Для связи в whatsapp +905441085890

Готфрид Вильгельм Лейбниц — Философские идеи Г. В. Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц был выдающимся мыслителем, ученым и научным организатором; универсальным духом, который стремился разрешить и объединить все противоречия: внутри философии, религии, между философией и религией, в области политики. На протяжении всей своей жизни он боролся за политическое равновесие: в Европе — против имперских амбиций Людовика XIV, в мире — против Турции, которая хотела навязать свою волю Европе. Идея целого, идея вселенской мировой гармонии — это характеристика, качество его вселенского ума. Как и его предшественники Декарт и Спиноза, Лейбниц был рационалистом; он считал, что реальные отношения в мире структурно идентичны логическим отношениям и что причины имеют понятную основу. В то же время Лейбниц был основателем немецкого Просвещения, которое К. Фишер описывает как объединение естественного света разума с естественной моралью, в отличие от англо-французского Просвещения. Его сын-интеллектуал Г.Е. Лессинг (1729-1781), как и Лейбниц, пытался с помощью одной универсальной идеи охватить, объединить различные разрозненные течения и традиции в интеллектуальной культуре. По сути, философия Лейбница — это завершение философии Нового времени; мост «от чистого натурализма Спинозы» к «чистому морализму Канта» (К. Фишер).

Лейбниц родился в Лейпциге 21 июня 1646 года в семье университетского профессора морали. С детства он интересовался историей древнего мира. Позже Лейбниц писал, что мысли великих греков и римлян Цицерона и Сенеки, Плиния, Геродота, Ксенофона, Платона и других воодушевляли его именно потому, что они выражали всю человеческую жизнь в едином образе и потому, что у них были гибкие и ясные формы, которые соответствовали актуальному предмету. С тех пор, утверждает Лейбниц, в нем прочно закрепились два принципа: всегда искать ясность в словах и в способе выражения мыслей, и искать полезности в вещах.

В школе он изучал греческий и латынь, серьезно занимался изучением логики. Позже Лейбниц писал в своих автобиографических заметках: «Я стою на том, что плохая голова, имея вспомогательные преимущества (логические. — Б. Б.) и практикуя их, может превзойти лучших, как ребенок может нарисовать линию на линейке лучше, чем величайший мастер своей рукой». Логика, на которой он настаивал, создает порядок и связь мыслей; не зря Платон называл искусство логического расстановки прометеевской огненной наукой.

В 1661 году, в возрасте 15 лет, Лейбниц поступил в Лейпцигский университет, где изучал право и философию. Он сравнивает взгляды ученых и философов Нового времени и находит, что первые объясняют вещи с точки зрения понятий цели, существенных форм и конечных причин, вторые — с точки зрения механической причинно-следственной связи. Лейбниц отдает предпочтение аристотелевской традиции. Во всяком случае, он считает, что «новые философы» недооценили Аристотеля, Фому Аквинскому и других ученых-философов: «Все, что говорил Аристотель о материи, форме, природе, месте, бесконечности, времени, движении, по большей части верно и доказуемо». Кто, например, не знает понятия существенной формы, которой, однако, вещество одного тела отличается от вещества другого? Более того, нет ничего более верного, чем понятие первобытной материи»[1]. Сокровищница существенных и абсолютно доказуемых истин встречается и в учениях Фомы Аквинского, полагает Лейбниц.

Готфрид Вильгельм Лейбниц - Философские идеи Г. В. Лейбница

Концепция двух истин

Понятие «истины разума» и «истины факта» объясняют природу свободы, творчества и структуру Вселенной. Истины разума — это те, чья противоположность содержит в себе противоречие, например, 2 + 2 = 4, потому что очевидно, что сумма 2 и 2 не равна 4. А истины на самом деле — это те, чья противоположность не содержит противоречий, как, например, все эмпирические истины: Если книга передо мной черная, то я не говорю правду, когда говорю, что она желтая, но это не следует из самого утверждения: «У меня передо мной желтая книга», что я лгу. Другими словами, истины разума — это те истины, которые могут быть сведены к идентичным утверждениям за конечное число шагов, а истины факта — это те истины, которые потребовали бы бесконечного числа шагов для приведения к тождеству. Различие двух истин и, соответственно, двух видов достоверности позволяет Лейбницу избежать спинозизма, т.е. «геометрической» необходимости, которая исключает всякую свободную волю, в том числе и божественную.

