Оглавление:
Георг Вильгельм Фридрих Гегельм (1770 — 1831), великий немецкий философ, родился в семье высокопоставленного чиновника. Он учился в Теологическом институте в Тюбингене, где изучал философию и теологию.
Он с энтузиазмом приветствовал революционные события во Франции в конце 18 века и выступил против феодальных орденов в Германии. После падения Наполеона Гегель передумал. В 1818 году он получил лекцию в Берлинском университете, где остался до конца жизни. [4]
В философии двадцатого века проблема свободы всплывала снова и снова. Философы подчеркивали его различные лица. Его отношение к нравственности весьма спорно.
Размышления о свободе, несомненно, связаны с проблемой определения человека, его природы. В своих лекциях о философии религии Гегель дал двойную характеристику человека: «Человек по природе добр» и «Человек по природе зол».
Сказать, что человек по природе добр, по Гегелю, значит признать, что человек в себе есть дух, причина, что он создан по образу и подобию Божию.
Человек естественен, когда следует за своими страстями и порывами, он раб своих желаний. Естественная непосредственность служит ему законом. Он естественен, но в этой естественности он в то же время является носителем воли. [2]
Еще в ранних своих работах Гегель занимается историей духовной культуры, развитием различных этапов человеческого сознания. Основные его работы — «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и другие. В «Феноменологии духа» интеллектуальная культура представлена как постепенное раскрытие творческой силы «Мирового Разума». Впоследствии вся философская система Гегеля будет направлена на то, чтобы показать этапы развития «мирового духа».
То, на что нацелился Гегель, можно назвать антропологической философией. Он взял конкретного человека и истолковал цель человека.
Гегель спорил только об общем термине «человек», но и о «каждом человеке», то есть о реальном человеке, от которого должна исходить антропология. Но в более позднем Гегеле эта идея была потеряна.
В отличие от молодого Гегеля, систематик Гегель взял за отправную точку не человека, а мировоззрение. Ибо Гегель видел человека как этап достижения самосознания мирового разума, а значит, и совершенства.
Любое противоречие в реальной человеческой жизни и истории не побудило философа попытаться истолковать их через человека.
Он объясняет противоречивую природу жизни как простой «трюк», к которому Идея (существующая сама по себе) прибегает, чтобы найти свое собственное совершенство именно путем преодоления этого противоречия.
Вопреки утверждению об окончательном решении вопроса, поставленного Кантом, «Что такое человек?», Гегель либо затуманивает, либо вообще исключает его. Если человек является лишь средством (посредником), через которое дух мира познает себя, то не может быть пределов знаниям.
Абсолютная идея
Гегель назвал свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Он утверждал, что категории — это объективные формы реальности, основанные на «мировоззрении», «абсолютной идее» или «мире-духе». «Абсолютная идея», таким образом, является активным началом, которое дало импульс зарождению и развитию природного и духовного мира. Его деятельность заключается в мысли, его цель — самопознание.
Процесс самопознания «абсолютной идеи», «мира-духа» состоит из трех этапов:
На первом этапе Абсолютная Идея предстает как чистая мысль, существующая перед субъектом и объектом, и представляет собой логическую мысль как таковую. Здесь Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и переходных логических категорий.
В гегелевской философии логика разделена на доктрины бытия, сущности и понятия. Отправной точкой его философии является идентичность бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления духа Идеи. Абсолютная Идея — это сначала абстрактная мысль о существовании. Тогда мысль об этом «чистом существе» наполняется все новым содержанием: Сначала Существо появляется как нечто, затем как определенное существо, затем как определенное существо, и т.д.
От бытия как внешнего вида Гегель переходит к сущности, а затем к концепции. Формируя абсолютную Идею, философ раскрывает ряд диалектических принципов и законов: принцип единства логического и исторического; принцип единства логики, диалектики и эпистемологии; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; закон перехода от количественных изменений к качественным; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания. [6]
Вторым этапом развития абсолютной идеи является ее «отчуждение» в чрево природы. Именно в этом контексте Гегель формулирует основные определения философии природы. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий.
Этапы развития природы выглядят следующим образом: Механизм, химия, организм. Гегель делает ряд ценных предположений о взаимной связи между этапами неорганической и органической природы.
Третий этап — развитие Абсолютной Идеи в мысли и истории («в духе»), так называемой философии духа. Познав свою «инаковость», Абсолютная Идея возвращается к себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Философия разума состоит из трех частей: доктрины субъективного разума (антропология, феноменология и психология); доктрины объективного разума, которая является сферой абстрактного права, морали и нравственности, семьи, гражданского общества и государства, и всемирной истории; доктрины абсолютного разума, которая раскрывается в искусстве, религии и философии. [3]
Таким образом, движение «абсолютной идеи», а значит и всего предметного мира, имеет начало и конец, замкнутые в определенный круг. С Гегелем выяснилось, что высшей формой и концом развития «абсолютной идеи», где он осознает себя, проходит через все это и становится «абсолютным духом», является философская система самого Гегеля.
