Для связи в whatsapp +905441085890

Гносеология Локка — Классификация философских учений с точки зрения гносеологии

Предложенная выше типология философских систем основана на особенностях онтологии той или иной системы. Конечно, классификация философских доктрин может быть основана на других основаниях, например, на гносеологии. В этом случае структура взаимоотношений между различными системами будет различной.

Классификация может быть сформирована в зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания. Затем весь комплекс доктрин делится на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и эпистемологический оптимизм.

Позиция крайнего агностицизма, утверждающего, что знание реальности невозможно, выделяется с точки зрения логической завершенности. В реальной истории философии позиция крайнего агностицизма не была реализована. На самом деле, философ, смысл существования которого заключается в понимании фундаментальных основ существования мира и человека, не может ответить отрицательно на вопрос о возможности познания, в противном случае он разрушает основы собственной деятельности. Заявление о том, что «адекватное познание невозможно» должно, по крайней мере, рассматриваться как положительный результат познания. Позиция крайнего агностицизма встречается в мировоззренческих доктринах мистического характера, которые не предполагают вопроса познания и занимаются скорее проблемой переживания трансцендентного, сверхъестественного, непонятного и так далее.

Наиболее распространенная позиция в истории философии — умеренный агностицизм или скептицизм. Философские системы такого типа утверждают, что знание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений. Другими словами, знание скользит по поверхности вещей, не проникая в их сущность. Линия умеренной агностики включает в себя древних софистов, циников, скептиков, неоплатоников, Д. Хьюма, И. Канта, а в современной философии — критических реалистов, неопозитивистов, экзистенциалистов, постмодернистов. Умеренная агностика имеет рациональную основу, и ее трудно последовательно критиковать. Сложность заключается в том, что философии до сих пор не хватает инструмента, позволяющего сравнивать содержание сознания — знания — и объективную реальность, по отношению к которой это знание существует. Сознание и природа остаются разными реальностями, и нет окончательного ответа на вопрос, как именно сознание отражает реальность. Однако в том, что познавательные конструкции человеческого разума не являются фантасмагорическим заблуждением, убеждают успешная деятельность человека вне сферы познания и тот факт, что человеческий род, несмотря на свою биологическую слабость, еще не исчез с лица земли.

Гносеология локка - Классификация философских учений с точки зрения гносеологии

Дж. Локк

Локк занимает особое место в истории английской эстетики XVII века. Он ничего не писал об эстетике, а несколько высказываний об искусстве в его работах свидетельствуют об известном пристрастии Локка к «живости воображения», «образному языку» и т.д. Тем не менее, эпистемологические принципы Локка заложили основу для ряда важных эстетических идей Английского Просвещения [1]. Среди этих принципов важную роль сыграли представления Локка о роли знаков и языка в познании, которые он в основном изложил в Книге III своего «Исследования человеческого разума» [2].

Развивая точки зрения Бэкона и Хоббса, Локк подчеркивает важность философских проблем теории языка и знаков для изучения познания [3]. Локк вводит термин «семиотика», учение о знаках, который заключается в том, чтобы «рассмотреть природу знаков, которые разум использует для того, чтобы понять вещи или передать свои знания другим»[4]. Он считает это одной из трех основных ветвей научного познания. Локк сосредотачивает свое внимание на наиболее распространенных знаках — словах. Как и Бэкон и Хоббс, Локк подходит к языку «прагматично», с точки зрения его «полезности». Для человека как социального существа, утверждает Локк, «удобства и преимущества общественной жизни не могут существовать без коммуникации мысли», поэтому нам нужны «внешние разумные знаки, которые могли бы служить для того, чтобы донести до других невидимые идеи, из которых состоит мысль». Слова и являются чувственными признаками идей, необходимых для общения, представляя их реальный и непосредственный смысл» [5]. Функция сообщения (коммуникации) подразумевает и другие функции слов — «вспоминать свои мысли», выражать их, «показывать и демонстрировать свои идеи перед другими»[6], обозначать идеи, слова, имена непосредственно, «также указывать на некоторое реальное существование»[7]. Между словами и их значениями нет «естественной связи»; значение слов совершенно произвольно,[8] они являются «произвольными знаками, «слова не являются ничьей личной собственностью, а общим средством обмена и общения; поэтому никто не должен по своему усмотрению изменять ни свою монету, под которой они предназначены, ни идеи, к которым они привязаны». .'»[9] В этом Локке видит злоупотребление словами, точно так же, как он видит слова, используемые без идей или, что еще хуже, «без всякого смысла». В этом контексте, когда на карту поставлены истина и знание, «суждение», он видит любое искусственное и образное использование слов как злоупотребление языком[10]. Чуть позже в работе «Об использовании разума» Локк признает, что образные и метафорические выражения, аллегории хороши для иллюстрации неизвестных идей, могут затушевать уже найденную истину[11].

Гносеология

Давайте сначала опишем гумейство в общих чертах. По словам Хьюма, все знания происходят из опыта, а опыт приходит через чувства. Но опыт не дает знания всеобщего и объективно реального; эмпирическое знание — это знание «бытия»; оно вероятностное, относительно надежное, основанное на привычке и принятое на вере. Разум «работает» только с содержанием восприятий, а не с внешним миром, который гипотетически их вызывает.

