Оглавление:
Работа с семейными проблемами должна включать психотерапию семьи в целом, супружескую психотерапию, психотерапию детско-родительских отношений и психотерапию семейных проблем взрослых.
Семейные проблемы, о которых говорит клиент, обращающийся за психотерапевтической помощью, включают его проблемы как родителя в отношениях с детьми, проблемы в супружеских отношениях, распад семейной жизни (уход мужа/жены из семьи, неверность), трудности, связанные с созданием семьи (неудачные браки, трудности в поиске супруга или выборе супруга).
Индивидуальная психотерапия семейных проблем клиента проводится в тех случаях, когда клиент не хочет вовлекать свою семью (родительскую или свою собственную). Клиент осознает, что его супруг, родитель или ребенок (независимо от возраста) откажется участвовать в работе; клиент согласен с мнением терапевта, что решение его личных проблем является условием благополучия либо всей семьи, либо ребенка, ради которого он обратился за помощью.
Форма и содержание работы семейного психотерапевта ставят перед ним задачу профессионального самоопределения. Многомерное пространство психотерапии предлагает ему или ей огромные возможности. Терапевту предлагается три варианта:
1) Присоединение к той или иной психотерапевтической школе;
2) Сочетание различных школ;
3) Интеграция различных подходов.
Стремление современных психотерапевтов сделать свою работу максимально эффективной и принести максимальную пользу своим клиентам и пациентам реализовалось в интегративном движении, сформировавшемся в последние 15-20 лет.
Исследователи обнаружили несколько причин, побуждающих психотерапевтов искать новые пути объединения различных психотерапевтических систем, которые традиционно считались теоретически и клинически несовместимыми. Оказалось, что развитие интегративного движения было обусловлено:
- Количественный рост различных видов психотерапии;
- Невозможность применения единой теоретической системы ко всем пациентам и проблемам;
- Внешние социально-экономические обстоятельства (характерные для США);
- Растущая популярность краткосрочных, ориентированных на решение проблем методов лечения;
- Возможность экспериментировать с различными методами лечения;
- Перспектива поиска конкретных методов психотерапии для лечения конкретных проблем;
- Формирование профессиональных сообществ для поддержки интеграции (в России пока не существует).
Выбор интегративного или эклектического варианта для психотерапевтов определяется следующими факторами. - Отсутствие давления с целью освоения какого-либо традиционного подхода;
- Длительность клинического опыта и неудовлетворенность одной теорией как слишком простой для сложных случаев;
- Увлеченность терапевта практикой, которая не оставляет времени на теорию.
Также важны индивидуально-личностные характеристики психотерапевта — его готовность к поиску новых форм и подходов, склонность подвергать сомнению все устоявшееся и общепринятое.
Объединение в единое целое разнородных элементов и частей
В методологии научного познания термин «интеграция» означает сведение разнородных элементов и частей в единое целое, возникновение новой системы из ранее не связанных элементов. Отдельные части интегрирующего целого могут иметь разную степень автономии. В ходе интеграционных процессов увеличивается объем и взаимодействие между элементами в системе.
В отличие от интегрирующего целого, эклектическое образование подразумевает единство составляющих его частей. В эклектическом образовании, как и в интегрированном целом, разнородные части сохраняют свою автономию, но между ними не устанавливаются связи через взаимодействие между частями.
Судя по тому, как интеграция и эклектика представлены в психотерапевтической литературе, они различаются по содержанию того, что объединяется, и по цели объединения. Психотерапевтические подходы являются интегрированными, их положения считаются универсальными. Различные теории, школы и направления сочетаются эклектично.
Интеграция психотерапевтических подходов осуществляется в интересах более полного понимания человека и его проблем и возможности нового уровня анализа его жизни. Эклектика начинается с прагматики практики. Интеграция возможна, когда теоретические подходы и концептуальные основы интегрируемых подходов не представлены в других. Эклектика объединяет все, что может быть использовано без учета теоретических основ и принципов школ, из которых заимствуются методы и психотехники.
Методологи психотерапии подчеркивают, что «многие подходы не исключают, а дополняют друг друга и относятся к принципиально разным измерениям, уровням человеческого существования». Противоречия в позициях устраняются в рамках спектрального многомерного подхода….. Такой подход позволяет преодолеть то, что можно назвать «схоластическим редукционизмом», который является одной из наиболее существенных ошибок, ведущих к формированию усеченной картины человеческого существования».