Создавая мир, Бог смог создать любой из бесконечного числа возможных миров. Но руководствуясь критерием оптимальности (максимальная простота с наибольшим количеством созданных существ), Бог, в соответствии со Своей собственной доброй природой, выбирает лучшее из всех возможных для существования миров. Таким образом, Бог творит по Своему разуму, но Он также руководствуется Своей доброй природой в выборе лучшего, потому что по условию, Он мог бы выбрать другой мир, а не тот, в котором мы находимся. В этом случае сотворенный мир является единым, ибо в противном случае существа самой страшной вселенной будут обречены на несправедливые страдания. И каждый существующий, по словам Лейбница, может быть уверен, что он живет в лучшем из всех бесконечно многих мыслимых миров. Таким образом, в творчестве остается место для свободной воли Бога, которая, хотя и определяется вечными истинами, но не полностью исключается, как показывает Спиноза, который определяет причину и волю и тем самым устанавливает, что любое понятие о добром Боге — это просто человеческое изобретение.

Остается вопрос: человек, конечное мыслящее существо, способное к свободному выбору или только произвольному? Ведь свобода — это свобода выбирать то, что действительно лучше, а не то, что мы считаем лучшим по нашей прихоти. Способны ли мы к свободным и рациональным действиям? Лейбниц не дает окончательного ответа на этот вопрос, но он все же дает надежду на то, что свобода, понимаемая таким образом, все еще возможна для человека. Чтобы ответить на вопрос, какие из наших возможных действий в конечном итоге приведут к хорошему результату, мы должны рассмотреть бесконечный ряд причин и следствий, поскольку на собственном опыте мы имеем дело с истинами факта. По словам Лейбница, открывшего дифференциальное исчисление, он видит, что в математике бесконечности сводятся к целочисленным значениям. Следовательно, мы можем рассчитывать с теми же успехами в повседневных рассуждениях, что и в математике. Нужно только, по замыслу Лейбница, создать такой язык, который оперирует не внешними именами, а такими именами, которые обозначают сущность вещей, чтобы, когда мы что-то определяем, мы могли математически выразить это определение. А потом, когда возникают споры, «достаточно взять ручки в руки, сесть у их счетных щитов и сказать друг другу (как в дружеском приглашении), давайте считать!»[1].

Философская система Г. Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) — немецкий философ, математик, физик, юрист и лингвист.

Он оказался блестящим умом во многих областях. Например, 20-летний Лейбниц, на два столетия опередивший свое время, задумал проект по математизации логики. Он предложил создать универсальный язык (Universalsprache; Latin lingua generalis), язык, систему понятий, строго и однозначно определенных и, следовательно, допускающих чисто формальные операции над собой. Такой язык заменил бы все логические рассуждения на математическое исчисление, выполняемое как алгебраическое исчисление над словами и символами этого языка, однозначно отражающими понятия. Концепция формулировки была предложена Лейбницом. Он также пытался его создать.

Лейбниц писал: «…тогда спор между двумя философами будет не более необходимым, чем спор между двумя бухгалтерами». Достаточно будет взять сланцы и, сидя за досками, сказать друг другу: «Давайте посчитаем», чтобы разрешить противоречия».

Теорию будущего (которую он так и не закончил) он назвал «универсальной характеристикой». В нем содержались все логические операции, свойства которых он четко представлял себе. Лейбниц завершил свой вариант математического анализа, тщательно продумав его символику и терминологию, которая отражала суть дела. По мере развития анализа выяснилось, что символика Лейбница, в отличие от Ньютона, в высшей степени подходит для обозначения множественной дифференциации, частичных производных и так далее.

В 1700 г. Лейбниц основал Берлинскую академию наук и стал ее первым президентом. Избран иностранным членом Французской академии наук.

В 1697 году, во время европейских гастролей Петра I, русский царь познакомился с Лейбницом. Их общение впоследствии привело к тому, что Петр одобрил создание Академии наук в Санкт-Петербурге, что стало началом развития научных исследований в России по западноевропейским направлениям. От Петра Лейбниц получил звание тайного советника и пенсию в 2000 флоринов. Лейбниц предложил проект научных исследований в России, связанных с ее уникальным географическим положением, таких как изучение магнитного поля Земли, поиск маршрута из Северного Ледовитого в Тихий океан. Лейбниц также предложил проект движения по объединению церквей, которое должно было быть основано под эгидой российского императора.

