Оглавление:
На современном этапе развития общества все больше внимания уделяется всестороннему развитию ребенка, его самореализации, а также созданию благоприятных условий для формирования творческого мышления школьников.
Актуальность темы обусловлена исследованиями последних десятилетий, которые показывают, что в развитии творческого мышления школьников, помимо индивидуальных и возрастных особенностей, важную роль играют также характеристики, называемые гендерными. Гендерные исследования в психологии все больше приобретают актуальность, теоретическую и практическую значимость. Возраст и пол — важнейшие индивидуальные характеристики, которые во многом определяют поведение человека с самого раннего возраста.
В современной литературе появляется все больше публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Однако они — лишь капля в океане психологических проблем учителей и родителей сегодня, когда информация меняется каждые пять лет, а иногда и чаще. Современным школьникам приходится так много впитывать в свою память, что их психика порой не выдерживает таких нагрузок. Это приводит к эмоциональным срывам, депрессии. О развитии творческого потенциала, требующего внимательного, вдумчивого отношения, говорить не приходится, идет постоянная гонка за количеством и качеством знаний.
В то же время, сегодня в науке нет единого мнения о природе пола и его влиянии на развитие творческого мышления ребенка школьного возраста. С одной стороны, его относят к мыслительным конструктам (моделям), разработанным с целью более четкого научного описания проблемы гендера и дифференциации его биологической и социальной составляющих, с другой стороны, гендер считается социокультурным конструктом, созданным обществом в значительной степени посредством эмоций. Проблема влияния пола на развитие творческого мышления заключается в сравнении культурно обусловленных и нейробиологических различий и сходств в мышлении мальчиков и девочек.
Цель исследования — выявить гендерные особенности творческого мышления школьников младшего школьного и подросткового возраста.
Предметом исследования является творческое мышление школьников.
Объект исследования — гендерные особенности творческого мышления детей и подростков начальной школы.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что творческое мышление мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте и в подростковом возрасте имеет свои особенности. При этом мы сделали следующие предположения:
- Пол и соответствующий социальный опыт влияют на основные характеристики детского творческого мышления и определяют качественно разное мышление девочек и мальчиков;
- Творческое мышление мальчиков и девочек младшего школьного возраста и подростков различается по следующим характеристикам: беглость, гибкость, оригинальность, уровень развития вербального и образного творческого мышления, механизм вероятностного прогнозирования;
- Для девочек характерен более высокий уровень беглости, гибкости и оригинальности вербального творческого мышления, а для мальчиков — более высокий уровень гибкости и оригинальности образного творческого мышления.
Задачи исследования:
- Дать теоретический анализ литературных источников, посвященных изучению творческого мышления;
- Рассмотреть факторы, влияющие на развитие творческого мышления у детей и подростков младшего школьного возраста;
- Охарактеризовать гендерные особенности творческого мышления школьников через изучение гендерных различий в когнитивной сфере;
- в эмпирическом исследовании с целью изучения гендерных особенностей творческого мышления школьников младшего школьного возраста и подростков.
Творческое мышление в системе понятий психологии
На современном этапе изучения проблемы развития творческого мышления существуют различные подходы и взгляды на эту проблему, существуют абсолютно противоположные точки зрения на природу развития творческого мышления. Если мы рассмотрим существующие теории и концепции мышления, то обнаружим, что единого взгляда на эту проблему также нет.
Рассмотрим существующие концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии. Л.С. Выготский занимался проблемой взаимосвязи языка и мышления. Наибольший вклад в развитие теории мышления внес Рубинштейн: он отделил мышление от практической деятельности, связал его с чувственным познанием, изучил мышление в его временном развертывании, вывел факторы, влияющие на мышление (мотивы, особенности личности).
П.Я. Гальперин в своей теории формирования умственных действий говорит, что в процессе обучения мышление проходит через этапы: Действия с объектами, перевод этих действий в проговаривание вслух, проговаривание действий про себя, перевод во внутреннюю речь, стереоэпиляция и интернализация мыслительных процессов.
O.K. Тихомиров изучал эвристическое мышление в области интеллектуальной деятельности и автоматизации деятельности.