Психотерапевтический эклектизм широко распространен в западной психотерапии. Возникли различные направления эклектической психотерапии: эклектическая семейная психотерапия, функционально-системная психотерапия и т.д.[6] Примером эклектической психотерапии является одноименная книга американского психотерапевта Р. Фицджеральда[7]. Автор сочетает отдельные техники психодинамических направлений, системной семейной психотерапии, методы когнитивно-поведенческой психотерапии как в работе с семьей, так и в индивидуальной психотерапии.
Анализ литературы показывает, что некоторые психотерапевты, интегрирующие различные подходы, делают заявления об этом, в то время как другие молчат и опускают название своей модели. Например, название книги «Интегрированная гештальт-терапия» И. Полстера и М. Полстера вводит читателя в заблуждение, поскольку речь идет не об интеграции, а о гештальт-терапии как таковой, «чистой» школе, ее теоретических положениях и техниках.
Многие семейные психотерапевты работают в соответствии с интегрированной моделью, но не используют термин интеграция. В процессе семейной психотерапии В. Сатир реорганизует семейную систему и реконструирует историю семьи, исследует семейное общение, обращается к переживаниям членов семьи, пытается добиться изменений не только в семейной системе, но и во внутреннем мире членов семьи, в их взаимоотношениях. Этот аспект работы отражает В. Сатир как гуманистически ориентированного психотерапевта.
Семья как система, в которой действуют бессознательные мотивы
Интегративный подход также встречается в символико-онтологической семейной психотерапии К. Уитакера. Он рассматривает семью как систему, в которой действуют бессознательные мотивы и установки ее членов, влияющие как на семейную жизнь в целом, так и на поведение отдельных членов семьи. К. Уитакер не только направляет семью к изменениям, но и поощряет своих клиентов к личностному росту.
Немецкие психотерапевты Д. Рам и К. Кирш называют свою терапевтическую работу с детьми группы риска интегративной. Авторы основывают свой подход на психодинамических теориях, клиент-центрированной психотерапии и теории обучения. По их мнению, интегративный подход к психотерапии детей группы риска обеспечивает эффективность работы: дети начинают справляться со своими проблемами, у них развиваются навыки совладающего поведения и способность к сотрудничеству.
Отечественные психологи А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян, работая с пациентами с соматоформными расстройствами, строят свою психотерапевтическую модель на интеграции психодинамического и когнитивного подходов. В то же время они используют различные техники из других школ и направлений (поведенческие и психодраматические техники, техники гештальт-терапии).Авторы исходят из того, что для успешной психотерапии соматоформных расстройств необходимо выявить личностные проблемы пациента, исследовать глубинные источники его дисфункционального мышления, а также изучить его семейную историю. Независимо от того, называют ли авторы публикаций свою психотерапию интегративной или нет, они явно интегрируют разные подходы, но никто из них не описывает процесс интеграции и не определяет свою исходную позицию, на основе которой он интегрирует тот или иной подход, создает интегративную психотерапию.
Выбор подходов для интеграции, а также школы психотерапии, с которой идентифицирует себя психотерапевт, определяется мировоззрением психотерапевта, его собственными ценностями и индивидуальными особенностями личности. Исследователи считают, что эффективность психотерапии зависит не столько от используемых психотехник и методов, сколько от опыта, личности и профессиональной позиции психотерапевта.
По мнению исследователей А. Васко, Л. Гарсия-Маркес и В. Драйдена, выбор школы должен соответствовать убеждениям и ценностям психотерапевта, поскольку это деятельность, в которой личное и профессиональное сливаются в единое восприятие мира и самого себя. Диссоциация этих восприятий может иметь разрушительные последствия.
Выбор психотерапевтических подходов для последующей интеграции основан на том, что психотерапевт разделяет их теоретические принципы и признает их универсальность, зная, что интеграция этих подходов позволяет ему видеть человеческие проблемы многомерно, воспринимать их на новом уровне. Интегративные подходы — это не просто универсалии и теоретические конструкции. Они воплощаются в целостности школ психотерапии, их последовательной направленности и эффективности. Их непререкаемый авторитет для тех, кто ищет свой собственный подход к пути интеграции, сильно влияет на их выбор.
Понимание психотерапевтом сущности личностной организации человека
Теоретической основой интегративной модели психотерапии может быть понимание психотерапевтом природы личностной организации человека. Предполагается, что характер и цели психотерапевтической помощи наиболее точно соответствуют концепции личности как системного образования с различной степенью интеграции. В центре этого формирования находятся потребности и мотивы человека, обусловленные присущими ему ценностями и смыслами. Ценности и смыслы, потребности и мотивы иерархизированы определенным образом и реализуются в разной степени; они либо согласованы, либо находятся в конфликте.
