Оглавление:
Психотерапия еще не сформировалась как единая наука с единым понятийным аппаратом, терминологией и теорией. Существует множество психотерапевтических направлений и методов, поэтому некоторые определения основаны на теоретических концепциях, исключающих другие виды подходов.
Одно из таких определений, которое мы обычно принимаем, звучит так: «Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов».
Если это определение покажется кому-то слишком «медицинским» и ограничивающим широкую сферу применения, можно предложить другой вариант: «Психотерапия — это использование психологических средств для восстановления нарушенной функции организма». В этом определении необходимо уточнить два момента: что подразумевается под нарушением физической активности и какие средства являются психологическими.
Нарушения деятельности могут затрагивать как психологические процессы, так и личностные и соматические функции. Другими словами, это состояния, вызванные психогенезом ИЛИ соматогенезом. Психологические средства включают в себя прежде всего язык, но, как ни странно, и молчание, затем эмоции и эмоциональные отношения, мимику, различные виды обучения, манипуляции в окружающей среде.
В зависимости от того, насколько широко понимается понятие «психологические средства», различают психотерапию в широком смысле и в узком смысле. Психотерапия в широком смысле включает социотерапию, лечение средой, трудотерапию; психотерапия в узком смысле ограничивается воздействием психотерапевта (или психотерапевтической группы) на пациента
Цель психотерапии, общая для большинства психотерапевтических подходов, формулируется D. Bernstein and E. Рой формулирует это как помощь пациентам в изменении их мышления и поведения, чтобы они стали счастливее и продуктивнее. В работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно задач терапевта:
- Помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
- устраняет эмоциональный дискомфорт;
- поощряет свободное выражение чувств;
- предоставляет пациенту новые идеи или информацию для решения проблемы;
- Помогает пациенту опробовать новые способы мышления и поведения вне терапевтической ситуации.
При выполнении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам.
- во-первых, терапевт оказывает психологическую поддержку. В первую очередь это означает сочувственное выслушивание пациента и взвешенное консультирование в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту распознать и использовать свои собственные силы и способности.
- Второй метод терапии заключается в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых адаптивных стереотипов.
- Наконец, терапевт способствует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоисследованию), благодаря чему пациенты лучше осознают свои мотивы, чувства, конфликты и ценности.
Несмотря на различия в теориях, целях и процедурах, психологическое лечение сводится к тому, что один человек пытается помочь другому (даже в случае групповой психотерапии, где каждый участник является своего рода психотерапевтом по отношению к другому члену группы). Все методы лечения (не только психологические, а все — терапевтические, хирургические и т.д.) имеют некоторые общие базовые черты или компоненты, по мнению Дж. Франка.
Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Это клиент, или пациент.
Человек, который в силу своей подготовки или опыта, как считается, может помочь. Это терапевт или целитель.
Общая характеристика гуманистической психологии
Психоаналитическое течение, которое первым поставило вопрос о необходимости изучения мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важных особенностей, как качественное своеобразие личности каждого человека, способность сознательно и целенаправленно развивать определенные аспекты «Я-образа» и устанавливать отношения с другими людьми. Ученые также опровергли идею психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показали, что формирование личности происходит на протяжении всей жизни.
Осознание этих недостатков традиционных психологических ориентаций привело к возникновению новой психологической школы, названной гуманистической психологией.
Гуманизм (от лат. «humanis» — человеческий) — это отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; входит во многие философско-психологические теории и течения. Смысл существования этой школы мысли, как и мотивацию ее приверженцев называть ее гуманизмом, можно понять только в историко-психологическом контексте ее возникновения.
Эта концепция возникла в США в середине 1940-х годов, когда общий облик американской психологии (в среде которой движение приобрело авторитет) определялся доминированием двух течений, иногда называемых «двумя силами». Варианты бихевиоризма и психоанализа.
Как общая психология, они также были внедрены в различные области практики, особенно в психотерапию. Громкие протесты раздавались среди психотерапевтов против «двух сил», которых небезосновательно обвиняли в дегуманизации человека, обращении с ним либо как с роботом (или, в более современных терминах, как с маленьким компьютером), либо как с невротиком, чье «бедное я» раздирается на части различными комплексами — сексуальным, агрессивным, неполноценности и т.д. (Ни эти комплексы, ни их природа не подвергались критике. Ни один из этих комплексов, как утверждают инициаторы гуманистической психологии, не позволяет раскрыть позитивные, конструктивные качества целостной человеческой личности, ее неистребимое стремление к творчеству и самостоятельному принятию решений, выбору своей судьбы. Гуманистическая психология, противостоящая бихевиоризму и психоанализу, провозгласила себя «третьей силой».