Поэтому человек не в состоянии выяснить, соответствуют ли его представления и идеи объективной реальности. В этом можно быть уверенным только через личный опыт, во всем остальном надо сомневаться. Общность, необходимость и логическая определенность являются атрибутами математических и логических знаний, полученных из разума. Истины математики касаются только связи идей в нашем сознании, но ничего не говорят о внешнем мире.

По мнению Хьюма, законы физики сформулированы по сомнительному принципу «Post hoc, ergo propter hoc» («Как после этого, так и поэтому»). Закон причинности вряд ли верен, потому что любой данный вариант причинности может быть противопоставлен противоположному воображаемому варианту (например, камень не падает на землю, человек вдыхает воду и т.д.). Поэтому обобщение фактов приводит не к достоверным знаниям, а к вероятностным знаниям или недоказуемым убеждениям. Следовательно, философия (как и наука) не должна заниматься вечными вопросами Бога, души или существа. Задача философии — улучшить практическую жизнь людей и бороться с суевериями.

Хьюм использует и переосмысливает эпистемологические учения и терминологию Локка и Беркли. Абсолютным источником знаний является опыт, а элементами опыта являются восприятия (в центах), то есть все, что осознается и может быть представлено умом. Пространство и время — это не субстанции (как в Ньютоне), а способы упорядочения восприятия нашей психики; поэтому протяженность и продолжительность по своей природе не бесконечно разделены. Все восприятие двойственное: оно ощущается как впечатление и мысль как идея.

Таким образом, существует два типа восприятий: 1) впечатления (они сильнее и ярче) и 2) идеи. Оттиски первичны, а идеи вторичны (копии оттисков) и проверяются только на правдивость оттисками. Впечатления яркие и сильные восприятия (слуховые, зрительные, тактильные и т.д.). Первичные впечатления — это внешние ощущения, исходящие от органов чувств; они просты (например, красный цвет) и сложны (например, яблоко). Вторичные впечатления — это расплывчатое и слабое восприятие аффектов (эмоций, желаний, актов воли) или размышления об объекте, которого нет.

Между идеями действует сила привычки, которая их связывает, как, например, сила тяжести Ньютона — принцип ассоциации. Таким образом, портрет заставляет меня думать о человеке, изображенном в нем, а мысль о причине сразу же вызывает мысль о действии, и наоборот.

Хьюм относится к объективному идеализму христиан, материализму Локка и субъективному идеализму Беркли с осторожным скептицизмом. «Природа держит нас на уважительной дистанции от своих тайн и передает нам только знания о некоторых поверхностных свойствах. Мы окутаны камерой нашего восприятия, в которую верит философ, и никогда не знаем, что скрывается за его пределами. Поэтому вопрос об источнике наших ощущений по существу неразрешим. Можно выдвигать те или иные гипотезы, но мы никогда не сможем проверить эти гипотезы. Поэтому логически невозможно доказать или опровергнуть тезис о существовании внешнего мира.

Поэтому Хьюм говорит, что теоретически невозможно объяснить причину первичных «чувственных впечатлений» и достоверно установить, вызваны ли они непосредственно Богом, нашим творческим умом или самим объектом. Рефлексивные впечатления, с другой стороны, идеи (и, в основном, представления), в основном, производятся от ощущений. Содержание идеи как копии оттисков черпается из предшествующих оттисков. Поэтому предикат истины или лжи относится не к впечатлениям, а к идеям. Идеи верны, если они адекватны впечатлениям, из которых они выведены.

Гносеология и сенсуализм Локка

Систематическое изложение своих эпистемологических и онтологических взглядов Локк дает в своем главном трактате по теоретической философии — «Опыт человеческого разума» (завершен в 1687 г., опубликован в 1690 г.).

Локк является представителем эмпирической линии в английской философии, которая начинается с Ф. Бэкона и которую мы также можем приписать Т. Хоббсу. Основное внимание уделяется проблемам познания. Уже в первой части своего «Эксперимента человеческого разума» он отвечает идее, суть которой заключается в том, что предпосылкой изучения всех разнообразных проблем является изучение способности нашего собственного познания, т.е. выяснение того, чего он может достичь, каковы его пределы, как он получает знания о внешнем мире.

И хотя философские идеи и принципы Локка, очевидно, были проецированы на его работы, посвященные социальным проблемам, нет такой тесной связи между этими двумя субъектами, как, например, в Гоббсе, где они образуют как существенную, так и, в конечном счете, формальную единую систему. Социально-политические взгляды Локка находятся под влиянием его образа мышления, т.е. метода проведения умозаключений, который он обсуждает в книге «Опыт человеческого разума».

Для философского и эпистемологического мировоззрения Локка характерно то, что он подчеркивает эмпиричность чувственного восприятия. Гегель (который, конечно, не придавал особого значения этому способу философии) подчеркнул, что «Локк указал на то, что общее и мышление вообще основано на чувственно воспринимаемых вещах, и указал на то, что общее и правда, которые мы получаем из опыта». Признавая приоритет познания смысла, Локк близок к эмпиризму Бэкона.

