Оглавление:
Научная мысль, как известно, развивалась крайне неравномерно — ее руководители менялись в зависимости от изменений в культуре, мировоззрении общества, в иерархии его ценностных ориентаций и, наконец, — в методологической структуре самой познавательной деятельности. В то же время та отрасль знаний, которая заняла место ведущей дисциплины в системе наук, оказала методологическое влияние на все остальные и была воспринята как своего рода модель для других наук. Таким образом, в течение нескольких тысячелетий руководство относилось к теологии, которая, хотя и не являлась наукой в строгом смысле этого слова, представляла себя как наука, потому что стремилась «познать Бога». Действительно, если верить в существование Бога, в реальность того, что описывает миф, то богословие и комментарий к мифу нужно было бы считать научной деятельностью. В этом случае истина или фантазия содержания мифов не имеет значения — важно то, что признание теологического дискурса как науки привело к подчинению всех истинных наук, а также всех форм идеологии и, конечно же, искусства: Философия была объявлена «слугой богословия», химия стала алхимией, астрономия — астрологией, и даже абстрактная математика подверглась мистическому толкованию чисел и геометрических фигур, в то время как художественная деятельность была предметом многовековых споров — допустимо ли это вообще в религиозной культуре, в связи с чем различия в отношении к искусству между христианством, исламом и буддизмом; в христианстве, между западноевропейской и восточной ветвями христианства; споры иконоборцев и читателей икон в Византии; пересмотр отношения к искусству со стороны протестантов в католицизме.
Замена теоцентризма средневековой европейской культуры на натуралоцентризм культуры Ренессанса привела к появлению нового лидера в сфере познавательной деятельности — строго научной формы механики познания природы. Эта позиция была обусловлена требованиями развития материального производства, его перемещения от кустарного производства к производству и от него к промышленности, вооруженной станками. Неудивительно, что структура мышления людей этой эпохи, радикально перестроенная под влиянием механики, называлась механизмом.
В XIX веке в Европе происходит новая смена научных лидеров — удовлетворяя потребности развивающегося производства, Запад вступил в эпоху научно-технического прогресса, а теоретическим толчком к его развитию стала физика, в тех ее разделах, которые изучали несравненно более сложные, по сравнению с механическими формами движения. К концу ХХ века достижения физики, выразившиеся в создании теории относительности и квантовой механики, произвели революцию не только в мире науки, но и в мире искусств, в философии, во всей структуре мышления образованных людей. В 60-е годы в России стала популярной поэма «Физик и лирик» поэта Б.Слуцкого, начинающаяся со слов.
Какой-то физик в благоговении,
Какой-то лирик в загоне.
Это не вопрос сухого расчета.
Это вопрос мирового права.
Здесь слово «поэзия» относится не только к поэзии, но и ко всей гуманитарной сфере, точно так же, как название «физика» было выбрано не случайно, чтобы отразить всю сферу научного знания. Примечательно также остроумное замечание, сделанное в то время математиком А. Мигдалем, что все науки разделены на «естественные» и «неестественные», а также довольно серьезное сопоставление «двух культур» в одноименной брошюре К. Сноу, одна из которых называлась «наука», а другая — «гуманитарные науки» (т.е. вообще никакая наука).
Гуманитарные науки, возникшие в античные времена
Говоря о значении древней литературы, необходимо помнить, что в ее жилах зарождались и формировались следующие науки.
литературоведение или теория, как упоминалось выше.
Историческая наука, зародившаяся как литературный жанр в Греции в V веке до н.э., достигла своего апогея в Риме в I веке до н.э. и по сей день остается научной и художественной дисциплиной.
(3) Филология начала развиваться как наука в александрийский период, и основные принципы филологических исследований, установленные che в древности, остаются важными аспектами изучения литературных произведений и по сей день.
