Оглавление:
Групповая арт-терапия — один из самых эффективных способов проведения занятий с детьми и взрослыми. Соблюдая определенные условия, опытный арт-терапевт может сделать сеансы не только успешными, но и интересными для клиентов.
Групповая арт-терапия отличается от индивидуальных занятий целями и задачами терапевта. Методы работы и подход к доставке также существенно различаются. Оптимальным вариантом работы является сочетание групповой и индивидуальной работы, поскольку некоторые задачи могут быть решены только в индивидуальной работе с клиентом.
Групповые занятия в большинстве случаев направлены на преодоление проблем во взаимодействии со сверстниками. Во время таких занятий клиенты учатся отстаивать свою точку зрения, слушать других и учитывать их мнение, быть активными и другим социально важным навыкам.
Индивидуальная арт-терапия может быть использована с различными клиентами. Некоторые клиенты, которые не подходят для вербальной психотерапии (олигофрены, психотики, пожилые люди с нарушениями памяти и некоторые другие), в некоторых случаях могут очень успешно работать с арт-терапевтом, как индивидуально, так и в группе — поскольку у них нарушена способность к вербальной коммуникации, они очень часто способны выразить свои переживания в графической форме. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и игра с материалами порой является очень важным фактором их активизации, тренировки сенсомоторики, мышления, памяти и других функций.
Тем не менее, считается, что индивидуальная арт-терапия, действующая не только на отдельные проявления, но и на механизмы развития болезни, подходит в основном для пациентов с поверхностными психическими расстройствами, преимущественно невротического характера. Более тяжелые психические расстройства могут стать препятствием для формирования стабильных психотерапевтических отношений. Для людей с серьезными изменениями личности, нестабильной или нарушенной идентичностью индивидуальная арт-терапевтическая работа будет сопряжена с риском еще большей личностной диссоциации.
Арт-терапевтическая работа может быть особенно ценной для детей и взрослых, испытывающих определенные трудности с вербализацией своих переживаний, например, из-за нарушений речи, аутизма или отсутствия контакта, а также из-за сложности этих переживаний и их «невыразимости» (в случае людей с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не означает, что арт-терапия не может быть успешной в работе с людьми, у которых хорошо развита способность к вербальной коммуникации. Для них визуальная деятельность может быть альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.
Направление клиента на индивидуальную арт-терапию, исходя из его проблем, типа расстройства и личностных особенностей, обычно осуществляется врачами. Учитель или школьный психолог, оценив проблемы ребенка или тип эмоциональных и поведенческих расстройств, может также рекомендовать ребенку индивидуальную арт-терапию. Увеличение числа арт-терапевтов в частной практике в современных условиях означает, что они часто могут самостоятельно принимать решение о целесообразности индивидуальной арт-терапевтической работы с обратившимся к ним клиентом.
Необходимым условием для начала индивидуальной работы в любом случае является установление психотерапевтического контакта. Она возникает уже во время первых встреч, когда у пациента и арт-терапевта возникает реакция друг на друга, которая определяет уникальную атмосферу их совместной работы.
Работа с пациентами
Подробная беседа с клиентом о целях, характере и условиях работы играет важную роль в формировании стабильных психотерапевтических отношений. Любая современная психотерапевтическая практика требует заключения психотерапевтического контракта. Контракт «защищает» клиента и эксперта не только юридически, но и психологически, устанавливая степень ответственности обеих сторон за взятые на себя обязательства.
В частности, подписав контракт, терапевт (в данном случае арт-терапевт) берет на себя ответственность за применение определенного вида работы, обеспечение соответствующих условий и оборудования, регулярность сеансов и т.д. Пациент, в свою очередь, соглашается посетить арт-терапевта в назначенное время, оплатить его услуги определенным образом (если услуги арт-терапии должны быть оплачены пациентом) и т.д.
В начале арт-терапевт объясняет клиенту, в чем будет заключаться совместная работа, что клиент может делать, а что нет.
Обычно подчеркивается, что эта работа не требует специальных художественных навыков или способностей и не направлена на создание «высокохудожественных творений», а в первую очередь подчеркивает свободное самовыражение клиента с помощью имеющихся в его распоряжении материалов и средств.
