Оглавление:
Художник Андрей Рублев настолько же легендарен, насколько мифологизирован в отечественной культуре. Притягательность имени этого мастера и его значение для самоутверждения национального искусства чрезвычайно высоки. Крайне малое количество достоверно атрибутированных работ Рублева не меняет этого. Представления о том, что его иконы являются исключительными в художественном отношении, восходят к глубокой древности, а с XVI века самая известная из них, «Троица», официально считалась образцовой среди русских иконописцев.
Современная наука сохранила восприятие Рублева как художественного гения Древней Руси. В полемике о творческом наследии живописца никогда не отрицался уникальный масштаб его мастерства, ставший особым явлением во всем древнерусском искусстве.
Жизненный путь Андрея Рублева реконструируется на основе крайне скудных и отрывочных сведений, сохранившихся в летописях и некоторых житийных текстах. Однако само их наличие показывает, что легенды об этом мастере сохранялись очень долго, в то время как многие его соратники оставались безымянными. Дата рождения будущего иконописца устанавливается приблизительно между 1360 и 1370 годами, исходя из того, что он умер «в старости» 29 января (11 февраля по новому стилю) 1430 года (эта дата традиционно считается датой его смерти, хотя она не подтверждена).
Рубеж XIV-XV веков, когда жил и творил Рублев, стал очень важной вехой в истории России, редкой и драматической эпохой. У людей еще были свежи воспоминания о победе на Куликовом поле, но они также помнили ужасное нашествие татар на Москву два года спустя. В 1395 году только чудо спасло город от повторения тех страшных событий. Через несколько лет, в 1410 году, Владимир, древняя столица северо-восточной Руси, был разграблен и сожжен дотла. Трагическая эпоха нападений и межрелигиозных распрей продолжалась, но на этом фоне происходило духовное взросление Руси, накопление исторического опыта, усложнение и углубление религиозной жизни под руководством благословенного примера преподобного Сергия Радонежского (ок. 1314-1392). Выдающееся пробуждение христианской культуры, которое переживали в это время русские земли, было связано также с общим духовным подъемом всего православного Востока, изнемогавшего в неравной борьбе с турками-османами.
В девятнадцатом веке произведения Андрея Рублева уже пользовались непререкаемым авторитетом. Решением Стоглавого собора 1551 года его икона ветхозаветной Троицы была признана обязательным образцом.
Как бы ни были скудны, отрывочны и противоречивы сведения, ученым удалось в общих чертах восстановить основные этапы биографии Рублева. Таким образом, предполагаемое время рождения иконописца — 1360-1370 гг. Незадолго до 1405 г. он стал монахом (согласно Троицкой летописи, иноком, а так обычно называли только новообращенных монахов). Андрей — это монашеское имя иконописца, но его мирское имя и происхождение остаются неизвестными. Прозвище его отца «Рублев» (фамилий тогда не существовало), возможно, произошло от слова «рубель», означающего инструмент для разглаживания ткани или скатывания шкур. Судя по всему, он был москвичом, но где и у кого он научился своему мастерству, неизвестно. К сожалению, кремлевские фрески не сохранились, зато сохранились фрески другого культового сооружения — Владимирского собора Успения Богородицы, которые сегодня являются единственным свидетельством искусства Рублева.
В 1408 году Даниилу Черному и Андрею (именно в таком порядке художники названы в летописи) было поручено обновить старый митрополичий собор во Владимире. Этот собор, построенный в XII. века, была расписана в домонгольский период, но в XV веке частично сохранились фрески Андрея и Даниила, заменившие их.
Фрески Дормицийского собора являются для исследователей «вилкой», позволяющей настроиться на живописный язык и стиль Рублева, выявить приемы кисти, особенности формы изображения, закономерности композиционной структуры. Наиболее ярко я помню типичные рублевские лица с нависшими шарообразными лбами и по-детски широкими глазами, которые вопросительно и доверчиво, милосердно и ласково смотрели на нас с апостольских скамей.
