Для связи в whatsapp +905441085890

Гераклит эфесский, древнегреческий философ — Древнегреческая философия

Греческая философия возникла в процессе усвоения физических, математических, астрономических и других знаний, заимствованных у народов древних цивилизаций Востока, и в процессе обработки древней мифологии в искусстве, поэзии. Философия уничтожила мифологические представления о мире и человеке. В основном он касался вопроса о происхождении Вселенной или природы вещей в целом. Психология и этика были подкреплены космологией. Космология была особенностью древнегреческой философии, отличавшей ее от средневековой и новой европейской философии.

В философию доократиков (период естественной философии или «ранней классики», VI в. до н.э. — век до н.э.) входили «старшие естественные философы» (естественная философия школы Милета, школа пифагорейцев, элеатики, гераклиты), младшие естественные философы, атомисты.

Первые философы древности стремились прежде всего к открытию единого источника многообразных явлений природы. Природная философия (философия природы) была первой исторической формой философской мысли.

Изображения греческой школы были свободными ассоциациями, в которых единомышленники собирались вокруг директора школы. Первой из таких школ была Милетская школа (VI век до н.э.), основанная Фалесом, который отстаивал идею единства материи как общей основы существования. Для школы Miletic характерна идея, что все вещи должны исходить из одной материальной основы. Этот элемент Фалес считается водой. Его преемник Анаксимандер взял за основу всего хаотического «бескрайнего (апеинового), вечно движущегося и включающего в себя противоположное начало, состоящее из миров». Анаксимены охарактеризовали этот безграничный и неопределенный элемент как воздух: все вещи образуются из него путем конденсации и разбавления, и он оживляет все своим дыханием, как душа. Ряд философов V века также выступали за это направление: Гиппопо, Аид и Диоген из Аполлонии.

Еще одной ранней школой древнегреческой философии был пифагорианство, основанное Пифагором в шестом веке. Пифагорейцы видели начало всего в цифре. Впервые в истории человечества они создали чистую (теоретическую) математику как науку о числах, чертах и цифрах и рассматривали числовые и числовые отношения, гармонию, как первозданную и божественную в мире. Число — это синтез единства и множественности и основа всей меры, гармонии и пропорции. Кроме неограниченного, пифагорцы приняли предел, и вселенная рассматривалась как гармоничный союз противоположных начал через число.

Элианская школа (VI-V вв.) держала идею о едином неизменном начале всего в доктрине о вечности истинно существующего бытия. Основателем элийской школы был Ксенофан, поэт из Колофона. Парменид представил полную форму учения Элеатического, который учил о существовании как о едином, вечно неизменном, недвижимом существе, которое не может прийти из ниоткуда и не может превратиться в ничто. Есть позитивное существо, но нет небытия; и поэтому поистине нет множественности вещей, нет происхождения и уничтожения, нет движения, ибо они подразумевают небытие в пространстве (пустота) и во времени. Множественный мир чувственных впечатлений сам по себе неверен. Элеатика заложила основу всей многовековой традиции западного философского рационализма, т.е. принципа идентичности мысли и бытия: истинное бытие есть то и только то, что мыслится разумно. Элеатика также является основоположником спекулятивной философии, которая считает, что истинное бытие мыслится только через разум, без опоры на чувственное восприятие и опыт.

Гераклит эфесский, древнегреческий философ - Древнегреческая философия

Рождение древнегреческой философии Рождение древнегреческой философии

Ранние греческие философы, несомненно, находились под влиянием мифологических образов. В их работах мы находим характерные для древнегреческих мифов представления: о первоначальном бесформенном состоянии Вселенной, о постепенной эволюции мира от хаотического состояния к большому порядку, об отделении — часто насильственном — неба от земли, о периодическом разрушении и рождении Вселенной заново.

Эти идеи, однако, уже присутствуют в демифологизированном виде в древнегреческих философах, когда мыслители пытались объяснить явления природы и общества на основе природных причин, которые человек, с помощью разума, способен познать благодаря их тщательному изучению. Фактическое изучение природы в то время в основном осуществлялось путем наблюдения за определенными природными явлениями. На основе наблюдений были накоплены определенные факты, благодаря которым древние философы пытались найти некоторые законы природы.