(4) Грамматика возникла в III в. до н.э. как наука о частях речи и структуре слов. Первыми, кто задумался о языке, были поэты, которых волновали звуки и сочетания слов. За софистами последовали филологи, которых в древности называли грамматиками. Около 240 г. до н.э. Хризипп создал грамматическую терминологию, до сих пор используемую в латыни, а в 120 г. до н.э. Дионисий Фракийский написал первую греческую грамматику, которая, благодаря римлянам, легла в основу грамматики всех европейских народов.
Риторика, или теория красноречия, начала развиваться с появлением и развитием оратории, которая уже высоко ценилась в гомеровские времена. В V-IV вв. до н.э. это искусство становится основой образования, а ораторское становится литературным жанром. Основные положения риторики, терминологии ораторского искусства, сложившейся в Греции и высоко развитой в Риме, бесспорны даже в современной риторике.
Философия или наука о мудрости, дисциплина мысли, возникает на основе развития литературы и распространения научных знаний. Древняя философия в целом характеризовалась созерцанием, а ее представители — принадлежностью к классу правомочных. Существовало два основных течения — материализм и идеализм, но было много школ с большими теоретическими различиями, такими как противоречия во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на дворянство и аскетизм (Киреника и Циники), на вопрос о соотношении формы и материи (Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (Стоицизм и Эпицизм) и другие. Древняя философия поощряла изучение всех областей философских знаний. Непреходящая заслуга древней философии — это, прежде всего, всеобъемлющая и систематическая основа философии как философии науки, развитие концептуальной системы и разработка (или, по крайней мере, формулирование) всех основных философских проблем.
Идеи древней философии нашли свое отражение и в средневековье, особенно в учениях Фомы Аквинского, а затем и в неотомизме. Влияние античных авторов на теории прогресса эпохи Просвещения особенно заметно у философов и ученых современности: влияние учения Платона на Коперника, Кеплера и Галилея; историческая концепция древности лежит в основе теории веков от Бекона до Гегеля. Все рациональное в учении Платона и Аристотеля было критически использовано философией марксизма, а в 20 веке древние традиции перекликаются с философией феноменологов. Влияние древней философии на формирование более поздней теоретической мысли огромно.
Две культуры как отражение двух типов мышления
Человек, изучая природу вокруг себя и себя, строит систему достоверных и обобщенных знаний об окружающем мире — науку.
Эта система включает в себя две основные подсистемы:
Естественные науки;
гуманитарные и социальные науки.
На ранних стадиях эти две отрасли знаний развивались вместе. Это было время спекулятивных выводов, и носителями этих знаний были одни и те же люди. Затем неизбежная специализация интеллектуального труда разделила эти две ветви и проявилась в дальнейшей дифференциации наук.
Объектами изучения естественных наук стали все формы неодушевленной природы и простейшие формы живой природы. Объектами изучения гуманитарных и общественных наук являются наиболее сложные формы живой природы, связанные с человеком — человеческое сознание, творчество, социальные явления и созданные человеком идеальные системы (языки, право, религия).
Эти науки разработали независимые методы и достигли различных стадий развития. В этом контексте она начала говорить о возникновении двух разных культур: научной культуры (основанной на фактических знаниях и теориях) и гуманитарной культуры (основанной на разнообразии восприятий, оценок и позиций).
Начались противоречия между этими двумя культурами, связанные с различием традиций, целей и методов, составляющих проблему двух культур, носителями которых являются научно-техническая и гуманитарная интеллигенция.
В настоящее время усиливается взаимопроникновение различных направлений научного знания, взаимодействие двух культур (конвергенция — сближение), поскольку сложные современные проблемы человеческой цивилизации требуют комплексного, многостороннего подхода, совместной работы специалистов — ученых-естествоиспытателей и гуманитариев.
Современная наука характеризуется проблемно-ориентированным подходом — для решения конкретных и важных вопросов науки ученые различных дисциплин объединяются, формируются смешанные исследовательские группы.
Значительные и личные аспекты взаимодействия двух культур, проявлением которого является активное участие видных ученых-натуралистов в решении крупных общечеловеческих проблем.
