Оглавление:
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
- Технико-технологические знания в строительной и ирригационной практике периода Древних царств (Египет, Месопотамия)
- Неоплатонизм и мистика в античной философии
- Идеал счастливой жизни в стоицизме и эпикуреизме
- Идея мудрости в библейской традиции
- Проблема разума и веры в христианской философии: Тертуллиан и Фома Аквинский
- Гуманистическая философия Возрождения: Н. Кузанский и Дж. Бруно. Антропоцентризм
- Философия Нового времени: проблема метода научного познания
- Проблема субстанции в философии Г.В. Лейбница. Монадология
- Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Сравнительный анализ воззрений Д. Дидро и Ж. Руссо
- Критика идеи материальной субстанции в философии Дж. Беркли
Введение
Эта работа посвящена истории философии и рассматривает период Средневековья. Актуальность темы обусловлена тем, что некоторые направления средневековой философии сыграли определенную роль в развитии философии как науки (несмотря на доминирование теологии над философией), причем это касается как материализма, так и идеализма в их различных проявлениях, включая современные. Таким образом, неотомизм, восходящий к учению Фомы Аквинского, является одним из компонентов официальной идеологии современной католической церкви.
Цель работы — охарактеризовать средневековую философию как исторический этап всей философии. Задачи работы связаны со следующим:
Определение основных проблем раннехристианской философии — апологетики и патристики (нет точной терминологии, иногда всю христианскую философию считают схоластикой, иногда схоластику считают продолжением патристики, нет единого мнения и по вопросу соотношения апологетики и патристики; мы рассматриваем их как единую систему раннего христианства).
Рассмотрение схоластики и, соответственно, философской дискуссии об универсалиях (номинализм и реализм).
Особенности арабской философии того же периода и ее связь с европейской (следует отметить, что европейским последователем был Аверроэс Сигер из Брабанта, теория которого в работе не рассматривается).
Соответственно, статья разделена на три части. Источниками для написания работы являются: «История философии вкратце», представляющая собой антологию чехословацких авторов, и «Философия» (под редакцией А. А. Радугина).
Своеобразиесредневековойфилософии.Основныезадачиипроблематикахристианскойапологетикиипатристики
Изучению средневековой схоластической философии должно предшествовать освещение апологетики (оправдание, то есть утверждение христианства в его борьбе с язычеством) и патристики (в переводе: «отец»), под которой мы понимаем совокупность учений основателей христианской церкви II-VII века. Авторитет Отца Церкви основан не на его личной оригинальности, а на том, что его мысли находятся в гармонии с Преданием, освященным апостольским и церковным авторитетом. Патристика, таким образом, это не «совокупность» отдельных доктрин, а единая доктрина. Схоластику можно рассматривать как продолжение патристики. Хронологически патристика делится на: раннюю (11-11 века), зрелую (1-11 века) и позднюю (10-14 века). Патристика и схоластика считаются двумя основными эпохами христианской философии.
Патристика (от лат. — отец) — это философия и богословие Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VIII века. Обычно применяется следующее деление: 1) апостольские отцы, которые придерживались непосредственно апостола Павла; 2) апологетические (защищающие) отцы второго века, которые пытались доказать совместимость христианского учения с греческой философией; 3) 3-й и начало 4-го века характеризуются первыми систематизациями Церкви. IV век отмечен первыми попытками систематизации в области богословия и постановкой вопроса о Христе (одни утверждали, что Христос был божественным, вплоть до отрицания человечности Христа, как евтихиане, другие отрицали его божественность, как несториане); 4) в IV и начале V века христианство начинает исследовать свою историю, догмат о Троице вскоре получает окончательную формулировку; 5) с конца IV века патристика приобретает церковно-политический характер.
Греческая философия была связана с языческим политеизмом (многобожием) и со временем приобрела космологический характер. А философская мысль Средневековья уходит своими корнями в религии монотеизма (единобожия), к которым относятся иудаизм, христианство и ислам. Средневековая мысль теоцентрична. Она рассматривает не природу, космос, как реальность, определяющую все в мире, а Бога, сверхъестественное существо.
Христианский монотеизм основан на двух принципах: идее творения и идее откровения. Обе идеи тесно связаны между собой, поскольку предполагают наличие личного Бога. Идея творения лежала в основе средневековой онтологии, а идея откровения — в основе эпистемологии. Таким образом, средневековая философия зависела от теологии, а средневековые институты зависели от церкви.
Согласно христианской догме, природа и человек являются творениями Бога. Бог сотворил мир из ничего актом своей воли, своим всемогуществом; божественное всемогущество поддерживает существование мира. Такое мировоззрение называется креационизмом (в переводе с латинского — творение, созидание). В отличие от античных богов, которые отождествлялись с природой, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее, и поэтому является трансцендентным Богом. Здесь активный творческий принцип выводится из природы, из космоса и переносится на трансцендентную силу, Бога. Креационизм также преодолевает дуализм противоположных начал — активного и пассивного, идеи или формы с одной стороны и материи с другой — характерный для античной философии. Ибо есть только одно начало — Бог, а все остальное — его творение. Только Бог обладает истинным существованием; Он вечен, неизменен, самотождественен и является источником всего сущего. Знание о Божественной сущности можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому знанию является вера. Бог — Высшее Существо и Высшее Благо, и то, что Он создал, также должно быть совершенным. Зло — это не существо, не сущность; оно живет за счет добра: Добро правит миром.
