Оглавление:
Психологическое консультирование — это прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ психологической помощи психологически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Эти теоретические основы и программы разрабатываются, во-первых, на основе анализа современного состояния психологического знания и прогресса в областях эмпирических и теоретических исследований. Среди существующих в настоящее время психологических школ и направлений гуманистическая психология представляет особый интерес, во-первых, потому что она возникла сравнительно недавно (в середине ХХ века), когда большинство психологических школ исчерпали свой исследовательский потенциал, и потому что она созрела как «третья сила» в психологии в полемике с бихевиоризмом и психоанализом и накопила опыт изучения личности в предыдущих и нынешних психологических школах и направлениях. Сегодня это влиятельная научная область, сформировавшая новую исследовательскую программу в общей, социальной и образовательной психологии, которая оказала влияние на теорию и практику образования, психологию производственных отношений, а в последние годы и на проблемы разрешения группово-политических конфликтов.
Понимание личностных и реляционных проблем клиентов во многом зависит от теоретических позиций, которые занимает терапевт. В частности, это касается характера терапевтических отношений и используемых методов и техник. Мы подробно рассмотрим гуманистическое направление в психологическом консультировании.
В центре внимания гуманистической психологии находится человек, личность, которая рассматривается как носитель уникальных качеств, делающих его высшей ценностью бытия. Индивид стремится в будущее, к свободной реализации своего потенциала (Олпорт), особенно творческого потенциала (Маслоу); он должен укрепить веру в себя и в возможность достижения своего «идеального Я» (Роджерс). Первостепенное значение имеют не схемы соответствия окружающей среде, заданной реальной жизни, конформистского поведения, а рост конструктивной природы человеческого «я», целостности и силы опыта.
С точки зрения гуманистической психологии, только сам человек несет ответственность за свой выбор. Это не означает, что люди, которым предоставлена свобода выбора, обязательно действуют в своих интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность решений. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, который свободно выбирает из предложенных вариантов.
Психологическое консультирование призвано помочь человеку, личности, стать более цельной, выработать собственные жизненные стратегии и тактики, стать более успешным в социальном плане, расти как личность и, в конечном итоге, прожить свою, а не чужую жизнь;
Проблемы клиента рассматриваются консультантом и как возможность адаптироваться к настоящим условиям, и как шанс изменить будущее и принять прошлое;
Теоретическая основа консультирования исходит из теорий личности, которые в основном делятся на три направления: психоаналитическое, когнитивно-бихевиоральное и гуманистическое;
Каждая из этих ориентаций разработала специфические методы и техники, многие из которых используются в консультировании. Гуманистический подход разработал особые методы понимания, слушания. В гуманистическом подходе изменения постулируются не только для клиента, но и для консультанта в процессе взаимодействия;
Изменение личности в процессе образования, консультирования, психотерапевтической практики, социально-психологического тренинга в современном обществе рассматривается как возможный путь социальных изменений.
История возникновения
Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Р. Кочунас утверждает, что попытка умело помочь другому человеку решить его проблемы, не опираясь на систему теоретических убеждений, подобна полету без ориентиров.
Теория самоактуализации была разработана в США в середине 20-го века и стала центральным компонентом «гуманистической» психологии, которая объявила себя «третьей ветвью» психологии в оппозиции к бихевиоризму и психоанализу. Научные открытия и внедрение их результатов в промышленное производство, сельское хозяйство привели к высвобождению все большей доли работников из сферы производства с тяжелым физическим трудом, быстро развивалась сфера услуг, резко возросла потребность в умственном труде, что в свою очередь потребовало развития системы образования, поиска талантов. Из этих объективных факторов возникла потребность в научной теории, которая бы описывала перспективы личностного развития и роста человека, методы достижения успеха в мире реальности, чтобы в какой-то мере заменить теории, которые ранее предлагались только философией и религией.
Состояние психологии в середине двадцатого века в Соединенных Штатах можно охарактеризовать следующим образом. Общей чертой практически всех его направлений был крайний прагматизм, концентрация на теме адаптации, приспособления к существующей реальности. В принципе, эти теории не учитывали ничего, выходящего за рамки обычного (в позитивном смысле) опыта, не предлагали критического анализа реальности ради развития личности и, прежде всего, не призывали к социальным изменениям. Из существующей реальности индивид должен был выбрать идеалы, чтобы попытаться подражать им и сформировать поведенческие паттерны и ролевые репертуары. Таким образом, не существовало удовлетворительной научной концепции перспектив личностного развития и роста для обычного среднестатистического человека. Ни одна из упомянутых теорий, кроме того, не давала «ключа» к достижению творческой инициативы и креативности, поиска и нахождения принципиально новых решений, от которых зависел значимый успех в любой сфере жизнедеятельности.