Чем больше согласованности между потребностями и мотивами, ценностями и смыслами, тем более интегрирована личность. Интеграция компонентов личности определяет принятие человеком себя, других людей и мира в целом, его открытость новому опыту, готовность к самоизменению, а также обеспечивает развитие его волевой регуляции, целеполагания и рефлексии. Личностная интеграция способствует успешному прохождению человеком критических возрастов, преодолению кризисов и разрешению сложных жизненных ситуаций.
Личность человека представлена ему субъективно как «эго-образ» и «эго-концепция», как «эго-реальное» и «эго-идеальное». Структура «Я» человека с интегрированной личностью сбалансирована, хотя и может быть противоречивой. «Интегрированный» человек уверен в себе, его стремления не превышают его возможностей, он реалистичен и успешен.
По мере развития и интеграции личности формируется ее идентичность, идентичность мужчины или женщины. Интегрированный» человек переживает кризисы идентичности в критические периоды своей жизни, но не теряет чувства личной идентичности.
Степень дисгармонии между потребностями и мотивами, ценностями и смыслами человека определяет степень его личностной дезинтеграции, его невротическую организацию. Дезинтеграция личностных компонентов отражается в конфликтной структуре «Я»: несоответствие между его «Я-концепцией» и «Я-образом», его идеальным и реальным «Я». У «невротика» нет уверенности в себе, в своих возможностях и способностях, чаще всего он закрыт как для себя, так и для других. На разных этапах жизни у «невротика» возникают конфликты, которые он не замечает и которые фиксируются как столкновение разнонаправленных потребностей или потребностей с разным содержанием. Невротик» защищает свои внутренние конфликты различными способами.
В процессе развития невротической личности у человека развивается расщепление личности: его субличности действуют как бы сами по себе, оторванные от его сознания и воли; поэтому его поведение во многом компульсивно, особенно в значимых для него ситуациях.
Существенным признаком личностной дезорганизации «невротика» является конфликт его представлений о себе как носителе маскулинной или фемининной роли, о своем образе мужчины или женщины, о себе как носителе «эроса», определяющего его отношения с противоположным полом. Личностная дезорганизация «невротика» затрудняет постановку им жизненных целей, выбор средств для их достижения, препятствует развитию волевой саморегуляции и способности принимать жизненно важные решения. Невротик» переживает возрастные критические периоды как кризисы, которые усугубляют старые и создают новые внутриличностные конфликты.
Семья — одно из важнейших условий для развития личности
Семья является одним из важнейших условий для развития личности. Родители передают детям ценности и смыслы — основу их ориентации на мир, на жизнь, на людей, на себя. В семье дети усваивают модели родительского поведения, способы выхода из сложных ситуаций, учатся тем или иным способом разрешать межличностные конфликты. Ребенок развивается в системе отношений и взаимодействий между членами семьи; семья определяет его место и роль среди других членов семьи. Отношение ребенка к себе, его оценки своих поступков и стремлений зависят от того, как относятся к нему воспитывающие его взрослые (прежде всего отец и мать) и как они выражают свое отношение.
Стиль семейного воспитания, родительские установки отца и матери, их последовательность или непоследовательность, родительские ценности отца и матери определяют основные инстанции личности: целеполагание, развитие воли, локус контроля и способы самоконтроля. Выражение гендерной идентичности и гендерного поведения ребенка зависит от поведения отца и матери как мужчины и женщины, от их взаимоотношений, от воспитания ребенка как мальчика или как девочки.
Из этого понимания личностной организации человека следует, что поддержка клиента в разрешении его внутренних конфликтов и в личностных изменениях возможна в условиях интеграции психодинамического, системно-семейного и клиент-центрированного подходов.
Психодинамические подходы фокусируются на исследовании бессознательной сферы клиента или пациента. В психодинамической психодинамике центральной идеей является конфликт, вызванный неприятием какого-либо аспекта личности человека. Это конфликт между желанием и защитой, между инстанциями личности, столкновение желаний и влечений, желания и запрета. Человек прибегает к различным способам защиты, чтобы оградить себя от конфликта и тревоги, которую он вызывает, что приводит его к саморазрушению. Внутренний конфликт, который не может быть разрешен, который отвергается сознательными ценностями, подавляется и разряжается в невротических реакциях, нервных и психосоматических заболеваниях.
Психотерапевтические школы, основанные на психодинамическом подходе, видят свою главную задачу в том, чтобы помочь пациенту осознать содержание своего внутреннего конфликта, увидеть его истоки и символизировать, выразить этот конфликт.