Фокус исследовательских интересов сместился на проблемы человеческого опыта, не сводимого к общим рациональным схемам и концепциям. Речь шла о восстановлении подлинности человека (его неподлинности), о восстановлении соответствия его существования истинной природе человека. Однако было высказано предположение (под влиянием экзистенциализма), что истинная природа раскрывается в так называемой лиминальной ситуации, когда человек оказывается между бытием и небытием. В таких условиях человек освобождается от всех сковывающих его условностей и постигает свою экзистенциальность. Если все предыдущие психологические теории отводили решающую роль зависимости психики от прошлого и настоящего, то гуманистическое направление сместило вектор времени жизни в сторону будущего. Свобода выбора и открытость будущему — вот те качества, на которых должны сосредоточиться теории личности. Только в этом случае они помогают человеку избавиться от чувства «заброшенности в мире» и найти смысл своего бытия.
Теория Г. Олпорт
Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гуманистической психологии, которую он рассматривал как альтернативу механистическому бихевиористскому подходу и биологически-инстинктивному психоаналитическому подходу. Олпорт также выступал против переноса симптомов, наблюдаемых у больных людей, невротиков, на психику здоровых людей.
Один из основных постулатов теории Олпорта, который он изложил в своей книге «Личность: психологическая интерпретация» (1937), заключался в том, что личность — это открытая и саморазвивающаяся система. Он исходил из того, что человек — это прежде всего социальное, а не биологическое существо, и поэтому он не может развиваться без контакта с другими людьми, с обществом. Отсюда его резкое неприятие позиции психоанализа об антагонистических и враждебных отношениях между личностью и обществом. Утверждая, что «личность — это открытая система», он подчеркивал важность среды для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. В то же время Олпорт считал, что связь индивида с обществом — это не стремление к равновесию с окружающей средой, а взаимное общение, взаимодействие. Таким образом, он также резко выступил против общепринятого в то время постулата о том, что развитие — это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он утверждал, что в основе человеческого развития лежит именно потребность нарушить равновесие, достичь новых высот, то есть потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
Одна из величайших заслуг Олпорта состоит в том, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек уникален и индивидуален, потому что является носителем своеобразной комбинации характеристик, потребностей, которые Оллпорт назвал trite — trait. Эти потребности, или черты личности, он разделил на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, то есть генотипическими, а инструментальные черты оформляют поведение и формируются в течение жизни, то есть являются фенотипическим выражением. Совокупность этих черт составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Хотя основные черты характера являются врожденными, они могут меняться, развиваться в течение жизни, в процессе общения с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних личностных качеств и замедляет развитие других. Таким образом, постепенно формируется уникальный набор характеристик, который составляет ядро «Я» человека. Также важным для Оллпорта является понятие автономии черты. Ребенок еще не обладает такой самостоятельностью, его черты нестабильны и не до конца сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными, независимыми от биологических потребностей или социального давления. Эта автономия потребностей человека, которая является важнейшей чертой формирования его личности, позволяет ему сохранять свою индивидуальность, оставаясь открытым для общества.
Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного изучения психики человека. Он исходил из того, что в личности каждого человека есть определенные черты, разница лишь в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Исходя из этого положения, он разработал свои многофакторные опросники, которые используются для изучения развития личностных качеств конкретного человека. Наиболее известным является Миннесотский MMPI, который в настоящее время используется (с рядом модификаций) не только для изучения структуры личности, но и для анализа совместимости, профессиональной пригодности и так далее. Сам Оллпорт постоянно совершенствовал свои опросники и создавал новые, считая, что анкетные данные должны быть дополнены результатами наблюдения, обычно совместного.
Теория А. Маслоу
А. Маслоу (1908-1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно он разработал основные теоретические положения этого направления — о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.
Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал в 50-е годы, изложена, в частности, в его книгах «О психологии бытия» (1968) и «Мотивация и личность» (1970).
Маслоу утверждает, что у человека изначально есть не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму к самопожертвованию. Основой учения Маслоу является теория самоактуализации.
В отличие от других психотерапевтов, Маслоу изучал не больных людей, а психически здоровых и творчески развитых людей, достигших высшего уровня самоактуализации. А под самоактуализацией он подразумевал «полное использование способностей, талантов, возможностей и т.д.». Маслоу писал: «Совершенно очевидно, что существо с Марса, попавшее в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и т.д., не может понять, какими они должны быть. Поэтому давайте изучать не калек, а то, что ближе всего к целому здоровому человеку. Мы найдем в них качественные различия, другую систему мотивации, эмоциональных ценностей, мышления и восприятия. В некотором смысле, только святые — это человечество». Изучая лучших людей, мы можем исследовать пределы человеческих способностей.
Маслоу имел группу из 18 человек: девять современников и девять исторических личностей (А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Э. Рузвельт, Д. Адамс, У. Джеймс, А. Швейцер, О. Хаксли, Б. Спиноза). В общем, неплохая компания. Он подал признаки самоактуализирующейся личности. Их стоит перечислить здесь.
Основными признаками психически здорового человека являются:
- более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
- принятие себя, других и природы.
- спонтанность, простота, естественность.
Я вывел правило, основанное на этом качестве. Сложный человек — простой, простой человек — сложный. Если мне говорят, что этот человек «сложный», что к нему нельзя подходить, для меня это означает, что он психологически примитивен, потому что к нему нужно приспосабливаться, а он не может приспособиться к другим. Сложная самоактуализированная личность проста, как японская машина, когда дело доходит до общения. Все, что вам нужно сделать, это нажать кнопку.