Перед новой научной теорией стояли следующие задачи:
- Во-первых, она должна была представить концепцию личностного развития человека, соответствующую новым историческим условиям, требующим инициативы, творческого подхода к решению проблем, интеллекта, а не только адаптации;
- Во-вторых, она должна была расширить горизонт, утраченный при разделении философии и религии, и попытаться дать собственные ответы на «первые» и «последние» вопросы на основе результатов, полученных психологией, пусть даже в гипотетической форме метатеории;
- В-третьих, она должна была не только набросать широкую и далекую перспективу человечества, но и указать пути и методы развития и роста человека, наметить пути его самосовершенствования.
Именно этот вакуум пытались заполнить «гуманистическая» психология и теория самоактуализации. Гуманистическая психология, возникшая как альтернатива психологическим школам середины века, особенно бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Центр этой школы находился в США, а ее ведущими представителями были К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу и Г. Олпорт.
Основные принципы гуманистической психологии
Гуманистическая психология, являющаяся теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, представляет собой особое направление, отличающееся от других школ рядом принципиально важных аспектов понимания природы человека. Она традиционно включает такие концепции, как теория черт личности Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу. Теория Маслоу, теория К. Роджерса и непрямая психотерапия, идеи Ш. Бюлера о жизненном пути человека и идеи Р. Мэя.
Каждая из перечисленных теорий использует свой понятийный аппарат, создает оригинальные концепции внутреннего мира человека и его развития на протяжении жизни, верифицирует и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Однако различия, существующие между теориями, не являются препятствием, которое не позволяло бы рассматривать их с позиции общих методологических принципов.
Такими принципами являются:
- Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию в силу наличия врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самореализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
- Принцип целостности, который позволяет рассматривать личность как сложную, открытую систему, направленную на реализацию всего своего потенциала.
- Принцип гуманности, утверждающий, что человек по своей природе добр и свободен, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной природы, делают его агрессивным и отчужденным.
- Принцип целенаправленного детерминизма, который предполагает изучение черт личности в связи с ориентацией человека на будущее, то есть в связи с его ожиданиями, целями и ценностями, отвергая при этом идею каузального детерминизма.
- Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт меняет отношение клиента и помогает ему взять на себя ответственность за себя, но не читает нотаций и не инструктирует его.
- Принцип неэкспериментального изучения личности, в основе которого лежит идея цельности, а значит невозможность адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой является и личность) обычно обладает свойствами, которые не содержатся в ее отдельных частях.
- Принцип репрезентативности, который означает, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, поскольку задача изучения нормальной и полноценно функционирующей личности реализуется в отборе здоровых, самоактуализированных индивидов.
Теория самоактуализации А. Маслоу
Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет и получил докторскую степень по психологии в 1934 году. Его собственная теория, разработанная ученым в 50-е годы, родилась из детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в то время (а также из идеи о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, как альтернативы психоанализу и бихевиоризму).
Маслоу почти не проводил глобальных, крупномасштабных экспериментов, характерных для американской психологии, особенно бихевиоризма. Его небольшие экспериментальные исследования служили не столько для проверки новых способов, сколько для подтверждения того, чего он достиг в своем теоретическом мышлении. Таким образом он подошел к изучению «самореализации», одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.
В отличие от психоаналитиков, которые в основном занимались девиантным поведением, Маслоу считал, что изучать человеческий род нужно, «изучая его лучших представителей, а не каталогизируя трудности и недостатки средних или невротических личностей». Только так мы можем понять пределы человеческих способностей, истинную природу человека, которая не раскрывается полностью и ясно в других, менее одаренных личностях. Группа, которую он выбрал для изучения, состояла из восемнадцати человек, девять из которых были его современниками, а девять — историческими личностями (А. Линкольн, А. Эйнштейн, У. Джеймс, Б. Спиноза и др.).
Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия человеческих потребностей, которая выглядит следующим образом:
- физиологические потребности — еда, вода, сон и т.д;
- потребность в безопасности — стабильности, порядке;
- потребность в любви и принадлежности — семья, дружба..;
- чувство собственного достоинства, признание;
- Потребность в самоактуализации — развитие навыков.