Схоластическая философия. Спор об универсалиях: номинализм и реализм
Схоластика (от лат. — школа) — школьная наука, школьное движение в период западного христианского средневековья: школьное направление развития науки, философии, теологии. Схоластика делится на следующие этапы: 1) ранняя схоластика (1-10 века), в основе которой лежал принцип разделения науки, философии и теологии; 2) средняя схоластика (13 век) характеризуется окончательным отделением науки и философии от теологии. 3) Поздняя схоластика (11-14 в.) характеризуется рационалистической систематизацией, дальнейшим развитием научной и натурфилософской мысли, развитием иррациональной логики и метафизики, отделением мистики от церковной теологии.
Средневековая философия различала бытие, существование (existentia) и сущность (essentia). Знание о любой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: I) Существует ли вещь? 2) Что это такое? 3) Что это такое? 4) Почему он существует? Первый вопрос требует установления существования, а остальные три вопроса требуют установления сущности вещи. Существование и сущность — это не одно и то же, только в Боге они совпадают. В сотворенных вещах существование и сущность — не одно и то же, чтобы сущность имела существование, она должна быть создана Богом. Существование постигается разумом и выражается в определении вещи; о существовании вещи мы можем узнать из опыта, ибо существование возникает не из разума, а по воле Творца.
На протяжении веков шла борьба между реализмом и номинализмом. Под реализмом тогда понималось учение о том, что истинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, что сближало его с платонизмом. Утверждалось, что универсалии существуют до вещей, как мысли, идеи в божественном разуме; благодаря этому человеческий разум знает сущность вещей, а эта сущность есть лишь универсальное понятие.
Номинализм подчеркивал примат воли над разумом и был противоположен традиции реализма. Термин номинализм имеет латинское происхождение и означает «имя». Для номиналистов общие понятия — это только имена; они не имеют независимого существования вне единичных вещей. Поэтому универсалии существуют не до вещей, а после них.
Спор между реалистами и номиналистами возник в связи с проблемой единичного и общего, поднятой еще Аристотелем. Номинализм отражает идею божественного всемогущества, поскольку творение — это акт божественной воли. Идеи не существуют в божественном разуме до вещей: Бог сначала создает вещи, а идеи возникают после вещей. Только единичное существует реально; все вещи вне души единичны, и только в познающей душе возникают общие понятия. Бог может создать любую случайность. Они отрицают концепцию субстанциональной формы. Умозрительное бытие вещи (сущность) и эмпирически данное бытие (явление) отождествляются. Онтологическая иерархия не признается. Ориентация на опыт является характерной чертой номинализма.
Номинализм дал новую концепцию познания и природы познающего разума; поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единственности, оно является интуитивным познанием (рассмотрение отдельных свойств вещи), его объект оказывается приращением. Теоретический факультет теряет свой онтологический характер; разум не рассматривается как высший в иерархии сотворенных существ. Субъект противопоставляется объекту, а познание является субъектно-объектным отношением. Выделяется гносеология. Возникает субъективистская интерпретация разума.
Средневековая философия мусульманского Востока: мутазализм, суфизм, арабский перипатетизм
Если на Западе философия, искусство и наука на некоторое время отстали, то на Востоке они процветали благодаря заслугам арабских мыслителей. Арабы сохранили философские традиции на Западе, особенно на Пиренейском полуострове. Арабская философия была следующим звеном в цепи между греческой философией, традиции которой арабы переняли и сохранили, и следующей фазой европейской философии — схоластикой. Поэтому проблемы, которые решала арабская философия, оказали заметное влияние на историю западноевропейской философии. Арабская философия также предлагает, в некотором смысле, картину эклектики, в которой исламский религиозный момент смешивается с древнеиранским мировоззрением и философскими идеями древнегреческого и индийского происхождения. С восьмого по двенадцатый век в арабском мире начали развиваться науки. Постепенно религиозно-философские подходы стали преобладать над специальными исследованиями. Теологические дискуссии о природе Бога, атрибутах Его характера и отношениях человека с Богом начались еще до появления греческой науки. Исламская культура была не только арабского происхождения. В процессе своего распространения ислам повсеместно сталкивался с влиянием античной философии. Когда богословие ислама столкнулось с проблемой предопределения человеческой судьбы и моральной ответственности за необходимость прямого духовного руководства, оно воспользовалось мыслительным аппаратом античной философии. Арабские завоеватели вступали в тесный контакт с культурой покоренных народов, и, несмотря на религиозную замкнутость арабов, происходило взаимное смешение культур. Самым важным интеллектуальным источником, помимо ислама, была греческая наука и философия. На него повлияли переводы и комментарии исламских ученых шестнадцатого века, а также христиане, жившие с арабами.
