Оглавление:
Все, что делает человек, проходит через его сознание. Потребности и интересы выступают в качестве внутренних источников его деятельности. Невозможно понять истинный смысл, намерения и конкретные шаги в политике государств, партий, социальных групп и отдельных лиц без их учета. Эта прочная связь отмечена многими учеными и политиками. «Внимательное изучение истории убеждает нас, — писал Х. Гегель, — что действия людей исходят из их интересов, и только они сами по себе играют большую роль.
В этом контексте политические интересы являются актуальной и достаточно сложной теоретической проблемой, понимание которой позволяет понять логику деятельности различных политических сил, прогнозировать развитие политических событий и процессов.
Возникновение и содержание интереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, является объектом их интересов. И в этом смысле интерес представляет такое отношение к реальности, которое направлено на обеспечение каждого субъекта всем необходимым для его существования и развития.
В то же время интерес является отражением потребностей в сознании людей как объективных явлений, их понимания и осознания. Процесс осознания проявляется в селективности и целенаправленной деятельности интересующих субъектов, что подчеркивает их субъективность.
По своей структуре интересы отражают: а) социальную позицию субъекта интереса или совокупность его [c.644] практических связей с обществом; б) степень осознания субъектом своего положения в обществе; в) идеальные движущие силы или мотивы деятельности, направленные на весьма специфические объекты интереса; г) фактическое действие субъекта в социальной среде.
Интерес, таким образом, представляет собой (сознательное и заинтересованное) отношение субъекта к объекту, которое является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. Всегда существует взаимосвязь между потребностями, объектами, которые служат средством их удовлетворения, социальными условиями жизнедеятельности субъекта (социальной средой) и способами удовлетворения той или иной потребности.
Согласно исторической хронологии, Ренессанс — это период позднего средневековья и имеет переходный характер. Влияние религиозной идеологии до сих пор сильно в творчестве мыслителей этого периода. Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти происходит только в современный период с появлением и развитием теорий естественного права и общественного договора. Первые попытки создания таких теорий встречаются у голландских мыслителей Гюгеса Гроция (1583-1645) и Б. Спиноза (1632-1677). Однако эти мыслители имеют эти теории только в схематической форме. Они более систематически развиваются в политическом учении английских мыслителей Томаса Хоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704).
Т. Гоббс изложил свою политическую доктрину в философском труде «О Гражданине» и трактате «Левиафан, или Материя, форма и власть государства, церковного и гражданского». Хоббс считал государство скорее человеческим, чем божественным институтом. По его мнению, она возникла из естественного предшествующего состояния на основе общественного договора. Предпосылкой концепции Гоббса является то, что все люди по своей природе равны, как по своим физическим, так и по умственным способностям. От равенства факультетов Гоббс получает равенство мужчин для достижения своих целей: Каждый человек имеет право на все в природном состоянии. Природа дала человеку все. Поскольку мужчины имеют равное право на все и стремятся к осуществлению этих прав, между ними неизбежно возникает борьба. Универсальный принцип в природном состоянии — «война всех против всех».
Диалектический метод философии Г Гегеля. Принципы диалектики. Философия история. Цель и смысл исторического процесса. Положение индивида в гегелевской философии
В философии Гегеля существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, замещение одного понятия на другое, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Гегель видел развитие общественной жизни только в прошлом. Он верил, что история общества закончится конституционной прусской монархией класса, и объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма венцом всей истории философии. Таким образом, система Гегеля превалировала над его методом. Однако идеалистическая социальная теория Гегеля содержала много ценных диалектических идей о развитии социальной жизни. Гегель предложил идею о закономерностях социального прогресса. Гражданские, правительственные, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли большой путь в историческом развитии. Если идеалистическая система взглядов Гегеля была по своей природе консервативной, то диалектический метод Гегеля имел большое положительное значение для дальнейшего развития философии и был одним из теоретических источников диалектической материалистической философии.
Принципы диалектики.
Характеризуя форму самодвижения концепций, Гегель сформулировал позицию диалектического отрицания, развития через отрицание отрицания. Каждая позиция — тезис — порождает свое отрицание — антитезу, результатом которой является синтез, несущий и сохраняющий некоторые черты отрицаемого старого.
Из этого Гегель сделал вывод, что движение происходит от низших форм к более высоким, то есть вперед, но в этом движении вперед есть цикличность, как бы, возврат к старой, но на новой более высокой основе.
Тем не менее, Гегель непоследователен в реализации своих диалектических принципов.
Диалектический метод предполагает универсальность и необходимость развития во всех сферах, в то время как его философская система требует, чтобы развитие было прервано, когда абсолютная идея достигает высшей стадии развития.
Диалектический метод Гегеля основан на универсальности противоречий, в то время как его система, отсекая развитие, требует установления абсолютно истинного состояния, свободного от противоречий.