Его чувственность в эпистемологии очень тесно связана с методологическим эмпиризмом. Он, как правило, не исключает роль разума (как ее иногда упрощенно изображают), но уступает ей еще меньше места в «открытии истины», чем Гоббс. Действительно, в настоящем времени он ограничивает роль разума лишь эмпирическими суждениями. Это отражает тот факт, что индуктивный метод Бэкона оказал на него большее влияние, чем на Хоббса.

Философию Локка можно охарактеризовать как доктрину, прямо противоположную рационализму Декарта (и не только Декарта, но и во многом системы Спинозы и Лейбница). Локк отрицает существование «врожденных идей», которые сыграли столь важную роль в эпистемологии Декарта, а Лейбницкая концепция «врожденных принципов», которые представляли собой своего рода естественный потенциал для понимания идей.

Человеческая мысль (душа), по словам Локка, лишена врожденных идей, понятий, принципов и тому подобного. Он рассматривает душу как чистый лист бумаги (табула раса). Только опыт (посредством чувственного восприятия) заполняет этот чистый лист бумагой. Все идеи и концепции возникают из опыта. Опираясь на данные медицины, детской психологии и этнографии, философ отмечает, что если бы идеи были врожденными, они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся факты и наблюдения детей, психически больных людей свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие Бога и души, идеи добра, зла и справедливости не реализуются ими, и поэтому они не даются человеку от рождения.

Два вида опыта Локка

В соответствии с одним из своих основных тезисов о необходимости изучения возможностей и ограничений человеческого познания, Локк направляет внимание на изучение самого процесса познания, на деятельность мысли (души). Он определяет опыт, который мы имеем в этом процессе, как «внутренний» в отличие от опыта, который мы имеем через восприятие сенсорного мира. Идеи, которые приходят из внешнего опыта (т.е. опосредованного чувственным восприятием), он называет чувственными; идеи, которые приходят из внутреннего опыта, он определяет как «рефлексия». Опыт, однако, как внешний, так и внутренний, ведет непосредственно только к возникновению простых идей. Для того чтобы наша мысль (душа) могла получить общие идеи, необходима рефлексия. Отражение, однако, не является сущностью души (мышление), а только ее свойством.

Отражение, в понимании Локка, — это процесс, посредством которого простые (элементарные) идеи (вытекающие из внешнего и внутреннего опыта) порождают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно на основе чувств или отражения. К ним относятся такие общие понятия, как пространство, время и т.д. (Например, мы получаем представление о пространстве на основе чувственного восприятия расстояний, размеров отдельных тел; мы получаем представление о времени из последовательности событий и т.д.).

Очень важным элементом взгляда Лока являются его представления о первичных и вторичных качествах. Как первичные, так и вторичные качества относятся к идеям, вытекающим из внешнего опыта. Идеи первичных качеств возникают в результате воздействия на наши чувства свойств, принадлежащих объектам во внешнем мире. Локк включает в себя среди этих пространственных качеств массу и движение. Он считает их, в современных терминах, объективно существующими. Наличие вторичных свойств во многом связано со спецификой наших органов чувств. Локк атрибуты к ним запах, цвет, вкус и т.д. Эти свойства — вещи, которые существуют только «для нашего сознания». Опять же, это один из тех пунктов доктрины Локка, который допускает несколько субъективную идеалистическую интерпретацию. Рассуждения Локка отражают состояние научных знаний на тот момент. К этому времени были известны звуки, возникающие из-за вибраций в воздухе, и была разработана волновая и корпускулярная теория света. Отсюда следует, что цвет, запах и вкус присущи только человеческому сенсорному восприятию.

Теория первичных и вторичных качеств также проецируется на проблему «номинальных» и «реальных» сущностей. Наша концепция золота, а именно: его желтый цвет, блеск, твердость, вес, пластичность, является лишь номинальной сущностью золота, т.е. перечнем свойств, достаточных для того, чтобы отличать золото от других металлов и других веществ в целом. Люди, однако, склонны проецировать это понятие на сами вещи, придавая им смысл некой сущности, внутреннего характера или особого «вида» вещи или существа. «Номинальные» сущности стоят в противоположность «реальным», т.е. действительной структуре вещей, состоящей из частиц, недоступных нашему восприятию. Мы не знаем этих «настоящих» сущностей вещей, но наивно предполагаем для них «номинальные» сущности. Скептицизм, который проявляется в этой теории Локка, также соответствует состоянию знаний на тот момент.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Абхинавагупта, индийский философ
  2. Зенон элейский, древнегреческий философ
  3. Идея общественно-исторической закономерности
  4. Душа в средневековой философии индии
  5. Концепция «воли к власти» Ф. Ницше
  6. Прагматизм
  7. Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира
  8. Специфика усвоения марксизма в России
  9. Социальные и философские воззрения античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи возрождения
  10. Почвенничество