Оглавление:
Отличительные черты идеологии
Большинство исследователей сходятся в том, что идеология есть совокупность понятий, суждений, идей, учений, теорий, мнений, воззрений человека, групп людей, социальных слоев на социальную реальность, свое место в ней. Однако если ограничиться только этим определением, то мы фактически растворим идеологию в философии, так как она тоже занимается подобными вопросами. Между тем идеология имеет свою специфику.
Своеобразие идеологии по сравнению с философией заключается прежде всего в том, что она сосредоточена преимущественно на осмыслении социальной реальности в тесной связи с интересами и потребностями определенных общностей людей (социальных слоев, этносов, классов, населения той или иной страны, всего человечества). Она выражает их отношение к данной реальности посредством формулирования принимаемых, разделяемых данной общностью идеалов и ценностей.
Другая отличительная черта идеологии состоит в том, что она ориентирует отдельного человека, общности людей на социально‑практическую деятельность, на решение конкретных проблем, задач, от которых зависит реализация интересов, ценностей, идеалов данной общности. Можно сказать сильнее: идеология не только формулирует ценности и идеалы, не только ориентирует на их достижение, но и предлагает направления, пути, ведущие к осуществлению этой цели. Она учит, во имя чего жить, как следует поступать, действовать.
Третья черта идеологии: она ставит целью выработку определенного понимания действительности, но это понимание не принимает форму научной теории. Идеология не есть наука ни по используемым ею формам и методам мышления, обоснования, ни по окончательным результатам, поскольку совокупность идей, из которых состоит идеология, не поддается процедурам проверки, применяемым в естественных и гуманитарных науках. Этот момент следует особо подчеркнуть, поскольку в современном мире существует огромное количество идеологий и очень многие из них претендуют на научность, на то, что именно они являются единственно верными, единственно истинными.
Идеология в гносеологии
Безусловно, идеологии возникают не из чисто умозрительных соображений, никак не связанных с действительным миром, с жизнью людей. Они опираются на данные гуманитарных и общественных наук, на философию, на реальные факты, явления, события, на знание об общественных и природных закономерностях. Без этого идеологии не имели бы никакого практического значения, они бы лишь дезориентировали людей, подталкивали их к действиям непродуктивным, бесполезным с точки зрения достижения их целей, реализации их интересов. Тем не менее сами идеологии как целостные системы воззрений, идей не являются научными теориями, концепциями в том смысле, что они не претендуют на отражение действительности такой, какая она есть, вне сознания и независимо от сознания субъекта. Напротив, идеологии описывают и объясняют действительность субъективно, так как смотрят на нее глазами определенных социальных общностей (слоя, этноса, класса, народа), через их интересы и потребности.
Таким образом, в гносеологическом плане идеологии представляют собой мысленное конструирование реальности, но такое ее конструирование, которое имеет сугубо практическое предназначение. Идеология сплачивает всех людей, разделяющих ее положения, определяет мотивы и характер их конкретных дел и поступков. Не существует человека, который не руководствовался бы в своей деятельности теми или иными оценками, ценностями, идеалами. Другое дело, что в повседневной жизни эта идеологическая сторона познания, мышления, практической деятельности, как правило, носит неосознанный характер. Идеологическая рефлексия сводится здесь к осмыслению текущего опыта в рамках привычной, срабатывающей едва ли не автоматически системы политических, экономических, социальных, культурных, нравственных ценностей, сложившейся в процессе бытия конкретного человека. Пересмотр, модернизация системы идеологических координат отдельного человека происходят только в результате коренного изменения социальной ситуации, в которой он находился прежде.
Понятие идеологии: сравнительный анализ трактовок.
От греческого «эйдос»- идея и «логос» — учение, мышление. С этимологической точки зрения, понятие «идеология» означает учение об идее. Понятие «идеология» в культурный оборот в 18 веке ввела группа французских интеллектуалов, в которую входили Д. де Траси, П Кабанис, Э.Кондильяк и др.