Происхождение и строение мира, свойства природы являются основным объектом интереса ранних греческих философов. Даже Аристотель обратил на это внимание, и поэтому назвал своих предшественников «физиками», то есть натуралистами. Сегодня для характеристики ранней греческой философии чаще всего используются термины «физис» или «естественная философия». Философия природы — это наука, которая имеет дело с философией природы, «мудростью природы». В целом, учение философов-природоведов все еще было тесно связано с мифологическими идеями.

Первые философские школы в Древней Греции появились в VI веке до н.э. в Ионии, регионе, территориально расположенном в Малой Азии. Милет был своего рода центром философии в то время. Поэтому термин «милетуская школа» часто используется потому, что ее философы были гражданами Милета. Основателем милетической школы является Фалес Милетский (конец VII — начало VI века до н.э.). Анаксимандер и Анаксимены (VI век до н.э.) также относятся к милетической школе. В соседнем городе Милет жил Гераклит, который также считается представителем ионической философии (сер. VI в. до н.э. — начало V в. до н.э.). Гераклит считается основоположником доктрины диалектики.

В конце VI века до н.э. Иония была завоевана персами. Милет был уничтожен. В это время центр древнегреческой философии переместился в то, что было известно как «Большие Эллады», включавшие в себя серию городков-полей, основанных древнегреческими колонизаторами на побережье южной Италии и острова Сицилия. Сицилия. Среди итальянских философов были Пифагор и Пифагорейцы, школа Eleates, последователи которой взяли эпитет из города Eleia, и Empedocles.

В V веке, с его философскими знаниями стал знаменитым Анаксагор, который жил в Афинах во времена правления знаменитого Перикла. И последними, кто пытался ответить на вопрос о происхождении и структуре Вселенной с точки зрения философии «физа» (естественной философии), были Левципп и Демокрит (V-IV вв. до н.э.). Имена этих двух философов часто ассоциируются с рождением материализма — философской доктрины, признающей примат бытия по отношению к мысли, примат материи по отношению к сознанию.

Учение Леуциппа и Демокрита было своего рода завершением развития предыдущей традиции философии «физа» (естественной философии). Изучая природу, они достигли предела возможностей науки того времени и создали философию атомистического материализма. Дальнейшая древнегреческая философия, которая развивалась на основе созданных естественных философских теорий, уже ставила другие задачи в центр философии.

Гераклит Эфесский

Мудрость — это все

говорить правду и..,

слушая голос природы,

действуя в гармонии с ней.

Гераклит (ок. 540 — 480 гг. до н.э.) — древнегреческий мыслитель, естествоиспытатель, материалист-элементалист и диалектик. Гераклит был назван «Темным» его согражданами из-за его загадочного и глубокого мышления. Прозвище «плакальщик» было дано Гераклиту за то, что он не мог оставаться равнодушным и плакал каждый раз, когда смотрел на людей и их дела, так как они казались ему жалкими.

Из произведений Гераклита (по одному источнику — «О природе», по другим — «Музы») сохранилось 130 — 150 фрагментов. Древние философы часто упоминали имя Гераклита, комментируя его учение и фрагменты из него.

Онтология Гераклита основывалась на основных естественных философских предположениях о природе и сущности бытия. Изначальная материальная сущность мира — это огонь. «Космос, один и тот же для всех, не был сотворен никаким богом или человеком, но был, есть и всегда будет вечным живым огнём, сгорающим по меркам и угасающим по меркам». Цикл мирового существования определяется через 10800 лет. Потом мир превращается в огонь, и из огня появляется снова.

Огонь — это образ изменяющейся и активной природы мира. Быть постоянно меняется. «Все течет» — это атрибут (неотъемлемое качество) бытия. «Ты не можешь дважды войти в одну и ту же реку, и ты не можешь дважды коснуться ничего смертного в одном и том же состоянии, но из-за неудержимости и быстроты перемен все растворяется и собирается, уходит и приходит». Его ученик Кратилус абсолютизировал изменчивость, считая, что «нельзя ступить в одну и ту же реку и один раз». Для самого Гераклита, как истинного диалектика, было ясно, что изменение заключается в стабильности, движение в покое, идентичность в различии, вечный в преходящем, единство в многообразии. Само изменение происходит по неизменному закону — «логотипам», в основе которого лежит взаимодействие противоположностей как причины движения, развития и гармонии бытия.