Одним из недостатков теории Маслоу было то, что он утверждал, что эти потребности находятся в раз и навсегда установленной жесткой иерархии и что более высокие потребности (самоуважение или самоактуализация) возникают только после удовлетворения более базовых. Не только критики Маслоу, но и его последователи показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении была доминирующей и определяла поведение человека, даже если его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии сам Маслоу отказался от такой жесткой иерархии и объединил все потребности в два класса: Потребности необходимости (дефицит) и потребности развития (самоактуализация).
В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняли концепцию «самоактуализации», введенную Маслоу, а также его описание «самоактуализирующейся личности». Самоактуализация связана со способностью понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «настраиваться» на эту природу, основывать на ней свое поведение. Это не сиюминутный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ «жить, работать и относиться к миру, а не единичное достижение». Маслоу выделил ключевые моменты в этом процессе, которые меняют отношение человека к себе и миру и стимулируют личностный рост. Это может быть кратковременное переживание — «пик-переживание» или более длительное — «плато-переживание». Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу сказал, что для такого человека характерно принятие себя и мира, включая других людей. Как правило, это люди, которые адекватно и эффективно воспринимают ситуацию, концентрируясь на задаче, а не на себе. В то же время для них характерно стремление к уединению, автономии и независимости от окружающей среды и культуры.
Таким образом, теория Маслоу включает понятия идентификации и отчуждения, хотя эти механизмы до конца не прояснены.
Теория личности К.Роджерса
Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой он готовился с юности. Он заинтересовался психологией и работал практикующим психологом. В 1945 году Чикагский университет предложил ему открыть консультационный центр, где Роджерс разработал основы своей недирективной «клиент-центрированной терапии».
В отличие от Маслоу, он считал, что универсальным мотивом, движущим людьми, является тенденция к актуализации. Он понимал ее как стремление максимально развить и реализовать лучшие качества человека, что близко к потребности в самоактуализации в пирамиде А. Маслоу. Под влиянием тенденции актуализации люди воспринимают и стремятся к опыту, который способствует их личностному развитию (самосовершенствованию), как позитивный, в то время как они избегают опыта, который субъективно воспринимается как тормозящий развитие (самонегативный). Роджерс называл этот тип «сортировки» организмическим оценочным процессом.
В своих работах К. Роджерс жестко постулировал, что единственной подлинной реальностью для индивида, определяющей его поведение, является субъективная интерпретация объектов внешнего мира и прошлого опыта, и что поэтому внимания психолога заслуживает исключительно внутренний мир или, другими словами, психическая реальность индивида.
Исходя из этих соображений, К. Роджерс разработал систему клиент-центрированной терапии, целью которой было понять самосознание клиента и помочь ему воссоединиться с его организмическим оценочным процессом.
Хотя в свое время взгляды Роджерса были чрезвычайно популярны, его максимализм и идеализм критиковали даже представители гуманистической психологии. В частности, Р. Мэй отметил, что ортодоксальные роджерсийские психотерапевты оказывались неэффективными, когда клиенты проявляли сильные негативные эмоции и агрессию.(Кондратьев М.Ю., Ильин В.В., 2007.с.357).
В своей теории личности Роджерс использовал определенную систему понятий, в которой люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе используется терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими. Как и для других сторонников гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что опыт, который человек получает в течение жизни и который он называет «феноменальным полем», является индивидуальным и уникальным. Этот созданный человеком мир может соответствовать или не соответствовать реальной действительности, поскольку не все объекты, содержащиеся в среде, воспринимаются субъектом. Степень идентичности этого поля с реальной действительностью Роджерс называет конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что вы сообщаете другим, то, что происходит вокруг вас, и то, что вы воспринимаете в происходящем, более или менее соответствуют друг другу. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряжения, тревоги и, в конечном итоге, к невротизации личности. Нейротизация также приводит к уходу от своей индивидуальности, к отказу от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Ученый разрабатывает основы своей терапии, связывая идею конгруэнтности с самоактуализацией.
Говоря о структуре самости, Роджерс делал особый акцент на самооценке, которая выражает сущность человека, его самость.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Значение целостности и связности текста в психологии
- Включенное наблюдение
- Мотивация агрессивного поведения
- Деструктивные религиозные организации
- Виды психических процессов: внимание
- Психотерапия в России
- Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий на примере клинических психологов и логопедов
- Гендерные отношения
- Классификация психодиагностических методик
- Психологические особенности людей с проблемами опорно-двигательного аппарата