Отныне движение вверх «абсолютной идеи» останавливается и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, как простое повторение пройденного пути.
Философская система Гегеля — это система объективного идеализма: Абсолютная Идея как чистая мысль порождает природу и человеческое сообщество. Эта система построена по принципу триады: Тезис — Антитезис — Синтез, который придает ему логическую структуру. Все категории в системе не постулируются, а производятся друг от друга. В то же время полнота системы, как представляется, противоречит ее основному принципу существования — развитию.
Здесь система вступает в конфликт с вечным становлением, с постоянной изменчивостью. Отметим, что такая противоречивость была характерна и для общественно-политических взглядов Гегеля, когда он рассматривал прусскую монархию как наиболее совершенное воплощение разума, а метод требовал отрицания прежних политических форм и поиска новых.
Три закона диалектики
Его диалектический метод должен быть строго отделен от системы Гегеля: Сама система Гегеля, как мы выяснили, накладывает ограничения на развитие мысли, а метод требует отказа от ограничений в развитии. Немецкий мыслитель считал, что невозможно понять явление, не осознав весь путь, который оно прошло в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а постепенно, от низших форм к более высоким, и что в этом процессе действуют три закона:
Закон преобразования от количественных изменений к качественным и от качественных изменений к количественным. Он рассматривал эти переходы как бесконечный процесс;
Закон взаимопроникновения противоположностей, который раскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, движущую силу всех самоощущений;
Закон отрицания отрицания, который означает не просто вымирание старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов:
1) преодоление старого;
2) непрерывность развития;
3) утверждение нового. [1]
Общий вывод (и величайший пафос) философии Гегеля заключается в признании рациональности мира: «Все, что справедливо, рационально, все, что разумно, справедливо». Неразумные должны быть преодолены разумом. То, что перед нами — это не только рационалистическая философия, но и, благодаря своему последовательному рационализму, оптимистическая философия.
В то же время это абсолютный идеализм, потому что он признает только мысль, дух, идеал как творческую силу.
Таким образом, помимо идеалистической системы, философия Гегеля имела и рациональное зерно — диалектику. Она вошла в сокровищницу мировой мысли, послужила отправной точкой для развития философии марксизма.
Заслуги Гегеля в истории философии огромны. Он создал первую в истории философской мысли детальную систему диалектической логики, обогатил философию множеством новых идей.
Философия Гегеля оказала огромное притягательное влияние на европейское (а затем и не только европейское) сознание. Это соответствовало общему менталитету эпохи. Но пик развития часто означает и начало спада, начало кризиса. Так же было и с гегелианством.
Уже в середине века его критиковали с двух противоположных сторон: «слева» — от материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и «справа» — от идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницше). В своем философском эссе я рассмотрел философскую систему великого немецкого ученого Г. Гегеля. Этот философ создал диалектический метод, с помощью которого он впервые представил весь материальный и духовный мир не как нечто застывшее, данное с древних времен, а как процесс постоянного изменения, трансформации и развития, пытаясь раскрыть внутренний источник этого движения.
Согласно гегелевской диалектике, источником всего развития, в том числе и социального, является внутреннее противоречие, присущее всему. Но диалектический метод Гегеля, который ориентирован на бесконечное развитие, таким образом, противоречит утверждению системы, которая обязательно должна быть завершена, то есть, что абсолютная истина должна быть, наконец, достигнута.
Учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля о государстве и праве
Немецкий философ, один из создателей немецкой классической философии и философии романтизма, Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) — важнейший философ-идеалист после Канта. Гегелевская философия представляет собой высший этап в развитии немецкого классического идеализма, так как Гегель разработал диалектический метод и применил его для анализа социальных явлений.
Государство и право как объект философии разума. Философская система Гегеля как совокупность теоретических знаний о формах восприятия человеком окружающей среды, содержание которой выражается в логически последовательных понятиях, включает в себя логику, естественную философию и философию разума.
Государство и право формируют субъект философии разума, который рассматривает развитие человеческого сознания и формы его объективизации, т.е. выражения в реальности, на различных стадиях исторического развития. Для Гегеля исторический прогресс — это постепенное самопознание духа. Это самообладание духа свободы. В ходе истории дух постепенно начинает осознавать себя, то есть осознавать свою собственную свободу. Только с появлением государства и закона свобода сначала приобретает форму реальности, реального бытия. Дух выходит за пределы формы своей субъективности и признает и объективирует внешнюю реальность своей свободы. Философия государства и права Гегеля в этом контексте является доктриной объективного духа, то есть сферы внешней объективизации свободы в форме закона и государства.
Гегель сделал систематическую экспозицию политической и юридической философии в «Философии права» (1821).
Догматические основы политико-правовой доктрины Гегеля. В Гегеле государство и право являются предметом философского, но не юридического анализа. Отличительной особенностью философского подхода к изучению состояния и права является понимание их внутренней основы, раскрытие идеи, лежащей в основе состояния и права. Объектом политической философии (или, по Гегелю, философии права) является анализ единства сущности, т.е. идеи государства и права, которая вытекает из понятия вещи и формы ее существования в реальности.
Рассматривая государство и закон как результат рациональной деятельности человека, Гегель связал понятия государства и закона, т.е. их сущность, с формами своего материального существа. Это позволило ему поставить вопрос о соответствующем (т.е. рациональном) политическом порядке, когда идея соответствует форме ее реализации. Наша работа, — писал Гегель в «Философии права», — поскольку она содержит в себе науку о государстве и праве, будет, таким образом, попыткой представить государство как нечто разумное само по себе». Как философская работа, она, вероятно, наиболее далека от построения государства, каким оно должно быть…»[1] По этой причине Гегель считал, что «наука о праве — это часть философии. Поэтому он должен развить из концепции идею, которая составляет дух субъекта, или, что одно и то же, наблюдать за своим собственным имманентным развитием самого субъекта».
Гегель противопоставляет философию права позитивной юриспруденции, которая связана с описанием эмпирически существующего, действующего законодательства и разработкой идеальных кодексов права и конституций на будущее. Политическая философия Гегеля является неотъемлемой частью его философской системы объективного идеализма, к которой применяются методологические принципы, делающие философию права научной дисциплиной.
Фундаментальной идеей гегелевской философии является принцип идентичности мысли и бытия, который в политической и правовой доктрине трансформировался в принцип идентичности рационального и реального. Его тезис «Что рационально, то рационально, а что рационально, то разумно» стал основой его политической доктрины. В отличие от Канта, который трактовал идеи закона и государства как чисто умозрительные и априорные конструкции разума, Гегель утверждал, что истинной идеей является идентичность субъективных (познавательных) и объективных моментов. По его словам, «истина в философии — это соответствие понятия с реальностью».
Философия Георга Гегеля
Первым этапом развития человеческого разума является субъективный ум, который проявляется на трех уровнях. Антропология (душа как чувственная субстанция), Феноменология (превращение души в сознание через стадии: Сознание — Самосознание — Разум), Психология (теоретико-практический факультет разума).
Вторая стадия — это объективный дух, который включает в себя сферы общественной жизни и понимается как неиндивидуальная целостность, разворачивающаяся в законе, морали, государстве, религии.
Высшей формой самореализации «Абсолютной Идеи» является «Абсолютный Дух» — это духовная деятельность человечества на протяжении всей мировой истории, это также «Абсолютная Идея», которая тайно работает в целях людей, в их поступках, это внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех поступков.Индивидуальное сознание (субъективный дух) проходит через этапы феноменологии: сознание — самосознание — разум — участие в «Абсолютном Духе».
«Идея Абсолюта», пройдя стадии логического развития идей и их реализации в объективном, чувственном мире (природа, человек и человечество), также достигает высшей стадии развития в «Духе-Абсолюте».
Тогда в «Абсолютном Духе» реализуется полное совпадение идеи мысли и бытия. «Абсолютная Идея» — это, по мнению Гегеля, его собственная система, а высшая ступень исторического развития — это место и время, где Гегель создавал — Германия, время кайзера Вильгельма. Другие страны и народы уже сыграли свою роль в истории или даже не способны на это. Человеческое общество, по мнению Гегеля, является высшей ступенью развития человеческого духа. В мировой истории дух осознает себя, и поэтому вся история действует как необходимое и естественное развитие сознания свободы.
Социальная жизнь зависит от развития нравственности, и Гегель даже понимал государство как реальность нравственной идеи. В основе государства лежит разум, который реализуется так же, как и воля.
В диалектическом методе Гегеля рассматривались явления и процессы во всеобщей взаимности и развитии. Первоначально термин «диалектика» означал искусство спорить. Сократ и Софисты считаются основоположниками диалектики. Позднее диалектика получила развитие в философии как метод анализа реальности (эволюционная теория Гераклита, Зенона и Канта). Гегель дал диалектике развитой и совершенной форме, он охарактеризовал диалектику как душу истинного знания, как принципы, которые вводят внутреннюю согласованность и необходимость в содержании науки. Гегель сформировал три основных закона диалектики: закон перехода от количественных к качественным изменениям, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Диалектический метод Гегеля включает в себя такие принципы анализа реальности, как восхождение из абсолютного в конкретное, соответствие исторического и логического.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества
- Переход от гносеологии к онтологии
- Любовь, брак и семья в различных философских традициях
- Проблема выбора субъектом жизненных ориентиров, сознательного построения образа жизни
- Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности
- Наука в современной цивилизации
- Древнеиндийская философия
- Объективность истины и преемственность научного знания
- Соотношение языка и действительности
- Структурализм в лингвистике