Теплов изучал разум и волю, способность максимально увеличить продуктивность разума в условиях опасности. Инстинкт в мышлении изучал Д.Н. Узнадзе. Р.Л. Солсо, представитель когнитивной психологии, говорил, что установка способна не только улучшать качество мышления, но и подавлять его. Если рассматривать понятия мышления в психологии других людей, то мы видим совершенно разные подходы к изучению этого вопроса. Представители ассоцианизма (Пристли, Гартли и Милль) говорили, что мышление всегда образно, это процесс, который всегда непроизволен. Развитие мышления — это процесс накопления ассоциаций, исследование творческого мышления основывалось на продуктах человеческой культуры. Представители объективного идеализма изучали мышление методом интроспекции; они говорили, что мысль основана на чисто рациональных фактах, в ней нет чувств и образной составляющей. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер) пришла к выводу, что сам процесс мышления представляет собой наложение гештальтов на структурные формы различных ситуаций. Если они похожи, то мозг устраняет проблему, то есть мышление сводится к акту инсайта (внезапное восприятие человеком решения проблемы). Бихевиористы (Дж. Уотсон) рассматривали мышление как поведение, а связь между стимулом и реакцией считали единством поведения. Представители психоанализа подчеркивали роль бессознательного в развитии мышления. Генетическая школа Ж. Пиаже использует понятие интеллекта, а не мышления, они рассматривают интеллект как психическую адаптацию к новым условиям, акт внезапного понимания.
Если мы рассмотрим современные концепции творческого мышления, то обнаружим, что они существуют в виде комплекса концепций и теорий, в виде теоретических и экспериментальных работ по различным аспектам: творческое мышление как предпосылка научной деятельности и деятельность в искусстве в работах Р. Арнхейма; творческое мышление как особый вид одаренности в работах В. Лея, Н.С. Лейтеса, Чистяковой и В. Штерна; творческое мышление как специфическая интеллектуальная деятельность в работах А.В. Брушлинского, И.А. Васильева.
По мнению С.Л. Рубинштейна, любой мыслительный процесс — это действие, направленное на решение конкретной задачи, включающей цель и условие. Творческое мышление — это качественно специфическая психическая функция, психический процесс, суть которого заключается в особых механизмах протекания психической деятельности.
Психологические модели творческого мышления
Психологические модели творческого мышления были разработаны несколькими западными психологами: Г. Гилфорд, Э. Де Боно, Дж. Галлер, Дж. Рензулли, П. Торранс. Однако доступ к работам этих авторов, к сожалению, очень ограничен. Поэтому при изучении данной темы мы должны больше опираться на таких столпов российской и советской психологии, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн и др. Рассмотрев различные концепции мышления и творческого мышления, можно сделать вывод, что такие подходы и знания о мышлении в целом и творческом мышлении в частности вызывают значительные трудности в использовании этих понятий.
Давайте сначала определим для себя, что мы называем мышлением. Мышление — это психологический процесс опосредованного обобщения отражения существенных признаков, явлений и отношений объективного мира. Мышление — это процесс, в ходе которого формируется новое ментальное представление; оно происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии ментальных свойств суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения проблем (Р. Солсо). Функция мышления — расширять границы познания, выходя за пределы сенсорного восприятия. Задача мышления — выявить отношения между объектами, определить связи и отделить их от случайных совпадений.
Давайте рассмотрим взаимосвязь между мышлением и творческим мышлением. По сей день этот вопрос остается спорным. Наиболее распространенным является общее понимание связи между мышлением и творческим мышлением, то есть понимание творческого мышления как вида мышления, в то время как углубленный анализ различных психологических теорий мышления доказывает совершенно иное соотношение между этими понятиями, что будет продемонстрировано ниже.
Первый признак думающего человека — способность видеть проблему там, где она есть. Появление вопросов — признак развивающейся работы творческого мышления. Человек видит тем больше проблем, чем шире круг его знаний. Творческое мышление, таким образом, предполагает наличие некоторых предварительных знаний.