Особую роль в психодинамической психотерапии играют отношения между психотерапевтом и пациентом и работа психотерапевта с переносом и контрпереносом. Вместе с пациентом психотерапевт исследует и разрешает патогенные конфликты, устраняя последствия детских травм и неудач. Посредством интерпретаций психотерапевт дает пациенту понять содержание его внутренних конфликтов и подавленных желаний, мыслей и чувств. В процессе лечения пациент приобретает все большую способность понимать и интерпретировать собственное поведение.
В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, как совокупность элементов и их характеристик, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья выполняет свои функции с помощью определенных механизмов: структуры, подсистем, границ между ними, семейных ролей. Кроме того, семья — это еще и коммуникативная система. В семье происходит обмен сообщениями с помощью речевых и невербальных средств. Нарушения в процессе коммуникации приводят к появлению симптоматического поведения у одного из членов группы.
Анализ семейной системы
Для анализа семейной системы психотерапевт должен проанализировать структуру семьи, историю семьи, жизненные циклы, семейные мифы как стабилизаторы системы, формы внутрисемейного общения, границы семьи и правила, по которым живет семья. Системная семейная психотерапия направлена на изменение структуры семьи и паттернов общения, на помощь членам семьи в дифференциации себя в семейной системе, на помощь семье в решении проблем конкретного семейного цикла.
Клиент-центрированный подход основан на убеждении, что каждый человек обладает неоспоримой ценностью, достоинством и способностью отвечать за свою судьбу и контролировать свое поведение. В каждом человеке заложена врожденная тенденция к росту, развитию и реализации своего потенциала. Клиент-центрированный подход верит в конструктивное движение индивида к все более полному развитию и стремится поддержать его в этом движении.
Внутреннее «я» человека раскрывается и проявляется во взаимодействии с другими людьми в атмосфере безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного самовыражения. Когда терапевт показывает и относится к клиенту таким образом, он или она облегчает процессы самоисследования и самораскрытия и поддерживает клиента в движении к его или ее истинному «я», к его или ее собственной сущности.
В клиент-центрированной психотерапии большое внимание уделяется личности психотерапевта, его аутентичности, открытости, цельности, умению слушать клиента и облегчать его опыт гуманистического общения.
Положения интегративного подхода к психотерапии семейных проблем, основанного на интеграции психодинамического, системного и клиент-центрированного подхода и собственного понимания психотерапевтом структуры личности, заключаются в следующем.
Семья — это не только специфически организованная система со своей историей и циклами развития, а также присущими ей формами общения и взаимодействия. Это также пространство смыслов, ценностей, отношений, источник человеческого опыта, возможности или препятствия для самореализации его членов. Семья задает вектор развития личности, является моделью создания человеком своей собственной семьи, которая либо способствует, либо препятствует полноценному развитию личности.
Построение семьи как личного мира человека отражает его представления о способе функционирования семьи, о типах отношений и взаимодействий, возникающих в родительской семье. Степень его личностной интеграции, мера его идентичности, будь то мужчина или женщина, влияет на выбор супруга и степень супружеской гармонии. Гармоничный или дисгармоничный брак становится основой либо нормально функционирующей, либо дисфункциональной семьи. Степень личной автономии человека, его готовность строить свою семью, самому формировать отношения и взаимодействия ее членов, определяет его отношения с собственной семьей — сотрудничество или конфронтацию.
Жизнь семьи, будь то родительская семья мужчины или его собственная семья, во многом зависит от его личного вклада, который отражает характер его личной организации, его погруженность в прошлое или устремленность в будущее.
Человека нужно рассматривать во временной перспективе — его прошлое, настоящее и будущее. Он не просто носитель невротических конфликтов, субличностей, которые управляют его компульсивным поведением. У человека есть личный потенциал для преодоления присвоенных шаблонов, моделей, образов самого себя. Он способен ставить жизненные цели, осознанно и ответственно выбирать средства их достижения, размышлять и разрешать противоречия в своих установках, мотивах и ценностях.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Предпрофильная подготовка и профильное обучение
- Особенности нарушений письма и чтения при поражениях головного мозга у взрослых и детей — Нейропсихологические механизмы письменной речи
- Нервно-психические процессы — Ощущение
- Деформация личности
- Диагностика познавательной деятельности дошкольников с зпр
- Психологический мониторинг: сущность, содержание, организация
- Дистанция общения в психологии
- Индивидуальная программа профилактики девиантного поведения
- Предпрофессиональная подготовка в дополнительном образовании
- Функции защитных механизмов