Гармония противоположностей в Гераклите божественна. Бог является воплощением движущей силы, импульса движения и развития в определенном направлении. «Бог есть день и ночь, зима и лето, война и мир, сытость и голод.» «Смерть огня — рождение воздуха, смерть воздуха — рождение воды. От смерти земли рождается вода, от смерти воды рождается воздух, от смерти воздуха рождается огонь, и наоборот».

Гераклит вводит принцип детерминизма в природе (все в природе причинно-следственно определено). Впервые он вводит термин «логотипы» как означающий общую необходимость мира (закономерность). Логос — это неотъемлемая способность божественного рационального существа к изменениям, развитию и порядку. Логос впоследствии понимался в древней философии как духовность мира, его разум, необходимость (например, логическая) и ориентация на целеустремленность и закономерность мира.

Мизантропия как знаковая единица культуры постмодерна

Аннотация: Рассматривается феномен мизантропии как знаковая единица постмодернистской культуры. Историческая трансформация концепции мизантропии на примере Сократа, Диогена Синопа, Гераклита Эфесского, Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра и Жана Бодрильяра. Автор показывает связи между понятиями мизантропии в различных исторических контекстах.

Аннотация: В статье рассматривается феномен мизантропии как культовый объект постмодернистской культуры. Историческая трансформация концепции мизантропии рассматривается на примере взглядов Сократа, Диогена Синопеи, Гераклита Эфесского, Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, Жана Бодрильяра. Продемонстрирована взаимосвязь между концепциями мизантропии в различных исторических контекстах.

Ключевые слова: постмодернизм, мизантропия, мизантропия, человек, Сократ, Диоген Лаэрта, Диоген Синопа, Гераклит Эфесский, Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр, ненависть, Жан Бодрийар.

Ключевые слова: постмодернизм, мизантропия, человек, Сократ, Диоген Лаэрта, Диоген Синопе, Гераклит Эфесский, Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр, ненависть, Жан Бодрийар.

Рассматривая человеческое общество как целостную систему отношений между людьми, нельзя игнорировать механизмы реализации таких отношений. Анализ всех аспектов отношений между индивидуумами в социальной реальности, помимо несомненно положительных моментов, таких как сплоченность индивидуумов, их привязанность друг к другу, сила семейных связей и социальных институтов, то, что социолог Эмиль Дюркгейм назвал «солидарностью» Мы должны рассмотреть различные понятия, такие как неприязнь, ненависть, убийство, самоубийство, мизантропия и другие, чтобы выявить их причины, структуру и возможные решения. В статье предлагается анализ понятия «мизантропия» как единицы постмодернистской парадигмы, что предполагает историческую ретроспективу понятия, анализ аспектов, связанных с трансформацией этого понятия, а также попытку показать фундаментальное изменение сущности «оригинальной» мизантропии.

Понятие мизантропии не ново в человеческом обществе. С глубокими корнями уходящими в Древнюю Грецию и переходящими через классическую немецкую философию в постмодернистскую парадигму, сам термин претерпел значительные изменения по сравнению с его первоначальным значением. «Мизантропия» на древнегреческом буквально означает «мизантропия» (μῖσος «ненависть» + ἄνθρωπος «человек»).

Таким образом, древний философ Сократ видел суть мизантропии в чрезмерном, рационально необоснованном доверии к человеку. Так бывает, говорит Сократ, «когда мы думали, что человек совершенно справедлив, искренен и верен, а потом, спустя время, нашли его злым, неверным и т.д.» [1.p. 247] По мнению философа, человек, который проходит через столько раз, просто теряет веру в других и убеждается, что «искренности ни в ком не бывает»[1]. C 247] Таким образом, мы наблюдаем позицию, которая иллюстрирует высокий стандарт человека к человеку, отношение к другому как к представителю полиса, гражданину, высокоморальному, справедливому человеку, равному самому себе.