Диалектический метод предполагает трансформацию существующей реальности, в то время как система, напротив, оправдывает это. Из-за своего противоречивого характера философия Гегеля давала возможность делать различные политические выводы.
Три закона диалектики (суть истории развития).
закон перехода от количественных отношений к качественным (когда количественные отношения меняются после определенного этапа, происходит изменение качества из-за недеструкции меры).
закон направления развития (отрицание отрицания). Обнаженное отрицание: что-то, что приходит за данным объектом и полностью его уничтожает. Диалектическое отрицание: что-то от первого объекта остается — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — это лед. Измельчение зерна — это обнаженное отрицание, посадка зерна — диалектическое отрицание. Существует спираль развития.
закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Основой развития является единство и борьба противоположностей. Это присуще разуму. Первоначально личность, но потенциально скрывает разницу. Идентичность — разница — оппозиция. Противники действуют друг на друга, т.е. ссорятся.
Гегель гражданское общество
Х.В.Ф. Гегель проводит различие между гражданским обществом и политическим государством. Гражданское общество в данном случае по сути означает буржуазное западноевропейское общество времен Гегеля. Гражданское общество — это сфера реализации конкретных, частных целей и интересов отдельного человека. Х.В.Ф. Гегель изображает буржуазное общество как антагонистическое общество, раздираемое на части конфликтующими интересами, как войну всех против всех.
По словам Г.В.Ф. Гегеля, основными моментами буржуазного общества являются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации. Буржуазное общество в освещении Х.В.Ф. Гегеля — это система потребностей, опосредованная трудом, опирающаяся на правило частной собственности и общее формально-юридическое равенство мужчин.
В структуре буржуазного общества Г.В.Ф. Гегель различает три сословия: материальные (землевладельцы — дворяне и крестьяне); промышленные (фабриканты, купцы, ремесленники); универсальные (государственные служащие).
Решая социально-экономические проблемы, Х.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве буржуазное общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и появлением аристократии, под которой он подразумевает крайне бедную часть населения. Для решения таких социальных проблем государство уже необходимо.
Общество и государство, по мнению Гегеля, стоят в соотношении разума и разума: общество — это «внешнее государство», «государство нужды и разума», а реальное государство — рационально. Поэтому в философско-логическом плане общество рассматривается Гегелем Г.В.Ф. как момент состояния, как то, что «удаляется» в состоянии.
По мнению Г.В.Ф. Гегеля, развитие гражданского общества уже предполагает существование государства как его основы. «В действительности, — отмечает Гегель, — государство, как правило, является первым, в котором семья сначала развивается в буржуазное общество, а сама идея государства разбивается на эти два момента». В государстве, наконец, достигается идентичность конкретного и универсального, нравственность получает свою объективность и действительность как органическую целостность.
Философия Гегеля
Философская система Гегеля. Философская система Гегеля стала кульминацией классического немецкого идеализма. Все его основные работы посвящены ее развитию: «Феноменология духа» (1807). «Наука о логике» (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (1817). Введение в философскую систему Гегеля — это его «Феноменология Духа», в которой Гегель рассматривает последовательную серию развития различных ступеней человеческого сознания — от низшей формы (восприятие непосредственного смысла) до высшей ступени (абсолютное или чистое познание), при которой все внешние объекты полностью преодолеваются, а разум думает только о своем собственном существе.
Результатом и выводом «Феноменологии Духа» является «Логика», первая и самая важная часть системы Гегеля. Это царство «чистой мысли», которое существует перед субъектом и объектом. Логика не имеет эмпирического содержания, кроме самой себя, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их создает.
Логика разделена на три части: доктрина бытия, сущности и понятия. Бытие и сущность рассматриваются как этапы, на которых понятие «поднимается», прежде чем оно проявляется во всей своей универсальности и полноте. В логике развитие абсолютной идеи происходит в виде абстрактных логических категорий. Его отправной точкой является чисто абстрактная идея существования вообще, «бытия». Это изначально бездарное понятие «чистого существа» стремится получить свое содержание через «нечто», которое само по себе уже является «определяющим существом». Так начинается, по словам Гегеля, процесс становления абсолютной идеи. «Определённое существо» становится «чем-то определённым существом» или качеством на следующей стадии. Категория качества развивается в единстве с категорией количества. А качественное количество или количественное качество служит мерилом. Гегелевская доктрина бытия устанавливает один из законов диалектики перехода от количества к качеству и наоборот — дрожание процессов развития, развитие как «прерывание постепенности»[89]. Гегелевская доктрина бытия является диалектикой перехода от количества к качеству и наоборот.
От бытия, понимаемого как явление, Гегель переходит к более глубоким, внутренним законам — к сути. Основное содержание этой части — рассмотрение Гегелем закона взаимопроникновения противоположностей, их единства, идентичности и борьбы. Согласно Гегелю, противоречие — это отношение противоположностей, которые не существуют друг без друга, но развиваются по-разному, что приводит к обострению отношений между ними. Противоречия должны быть разрешены или «удалены». Гегель увидел противоречие между причиной и следствием, формой и содержанием, явлением и сущностью, возможностью и реальностью, непредвиденностью и необходимостью, причинностью и взаимодействием. Развивая учение о противоречии, Гегель предполагал имманентно необходимое, спонтанное движение, «самодвижение» как источник всех изменений и развития[90].
