Оглавление:
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5-4 веке до нашей эры. Она возникла и развивалась в тесной связи с началом конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы тоже были натуралистами. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и людей. Они высказали интересные представления о движении, размерах и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.д.
Особенностью древнегреческой философии на заре ее развития является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками». Главным вопросом древнегреческой философии было происхождение мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует свою мировоззренческую проблему. Но если мифология стремится решить этот вопрос принципиально — кто родил существо, — философы ищут существенное начало, откуда все пришло.
Одно из величайших философских учений ранней греческой философии — Гераклит Ефесский. Примерно столько же работ было опубликовано о Гераклите по всему миру, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая концом Второй мировой войны. В настоящее время учение Гераклита привлекает внимание философов различных течений; к ним относятся марксисты, богословы, экзистенциалисты, иррационалисты, фрейдисты, идеологи «новых левых» и другие. В чем причина растущего интереса к философу далекого прошлого и какова актуальность его учения?
Согласно этимологии, имя «Гераклит» происходит от имени богини Геры и слова «славный», «прославленный». Гераклит (540 — 480 гг. до н.э.) был из малоазиатского греческого города-государства Ефеса и принадлежал к царской семье, но «из гордости» отказался принять достоинство своего брата. Его политические взгляды были враждебны демократическому правительству. В некоторых отрывках его произведений мы читаем о демократических лидерах Эфеса:
«Потому что, что у них на уме или по причине? Они верят в популярных певцов, а их учитель — это множество. Потому что они не знают, что есть много плохого и мало хорошего».
Гераклит жил в напряженный и критический период греческой истории. Ожесточенная борьба демоса против родовой аристократии приводила к свержению ее власти, а также шла борьба за освобождение Малоазиатского греческого содружества и Эллады в целом против Персидской империи за ее независимость. Неудивительно, что Гераклит объявил войну (борьбу вообще) «отцом» всего, «царем» всего.
Гераклит, по-видимому, был знаком со многими взглядами милетских философов. Согласно Диогену Лаэртскому, он знал, по крайней мере, основную часть философии Пифагора; он знал учение Ксенофана. Тем не менее, он заявил, что «никто его не слушает, и заявил, что он исследовал и учился у себя».
Философия Гераклита является кульминацией спонтанного диалектического понимания мира не только в доократической философии вообще. Это не интегральная теоретическая система диалектического мировоззрения, а интуитивное объяснение существенных, но универсальных особенностей диалектики. Хотя некоторые поздние мыслители развивали некоторые аспекты зарождающихся концепций диалектики глубже, чем Гераклит, ни одна из них не имела такой универсальной перспективы, как Гераклит. Философия Гераклита была самым передовым учением в период зарождения рабского способа производства в Древней Греции. История философии Древней Греции — это история возникновения и развития первой формы домарксистского материализма и спонтанной диалектики, история борьбы материализма с идеализмом, науки с религией. Вместе с начальным материализмом древних греков возникла и развилась их стихийная диалектика, некоторые ее зачатки встречаются у материалистов милетовской школы, она особенно ярко представлена в учении Гераклита. Философское учение Гераклита было одним из лучших достижений древнегреческой культуры. Он защищал ионический материализм и спонтанную диалектику от идеалистических и антидиалектических течений. Гераклит развивал свою прогрессивную философскую доктрину в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских доктрин Пифагора, Ксенофана, Гекафея.
Проблемы познания
Гераклит — один из первых древних философов, от которого до нас дошли тексты по вопросу знания. Ни Фалес, ни Анаксимандер, ни Анаксимены не имеют заявлений по вопросам знания. Оригинальный, наивный материализм милетической школы восполняется Гераклитом, который поставил вопрос о природе человеческих знаний. Как материалист Гераклит считал природу объектом человеческого знания.
Из произведений Гераклита, названных, по некоторым источникам, «О природе», «Музы», по другим, сохранилось около 130 фрагментов. Среди них фрагменты, объясняющие природные явления. Солнце, говорят они, так же велико, как оно кажется нам, и «если бы не было солнца, то была бы ночь, хотя есть звезды».
Гераклит стремился различать роль чувств и роль мысли в познании истины: Природа известна чувствами, но глаза и уши тех, у кого «грубая душа» — бедные свидетели; простое накопление фактов, «много знаний» не делает одного интеллектуала — необходимо умное познание космоса.
Гераклит одним из первых обратил внимание на природу человеческих знаний. По его словам, знание стремится постичь суть, то есть логотипы. Тот, кто этого не понимает, не может ничего понять в развитии мира. Он уделяет большое внимание разнице между «многознанием», «многознанием» и истинной мудростью. Многое знание, в отличие от истинной мудрости, не способствует истинному познанию принципов мира, а разрушает их. Он очень критично относится к ряду мыслителей, таких как Пифагор. «Многое знание не учит разуму, потому что оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея». Эти мысли показывают, что Гераклит отвергает неглубокую, отвратительную стипендию, которая не стремится к знанию и выявлению истинных причин и принципов вещей.
Хотя проблема истинного знания не ограничивается вопросом количества накопленных знаний, обладание большим количеством знаний необходимо для философского понимания истинной природы вещей: «Ибо очень многое должны знать философы». Гераклит выступал не только против слепого накопления знаний, не пронизанных светом понимания философской мысли. Он также выступал против бездумной приверженности традициям, некритического принятия иностранных мнений. В фрагменте 74 он пишет: «Мы должны вести себя, как дети наших родителей, то есть, проще говоря, как нас усыновили». Это значит: мы не должны принимать ничего некритично, догматично. Единственная мудрость, по Гераклиту, — это «знание мысли, которая повсюду правит всем», т.е. логотипы.