Детство и отрочество Рублева
Среди многих тысяч старинных рукописей, хранящихся в больших и малых книгохранилищах России, никто не найдет никаких записей о детстве Рублева, потому что его никогда не было. Даже имя, данное будущему иконописцу при рождении, навсегда останется скрытым, поскольку имя Андрей — это имя, данное ему при пострижении в монахи. Тем не менее, вопрос о времени рождения художника уже решен учеными на основе косвенных доказательств. Считается, что Рублев родился около 1360 года. Все, что мы знаем сегодня о его личной и творческой судьбе, свидетельствует о том, что Рублев был выходцем из центральной России, из района, который мы сегодня называем Московской областью. Только здесь сохранились его труды, а его монашеская жизнь связана с подмосковными монастырями. Ведь Рублев в своей живописи воспринял глубокие и древние традиции именно этого региона — Ростово-Суздальской Руси. Также нет определенной информации о том, из какого слоя происходил дворянин Андрей. Происхождение художника проливает свет на саму фамилию, которая в те времена была связана с профессией человека, его работой. Ряд исследователей, в том числе крупнейший специалист по древнерусской генеалогии академик С.Б. Веселовский, выводят значение этой фамилии от «рубель» — инструмент для прокатки кожи — и считают, что эта фамилия может указывать на происхождение рода ремесленников Андрея Рублева. Если это так, то глубинные основы творчества и искусства жили в его крови как генетический дар, закрепленный в самых первых детских впечатлениях, еще до того, как проявились черты его особого таланта, приведшего его на путь иконописи.
Пытаясь представить себе, как проходило отрочество Рублева, необходимо сделать существенную оговорку. Тяжелая жизнь того времени не позволяла провести детские и юношеские годы в счастливом беззаботном настроении. Человек взрослел гораздо раньше, чем в более благополучные и богатые эпохи. Древнерусские летописи рассказывают о совсем юных князьях, которые храбро сражались в битвах в возрасте шестнадцати лет. В русской агиографической литературе известны упоминания о сознательном вступлении в монашество в возрасте двенадцати лет. А взгляд простых людей на саму жизнь учил нас не бояться ранних испытаний и лишений, не терять ни одного мгновения в суровой жизненной борьбе, ведь оно может оказаться последним. Юность Рублева приходится на вторую половину 1360-х годов. Внешние события тех лет легко прослеживаются в летописях. Они оставили после себя «великий мор» — эпидемию 1366 года, пережили другую, не менее великую «беду и тяготу» — нашествие Ольгерда на московские пределы. Но Московское и Тверское княжества продолжали свои распри. Деревни были сожжены, люди уведены в плен…. Голод 1371 года прошел. Летописец здесь выделяет победу над рязанским князем Олегом. В этой и других записях московского летописания тех лет все отчетливее звучит один мотив — идея праведного дела Москвы, правда о том, что княжество объединило вокруг себя раздробленную Русь миром и силой. Об иконе Святой Троицы, которую Рублев написал примерно полвека спустя, академик Лихачев скажет: «Это был призыв к объединению всего русского народа — призыв, основанный на глубоком философском понимании мироустройства и нравственной сплоченности людей. Но об этом позже, а сейчас… Наступил 1374 год. В расчеты жизни Рублева входит последний год его отрочества. Князь Владимир Андреевич, укрепляя и обустраивая пограничный Серпухов, решает устроить здесь монастырь. Чтобы освятить для него место, князь приглашает Сергия Радонежского, который «не отвратился от молитвы, не колебался и не уклонялся, но пришел с великим усердием…». Некоторое время здесь будет жить монах Никон — ученик Сергия и будущий духовный наставник Андрея Рублева.
Творческий путь иконописца
С середины девяностых годов в московских летописях упоминается Феофан, который в то время был активен в кремлевских церквях. Первая такая запись датируется 1395 годом: «В четверг, 4 июня, когда началась Тайная вечеря, в новой каменной церкви в Москве начали писать Рождество Пресвятой Богородицы, а мастерами были Феофан иконописец, Гречин философ, Семен Черный и их ученики». Среди безымянных учеников, вероятно, был и Рублев. «Такое предположение не кажется смелым, оно даже не требует специального доказательства» (М.Н.Тихомиров). Десять лет спустя Рублев уже станет мастером в дружине Феофана, работая со своим бывшим учителем в том же Кремле.
Похоже, что его первой иконой была копия («мера и образ») Владимирской иконы Божией Матери, принесенной в Москву крестным ходом в 1395 году, в страшные дни надвигающегося нашествия полчищ Тамерлана. (Известно, кстати, что благодаря заступничеству Пречистой Девы Марии в то время можно было чудесным образом избежать опасности: без видимых причин Тамерлан в последний момент повернул свои войска назад). Возможно, «мера и подобие» Владимирской иконы — одно и то же с «Богоматерью Рублевской писаницы», упомянутой в описи XVII века. В 1390-е годы, когда Рублев уже работал с Феофаном, среди прочих, он многому научился у гениального греческого художника, но сумел преодолеть подражание и создать свою собственную манеру письма, выражающую русские идеалы, свой глубокий мир. В 1405 году, когда летописец впервые упомянул имя Андрея Рублева, уже известный мастер был назван им послушником. Но эта дата не определяет время его пострижения, которое могло произойти незадолго до этого года или в ранней юности. Среди событий 1405 года сообщается, что «весной того года каменная церковь Благовещения при дворе великого князя была расписана….. Иконописцами были Феофан Грек, Прохор из Городца и начинающий художник Андрей Рублев». Упоминание имени мастера последним означало, по традиции того времени, что он был самым молодым в артели. Но в то же время его участие в почетном поручении украсить домовую церковь великого князя Василия Дмитриевича, старшего сына легендарного Дмитрия Донского, вместе со знаменитым в то время Феофаном Греком, обозначило Андрея Рублева как достаточно признанного авторитетного мастера. В то время Феофана уже не было в живых, поэтому выбор заказчика пал на Андрея Рублева, отличившегося тремя годами ранее.
Вместе с ним в работе также участвовал его старший друг по Андрониковой обители Даниил Черный. Из-за старшинства Даниила его имя стоит на первом месте в летописных записях об этом событии. Но в 1408 году по инициативе московского великого князя было решено украсить фресками пришедший тогда в упадок Дормицийский собор во Владимире. В то время Феофана уже не было в живых, поэтому выбор комиссара пал на Андрея Рублева, отличившегося тремя годами ранее. Вместе с ним в работе также принимал участие его старший друг по Андрониковой обители Даниил Черный. Из-за старшинства Даниила его имя стоит на первом месте в летописных записях об этом событии. Но решающая роль, очевидно, принадлежала Рублеву. Он расписал стены, встречающие посетителей у входа под величественными сводами собора. Здесь Рублев должен был изобразить Страшный суд. Для современников Рублева Страшный суд был естественным завершением всей человеческой истории. Никто не сомневался в его близости. Но что ожидает людей в час Страшного суда? Византийцы яркими красками изображали гнев судьи, развивали тему сурового возмездия, подчеркивали назидательный смысл суда. В русских сказках сильнее звучат ноты примирения, надежда на милость судьи и ожидание блаженства праведников.