Утверждается, что «свободное самовыражение» будет необходимо (или крайне желательно), чтобы помочь клиенту устранить определенные проявления его болезни, решить «внутренние» (т.е. связанные с самоощущением и настроением) или «внешние» (связанные с отношениями с другими) проблемы, улучшить общее состояние и т.д.
Арт-терапевт учитывает присущую человеку склонность к определенному темпу деятельности. Не все клиенты сразу же способны включиться в работу с воображением. Иногда должно пройти несколько сеансов, прежде чем клиент сможет преодолеть свою застенчивость и стереотипы привычного поведения, которые часто приводят к тому, что арт-терапевтическая работа воспринимается как «детская игра», недостойная взрослого человека, или, наоборот, как нечто, напоминающее «художественную деятельность» с обязательным созданием «правильных» или «красивых» рисунков. Обе тенденции довольно часто встречаются среди клиентов в начале работы.
Постепенно, по мере развития психотерапевтических отношений, у клиента появляется чувство защищенности, внутреннего комфорта и свободы, а атмосфера кабинета арт-терапии начинает восприниматься им как нечто особенное, отличное от того, что обычно его окружает. Клиент начинает работать все более естественно, со смелостью и энтузиазмом. По ходу работы возникают разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. Могут возникнуть сильные чувства, в том числе негативные, такие как гнев, вина, потеря и т.д.
Но надежные «границы» арт-терапевтического пространства, глубина психотерапевтического контакта и полное доверие арт-терапевта ко всему, что чувствует и делает клиент, являются теми факторами, которые «удерживают» переживания клиента от «прорыва» в саморазрушительное или агрессивное поведение, направленное против других людей.
Одним из важных факторов «удержания» является художественный, символический образ. По мере того, как пациент работает над ним в течение нескольких сеансов или возвращается к нему снова и снова, образ «потенцирует» его или ее переживания. Постепенно эти переживания выражаются более ярко (но не обязательно «высокохудожественно») в изобразительной деятельности и облекаются во всеобъемлющие, осмысленные символические образы, которые пациент начинает понимать. В большинстве случаев понимание возникает в результате совместного обсуждения визуальных постановок с арт-терапевтом.
Этот процесс напоминает то, как «переносимое изображение» после аккуратного раскатывания слоев бумаги в итоге дает полноцветную картинку. Тихий восторг, восклицание или вздох знаменуют собой достижение того тонкого и едва уловимого слоя, где покоится детская «красота» и смысл. Этот слой является эфемерным маркером, указывающим на присутствие незатронутого «откровения» на поверхности самых обыденных предметов.
Основные особенности
В течение всего этого времени арт-терапевт находится рядом с клиентом. Он старается не мешать работе замечаниями или комментариями, старается не мешать проявлением сильных эмоций, даже негативных. Только когда они приобретают явно деструктивный или саморазрушительный характер, арт-терапевт может задавать вопросы клиенту, чтобы помочь ему понять и контролировать их выражение.
Задавая время от времени различные вопросы, арт-терапевт пытается не объяснить, а «прояснить» то, что делает клиент. При этом он обращает внимание клиента на скрытый смысл его собственных действий. Вопросы могут быть направлены на «прояснение» реакций переноса со стороны клиента. В этом случае арт-терапевт и клиент устанавливают естественную связь между характером его изобразительной деятельности, его детским опытом, его нынешними отношениями со сверстниками и его проблемами на данном этапе жизни.
В то же время арт-терапевт «работает» с реакциями контрпереноса. Пытаясь понять происхождение чувств, возникающих в нем в ответ на работу, действия или высказывания клиента, он всегда должен спрашивать себя, в какой степени они связаны с его собственными «проблемами».