Таким образом, единство всего материального мира и необходимость решения глобальных проблем человечества являются основой для сближения двух культур.
Научные методы
Метод (от греческого metodos — путь к чему-то) означает сочетание техник и операций практического и теоретического познания реальности. Методика начала развиваться уже в науке современности. Его представители сочли правильным методом как руководство в движении к надежному, истинному знанию.
Область знаний, связанная с изучением методов, называется методологией. Методика буквально означает «изучение методов» и исследует происхождение, природу, эффективность и другие свойства методов познания.
Методы научного познания делятся в зависимости от степени общности, то есть широты применимости в научных исследованиях.
Универсальные методы: диалектические и метафизические. Это общие философские методы. Метафизический метод с середины XIX века все больше вытесняется естествознанием диалектическим методом.
Вторая группа методов познания — общие научные методы. Эти методы используются на разных уровнях научных знаний — эмпирическом и теоретическом.
Гуманизация высшего образования
Система образования, основанная на классической философии, идеи которой были сформулированы в конце XVII — начале XIX вв., в значительной степени исчерпала себя. В основе нового типа образования лежит новая философия, характеризующаяся органичным единством научной и логико-рациональной составляющих. Возможным прототипом нового образования является так называемое эмоциональное и творческое мышление.
Гуманизация — это не только рост социально-гуманитарных дисциплин, но и изменение внутренних ориентиров в образовании. Методология современного научного знания должна освободить себя от научно-механистической парадигмы при одновременном внедрении все новых и новых гуманистических ценностей. Общество в целом не может успешно развиваться без учета ценностных ориентаций человека. На наш взгляд, драма ситуации заключается в том, что рыночные отношения начинают активно разрушать социальную и гуманитарную культуру, в результате чего общество перестает функционировать. Развитая гуманитарная культура является необходимым условием выживания и совершенствования современной цивилизации.
Существует также противоположный взгляд на влияние рынка на высшее образование. Например, некоторые считают, что рыночное общество будет способствовать развитию образования и культуры в нашей стране, потому что оно нуждается в профессионалах в интеллектуальной и экономической областях. Ужесточилась конкуренция в школах бизнеса и права, начали появляться коммерческие средние и высшие частные учебные заведения. В 1996 году в России насчитывалось около 600 частных средних школ и более 300 лицеев, в которых училось полмиллиона учеников; 300 негосударственных школ. Увеличивается количество негосударственных высших учебных заведений. Образование становится все ближе к потребностям реальной жизни. Это положительный момент. Началась конкуренция между товаропроизводителями, которая вскоре приведет к росту спроса на квалифицированный интеллектуальный труд. Растущий спрос на квалифицированную рабочую силу приведет к увеличению ее оплаты. Люди были бы заинтересованы в продолжении образования и приобретении современных знаний, за которые общество хорошо бы заплатило.
Большинство ученых согласны с тем, что новая концепция образования должна быть связана с ее гуманизацией. Она должна основываться на идее, что человек — это саморазвивающаяся система, а высшее образование должно помогать развитию человека. Человек — это открытая система, и необходимо глубоко изучить его отношения с социальным миром и влияние на него достижений мировых и национальных культур. Человек является биопсихосоциальным существом, и необходимо учитывать влияние генетического кода, естественный характер менталитета и его развитие, и, наконец, влияние окружающей среды, особенно социальной.
Гуманизация высшего образования предполагает, прежде всего, демократическую трансформацию системы общественных отношений внутри институтов. Это означает систему высшего образования, сочетающую в себе автономию, свободу в организации учебного процесса и плюрализм образовательных моделей, где лучший студент и лучший преподаватель появляются в конкурентной среде. Кроме того, необходимо в обязательном порядке персонализировать образовательный процесс, что должно побудить преподавателей готовить авторские курсы и адаптировать их к личности учащегося, его индивидуальному учебному плану. Гуманизация подразумевает, что образование должно быть ориентировано на решение проблем, основываться на партнерстве между учителем и учеником, которое превращает процесс обучения в творчество.