Немецкий социолог К. Мангейм рассматривал идеологию как продукт социальной жизни, подчеркивая социальную обусловленность всех без исключения идеологий и обусловленный этим иллюзорный характер их содержания. Он выделял два уровня идеологии — индивидуальный и надындивидуальный (групповой, классовый, национальный и т.д.). Соответственно первый уровень рассматривался как предмет исследования психологии, а второй — социологии.
В. Парето понимает идеологии как «деривации», М. Вебер — как «символические формы опосредствования», Р. Арон — как своего рода «секулярные религии». Более нейтральные формулировки принадлежат представителям социологии знания и связывают идеологию с ценностями и верованиями общества. Например, Р. Будон рассматривает идеологию как специфическую идейную конструкцию, связанную с выражением конкретных групповых интересов и лежащую в основе социального действия. Согласно Будону, идеология выполняет множество функций: способствует росту сплоченности группы, формулирует и обосновывает ее социальные ожидания и т.п.
в современной социальной науке идеология понимается как духовное образование, своего рода социальное мировоззрение, дающее ответы на возникающие у человека вопросы относительно социальных отношений, социальной справедливости, исторических перспектив общества, в котором он живет, и т.д.
В начале ХХІ века идеология и идеологическая деятельность все определеннее превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Идеология не только стала известной по прошлому историческому опыту формой самопознания классов и больших социальных групп людей, но и формой справедливости и ориентации государств и отдельных индивидов.
Можно охарактеризовать несколько определений данного понятия.
Политическая идеология как форма политического сознания.
Политическая идеология как форма политического сознания оказывает огромное воздействие на содержание властных отношений.
Большинство ученых трактует идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы пиц на власть (или ее использование). В соответствии с целями данной группы людей эта доктрина стремится подчинить общественное мнение собственным идеям.
Политическая идеология выполняет в обществе ряд социальных функций.
1) овладение общественным сознанием;
2) внедрение в это сознание собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;
3) определяет и внедряет в сознание предлагаемые этой идеологией цели и задачи политического развития.
Политическая идеология, являясь одной из форм общественного сознания, обладает определенной спецификой. Она заключается в функциональной зависимости содержания той или иной идеологической системы от интересов и политических устремлений того социального субъекта, из которого она исходит.
Политическая идеология –это упорядоченная система понятий, идей, представлений, в которых различные субъекты политических отношений (индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом) осознают свои политические позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления и действия.
В ее содержании синтезируются результаты как научного познания социальной действительности, так и субъективного осознания людьми своих интересов, социально-политических позиций и устремлений.
Политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии не бывает политической практики. Именно идейно-политические представления, трансформируясь в систему убеждений и позиций человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства. Без этого не может существовать никакое политическое движение, ни одна политическая партия.
Одним из главных субъектов политических отношений являются народы. Именно они выступают в качестве носителей определенных идеологических (идейно-политических) воззрений, в которых они осознают самих себя как целостность, свое положение в окружающем мире, свои интересы как единого сообщества и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. На протяжении своей истории каждый народ вырабатывает и определенную сумму идей относительно способов своего оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм своих взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Такую совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией.
Поскольку выразителем и основным инструментом реализации национальной идеологии является государство, то образующую ее совокупность идей, понятий, представлений, убеждений, верований можно назвать также государственной идеологией. Не существует государственно оформленных сообществ людей, то есть наций или народов, без своей государственной идеологии. Таким образом, понятие «государственная идеология» включает в себя широкий комплекс идей и представлений, выработанных данным народом относительно своего прошлого, особенностей своего становления и развития в качестве социально-политической целостности, о своем месте и роли в мировом сообществе, основных направлениях и задачах своей внутренней и внешней политики, путях и способах их осуществления.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Гносеология религии
- Формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII – первая половина ХIХ вв.)
- Рудольф Карнап, немецко-американский философ, логик
- Особенность представлений о материи в качестве субстанциональной основы мира
- Представители гносеологии
- Тоталитарное разложение души
- Последователи Федорова: Цикловский, Чижевский, Вернадский, Гумилев и др.
- Пространство и время — формы существования материи. Виды материи
- Кибернетика и самоуправляемые системы
- Ханс Георг Гадамер, немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики