Для связи в whatsapp +905441085890

Гештальтпсихология — Общие положения гештальтпсихологии

Гештальт-терапия (от немецкого Gestalt — образ, форма, структура) — это форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт-психологии Фредериком Перлзом. Гештальт-терапия — это направление психотерапии, целью которого является расширение сознания человека и достижение таким образом лучшего понимания и принятия себя, большей внутриличностной целостности, более полной и осмысленной жизни, лучшего контакта с внешним миром, включая людей в окружении.

В психологии гештальт понимается как специфическая организация частей, из которых складывается целое. Гештальтпсихология — это направление психологической мысли, возникшее в начале 20-го века на основе предпосылки, что анализ частей не может дать понимания целого. Эксперименты гештальт-психологов показали, что человеческое восприятие не определяется механическим суммированием внешних стимулов, а имеет свою собственную организацию. Организм отбирает в своем восприятии то, что для него важно и интересно. Например, жажда заставляет человека выделить стакан воды на столе, заваленном угощениями, как значимую фигуру, но когда жажда удовлетворена, его внимание, скорее всего, будет направлено на что-то другое. Восприятие формируется таким образом, чтобы выделить одну значимую фигуру, будь то образ любимого человека, чувство голода, боль от гвоздя в ботинке или слова этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся размытыми и уходят на так называемый задний план. Для иллюстрации этого явления существуют картинки с двойными изображениями. Открытия гештальт-психологов имели важные философские последствия: Люди несут ответственность за то, что они воспринимают и что чувствуют.

Гештальтпсихология повлияла на формирование представления о теле как о целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). Гештальт-психолог Курт Левин разработал теорию психологического поля. Его суть в том, что поведение определяется целостным дизайном жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды.

Теоретические идеи гештальтпсихологии были применены к практике психотерапии в 1940-х годах психоаналитиком Фредериком Соломоном (Фрицем) Перлзом. В то время он был недоволен многими положениями современного психоанализа, особенно преимущественно интеллектуальным подходом к проблемам пациента. Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии.

В целом, теория гештальт-терапии основана на следующих предпосылках.

Человек — это целостное социобиопсихологическое существо. Любое разделение на его составляющие, такие как психика и тело, является искусственным.

Человек и окружающая его среда образуют единый гештальт, структурное целое, называемое «организм-среда-поле». Среда влияет на организм, а организм изменяет свою среду. В применении к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих нас людей; с другой стороны, если мы изменим свое поведение, то должны измениться и окружающие нас люди.

Согласно теории гештальт-терапии, поведение человека подчиняется принципу формирования и разрушения гештальта. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Возникает срочная необходимость и начинает привлекать доминирующее внимание организма — из фона появляется фигура. Затем организм ищет во внешней среде объект, который может удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу, когда человек голоден. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (в данном примере пережевывание и проглатывание пищи) приводит к удовлетворению потребности — фигура завершается и разрушается.

Контакт — это основная концепция гештальт-терапии. Организм не может существовать в вакууме, так же как и в пространстве без воды, растений и живых существ. Человек не может развиваться в среде, где нет других людей. Все основные потребности могут быть удовлетворены только в контакте с окружающей средой. Прикосновение — это явление, которое мы осознаем не больше, чем гравитационное притяжение земли, когда мы идем или стоим. Когда мы что-то делаем, мы осознаем, что мы говорим, видим и слышим. Но вряд ли в этот момент мы задумываемся о том, что практикуем общение. Его обеспечивают наши сенсорные и моторные функции, но важно помнить, что так же, как целое больше, чем сумма его частей, контакт больше, чем сумма всех его различных составных функций. Наличие зрения и слуха не гарантирует хорошего контакта; важнее то, как человек видит или слышит. Более того, контакт определяет взаимодействие как с одушевленными, так и с неодушевленными объектами. Увидеть дерево и сумерки, услышать шум водопада или эхо горы — это тоже контакт. Контакт также может быть с воспоминаниями или образами будущего, которые человек ощущает сильно и ярко.

Гештальтпсихология - Общие положения гештальтпсихологии

Общие положения гештальтпсихологии

Место, где тело встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называется границей контакта. Степень, в которой человек способен удовлетворить свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать границу контакта. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают неэффективным взаимодействие с окружающей средой, включая межличностное взаимодействие.

Внимательность — это осознание того, что происходит в теле и его окружении. Осознанность не тождественна интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Он включает в себя опыт восприятия как внешних стимулов и внутренних телесных процессов — ощущений, эмоций, так и мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает множество уровней. Сознанием, за исключением уровня мышления, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире человек гипертрофировал мышление в ущерб чувствам и восприятию внешнего мира. Именно сознание, в отличие от рационального знания, предоставляет реальную информацию о потребностях организма и окружающей среды. Основная цель практики гештальт-терапии — расширение сознания. Большое количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности заменяется интеллектуальными и зачастую ложными представлениями о том, например, чего мы можем ожидать от людей, как они ко мне относятся, чего я хочу и что мне следует делать. Такое ложное восприятие заслоняет реальность и затрудняет удовлетворение потребностей организма — нарушается процесс формирования и разрушения гештальта. Гештальт-терапия предполагает, что когда люди обретают ясное осознание внутренней и внешней реальности, они способны сами решить все свои проблемы. Таким образом, терапия не направлена на изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

Здесь и сейчас — это принцип, который означает, что то, что актуально для организма, всегда находится в настоящем, будь то восприятие, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Применение этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

Ответственность — способность реагировать на происходящее и выбирать свои реакции. Настоящая ответственность связана с сознанием. Чем больше вы осознаете реальность, тем больше вы способны взять на себя ответственность за свою жизнь — за свои желания и действия, говоря словами Перлза: опираться на себя.

Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется в том, что терапевт уважает как субъективный опыт клиента, так и свой собственный субъективный личный опыт. Гештальт-терапевт не придает конкретного значения опыту и поведению клиента; в процессе осознания клиент сам открывает для себя их смысл.

Основной целью гештальт-терапии является достижение максимально возможного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, собственной мыслительной деятельности, а также максимально возможного осознания внешнего мира, особенно мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не ставит своей целью немедленное изменение поведения или быстрое устранение симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточной осознанности, не приносит длительных результатов или приводит к появлению новых проблем на месте старых.

В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, чтобы сделать свою жизнь более полноценной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и способен сам отказаться от манипуляций, то есть учится стоять на собственных ногах.

Гештальт-терапия проводится как в индивидуальных, так и в групповых условиях. Когда гештальт-терапия проводится в группе, терапевт обычно работает с одним (редко с двумя) из участников. Другие члены группы могут отождествлять себя с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку и в некоторых случаях обратную связь.

Основные понятия гештальт-терапии включают фигуру и фон, осознание и фокус на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость.

Законы восприятия

В процессе саморегуляции здоровый человек выбирает из обилия информации ту, которая наиболее важна и значима для него в данный момент. Вот такая картина. Остальная информация временно отходит на второй план. Это предыстория. Часто фигура и фон меняются местами.

Отношения между фигурой и фоном — одно из центральных понятий гештальтпсихологии. Фредерик Перлз применил его для описания функционирования личности.

В его понимании фигура функционирует как доминирующая потребность, а ритмическая смена фигур и фона подчиняется саморегуляции тела.

Фигурой (гештальтом) может быть желание, чувство или мысль, которая в данный момент перевешивает все остальные желания, чувства и мысли. Как только потребность удовлетворена, гештальт заканчивается, теряет свое значение и исчезает на заднем плане, чтобы освободить место для нового гештальта. Этот ритм формирования и завершения гештальта является естественным ритмом организма, с помощью которого он поддерживает свое динамическое равновесие, гомеостаз.

Жизнь и поведение человека регулируются процессом, который в науке называется гомеостазом, а проще говоря, адаптацией или приспособлением. Гомеостаз — это процесс, с помощью которого организм сохраняет равновесие и, следовательно, здоровое состояние в изменяющихся условиях. Другими словами, гомеостаз — это процесс, с помощью которого организм удовлетворяет свои потребности. Поскольку эти потребности многочисленны и каждая из них угрожает равновесию организма, постоянно идет гомеостатический процесс. Вся жизнь характеризуется этой постоянной игрой баланса и небаланса в организме. Если гомеостатический процесс нарушается в той или иной степени, так что организм слишком долго находится вне равновесия, это означает, что он болен. Если гомеостатический процесс полностью нарушается, организм погибает.

Иногда потребность не может быть удовлетворена. В этом случае гештальт остается незавершенным, поэтому на него нельзя ответить и он не может уступить место другому. Согласно Перлзу, эта неразрешенная потребность становится причиной многих незавершенных проблем, которые со временем начинают влиять на текущие психологические процессы. Например, если человек не выражает свой гнев и обиду прямо и сразу, эти чувства впоследствии не исчезнут полностью, а проявятся в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка неполных форм может привести к неврозу.

Задача гештальт-терапевта — помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более ясной (сформировать гештальт) и, наконец, нейтрализовать ее (завершить).

Основной предпосылкой для формирования и завершения гештальта является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознанность и сосредоточенность на потребности — важный принцип гештальт-терапии, называемый «здесь и сейчас».

«Нет ничего, — учил Перлз, — кроме того, что есть здесь и сейчас. Теперь есть настоящее… Прошлое ушло. Будущее еще не наступило».

Рассматривая организм и окружающую среду как единое целое, Перлз в то же время подчеркивал, что существует контактная граница между индивидом и его внутренним и внешним окружением. У здорового человека эта граница подвижна, так что возможен как контакт с окружающей средой, так и уход от нее. Контакт сопровождается формированием гештальта, уход — его завершением.

Перлз считал иерархию потребностей движущей силой этого ритма (контакт — уход). Преобладающей потребностью является гештальт к ограничению, завершению и нейтрализации, на который в данный момент направлены все усилия организма.

Чтобы удовлетворить свои потребности, мы должны находиться в постоянном контакте с областями нашего внутреннего и внешнего мира. Мы отвечаем на наши внутренние потребности, когда пьем, когда чувствуем жажду. Мы реагируем на свои внешние потребности, когда надеваем свитер и чувствуем холод.

У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, и человек сталкивается с конгломератом неполностью сформированных и незавершенных форм.

Неврозы, считал Перлз, возникают в результате концентрации человека на средней зоне за счет исключения событий, происходящих во внутренней и внешней зонах. Перлз назвал эту среднюю зону зоной фантазии. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку разрушительная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, невротику трудно жить в этом настоящем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в склонности к фантазированию и интеллектуализации, в то время как нужно просто осознавать настоящее.

Саморегуляция

Саморегуляция тела зависит от степени осознания настоящего и способности жить полностью в здесь и сейчас.

Гештальт-терапия — это не исследование прошлого в поисках скрытых травм (как это делал Фрейд), а помощь пациенту сосредоточиться на осознании настоящего.

Ключевые понятия перлзианской терапии, такие как организм как единое целое, «здесь и сейчас» как более важные, чем «почему», формируют основу и этапы осознания. Перлз ввел и развил концепцию континуума сознания. Поддержание континуума (непрерывности) сознания на первый взгляд кажется очень простым. Необходимо постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие переживается в данный момент. В реальности это очень сложно: появляются странные мысли и ассоциации, и континуум прерывается.

Согласно Перлзу, осознание означает внимание к фигурам, которые постоянно появляются и исчезают в сознании. Перлз писал, что у человека есть три зоны сознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что находится между собой и миром (третья зона). Перлз считал исследование этой третьей зоны, зоны фантазий, главным достижением Фрейда. Но Фрейд, по его мнению, был зациклен только на этой зоне и недооценивал важность первых двух — самости и внешнего мира.

В основе всех расстройств лежит ограничение способности человека поддерживать оптимальный баланс с окружающей средой, нарушение процесса саморегуляции организма. Гештальт-терапия описывает пять наиболее распространенных форм нарушений во взаимодействии человека и окружающей среды, при которых энергия, необходимая для удовлетворения потребностей и развития, рассеивается или неправильно направляется. К ним относятся: Интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия и фузия. Эти формы дисфункции часто называют сопротивлениями или защитами.

Защитные механизмы — это маневры и способы мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Определенной аналогией концепции защитных механизмов в гештальт-терапии является прерывание контакта с окружающей средой.

Неким универсальным способом взаимодействия человека с окружающей средой является опыт. В этом смысле чувство — это целостный сигнал о взаимосвязи между потребностями и окружающей средой. Для того чтобы переживать, организм должен поддерживать в себе определенный уровень возбуждения, который необходим для распознавания в окружающей среде объекта потребности. Но, к сожалению, человеческий организм обладает не только способностью к саморегуляции, но и к самоманипуляции. Самоманипуляция — это способ прервать нормальный цикл распознавания и удовлетворения потребности. Это происходит, когда человек воспринимает болезненные или запретные чувства, не знает о чувствах вообще и поэтому не может ориентироваться, считает, что потребность должна быть удовлетворена другими, или направляет свои чувства и импульсы на себя, а не на окружающую среду. Человек избегает признавать эти чувства и переживания, как если бы он не признавал дорожный знак или уличные указатели. Это прерывание контакта с окружающей средой.

Образ жизни человека во многом зависит от того, какие приоритеты он расставляет в своих специфических способах прерывания взаимодействия с окружающей средой. Такие виды прерывания контакта обычно приводят к потере функции выбора.

Конфляция — это защитный механизм, встроенный в тех, кто не переносит различий и стремится смягчить неприятные ощущения от нового и странного. Нет различия между «я» и «не-я», нет различия между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры своей потребности. Одной из проблем слияния является ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. С другой стороны, фьюжн — это своего рода игра, в которой партнеры по сближению заключили соглашение не спорить. Факт негласного соглашения может быть выявлен постфактум, когда одна из сторон нарушает установленные правила, а другая недоумевает, один возмущается, а другой чувствует себя виноватым. Но можно пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния как прерывания контакта тем, что он совершается по собственному решению.

При интроекции человек пассивно принимает то, что предлагает окружающая среда. Он прилагает мало усилий для определения своих потребностей и желаний. Согласно перлианской метафоре еды, он «проглотил» все ценности своих родителей, школы и окружения и ожидает, что жизнь отныне будет продолжаться в том же духе. Когда мир или ситуация вокруг него начинают меняться, он тратит свою энергию не на изменение ситуации, а на поддержание своих интроецированных ценностей.

Зеркало заднего вида

Интроекция минимизирует различие между тем, что человек проглатывает целиком, и тем, чего он на самом деле хочет (если он вообще воспринимает эти различия). Даже если интроекция успешна, т.е. есть соответствие между ней и жизнью, человек теряет свой собственный выбор, т.е. его функция выбора не работает. Нейтрализуя собственные чувства, человек избегает агрессии, необходимой для изменения существующего. Он ведет себя так, как будто все существующее неизменно, и он должен принимать все как есть и ничего не менять. Из новых впечатлений он отделяет только то, что соответствует предыдущему опыту. При интроекции нетерпимость к неизбежным различиям между людьми на самом деле является нетерпимостью к агрессии, необходимой для обновления организма. Нетерпение приводит к тому, что человек проглатывает все и сразу, лень мешает выполнять работу, требующую больших усилий, жадность хочет получить все как можно быстрее и как можно больше. Все эти тенденции ведут к интроекции. Когда интроективный пациент мобилизует свою агрессию в процессе терапии, он остро осознает накопившуюся горечь. И это понятно, ведь он проглотил многое из того, что было для него невкусным. Для многих это позиция жертвы. В то время как горечь просто констатирует факт, агрессия побуждает к переменам. Когда интроекция является ведущим механизмом разрыва контакта, пациент обычно знает только то, чего он не хочет и от чего хочет избавиться. И только потом, через бунт нежелания, научившись протестовать и избавляться от неприемлемого и чуждого, он приходит к осознанию желания.

Следующий защитный механизм или тип прерывания контакта, прерывание возбуждения, направленного в окружающую среду, — это проекция. Его определение близко к тому же защитному механизму, который описан в психоанализе.

Человек прибегает к проекции, когда он не может принять свои чувства и действия, потому что он не должен чувствовать и действовать таким образом. Это «не должно», конечно, является интроекцией, и в этом смысле проекция всегда «сидит» на основе интроекции. Чтобы решить эту проблему, человек не признает свои собственные чувства и поступки, а приписывает их другим. В результате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его реальными чувствами и действиями. Например, подозрения в том, что он кому-то не нравится, в большинстве случаев могут быть основаны на его собственном неприятии других. Или восприятие отвержения со стороны других может быть проекцией собственного бессознательного отвержения. При проекции человек осознает импульс и воспринимает объект в окружающей среде, но не идентифицирует себя с намерением и не осуществляет его, поэтому он теряет ощущение, что это вообще его импульс. Вместо того чтобы действовать, он прекращает волнение и стоит неподвижно, ожидая внешнего решения своих проблем.

Однако проекция не всегда противоречит контакту. Проекция также является нормальной человеческой реакцией, с помощью которой человек познает мир. В конце концов, предположения человека о «другом» могут быть небезосновательными, а его деятельность во многом основана на планировании и предвидении ситуаций. Этот механизм становится патологическим, когда происходит фиксация и теряется осознание.

Ретрофлексия означает делать с собой то, что первоначально делали, пытались или хотели сделать с другими людьми. Энергия его возбуждения больше не направлена вовне, туда, где он манипулирует людьми и предметами. Вместо этого он ставит себя в рамки, и его личность разделяется на действующую и переживающую. В психоанализе этот вид защиты называется «перевернутые чувства». Она возникает в результате столкновения с препятствием, которое оказывается непреодолимым. Однако она становится непреодолимой только после того, как устанавливается такой тип прерывания контакта. Детские вспышки, бред лихорадки, крики или драки последовательно пресекаются родителями. Интроекция «Я не должен на них злиться» направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную защиту, которая направляет гнев на самого человека и превращает его в чувство вины.

Полезная функция ретрофлексии заключается в обуздании деструктивных импульсов и наложении временной сдержанности, соответствующей содержанию ситуации. Однако, когда ретрофлексия становится характерной чертой, возникает ступор из-за противоположных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе действовать. Освобождение от ретрофлексии заключается в поиске другого поведения, применимого к жизни, реального, направленного на окружающую среду.

Прогиб — это способ снятия контактного напряжения. Это разглагольствование и балаган, при котором избегают смотреть прямо на собеседника, строят предложения не по существу, банальности и общие фразы, минимум эмоций вместо живых реакций. Поведение человека не достигает цели, оно вялое и неэффективное. Его отношения с людьми не приносят того, чего он больше всего ожидает. Иногда такое поведение полезно, потому что есть ситуации, которые вызывают слишком большой накал, которых следует избегать (язык дипломатии).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические защиты и защитные механизмы в психологии
  2. Нарушение восприятия — Теории восприятия
  3. Взаимосвязь креативности и механизмов рефлексии личности
  4. Структура психики
  5. Процесс психологического развития личности
  6. Способности чувствовать и переживать в консультативной деятельности психолога
  7. Проблемы коррекционной педагогики
  8. Виды адаптации
  9. Отражение в действительности дружбы в подростковом возрасте — Психологические особенности подросткового и юношеского возраста
  10. Убеждение и внушение как основные виды психологического воздействия на человека