Если мышление является интегратором интеллекта, то творческое мышление, которое является обобщенным и высшим свойством мышления, является инструментом этой интеграции, средством систематизации и вплетения психических функций друг в друга. Это подчеркивает адаптивный характер творческого мышления, которое является необходимым условием для полноценного развития всей системы интеллектуальных функций человека. Мышление — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации, который оперирует понятиями и образами и завершается каким-либо результатом. Поскольку творческое мышление является высшей формой мышления, это означает, что оно обладает теми же свойствами, что и рассуждение.
В теории Л.М. Веккера, которая является одной из наиболее систематизированных и целостных теорий психических процессов в современной отечественной и зарубежной психологии, подчеркиваются свойства мышления как когнитивного процесса.
Если рассматривать мышление по теории Л.М. Веккера, то можно сделать вывод, что если мышление обладает свойствами пространственно-временной свободы и безграничности и зависит от внутренней активации субъекта, то творческое мышление должно обладать этими свойствами в максимальной степени. Творческое мышление характеризуется максимальной свободой в преодолении пространства и времени и оперировании ими при решении конкретных задач. Она максимально обобщена по отношению к конкретным образам и сенсорному опыту и основана на максимальной субъективной активации, без которой она вообще не может развиваться.
Особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков
Школьный возраст не случайно выбран для анализа развития творческого мышления. Во-первых, она актуальна для образовательной практики, а во-вторых, во всей своей полноте демонстрирует самый сильный период развития в плане творческого роста. Другими словами, нет другого периода, который бы показал такое быстрое и всестороннее формирование творческого мышления.
По мнению Е.К. Лютовой и С.Ф. Жуйкова, в младшем школьном возрасте впервые можно говорить о полноценном творческом мышлении, но оно характеризуется спонтанностью и ситуативностью своих проявлений. В подростковом возрасте, как видно из работ Д.И. Фельдштейна, творческое мышление получает толчок в своем развитии, усиливается, входит в систему интрапсихических связей учебно-познавательной деятельности и закрепляется под контролем личности. Все основные этапы формирования, через которые может пройти творческое мышление, наблюдаются в период от младшего школьного возраста до подросткового.
Младший школьный возраст отличается от предыдущих по началу учебной деятельности. Процесс усвоения знаний детьми не ограничивается запоминанием отдельных фактов, а связан со слиянием социального опыта с личным, нахождением в каждом новом факте частицы субъективного и практического. Поэтому в процессе обучения происходит постоянное обогащение опыта. В житейской психологии это называется когнитивным процессом.
Сам факт вхождения в учебный процесс стимулирует мотивационно-потребностную сферу ребенка, очерчивает множество потребностей и в итоге формирует устойчивые мотивы. С обучением ребенок начинает видеть свой настоящий, прошлый и будущий мир в новом свете, вся его жизнь окрашивается влиянием новой значимой деятельности — познавательного обучения. Она становится ведущей и определяет все остальные виды деятельности в зависимости от возраста. Они формируются и дифференцируются в нем; правомерно сказать, что творческое мышление попадает под эгиду процесса обучения.
Кроме того, творческое мышление интеллектуально и духовно обогащается в процессе учебной деятельности. Обучение требует от ребенка постоянной познавательной активности. Внешне стимулируется психическая деятельность детей, т.е. развивается наблюдательность, активизируется воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и характеристик лежит в основе творческого мышления — оно характеризуется активностью, хотя и несколько спонтанной и бессистемной, достаточно устойчивой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), в значительной степени опирается на воображение, базируется на познавательной мотивации.
В младшем школьном возрасте наблюдается интеллектуальная рефлексия. Мы имеем в виду размышление в смысле мышления. Ребенок начинает задумываться о причинах, почему он думает так, а не иначе. Появляется механизм корректировки его мышления с помощью логики и теоретических знаний. Это позволяет ребенку подчинить свои намерения интеллектуальной цели и может сохранять их в течение длительного времени. В школьные годы улучшается способность хранить и вспоминать информацию из памяти, развивается мета-память. Дети не только лучше запоминают, но и могут размышлять о том, как они это делают.
Младший школьный возраст — это время конкретных мыслительных операций (по Ж. Пиаже). Мышление ребенка ограничено проблемами с конкретными реальными объектами. На смену децентрации приходит способность фокусироваться сразу на нескольких признаках, соотносить их, рассматривать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка также развивается способность мысленно отслеживать изменения в объекте. Появляется обратимое мышление (58).