Естественнонаучная и гуманитарная культура
В современной культуре существуют два основных отношения к науке: научное и антинаучное. Наука утверждает абсолютную ценность науки и рассматривает ее как вершину знания. Наука рассматривается как центральный и ведущий компонент культуры, обеспечивающий ее единство. Ученые утверждают, что в будущем наука будет не только доминировать, но и потреблять все другие сферы интеллектуальной культуры. Антинаучный подход подчеркивает вненаучные формы и способы постижения реальности, спонтанность человеческого поведения, вторичность интеллекта по отношению к целостности жизненных проявлений человека. Умеренный антинаучный ставит науку на один уровень с другими формами интеллектуальной культуры. Крайний антиученый полностью отрицает науку и рассматривает ее как враждебную силу. Развитие науки и антинаучного мышления, их взаимная критика и борьба способствовали разработке новой концепции науки и рационализма в XX веке.
Период наибольшего расцвета культа науки[3] приходится на семнадцатый и восемнадцатый века. Это было время, когда сформировались классические идеи, отождествляющие рациональность с логической правдивостью и научностью: Все, что истинно, рационально, а поиск истины берет на себя наука. Стремительное развитие науки в XVII — XVIII веках привело к распространению эпохи в ее бесконечных возможностях по существу. Наука с большой буквы заняла место божества. Предполагалось, что наука способна дать ответы на все вопросы человеческого бытия и миропорядка. Философы XVII-XVIII веков связывали возможность достижения свободы с обладанием рациональными знаниями. Это понятие было квинтэссенцией определено Б. Спинозой как осознанная необходимость. В современную эпоху и в эпоху Просвещения рационализация природы и общества считалась необходимым условием гуманизации. Научные знания были залогом счастья, а поскольку каждый человек является рациональным, то основной целью было развитие рационального факультета, т.е. посвящение.
Однако французская буржуазная революция показала, как максимум рациональности и порядка был заменен максимумом иррациональности и хаоса. Уже тогда началось формирование оппозиции культа научной рациональности. Однако в течение почти столетия человечество продолжало верить в безграничные возможности науки. Лишь в начале 20 века развитие технической рациональности и разрушительные последствия научно-технической революции привели к формированию линии противостояния науке. Отношения ученого. Упор на науку оказался недостаточным для понимания человеческих эмоций, болезней, смерти и одиночества, для достижения свободы, для перестройки общества на гуманистических принципах и для обеспечения всеобщего счастья. Сосредоточение внимания на науке как конечном и окончательном знании создало раскол в самом научном разуме и привело к кризису классической естественной науки.
В результате возник вопрос: является ли европейская наука абсолютным плодом человеческого и культурного развития, или же она принадлежит только своей собственной эпохе? В современной философии происходит пересмотр науки, но не отказ от идеи разума, которая является величайшей ценностью и достижением западной цивилизации. В конфликтах и кризисах ХХ века человечество осознало, что «сон разума рождает чудовищ», но гипертрофированный разум — это тоже чудовище.
В 1960-1970 гг. английский историк и писатель Ч. Сноу сформулировал идею альтернативы двух культур: естественной и научной. К. Сноу заявил, что в современной постиндустриальной цивилизации существуют две культуры, которые находятся в постоянном конфликте друг с другом, и взаимопонимание между представителями этих культур невозможно. По его мнению, разрыв между «физиками» и «лириками» увеличивается.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Формирование гидростатики как раздела гидромеханики в трудах Галлилея, Стевина, Паскаля (1623-1662)
- Ксенофан, древнегреческий странствующий философ и поэт
- Иоанн Дамаскин, византийский богослов, философ и поэт
- Функции идеологии
- Глобальные проблемы современной цивилизации
- С. Кьеркегор и его философия
- Общая характеристика эпохи просвещения
- Проблема человека в истории философии
- Диалогическая антропология М. Бубера
- Философия религии П. Тиллиха