Философия ислама зародилась в Иране. Мутазалисты, араб аль-Кинди и турок Фараби, оба последователи Аристотеля, пытались создать философскую систему, первый с помощью точных математических и причинно-следственных рассуждений, второй на основе философии эманации, которая является вариантом неоплатонизма. Картину интеллектуального мира этого периода дают так называемые «Трактаты чистых братьев», около пятидесяти работ по религии, философии и естественным наукам, написанных представителями секты «Братьев чистоты и искренности», которая возникла в десятом веке и пыталась, среди прочего, объединить ислам с эллинской философией. Здесь также преобладала неоплатоническая идея: Мир исходит от Бога и возвращается к Нему.
Уже в ранний период в философии ислама выявляются мистические течения. Мистицизм ислама образовал единое целое под названием суфизм, который учит, что тот, кто обладает даром пророчества, тождественен с Богом, а в остальном здание его теории возведено в соответствии с неоплатонизмом; на суфизм оказала большое влияние индийская философия. На протяжении всего периода возникает сильная оппозиция философии суфизма. Среди этих противников суфизма — Газали.
Возникновение университетов
Университеты, возникшие на рубеже XII и XIII веков, были логическим продолжением уже существовавших муниципальных и монастырских школ и представляли собой новую организационную форму феномена высшего образования. Название universitas обозначало политическую корпорацию преподавателей и студентов (магистров и школьных учителей), которая, получив различные привилегии, приобрела статус государственной корпорации. Средневековые корпорации создавались с целью взаимопомощи, урегулирования внутренних конфликтов, противостояния натиску извне, защиты своих прав в любой «агрессивной среде».
Рассмотрим основные тенденции интеллектуальной жизни в XII-XIII веках. В этом нам помогут сборники «Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль «1 и «Гуманистическая мысль, школа и педагогика в средние века и раннее новое время «2. Шестнадцатый век ознаменовался подъемом католической церкви и папства. Это диктовало необходимость уделять большое внимание вопросам воспитания паствы и обучения духовенства. С другой стороны, развитие образования было вызвано практическими потребностями. В это время произошел экономический подъем, усложнение товарно-денежных отношений и, как следствие, рост средневековых городов. Городское население ощущало практическую потребность в образовании, основанном на их нуждах3.
Отличительной чертой раннего городского рационализма, еще не сбросившего оковы религиозной мысли, было стремление опереться не столько на опыт познания, сколько на новые авторитеты. Двенадцатый и тринадцатый века — это время многочисленных переходов с арабского языка и, в результате Четвертого крестового похода, с греческого на латынь.1 Европа, наконец, получает доступ к трудам Аристотеля в полном объеме, хотя и в арабской версии. Также переведены очень ценные работы по зоологии, ботанике, астрономии и естественной истории в целом.
Увеличивается социальный состав студентов. Помимо увеличения числа горожан, заинтересованных в получении специальных знаний, все больше представителей старых сословий стали посещать учебные заведения. Образование становилось все более и более светским. В изучаемый период школьные центры переместились из стен монастырей в соборы, а дальнейшее развитие университетов привело к еще большей изоляции образовательной сферы. Главной особенностью этого процесса был переход образования из рук монахов в руки белого духовенства, ученого духовенства — горожан2.
В университетах существовала четкая специализация в области образования. Вот свидетельство Трувера Гелинанда (XIII век): «В Париже студенты ищут искусства, в Орлеане — античных авторов, в Болонье — юридические книги (право), в Салерно — аптекарские лавки (медицина), в Толедо — демонов (кузнечное дело), и нигде — хорошие манеры «3.
Эта эпоха подарила миру множество выдающихся ученых, философов и поэтов. Вот лишь некоторые из них: Фома Аквинский, Хью из Сен-Виктор, Иоанн Солсберийский, Раймонд Луллий, Роджер Бэкон, Пьер Абеляр и многие другие. Период XII-XIII века был временем развития интеллектуальной жизни, накопления новых знаний и возрождения старых. Существует мощный импульс развития системы образования — развиваются школы, формируются университеты.
Заключение
В целом, по результатам работы можно сделать следующие выводы. Средневековая философия, как в Европе, так и в арабских странах, характеризуется преобладанием теоцентризма, хотя, конечно, понимание его не единообразно. Основой философских систем Средневековья были догматизированное аристотелианство и неоплатонизм. Однако даже при подчинении богословия философии существовали дебаты, которые сыграли важную роль в развитии философии как науки. Самый известный спор средневековых философских течений — это спор об универсалиях. Этим номиналисты сделали явный шаг в сторону материалистической философии.
Литература
- история философии в кратком изложении / перевод с чешского М. «Мир», 1990 — 616 с.
- Философия / под ред. А.А.Радугина М.: Центр, 2001 — 336 с.
- Хасбулатов Х. М. «Лекции по философии» Махачкала: «Юпитер», 2000 — 544 с.