Гендерные различия в творческом мышлении школьников
Понятие «гендер» связывает пол человека с социальными нормами и стереотипами поведения, определяемыми обществом как мужской или женский (И.С. Кон, В.В. Абубикирова, И.С. Клецина, И.В. Грошев, С.А. Ушакин, Э. Маккоби и др.).
В целом, большинство работ отражают результаты исследований на взрослых мужчинах и женщинах. Проблема гендерных особенностей в развитии творческого мышления школьников до сих пор остается недостаточно исследованной. Применение гендерного подхода в исследовании развития творческого мышления школьников позволяет интерпретировать влияние на творческое мышление таких факторов, как гендерные стереотипы, гендерная социализация и физиологические характеристики.
Анализ литературы по проблеме гендерных различий показывает, что на развитие когнитивных способностей влияет множество факторов, как биологических, так и, в частности, социокультурных.
Сравнительные исследования творческого мышления мальчиков и девочек можно разделить на три основных направления: психометрические исследования гендерных различий в мышлении; возможные биологические детерминанты этих различий; описание социально-психологических механизмов, связанных с согласованием гендерных ролей, влияющих на дифференциацию творческого мышления мальчиков и девочек.
Существуют старые психологические стереотипы, часто привитые с детства, о мужских и женских чертах характера. Согласно им, мужчина характеризуется проявлениями таких качеств, как независимость, напористость, дух соперничества, склонность к рефлексии, стремление к новизне и эмоциональная сдержанность; женщина характеризуется пассивностью, отсутствием напористости, стремлением избежать соперничества, верностью, эмоциональностью, интуицией и впечатлительностью. Согласно некоторым зарубежным исследованиям, женщины, работающие рядом с мужчинами в одной области, классифицируются как аналогичные мужчинам. Исследования женщин-ученых показали, что они серьезны, высокоинтеллектуальны, независимо мыслят, автономны и эмоционально стабильны. Для того чтобы добиться успеха в науке, женщины должны обладать мужскими характеристиками интеллекта в большей степени, чем мужчины, поскольку для преодоления стереотипов, т.е. предрассудков в отношении женщин-ученых, необходимо доказать свое превосходство.
Применение гендерного подхода в исследовании творческого мышления школьников также позволяет интерпретировать влияние таких факторов, как гендерные стереотипы (традиционные представления о нормативном поведении лиц разного пола) и гендерная социализация (процесс усвоения ребенком правил и норм поведения, соответствующих его гендерной идентичности) на развитие творческого мышления ребенка (Клецина И.С., Кирилина А.В., Радина Н.К. и др.).
Традиционными являются представления о ярко выраженной эмоциональности речи девочек и их большей склонности к гуманитарным наукам. Поведение мальчиков, с другой стороны, характеризуется как преимущественно невербальное. Эти традиционные предположения, на которые часто опираются воспитатели и учителя на практике, в определенной степени ограничивают развитие детей обоих полов, поскольку различия в эмоциональной сфере признаются естественными и законными. Влияние этих гендерных стереотипов на процесс воспитания и обучения детей особенно ярко проявляется в условиях гендерной социализации, которая активно происходит в школьном возрасте (И.С. Кон, А.Г. Асмолов, Л.В. Ильченко, О.В. Прозментик, Н.К. Ледовских и др.).
Несомненно, на развитие творческого мышления влияют факторы социального окружения и культурной среды. Если в школе дети находятся в одинаковых условиях, то влияние среды сказывается еще до школы (в выборе игрушек, отношении родителей, поддержке в выполнении домашних заданий и т.д.).
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Внимание
- Понятие и функции семьи
- Младшие подростки с конфликтным поведением из многодетных семей в условиях образовательного учреждения
- Большие социальные группы и массовые явления психики — Сущность и типы больших социальных групп
- Методы и методики психодиагностики
- Психологические условия адаптации детей раннего возраста к доу
- Теории личности. Теория к. Г. Юнга
- Причины употребления пав студентами и формирование зависимости
- Групповая психодиагностика
- Виды гендерной идентичности