуиции). В основных проявлениях ментальной культурной деятельности человека, в блоке общественно значимых знаний, который является символической фигурой культуры (науки, искусства, религии), присутствуют все три, но каждая сфера имеет свои доминанты: Наука-рациональная, Арт-сенсуальная, Религиозно-интуитивная. В-четвертых, искусство раскрывает творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство следует рассматривать как процесс приобретения художественных ценностей, дающих человеку удовольствие и радость (проблема понимания и оценки искусства).
Искусство многослойно, это человеческая душа. Искусство — это богатый мир прекрасных образов, полет воображения, желание понять смысл жизни и человеческого существования, концентрация творческой силы человека….. Искусство — парящие буддийские пагоды, изысканный орнамент мусульманских орнаментов, меланхоличный лик Богоматери, смотрящий на нас с русских икон….. Искусство — это совершенство древних статуй, величие средневековой готики, красота Ренессансной Мадонны, суматоха воздуха, света, жизни импрессионистов, тайны сюрреализма….. Искусство — это величайшие произведения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, картины Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, великая музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майола, пьесы Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Это все, что нас окружает в повседневной жизни, все, что приходит к нам из телевизора и видео, все, что звучит на сцене и в звукозаписях.
Если попытаться кратко определить искусство, то можно сказать, что это «образ», образ мира и человека, обработанный в сознании художника и выраженный в звуках, цветах и формах. Художественные образы отражают не только реальность, но и мировоззрение культурных эпох.
Понятие «искусства» в его историческом развитии
Слово «искусство» изначально означало любое высшее или более тонкое искусство («искусство мышления», «искусство войны»). В общем смысле, речь идет об эстетическом ремесле и создаваемых им произведениях искусства, которые, с одной стороны, отличаются от произведений природы, а с другой — от произведений науки, ремесла и техники. И границы между этими сферами человеческой деятельности очень подвижны, ибо величайшие достижения в этих областях также вовлекают силы искусства.
Реальные и духовные источники искусства, то есть художественного творчества, видны в различных явлениях: в воображении (романтизм), в многогранном стремлении к переменам (Шиллер), в стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), в стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и многих других. Искусство как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики, начинается там, где целью эстетической деятельности является не познание или изменение мира, не экспозиция системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, которая предполагает создание определенного, воображаемого мира, в котором все является эстетическим творением человека. Искусство, в отличие от всех других видов деятельности, является выражением внутреннего существа человека в его целостности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек осознает только одну сторону себя, а не все свое существо. В искусстве человек создает свой особый мир свободно, точно так же, как природа создает свой мир, то есть совершенно самодержавно. Если и в практике, и в науке человек сталкивается с миром как с объектом и, таким образом, ограничен в своей свободе, то в искусстве человек трансформирует свое субъективное содержание в полноценное и целостное объективное существо. Эстетический опыт произведения искусства, как и его создание, требует от человека в целом, так как он включает в себя высочайшие когнитивные ценности, этическое напряжение и эмоциональное восприятие. Это внутреннее единство всех психических сил человека в создании и восприятии произведений искусства становится возможным благодаря силе эстетического сознания. Если при чтении научных, публицистических, популярных изданий мы сразу же настраиваемся на «фрагментарный» образ мышления о мире и «забываем» все, что не полезно нам для восприятия текста, то, настраиваясь на чтение произведения искусства, мы активизируем в себе все наши умственные силы: интеллект, интуицию, эмоции, этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней жизни души, который не может быть вызван и активирован искусством. Она призвана дать возможность целостного, полного и свободного восприятия и воссоздания мира, что возможно только через сочетание когнитивных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.
Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под влиянием исторической реальности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда Шекспир появился в Англии, никакого экономического подъема не было; искусство и философия в России в XIX веке достигли высокого развития, несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство как форма общественного сознания не только отражает реальность, но и наоборот влияет на нее.
Искусство как форма культуры
Искусство — это сфера интеллектуальной и практической деятельности человека, направленная на художественное осмысление и овладение миром. Она предназначена для удовлетворения общечеловеческой потребности воссоздания окружающей действительности в развитых формах человеческой чувствительности.
Существует несколько значений термина «искусство», которые тесно взаимосвязаны. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, это относится к умело выполняемой профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.
По мере продолжения разделения и совершенствования труда, искусство стало пониматься как творческая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь тоже решающее значение имеет мастерство, но оно направлено на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.
Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в ходе которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый близкий смысл в понимании искусства.
Особенностью искусства, отличающей его от всех других форм человеческой деятельности, является то, что оно развивается и выражает реальность в своей художественно-образной форме. Это результат конкретной художественно-творческой деятельности и в то же время реализации культурно-исторического опыта человечества. Художественный образ — это не только внешнее сходство с реальностью, но и проявляется как творческое отношение к этой реальности, как способ воображения, как дополнение к реальной жизни.
Художественный образ — это сущность искусства, это чувственная копия жизни, которая возникает из субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует духовную энергию культуры и человека, который ее создал, и проявляется в действии, композиции, цвете, звуке, в той или иной визуальной интерпретации. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в звуке, цвете, камне, звуке, фотографии, словах, и в то же время осознать себя как музыкальное произведение, картину, роман, фильм и спектакль в целом.