«Троица Рублева»
Троица. Андрей Рублев. В пятнадцатом веке ему было уже шестьдесят лет. Пришло время подвести итоги, собрать самые спелые плоды опыта и мастерства. В Евангельской истории есть притча о талантах. Так в древности называлась большая мера серебряных монет, значительное состояние. И в притче рассказывается, что некий господин, уходя в дальнюю страну, доверил свое богатство своим слугам, дав одним пять талантов, другим два, а третьим один. Когда хозяин вернулся, он снова попросил своих слуг объяснить ему, кто и на какие цели использовал оставшееся богатство и как оно выросло. Нерадивый слуга, зарывший свой талант в землю, вернул полученное. Пришло время ему, Андрею, дать ответ о полученном им таланте. Книга XVIII века — «История святых иконописцев» — свидетельствует, что Никон попросил Рублева «написать образ Пресвятой Троицы в похвалу отцу его, преподобному Сергию». Никон попросил Андрея, именно его, а не кого-то другого, написать этот образ, главную храмовую икону для собора монастыря. На протяжении бесчисленных веков человеческое сознание было привязано к этой истории, которая, среди многих других древних легенд, по-видимому, не имела смысла….. Жил старый кочевник по имени Авраам, которому давным-давно было дано обещание, что он станет родоначальником целого народа.
Шли годы, он и его жена старели, и уже по законам природы они не могли иметь потомства. И вот однажды, когда он сидел в своем шатре у дуба Мамре, сам Бог явился ему в полуденный зной, чтобы принести ему весть о великой радости. Невидимое, непостижимое, не имеющее образа божество, для общения с человеком приняло облик трех путешественников… Рублеву было известно множество толкований Писания, но все они сводятся к двум основным пониманиям. Согласно первому, это явление в ангельском облике самого Бога в сопровождении двух ангелов, которые служат ему. С древнейших времен и искусство знало отражение этого понимания, подчеркивая, что не равные по достоинству видны в образах ангелов. Поэтому художники подчеркивали их середину.
Феофан Грек со своими учениками предпочитал именно такое понимание. Их средний ангел был больше остальных и отличался величием и силой всего своего облика. В нимбе, окружающем его голову, изображены три греческие буквы, которые говорят всем, кто видит это изображение: «Это само Божество, Бог Сын». Ангелы слева и справа от центра занимают в этих изображениях подчиненное положение, они присутствуют только в центре и находятся в тени широко раскинутого мощного крыла. Но было и другое толкование ангельской троицы. Она укрепляла идею о том, что в образах трех ангелов раскрывается тайна Троицы божественного единства мира — «Троицы единосущной и единосущной». Задолго до Андрея Старшего художники, изображая ту же сцену, часто принимали такое толкование — о явлении Божества в виде трех ангелов «по образу Пресвятой Троицы», другими словами, чтобы открыть тайну Троицы ветхозаветным людям. Три личности, или три ипостаси, но Бог один — как эта тайна может быть включена в человеческое сознание? Одна из трех личностей, нераздельных и неделимых? И как знак этой тайны — невозможного для разума равенства между двумя числами — единицей и тремя….. Рассеянный по первоначальному рисунку Эндрю знал, что ничто не будет отвлекать от главного. Остаются главные герои древнего сюжета: дом слева и дерево — изображение дуба, и гора. А впереди, ближе к зрителю — три ангела, обращенные друг к другу в молчаливой беседе. Но он не будет изображать детали гостеприимства, домашнего уюта, повседневной жизни. Тем не менее, на иконе будет изображена Троица в том виде, в котором этот образ явился Аврааму, но не та сцена, в которой он приветствовал путников. Подобно древнему домашнему писцу, передающему содержание и смысл события словами, Рублев делает это с помощью символов. Только объектом описания является «Вечный Совет Пресвятой Троицы», а точнее, вечное согласие трех божественных ипостасей на спасение заблудших в грехе.
