Оглавление:
С какими понятиями тесно связаны теория права и идея права
Теория права является частью социальной философии, которая рассматривает данную проблему со своей специфической точки зрения, разумеется, при поддержке конкретных исследований в области юриспруденции. Идея права неизбежно связана с неразрывной цепью таких понятий, как право, власть, легитимность принуждения, наказания и, конечно же, идея государственности. Закон возник и существует с необходимостью ограничить произвол, антисоциальные, негуманные наклонности, мотивы и желания, принадлежащие неправильно понятым личным интересам, проявлениями болезненных желаний.
Необходимо проводить различие между понятиями права и права. Например, Т. Гоббс, который отстаивал идею всемогущего государства, интерпретировал закон как повеление высшей власти. Закон понимался как просто действующий закон — обычай, ставший нормой. Адекватное понимание взаимосвязи права и права можно найти в Гегеле, который различает изначально установленные нормы естественного права и «право как закон», т.е. нормы отношений между людьми, принятые законодательными органами, например, в экономической и других сферах человеческих отношений. Таким образом, существует взаимосвязь между законом и законом и самобытное единство само по себе, даже достигающее самосознания. Если подойти к этим понятиям исторически, то надо сказать, что право гораздо старше закона — среди древних народов, когда не было государства, существовали естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не принимал законов.
Как можно определить право?
Право — это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках действия этих норм.
Гегель утверждал: «Веление права но своему основному определению — лишь запрет». Между тем, говоря словами Вл. Соловьева, подчинение человека обществу совершенно согласно с безусловным нравственным началом, которое не приносит в жертву частное общему, а соединяет их как внутренне солидарных, жертвуя обществу свою неограниченную, но необеспеченную и недействительную свободу, человек приобретает действительное обеспечение своей определенной и разумной свободы — жертва настолько же выгодная, насколько выгодно получить «живую собаку в обмен на мертвого льва».
И. Фихте отметил противоречие в самой идее права. Действительно, из понятия свободной личности с необходимостью вытекает свобода других. По последняя требует ограничения прав данной личности. Иначе говоря, свобода требует уничтожения свободы. Решение этой антиномии (противоречия), по Фихте, состоит в следующем: закон должен содержать такие гарантии свободы, которые каждая личность могла бы принять как свои собственные; закон должен неукоснительно соблюдаться; закон должен быть властью. «Если бы воля не была всеобщей, то не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что могло бы действительно обязывать всех. Каждый мог бы поступать, как ему заблагорассудится, и не обращал бы внимания на своеволие других»
Как можно определить закон?
Закон — это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, выражение права.
По словам Вл. Соловьева, понятие о должном — в данных условиях и в данном отношении — равновесии между частной свободой и благом целого; определение, или общее понятие, осуществляемое через особые суждения в единичных случаях или делах.
Отмечаются следующие отличительные признаки закона: его публичность — постановление, не обнародованное для всеобщего сведения, не может иметь и всеобщей обязательности, т.е. не может быть положительным законом; его конкретность — как нормы особых определенных отношений в данной сфере, а не как отвлеченных истин и идеалов; реальная его применяемость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, для чего ему всегда сопутствует «санкция, т.е. угроза принудительно-карательными мерами. Правовые отношения между людьми подчинены принципу: “Я никогда не смогу сделать что-то другому, не предоставив ему права сделать мне при тех же условиях то же самое…” Иначе говоря, всякий имеет право делать то, чем он никого не обижает.
Моральность соответствует природе человека, но се на нынешнем этапе развития человечества мало. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование современного общества и жизнь индивида как личности, необходим принудительный закон — принудительна обязательность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна не только распространяться в пределах данного общества, но и как бы опутывать своей паутиной все существующие общества, являющие в их взаимоотношениях единое планетарное целое.
«Как жители планеты, размеры которой делают необходимым существование на ней многих различных народов, люди имеют законы, определяющие отношения между этими народами: это международное право. Как существа, живущие в обществе, существование которого нуждается в охране, они имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми, — это право политическое. Есть у них еще законы, коими определяются отношения всех граждан между собой: это право гражданское».
Таким образом, правовые отношения действуют не только в рамках данного государства, но и между государствами. Согласно Ш. Монтескье, международное право зиждется, по натуре вещей, на том основном начале, чтобы различные народы оказывали один другому столь много добра в настроении мирном и столь мало зла в настроении враждебном, сколько это возможно без ущерба для обоюдных своих существенных интересов. Естественное действие международного права — склонять волю правительств к миру и взаимовыгодным отношениям.