Его основные философские работы — «Дискуссия по метафизике», «Новая система природы», «Новые эксперименты на человеческом разуме», «Теодицея» и «Монадология».

Несколько лет он стоял на позициях механистического материализма, но затем, почувствовав его неадекватность (материя пассивна), он эволюционировал в сторону идеализма, признания решающей роли энергетического духовного начала в мире. Вообще, его мировоззрение оценивается как объективно-идеалистическое, «монадологическое». Он считал, что материя не может быть веществом, потому что она делима; вещество должно быть абсолютно простым и «живым». Он установил доктрину множественности веществ.

Основой философской системы Х. Лейбница является доктрина монадов. В своей работе «Монадология» он объяснил материальные явления проявлению неделимых, простых духовных сущностей — монад. Монады вечны и нерушимы, и их свойством является активность, движение и восприятие. Хотя ни одна монада не оказывает никакого влияния на других, тем не менее, движение и развитие каждой монады находится в полной гармонии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в структуре мира, установленной Божественной Волей. Монаду называют душой, если у нее есть чувство, и духом, если у нее есть ум. Невидимые монады составляют суть всей природы.

Монады отличаются своим состоянием сознания, Лейбниц выделил три типа монад:

«Низкоуровневые» монады с пассивными факультетами восприятия формируют «неясные представления». Тела, состоящие из монад первого рода, относятся к неодушевленной природе. Это минералы.

Философия Нового Времени

Философия Нового времени взяла основные идеи Ренессанса и развила их дальше. Она была антишоластичной по ориентации и во многом носила нерелигиозный характер. Он сосредоточился на мире, человеке и его отношениях с миром.

XVII век был ареной споров между рационализмом и эмпиризмом. С одной стороны: великие эмпирические философы — F. Бекон, Ти Хоббс, Д. Локк. С другой стороны: великие рационалисты-философы — Р. Декарт, Б. Спиноза, Х. Лейбниц.

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, основатель английского эмпиризма, известный прежде всего как философ, одержимый идеей практического применения знаний. «Scientia est potentia» («Знание — это сила»), провозгласил он. Это подчеркивало практическую направленность научного знания, что оно увеличивает силу человека. Шоластическое знание, в смысле Бэкона, не совсем знание. Он противопоставил свою философию средневековому схоластике. (Действительно, его девиз «Знание — сила» прямо противоречит известному высказыванию библейского Екклесиаста: «Во много премудрости много печали; и тот, кто приумножает в знании, приумножает в печали» — Екклесиаст 2:18).

Магнумовый опус Бекона был Новым Органоном. В нем он попытался создать новый научный метод, противопоставив дедуктивную логику Аристотеля индуктивной. Дедукция — это движение от общего к частному. Бекон предложил обратный путь — мы идем к общему знанию через конкретное, через наблюдение и эксперимент.
Бэкон считал, что у людей много предрассудков и заблуждений. Он классифицировал эти предрассудки, выдвинув теорию четырех идолов (духов) разума.

Ф. Бэкон разработал методы научной индукции. По его мнению, следует не просто обобщать, то есть перейти от некоторых фактов к общим выводам, а анализировать факты и только на этой основе делать общий вывод. Индуктивный метод не дает стопроцентной гарантии правдивости утверждений, но позволяет определить, насколько правдивы те или иные утверждения.

Ф. Бэкон считал, что только с помощью наблюдений и экспериментов можно сделать научные выводы. Он умер ученым-исследователем после того, как простудился, проводя эксперимент по замораживанию курицы (фаршируя потрохами снег). Бэкон был очень уважаемым человеком в Англии, лорд-канцлер. Он писал свои основные философские работы только после выхода на пенсию. Его самое известное произведение называется «Эксперименты». — Это настоящая сокровищница практической, мирской мудрости. В «Экспериментах» Бакон активно использовал один из основных методов практической философии — метод антитезиса. Он излагает аргументы за и против диссертации, оставляя окончательный вывод читателю.