Философия живописи мастера
В праздничных иконах Благовещенского иконостаса Рублев, или его альтер-эго, заявляет о себе как о необычайно яркой и одаренной творческой личности в мировоззрении и художественном мышлении. Эти иконы отличаются звучностью и чистотой красок, которые можно назвать поэтическими. Мастер левой части праздничного ряда предстает перед нами как художник, который не только создает прекрасные повествовательные композиции, но прежде всего думает о единстве картинного ансамбля. Словно волны цвета бегут по праздничному ряду, когда глаз воспринимает его как единое целое. Зеленые и коричневые цвета преобладают в «Благовещении», коричневые и красные — в «Рождестве» и «Сретении». «Крещение» и «Преображение», самые красивые иконы в серии, написаны в своеобразной зеленоватой дымке. В «Воскрешении Лазаря» красный цвет снова вспыхивает, но ярче и интенсивнее, показывая одновременно радостные и страшные эмоции. Таким образом, иконописец показывает себя способным решать формальные и содержательно-семантические художественные задачи одновременно и в тесной связи друг с другом.
«Преображение», несомненно, является выдающимся произведением искусства. Здесь мастер трактует волновавшую его современников тему природы таборного света, решая ее философски в духе учения Исихия, но предлагая очень индивидуальную художественную интерпретацию. Он не изображает ослепительный блеск резких полос света или длинных лучей. Но весь символ словно светится изнутри мягким серебристым сиянием. В «Преображении» ярко выразились характерные для Рублева принципы композиционного построения, а именно: теснейшая связь картины с рисунком композиционного поля и тонкое ритмическое равновесие ее частей. Контуры одежды и головы пророков, смыкаясь с верхним сегментом круглой славы Христа, образуют упругую дугу, концы которой направлены вниз, параллельно краям иконного ящика. Создается образ невидимого круга. В то же время верхняя группа фигур кажется связанной с нижней, которая распространяется по краю композиции, словно через невидимое силовое поле. Христос и пророки как бы парят на самом верху иконы. Ритмическая структура иконы позволяет установить следующие связи: почти вертикально вытянутая фигура Иакова — группа деревьев вверху — поднятая правая рука Христа; левая рука Христа, плавно опущенная и «продолженная» висящим гиматием — нижняя группа деревьев — фигура Петра, поставленная на землю.
Икона «Воскрешение Лазаря» уникальна по своей конструкции. Традиционные детали здесь перекомпонованы, поэтому композиция в целом приобрела новый смысл. Положение апостолов на иконе новое: не позади Христа, как обычно, а перед ним. Ни на Востоке, ни на Западе не известно ни одного более раннего «Воскрешения Лазаря», в котором использовалась бы та же иконографическая схема. Каково его значение? Вероятно, художник хотел показать событие глазами учеников Христа, чтобы поднять зрителя на высший уровень духовного видения и познания. Очень сдержанный в передаче непосредственных эмоций, он обозначает отношения фигур через символизм цветовых пятен, текстуру линейных построений. Центральная группа резко разделена внутри контрастом темного и светлого. Христос одет в темно-зеленую и коричневую одежду. Напротив него Джон одет в красное. В центре иконной доски «плескалось» большое, ярко-красное пятно, звучное и крупное, настроенное на полную силу тона.
Мастер пошел по очень редкому в средневековой иконописи пути создания оригинальной художественной композиции. Это был необычайно смелый шаг, продемонстрировавший широту творческих устремлений художника.
Одна из первых, безусловно, достоверных страниц в творческой биографии Андрея Рублева открывает нам 1408 год, когда он вместе со своим ближайшим другом и многолетним соратником Даниилом Черным украсил фресками и иконами самое почитаемое место поклонения в Московской Руси — Успенский собор во Владимире, где традиционно проходила торжественная церемония возведения на престол очередных правителей Руси из дома Калиты.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель
- Направления социальной философии
- Несостоятельность попыток рационального опровержения иррационального
- Понятие политического в философии Фомы Аквинского
- Философия религии А. Бергсона
- Общество как система
- Философия просвещения
- Динамика науки, как процесс порождения нового знания
- Николай Кузанский – на рубеже двух эпох
- Актуальность философии для осмысления современных проблем науки