- ориентированность на задачу (в отличие от эгоцентризма). При таком подходе человек перестает быть мелочным и амбициозным. Зацикливаюсь ли я на любой резкости в поведении медсестры, когда она хорошо выполняет свою работу, а мой интерес сосредоточен на деле? Я просто не замечаю, чтобы она была резкой.
- потребность в единении и уединении. Эта черта происходит из потребности в самоактуализации. Это может произойти только тогда, когда я одна. В конце концов, я читаю лекцию, готовлю еду или пишу книгу в одиночку. Общество нужно мне для признания моих заслуг. автономия, независимость от культуры и окружающей среды.
- Это абсолютно необходимое качество. Иначе вы не сможете сделать ничего нового в принципе, то есть не осознаете себя.
- постоянная свежесть оценки.
Это качество, которое не нужно долго расшифровывать. Если моя оценка вещей не меняется со временем, то, следовательно, я не самоактуализируюсь. Но изменение стоимости должно быть связано с моим ростом, а не с циклическими соображениями. Посмотрите, сколько ранее воинствующих атеистов, демократов и т.д. теперь стали верующими в Бога. Я не думаю, что среди них много самоактуализирующихся личностей.
Мистицизм и переживание высших состояний. Архимед, когда он выпрыгнул из ванны и пробежал голым по улицам Сиракуз, несомненно, имел опыт высших состояний.
Теория К. Роджерс
Первое из гуманистических направлений принято называть психотерапией Карла Роджерса или клиент-центрированной терапией.
Идеи Карла Роджерса и практические подходы к максимальной реализации внутреннего потенциала человека нашли широкое применение не только в психологии и психотерапии, но и в образовании, социальной работе и юриспруденции. Они были приняты в политике, промышленности, армии, широко используются в религиозной деятельности и повлияли на развитие современной философии и теологии.
Как уже упоминалось выше, Карл Роджерс и его последователи исходят из утверждения, что тело и личность каждого нормального человека от природы наделены позитивными силами, которые способствуют здоровью, развитию и совершенствованию. Роджерс предполагает, что желание достичь своего уровня компетентности и саморазвития не всегда является осознанным, и что этот уровень может сильно различаться у разных людей из-за биологически обоснованной атрибуции.
Именно достижение своего уровня компетентности или хотя бы движение в этом направлении обеспечивает человеку чувство личной целостности и уверенности в себе и спасает его от многих психологических проблем, тревоги, неудовлетворенности и неврозов.
Роджерс отводит решающую роль в жизни и развитии человека Я-концепции, т.е. представлению о себе).
Именно эта Я-концепция (представление о себе) определяет поведение и действия человека в определенных ситуациях.
Каждый человек думает или чувствует, что он таков и должен вести себя так в подобной ситуации. При этом его мнение о себе обычно недостаточно объективно и порой по сути не соответствует действительности.
Сознание человека изначально не содержит объективной оценки себя. Однако это предубеждение в значительной степени компенсируется жизненным опытом, который постоянно вносит коррективы в самооценку человека и позволяет ему лучше чувствовать свои возможности, а также восприятие его другими людьми. Важным направляющим механизмом в объективации самооценки и своего поведения является чувство разрешения (или облегчения) внутреннего конфликта, которое сменяется внутренним удовлетворением, возникающим (или возрастающим) по мере самоактуализации.
Можно сказать, что суть процесса личностного роста (по Роджерсу) и состоит в постоянно совершенствующейся петле обратной связи, которая осуществляется как одновременный процесс корректировки своих отношений с другими и уточнения своей концепции себя в процессе этих отношений и принятия других.
В терапии Роджерса, как и в других формах гуманистической терапии, главная роль смещается с терапевта на клиента. Роджерс считает, что сам клиент является ключом к решению своих проблем. Терапевт может только помочь ему найти эти ключи и показать, как лучше их использовать.
Между тем, основная задача терапевта — установить дружеские и творческие рабочие отношения с клиентом и создать атмосферу психологического комфорта и безопасности, в которой клиент сам начнет «раскрывать» и реализовывать потенциальные возможности своего аутентичного «я». Именно эта атмосфера ускорит процесс объективизации и принятия реального образа себя и других.
Терапевту необходимо уметь поддерживать позитивное отношение к клиенту, точнее, веру в позитивное начало его/ее бытия, которое должно быть высвобождено из-под жизненных блокировок и ложных защит личности. Только в этом случае он/она сможет сохранить открытость естественного общения и в то же время не реагировать отрицательными эмоциями на негативные проявления личности клиента.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Личностные особенности психолога, работающего в экстремальных ситуациях
- Хэд сэр Генри ‒ английский невролог и нейропсихолог
- Психолог на предприятии
- Взаимосвязь волевой саморегуляции и пищевого поведения человека
- Взаимосвязь образа отца с тревожностью и самооценкой у подростков
- Инженерная психология
- Теории социального научения, морального развития личности
- Теоретические задачи возрастной психологии
- Психология сна и сновидений
- Готовность к школьному обучению детей, посещающих и не посещающих детские дошкольные учреждения