Работа в целом носит недирективный характер — арт-терапевт, который ставит перед собой задачу помочь клиенту преодолеть болезнь или решить определенные психологические проблемы, не предлагает готовых «рецептов». Он действует гибко, приспосабливаясь к индивидуальному темпу и стилистическим особенностям клиента и стараясь следовать динамике его условий. По мере того, как клиент переходит от изначально «защитной» позиции к более открытой, арт-терапевт становится «свидетелем» внутренних конфликтов и переживаний. Дальнейший ход арт-терапевтического процесса характеризуется тем, что эти конфликты и переживания, которые отражаются в живописных работах клиента и «проясняются» в «диалогическом дискурсе» с арт-терапевтом, становятся все более значимыми и понятными для клиента. Он приходит к «принятию» и «признанию» ранее отчужденных качеств и проявлений в себе, признает их как естественные и необходимые элементы своей личности, как источники своей внутренней силы.
Негативные качества и переживания не подавляются и не забываются, а трансформируются силой заключенного в них смысла, логикой глубокого внутреннего единства, которое проявляется в различных проявлениях душевной жизни клиента. Таким образом, динамику изменений, происходящих в клиенте в ходе арт-терапевтической работы, можно охарактеризовать как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости к силе, от фрагментарности к единству, от неуверенности к уверенности в себе. Эти изменения отражаются в динамике визуальной работы и в изменении характера образов, создаваемых клиентом.
Не обязательно, чтобы графические работы приобрели качественно новое эстетическое содержание, хотя переживание клиентом «красоты» происходит и может означать знакомый «поворот» в эмоциональной атмосфере, связанный, например, с актуализацией раннего опыта «нахождения потерянного предмета.
Чувства пациента
Пациент начинает чувствовать определенное «родство» со своей работой, которая постепенно наполняет его ценностью и смыслом. Иногда он испытывает чувство удовлетворения, но не потому, что работа «красивая» и может понравиться кому-то другому, а потому, что ему удалось выразить в ней что-то очень важное.
Клиент становится более свободным в использовании различных материалов и средств. Его визуальный «язык» становится более обширным и убедительным. Образы приобретают «глубину» и «многомерность», которые органично выражают не то, что клиент «придумал» или «позаимствовал» под стереотипными символическими ярлыками традиционной культуры, а то, что он действительно переживает внутри себя.
Однако это не означает, что процесс арт-терапии проходит гладко. Иногда может возникнуть состояние растерянности и недоумения, когда клиент не знает, с чего начать. Он или она перебирает и исследует различные визуальные материалы и средства и только через некоторое время находит те, которые ему или ей подходят. В определенные моменты он или она может испытывать нежелание и неспособность к творчеству. В этом случае арт-терапевт может, например, поговорить с клиентом и попытаться обратить его внимание на внутренние проблемы или определенные аспекты отношений с другими людьми (включая отношения с самим арт-терапевтом), которые могут вызывать замешательство.
Иногда клиент, создав несколько работ за определенный период времени, прекращает дальнейшую деятельность и чувствует необходимость вернуться к тому, с чего начал, или пересмотреть все свои «произведения» по порядку. Это может быть очень важно для клиента, поскольку является фактором рассмотрения и интеграции его опыта.
Иногда клиент пытается уничтожить свою работу, как законченную, так и незаконченную. Это часто отражает либо его травматический опыт, который еще не может быть интегрирован, либо очевидный внутренний конфликт. Арт-терапевт обычно не препятствует разрушению работы, но в то же время пытается выяснить, с чем связано желание клиента. Степень толерантности к любым проявлениям эмоций и поведения в арт-терапевтической работе, включая брутальные формы, обычно довольно высока. В то же время она определяется контекстом психотерапевтических отношений и степенью взаимного доверия между клиентом и арт-терапевтом. Иногда уход от сильных чувств может быть необходимым шагом, который позволяет клиенту актуализировать очень важный уровень своего опыта.
Индивидуальная арт-терапевтическая работа может проводиться в течение длительного периода времени. Во многих случаях — несколько месяцев или даже лет.
В то же время, его продолжительность определяется рядом внешних факторов, таких как длительность пребывания клиента в больнице, возможности финансирования конкретной программы арт-терапии или финансовые возможности клиента, план реабилитации и т.д.
Многие арт-терапевты тем или иным образом приспосабливаются к различным условиям, которые влияют на время их индивидуальной работы с клиентами. В любом случае, резкое прекращение работы, оставляющее клиента «незащищенным», один на один с ранее актуализированными проблемами, нежелательно.