Рене Декарт (1596 — 1660) — французский философ. Многие считают его отцом философии Новой Эры. В отличие от Ф. Бэкона, Декарт подчеркивал важность рассуждений и был философом-рационалистом. Его рационализм был выражен, прежде всего, в тезисе «Я думаю, поэтому я» (cogito ergo sum).

Эта диссертация имела два значения:

Первое, что наделил Декарт: то, что человек думает, наиболее очевидно и определенно; следовательно, от факта мышления следует факт существования;
Второе чувство: «только мыслящий человек действительно живет» или «как мы думаем, так мы и живем». Человек думает, что он существует.
Слова Декарта «Я думаю, поэтому я существую» являются основой не только рационализма, но и идеализма. Для существования человека, его существа, вытекает из факта его мышления. Думать — это первично, быть вторичным.

В сфере мысли Декарт считал сомнение самым главным. Он установил принцип методического сомнения. Он не обязан сразу же принимать все, что ему говорят, или то, что он видит и чувствует. Он должен спросить себя, но существует ли она на самом деле? Без процедуры сомнения, невозможно понять природу вещей и прийти к правильным выводам. Декарт не был скептиком, он верил только в то, что нужно сомневаться, но не вообще, а только на определенном этапе познания, в рефлексии: утверждать и критиковать это утверждение; отрицать и критиковать это отрицание; таким образом, мы избежим многих ошибок.

Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) противопоставил доктрине Спинозы единственную субстанцию, modus vivendi которой — все сингулярные вещи и существа, доктрине множественности субстанций. Таким образом, Лейбниц попытался ввести номиналистическое понятие реальности сингулярного, восходящее к Аристотелю, в рационалистическую метафизику XVII века.

Лейбниц сознательно противопоставил плюрализм веществ пантеистическому монизму Спинозы. Самосуществующие вещества были названы Лейбницом монадами. (Напомни, что «монада» по-гречески означает «один» или «единство».) Мы уже знаем, что сущность (субстанция) считалась с древности чем-то единым, неделимым. По мнению Лейбница, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это означает, что монада не может быть чем-то материальным и реальным; она не может быть расширена, потому что все материальные вещи, будучи расширены, делимы до бесконечности. Не расширение, а деятельность составляет суть каждой монады. Но что это за деятельность? Она представляет, как объясняет Лейбниц, именно то, что не может быть объяснено механическими причинами: во-первых, воображение или восприятие, а во-вторых, стремление. Представление идеально, и поэтому не может быть выведено ни из анализа растяжения, ни из комбинации физических атомов, так как оно не является продуктом взаимодействия механических элементов. Остается предположить, что это первоначальная, первичная, простая реальность, главное свойство простых веществ.

По словам Лейбница, деятельность монад выражается в постоянном чередовании внутренних состояний, которые мы можем наблюдать, когда созерцаем жизнь собственной души. Наделяя монахов притягательностью и восприятием, Лейбниц на самом деле думает о них, как о аналогах человеческой души. Монады, говорит Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувства, и духами, когда у них есть разум. В неорганическом мире, с другой стороны, их правильнее называть существенными формами, средневековый термин, которому Лейбниц придает новое содержание. Таким образом, все в мире оказывается живым и живым, а там, где мы видим только кусок материи, на самом деле существует целый мир живых существ — монады. Эта мысль, кстати, вряд ли удивит нас сегодня, ведь мы знаем, что в каждой капле воды и на малейшей частичке земли есть мириады микроорганизмов, невидимых для нас. Надо сказать, что Лейбницкая Монадология обязана своим происхождением не в последнюю очередь открытию микроскопа. Один из конструкторов микроскопа А. Левенгук изучал микроскопическую анатомию глаза, нервов, зубов; ему приписывают открытие эритроцитов, а также инфузорию и бактерии, которые он называл латинским словом «animalculi» — животные. Все это создало потребность в новом взгляде на природу, и Монадология Лейбница стала ответом на эту потребность.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гуманизм возрождения, его особенности
  2. Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени
  3. Эрих Фромм: «Бегство от свободы»
  4. Бытие как совокупная реальность, единство форм и способов существования мира
  5. Познание
  6. Философско-религиозная антропология
  7. Русский духовный ренессанс
  8. Учение элеатов о бытии и познании. Апории Зенона
  9. Концепция общества и культуры Р. Барта
  10. Различные типы нравственных ориентаций