И мир, и проматерия и логотипы Гераклита существуют объективно, т.е. независимо от сознания человека. Поэтому диалектика Гераклита также является объективной диалектикой. Это диалектика развития объективно существующего мира. Он подчеркнул важность оценки отношения мира к познанию. Гераклит подчеркнул, что все состояния и свойства мира всегда являются родственными: «Море наполнено самой чистой и грязной водой: для рыбы оно пригодно и полезно, для человека — грязно и разрушительно.»
Относительность всех качеств и вещей.
Гераклит отметил относительность вездесущих концепций: «Самая красивая обезьяна отвратительна, когда мы сравниваем ее с человеческим поколением». И здесь мы тоже находим определенные признаки субъективной диалектики, хотя и в несколько ином смысле, чем в Елеафее. Гераклит обращает внимание на некоторые объективно существующие аспекты отношения субъекта к объекту в процессе познания. Некоторые из них являются лишь констатацией того, что является общеизвестным. Идея относительности свойств дана еще более общей формулировкой во фрагменте 62. «Бессмертный», — говорит Гераклит, — «смертные смертны, смертные бессмертны; жизнь одних — смерть других, а смерть одних — жизнь других».
Относительность качеств распространяется и на оценки эстетики, и на оценки человеческой мудрости, а также на оценки моральных качеств: «Муж, — говорит Гераклит, — божеством считается глупым, так же, как ребенок считается глупым взрослым». «…Самый мудрый из людей выглядит как обезьяна по сравнению с богом — и в мудрости, и в красоте, и во всем остальном». Постоянное движение, изменение, переход каждого внешнего вида в его противоположность, имеют, как необходимое следствие, относительность всех качеств и вещей. Ни одно свойство вечно меняющейся природы не является свойством безотносительным, абсолютным. Мир унитарен, в мире все взаимосвязано, каждое явление и качество связано с его противоположностью, и поэтому каждое качество должно характеризоваться не как изолированное и абсолютное в своей изоляции, а как относительное качество.
Когда Аристотель говорит в «Этике», что «у лошади другие удовольствия, у собаки другие удовольствия, у человека другие удовольствия», он ссылается на слова Гераклита: «ослы предпочли бы солому, а не золото». Таким образом, согласно Гераклиту, нельзя думать, что золото — несущественная, абсолютная ценность. Его ценность относительна: в глазах мужчин он имеет наивысшую ценность, но для ослов корм имеет гораздо большую ценность.
«Если верить только Гераклиту Эфесскому, который утверждает, что свиньи купаются в грязи, птицы в пыли или пепле, — читаем в фрагменте 37, — то здесь подчеркивается и утверждается идея относительности идей чистоты: Люди верят, что они очищаются, когда купаются в воде, свиньи в грязи и птицы в пыли».
Диалектика Гераклита
Учение Гераклита Эфесского определялось тремя факторами:
Исторические события, происходившие в греческом мире на рубеже 6 и 7 веков;
Критическое осмысление мифопоэтических и философских взглядов предшественников Гераклитов (Гомера, Гесиода, Милета, Ксенофана и др.);
Личность философа, его талант и поэтический дух, темперамент и необычайно чувствительная реакция на события.
Гераклит открыл новое мировоззрение и стал основоположником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике существования каждой вещи и вселенского становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выражал идею движения и перемены так красноречиво и впечатляюще, как Гераклит в образе вечно текущей реки, он был не просто просветительским философом, как это часто предполагается в платоно-аристотелевской традиции.
В истории современной философии Гераклит, естественно, привлек внимание тех философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Ленин, ссылаясь на замечательные диалектические прозрения Гераклита, писал: «Раздвоение Единого и признание его противоречивых частей — это сущность, одна из «сущностей», одна из главных, если не главная особенность или свойство диалектики»[xli. Гераклитские идеи, о которых говорит Ленин, являются гераклитскими домыслами о борьбе и гармонии противоположностей.
Гераклит также привлек внимание Гегеля, который обнаружил, что в философии Гераклита нет ни одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в свою собственную философию. Но Гегель ошибся, поскольку Гераклит в главных чертах своей философии материалист, выводящий все из огня, а Гегель — идеалист, выводящий все сущее из абсолютной Идеи. Но преувеличенное заявление Гегеля показывает, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита.
Спонтанная диалектика эфесского материалиста была исторически ограничена. Гераклит понимал универсальное движение как замкнутый цикл природы; историчность и понятие бесконечного прогрессивного развития были ему совершенно чужды. Герцен говорил о «белковом колесе жизни» Гераклита, которое очертило доктрину «мирового года», циклического развития космоса и его возвращения в исходное состояние. Эта антидиалектическая идея о Гераклите была позже развита стоиками. Сделав спонтанное предположение о борьбе как о «отце» и «правителе» всех изменений, Гераклит полностью растерялся в понимании абсолютной значимости борьбы и относительной значимости единства противоположностей.
Наивный материализм и спонтанная диалектика Гераклита Эфесского во всей своей примитивности способствовали закладке фундамента науки древних греков.
За более чем тысячелетний период развития древнегреческой философии, материализма и идеализма диалектика и метафизика, возникшие на почве Древней Греции, не остались неизменными, а претерпели длительное и сложное развитие, которое в конечном итоге отразило диалектику исторического развития древнего рабовладельческого общества.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Освальд Шпенглер, немецкий философ, историк, представитель философии жизни
- Философия современной России
- Венский кружок
- Герменевтика и культурная коммуникация
- Валериан Николаевич Муравьев, русский философ и общественный деятель
- Классический и неклассический тип рациональности
- Эмманюэль Мунье, французский философ, основатель и глава французского персонализма
- Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае
- Материализм и идеализм в философии Просвещения — Характерные черты философии Просвещения
- Направления в гносеологии