Причинами прекращения индивидуальной работы, помимо внешних факторов, являются также определенные изменения в состоянии и характере изобразительной деятельности клиента, отражающие положительную динамику арт-терапевтического процесса. Клиент должен быть настолько «консолидирован», чтобы он мог прекратить отношения с арт-терапевтом, т.е. он должен быть способен самостоятельно справляться со своими переживаниями и проблемами (по крайней мере, в обозримом будущем).
Как правило, завершение работы (прекращение) означает некоторый личностный «рост» со стороны клиента в течение определенного периода времени.
Прекращение может сопровождаться возрождением сильных чувств (любовь, гнев, печаль и т.д.), которые часто отражают опыт «разлуки», с которым клиент уже в состоянии справиться. На этапе завершения работы отношение клиента к созданной им работе может быть иным.
Исход проработки
Некоторые испытывают желание забрать одну или несколько работ с собой, что говорит о высокой значимости для них происходящего в процессе арт-терапии. Они, безусловно, имеют на это право. В других случаях, наоборот, клиенты «остывают» и становятся равнодушными к произведениям искусства. Это может указывать на то, что они чувствуют, что определенный этап их жизни завершен, и они готовы сделать шаг к новым формам опыта.
Помимо описанного — недирективного — варианта индивидуальной арт-терапевтической работы, который во многом носит психодинамический характер, в настоящее время используются и другие варианты.
Можно упомянуть, например, клиент-центрированную индивидуальную арт-терапию, основанную на гуманистической модели психотерапии К. Роджерса; более «традиционные» варианты индивидуальной работы, характерные для последователей К. Юнга, М. Наумбурга, И. Шапернона; варианты более жестко структурированной или преимущественно диагностически ориентированной клинической арт-терапии; а также некоторые другие формы индивидуальной работы.
Групповые формы арт-терапевтической работы в настоящее время очень широко распространены не только в здравоохранении, но и в образовании, социальной работе и других сферах. Существует ряд причин, по которым арт-терапевты и специалисты, занимающиеся направлением клиентов на арт-терапию, предпочитают групповые формы. Важную роль играет их «экономический» характер, который позволяет им работать с более широким кругом клиентов.
М. Либманн, например, утверждает, что групповая арт-терапия.
- Позволяет развивать ценные социальные навыки;
- связана с взаимной поддержкой членов группы и позволяет решать общие проблемы;
- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на других:
- Позволяет осваивать новые роли и проявлять скрытые черты личности, а также наблюдать, как смена ролей влияет на отношения с другими людьми:
- Повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности:
- Развивает навыки принятия решений.
Другие отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она: - предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и обязанностей участников группы, менее
меньшую степень их зависимости от арт-терапевта: - во многих случаях требует определенных навыков общения и способности адаптироваться к групповым «нормам».
Все эти отличия и возможности групповой арт-терапии в равной степени присутствуют во многих формах вербальной групповой психотерапии.
Принципиальная разница между ними заключается в том, что любая групповая арт-терапия требует не только взаимодействия с другими участниками группы, но и самостоятельной образной работы, влияющей на динамику общего процесса. Это сочетает в себе желание участников «слиться» с группой и сохранить групповую идентичность — с одной стороны, и потребность в независимости и укреплении индивидуальной идентичности — с другой.
Групповая арт-терапия одновременно предполагает взаимодействие между участниками группы посредством вербальной и невербальной коммуникации и саморефлексии, что делает ее чрезвычайно богатой по своим возможностям. Она опирается как на принципы вербальной групповой психотерапии, так и на достижения арт-терапии, уникальным образом сочетая и то, и другое.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Системность в психологическом развитии личности
- Проблема улучшения памяти. Мнемотехника и летотехника виды и примеры использования. Феноменальная память
- Этнические установки
- Вклад Ж. Пиаже в психологию развития — Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
- Пути преодоления острых проявлений кризиса трех лет
- Реадаптация личности при посттравматическом стрессе
- Особенности социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста
- Астеническая неврастения — Основные формы и типы астенического синдрома и их характеристики
- Симптомы психических расстройств у детей
- Современная психология и её место в системе наук