Внешнее государственное право касается отношения суверенных народов при посредстве их правительств друг к другу и основывается преимущественно на особых договорах. Заключая между собой договоры, государства таким путем ставят себя в правовое отношение друг к другу.
Идея права: право власти и власть права
Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической пауки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.
Следует различать понятие права и закона. Т. Гоббс, например, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти. Под законом имелось в виду просто действующее право — обычай, ставший нормой. Адекватное понимание соотношений права и закона мы находим у Г. Гегеля, который разделил искони сложившиеся нормы естественного права и «право как закон», т.е. принятые законодательными органами нормы взаимоотношения людей, скажем, в экономической и иных сферах человеческих отношений. Так что между правом и законом существует взаимосвязь и внутри себя различенное единство, доходя где даже до тождества. Если же подходить к этим понятиям исторически, то следует сказать, что право значительно древнее закона: у древних народов, когда еще не было государства, имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов. Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев в виде освященного временем установления. То, что мы ныне называем правом и законом, в глубокой древности практически отождествлялось с обычаями или волей вождя рода. Это не имело ничего общего с подлинным правом и законом периода сложившейся государственности. По своей сути право и закон связаны субъективно с чувством порядка и сознанием долга, т.е. с нравственными принципами. Уже Аристотель, определявший право как норму политической справедливости, видел в господстве права основной признак разумной формы правления, отличающей се от деспотии.
Право — это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности. Гегель утверждал: «Веление права по своему основному определению — лишь запрет». Между тем, говоря словами В. С. Соловьева, подчинение человека обществу совершенно согласно с безусловным нравственным началом, которое не приносит в жертву частное общему, а соединяет их как внутренне солидарных: жертвуя обществу свою неограниченную, но необеспеченную и недействительную свободу, человек приобретает действительное обеспечение своей определенной и разумной свободы — жертва настолько же выгодная, насколько выгодно получить «живую собаку в обмен на мертвого льва». Ж.-Ж. Руссо в свое время показал различие между понятиями «всеобщая воля» и «воля всех». И. Г. Фихте, соглашаясь с ним, развивал эту мысль. Всеобщая воля устанавливает правовой закон, и для осуществления этого закона не требуется воля всех взятых в отдельности. Единичная воля может нарушить закон, но не устранить его — закон продолжает оставаться в силе несмотря на отдельные правонарушения. Чуткий к антиномиям, Фихте отметил противоречие в самой идее права. Действительно, из понятия свободной личности с необходимостью вытекает свобода других. Но последняя требует ограничения прав данной личности, передачи ее внешней инстанции. Иначе говоря, свобода требует уничтожения свободы. Решение этой антиномии, по Фихте, состоит в следующем: закон должен содержать такие гарантии свободы, которые каждая личность могла бы принять как свои собственные; закон должен неукоснительно соблюдаться; закон должен быть властью. «Если бы воля не была всеобщей, то не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что могло бы действительно обязывать всех. Каждый мог бы поступать, как ему заблагорассудится, и не обращал бы внимания на своеволие других».
Если я желаю, говорит В. С. Соловьев, осуществить свое право или обеспечить себе область свободного действия, то, конечно, меру этого осуществления или объем этой свободной области я должен обусловить теми основными требованиями общественного интереса или общего блага, без удовлетворения которых не может быть никакого осуществления моих прав и никакого обеспечения моей свободы. Определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага, или, что то же — определенное в данных условиях уравновешение этих двух начал, есть право положительное, или закон. Таким образом, закон — это общепризнанное и безличное (т.е. не зависящее от личных мнений и желаний) определение права. Или, говоря словами В. С. Соловьева, понятие о должном (в данных условиях и в данном отношении) равновесии между частной свободой и благом целого; определение, или общее понятие, осуществляемое через особые суждения в единичных случаях или делах.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания — Понятие и виды толпы
- Рационализм в гносеологии
- Идеал мудреца и основания стоической этики
- Сократ, античный мыслитель, первый афинский философ
- Лейбниц о принципе достаточного обоснования — Жизнь и творчество Лейбница
- Арабская философия
- Идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием
- Сущность цивилизационного подхода к истории
- Повышение социального статуса архитектора и инженера
- Алгоритмы исследовательской деятельности