Согласно Гегелю, признание связи между идентичностью и различием выявляет глубинное противоречие. Наличие противоречий указывает на развитие явления. В Везенслехре Гегель также определяет реальность как «единство сущности и бытия». Сама сущность — «основа существования». В самых первых абзацах Везенслехра Гегель отвергает понятие его неизвестности.
Необходимость, с которой развитие происходит в области бытия и сущности, реализуется в концепции. Эта необходимость трансформируется в свободу, и «свобода — это осознанная необходимость». Логика, таким образом, переходит к концепции. При этом Гегель критикует формальную логику и метафизику как философский метод и развивает диалектику общего, конкретного и сингулярного. В то же время он рассматривает понятие истины как процесс совмещения мысли и объекта. Это достигается благодаря идее. Только идея является безусловным единством понятия и объекта.
Понятие права в гегелевской философии права. Право как закон
По словам Гегеля, закон заключается в том, что настоящий Дайсейн, как правило, является «настоящим Дайсейном свободы воли». Отправной точкой в философском построении Гегелем правового порядка как царства реализованной свободы является свобода воли. Свобода — это вещество и основное определение воли, точно так же, как Гегель утверждает, что гравитация — это основное определение тела. Без свободы воля — это пустое слово, а свобода — это воля, предмет. Согласно Гегелю, воля свободна, потому что для него мысль и воля не отличаются друг от друга как два разных факультета, а только как два вида, два аспекта — теоретический и практический — одного и того же факультета мысли. Воля, как особый вид мышления, выражает практическое отношение мышления: «Это мышление, как перемещение в реальное бытие, как стремление общаться фактическое бытие к самому себе».
Согласно Гегелю, теоретический аспект мышления состоит в том, что, думая о любом объекте, мы превращаем его в мысль и тем самым лишаем его всякой чувственности, всякой сингулярности: исчезает странность между мышлением Я и мыслящим объектом, объект трансформируется посредством мыслительного обобщения в общее. Практический аспект мышления, с другой стороны, заключается в предположении о различии и самоопределении по отношению к внешнему миру — сфере деятельности и действий. Эти два аспекта неразделимы: воля без интеллекта так же невозможна, как мысль без воли. Характер взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами мысли весьма важен для понимания воли и, следовательно, для всей философии права. Что касается свободы воли, то Гегель раскрывает диалектику общности, конкретности и сингулярности, которая проявляется во всей политико-правовой доктрине Гегеля. Воля имеет различные элементы, обуславливающие различные формы воли: Общность, особенность и сингулярность. Когда воля представлена таким элементом, как «чистая неопределенность», мы имеем дело с универсальностью: это чистое отражение самого себя, абсолютное абстрагирование от всех ограничений и всего настоящего и детерминированного содержания. При абсолютной возможности абстрагироваться от всей детерминантности, в полёте от всего содержания как ограничения, свободная воля предстаёт как негативная или обоснованная свобода. Эта негативная воля захватывается «безумием разрушения», и только разрушаясь, она чувствует себя существующей. Позитивное состояние, к которому стремится негативная воля, состояние всеобщей религиозной жизни, невозможно и неприемлемо для самой негативной воли, поскольку она враждебна всякому порядку, отстраненности и детерминированности институтов и индивидуумов. Эта форма свободы часто встречается в истории. С точки зрения этой абстрактной обобщенности воли, отрицательной свободы, Гегель характеризует религиозный фанатизм и революционное разрушение старых орденов (здесь он имеет в виду особенно период якобинского революционного террора в ходе Французской революции). «Это, — объясняет Гегель, — свобода пустоты, которая, поднявшись до реального образа и страсти, и в то же время оставаясь лишь теоретической, представляет в области религии фанатизм индуистского чистого созерцания, и, обращаясь к реальности, становится как в области политики, так и в области религии фанатизмом разрушения всего существующего социального порядка и уничтожения всех предполагаемых приверженцев этого порядка и уничтожения каждой организации, которая стремится к восстановлению себя». Только через разрушение чего-то эта негативная воля будет чувствовать себя существующей.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Наука и философия
- Субъективные аспекты понимания пространства и времени и зависимость их от типа культуры
- Религиозно-мифологические представления и зарождение естественнонаучных знаний в Индии и Китае
- История и теория философской антропологии
- Китайская философия даосизм
- Философия в профессиональной деятельности
- Платон как ученик Сократа — Жизнь Платона и формирование его философских взглядов
- Понятие истины в философии и науке
- Особенности научного познания
- Павел Александрович Флоренский, русский религиозный философ