Как и любая развивающаяся система, искусство гибко и подвижно и может быть реализовано в различных видах, жанрах, направлениях и стилях. Создание и произведение искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет художественное образование, художественную критику и эстетику в исторически меняющееся целое.
Формы искусства — исторически сформировавшиеся, устойчивые формы творческой деятельности, которые художественно реализуют цель жизни и отличаются по характеру своего материального воплощения:
- Визуальное искусство показывает разнообразие мира с помощью цветов, мрамора, глины и т.д. (т.е. с помощью пластика и колористических материалов);
- Литература охватывает все оттенки творчества, воплощенного в слове;
- Музыка включает в себя не только звук человеческого голоса, но и разнообразие тембров, создаваемых природными и техническими устройствами (речь идет о музыкальных инструментах);
- Архитектура и прикладное искусство — через материальные структуры и вещи, существующие в пространстве для удовлетворения практических и духовных потребностей человека — выражают свое художественное своеобразие сложными и разнообразными способами.
Каждый из видов искусства имеет свои специфические жанры и типы, есть внутренние вариации. Родовые особенности искусства проявляются по-разному в отдельные исторические периоды и в разных художественных культурах, поскольку разделение искусства на жанры в первую очередь связано с особенностями восприятия мира человеком. Язык цветов, форм и звуков возник в связи с тем, что цвета, звуки и формы приобрели выразительный смысл и определенный статус в жизни людей.
Предмет и виды искусства
Особое положение искусства в культуре определяет его специфическое «поведение», его роль в жизни человека и человечества, в развитии общества и культуры. Системный подход позволяет, исходя из уже известной структуры бытия «природа — общество — человек — культура», выделить пять аспектов в целостной и многогранной деятельности искусства: Функциональные отношения искусства по отношению к природе, обществу, человеку, культуре и… Функциональные связи искусства с природой, обществом, человеком, культурой и самим собой как специфическим культурным явлением.
Рассмотрим особенности каждого из этих функциональных направлений искусства.
- Функции искусства по отношению к человеку.
Я начну свой анализ с роли искусства в жизни человека, центрального вектора этой функциональной системы.
Поскольку индивид и вид — человеческий род, человечество — являются одновременно людьми, то проблема взаимоотношений искусства с индивидом имеет два измерения — историческое и биографическое. Изучение первобытного искусства, его места в жизни первобытного общества и той роли, которую оно там играло, показало, что искусство с самого начала действительно одухотворяло, облагораживало и возвышало человека, активно развивая в нем дремлющие духовные потенции.
Но, более того, в ходе истории культуры степень знакомства с искусством отмечала общий уровень духовности, эмоциональной «чувствительности», эстетического чувства людей, их способность не ограничиваться удовлетворением только физиологических и утилитарных потребностей. Это дает нам основания утверждать, что функция искусства по отношению к человеку как таковому заключается в развитии его духовного потенциала, его — в буквальном смысле этого слова — гуманизации.
Это тем более важно, что потребность человека в искусстве в первую очередь эстетическая, поскольку она выражает его желание испытать удовольствие, восторг и наслаждение от совершенства художественных творений. Важность этой потребности такова, что человек (как каждый хорошо знает по собственному опыту) не нуждается в тех сферах и произведениях искусства, чье общение с ним не удовлетворяет, и общество не считает себя вправе вмешиваться в эту интимную сферу отношения человека к искусству; оно не может заставить меня пойти в филармонию или музей, если это не обусловлено моей внутренней эмоциональной потребностью. Следовательно, первой функцией искусства по отношению к человеку является удовлетворение этой потребности, предоставление ему высокого эстетического удовольствия, и тем самым сильное взаимодействие по отношению к этой потребности, ее развитие и совершенствование.
Нарушение этого процесса приводит либо к стандартизации, деперсонализации людей, либо к распаду социальных связей между ними. Искусство помогает самым активным способом соединить людей друг с другом, и в то же время дает каждому шанс «найти» себя, «найти себя» и заявить о себе как об уникальной человеческой индивидуальности.
Искусство реализует свою функцию благодаря способности обращаться к человеку не к обезличенной мысли, к которой обращается наука, и позволяет всем людям в равной степени понять ее истины, а к тем самым внутренним личностным механизмам психики, с помощью которых образы интерпретируются по-своему и творчески обогащаются воображением каждого читателя, слушателя, зрителя, т.е. соотносятся с его личным опытом, окрашиваются его личными ассоциациями, становятся частью его самосознания. Поэтому, если таблица Менделеева или теория Эйнштейна — «один за всех», то у каждого есть свой Гамлет, свой Базаров, свой Мелехов, свой «Живаго….».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия эллинистической эпохи
- Человек как предмет философской рефлексии
- Идея общественного процесса в истории социальной мысли
- Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса
- Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)
- Предмет и объект философии. Структура философского знания
- Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм
- Средневековая философия индии (В. К. Шохин)
- Лао-цзы, основатель даосизма
- Критическая философия и. Канта и его проект «новой метафизики»