Зарождение диалектики. Гераклит Эфесский и Зенон Элейский. (основные черты учения)

Диалектика обычно определяется как наиболее глубокая и полная доктрина универсальной изменчивости и развития мира. Диалектическая концепция развития существует уже две с половиной тысячи лет и постоянно углубляется на основе научных открытий и понимания практической деятельности общества. Создателем диалектики в европейской науке по праву считается Гераклит Эфесский (ок. 540 — ок. 480 г. до н.э.).

Концепция Гераклита была изложена в его работе «О природе». Эта книга, как и произведения других раннегреческих философов, не сохранилась в полном виде. Поэтому взгляды мыслителя можно реконструировать по отрывкам из его произведений, которые цитировались или пересказывались в произведениях современников Гераклита. Около 130 таких отрывков до нас дошло.

Философские взгляды Гераклита Эфесского можно разделить на три основных пункта:

Доктрина всеобщей изменчивости мира; понимание огня как первоосновы мира; — Доктрина единства и борьбы противоположностей. Идея универсальной изменчивости вещей выражается в двух всемирно известных афоризмах Гераклита: «Все течет, все меняется» и «В одну и ту же реку дважды попасть нельзя». Второе утверждение, по сути, является иллюстрацией первого. О изменчивости мира свидетельствует тот факт, что когда мы входим в реку во второй раз, то фактически находимся в другой, новой реке, так как старая вода уже протекает и не может быть возвращена. Другой пример изменчивости: «Не только солнце каждый день новое, но и солнце постоянно, непрерывно обновляется». Таким образом, согласно Гераклиту, постоянное движение и изменение является главной характеристикой окружающего мира.

Некоторые последователи Гераклита преувеличивали общую изменчивость вещей и выражали свое понимание реальности в еще более категоричном высказывании: Ты даже не можешь попасть в одну и ту же реку. Ученые более поздних эпох пришли к выводу, что в этом афоризме идея универсальной мутируемости вещей преувеличена и преувеличена. Современная наука показала, что «все меняется» не только в природе и в обществе, но и что существует постоянный баланс между стабильностью и изменчивостью. Преувеличение изменчивости мира, недооценка элемента стабильности называется в науке — релятивизмом (от латинского relativus — относительным). Преувеличение изменчивости, преувеличение стабильности и постоянства мира также часто происходило в истории науки. В 19 веке этот подход получил название метафизики.

Метафизика как взгляд на неизменность всего, что существует, контрастирует с диалектикой как доктриной развития мира. Полемика между приверженцами диалектических и метафизических взглядов на реальность начинается с учения Гераклита и мыслителями элийской школы, придерживающимися прямо противоположных взглядов на изменчивость. Эта полемика прослеживается на протяжении всей истории европейской философии.

Второй основной идеей Гераклита была идея огня как универсальной первоосновой вещи. Гераклит придавал гораздо большее значение идее постоянной изменчивости мира, чем мыслители милетовской школы. Поэтому он считал огонь, самый изменчивый элемент, известный только древним грекам, первичной основой мира. На самом деле, в отличие от воды, аперогенное и воздушное пламя меняется каждый момент и, как правило, не может оставаться неподвижным даже на очень короткое время. Огонь — это лучшее изображение для передачи идеи изменчивости. Сказать, что огонь — это главная основа мира, значит сказать, что все вещи, как и огонь, меняются каждый момент, превращаясь друг в друга. Только огонь, в чистом виде, делает это быстро, в то время как другие элементы делают это несколько медленнее. Гераклит пишет: «Этот космос, один и тот же для всех, не был сотворен ни одним из богов, ни одним из людей, но был, есть и всегда будет вечным живым огнем, нежно горящим, нежно угасающим». Отношение огня к другим стихиям выражено в другом фрагменте: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля живет смертью воды».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Влияние христианства на духовную культуру Европы
  2. Кибернетическая революция
  3. Алексей Алексеевич Золотарев, религиозный философ, литературный критик
  4. Интуиция как непосредственное знание. Роль интуиции в познавательной деятельности
  5. Понятие исторической корреляции
  6. Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов
  7. Джордж Беркли, ирландский философ
  8. И. Кант. Формы и границы познания
  9. Основные идеи философии нового времени
  10. Основные понятия философии марксизма и ее историческое значение