Оглавление:
Фигура Фридриха Ницше (1844-1900) и его идеи являются одними из самых влиятельных в XX веке. Его работы очень противоречивы и не могут быть прочитаны однозначно. В любом случае, необходимо отличать идеи и взгляды самого Ницше от идей и взглядов «Ницше» — его ярых последователей, которые, как обычно, подчёркивают определённые смысловые акценты мыслей Ницше. Ницше оценил концепцию свободы Шопенгауэра как первоначальную основу бытия, но еще больше ее отточил. В то время как Шопенгауэр говорил только о воле быть, Ницше подчеркнул, что реальная воля — это «воля к свободе», то есть стремление к простому саморазвитию. Воля проявляется в первую очередь через жизнь. Для Ницше жизнь — это первая и единственная реальность. Все остальное — вселенная, природа, чувства и т.д. — это всего лишь элементы жизни. Потому что жизнь движется волей, есть борьба за выживание. Конечно, побеждает сильнейший. Слабые люди не должны ни сочувствовать, ни помогать, потому что поддержка слабых ведет к истощению и вырождению жизни: «До сих пор учили добродетели, самоотречению, состраданию, учили даже отказу от жизни». Все это ценности истощенны…»
Противопоставление силы жизни культурным нормам
Ницше противопоставляет силу жизни культурным нормам и ценностям и считает, что именно человеческая слабость и незащищенность породили культуру как систему искусственных средств выживания. Мораль — это средство борьбы слабых с сильными. Жизнь не подлежит нравственной оценке, потому что только то, чем она может быть, «Человек таким, каким он должен быть» — это звучит так же нелепо, как «дерево таким, каким он должен быть».
Свою позицию Ницше называет не «аморализмом» (безнравственность), а «аморализмом» (постморализмом). Мораль, по мнению Ницше, опирается на власть и запугивание, но «Бог мертв», потому что он не вмешивается в жизнь, чтобы укрепить ее. Кто ссылается на Бога, тот поддерживает немощь и вырождение, а не силу жизни. Когда человек чувствует в себе «голос крови», он должен пренебречь нравственностью, перейти «на другую сторону добра и зла» и перейти на сверхчеловеческий уровень. Человек, который способен на это, становится «сверхчеловеком», и только он может быть истинным проявлением жизненной силы.
Выдающийся представитель философского течения
Если А. Шопенгауэр, очевидно, является переходной фигурой, и поэтому его произведения во многом предшествуют неклассической традиции в философии, то не может быть никаких сомнений в его преемнике Ф. Ницше. Ф. Ницше — самый выдающийся представитель философского течения, называемого «философией жизни».
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) родился в немецком городе Люцен, в семье потомков польских дворян, которые когда-то носили имя Ницше. Сын простого священника, он, тем не менее, получил классико-филологическое образование в университетах Бонна и Лейпцига. Уже в годы учебы Ницше проявил такие таланты, что для него была предсказана карьера профессора. Так и случилось, и уже в 1868 году Ницше стал профессором классической филологии в Базельском университете. Казалось, что все идет по плану, но в 1876 году Ницше начал страдать от страшных головных болей и переехал в Италию, затем в Швейцарию и Францию. Здесь происходит радикальное изменение его отношения и работы. Отказавшись от преподавания, Ницше пишет свои главные произведения, в том числе «Так говорил Заратустра», которые приносят ему мировую известность. К основным произведениям Ницше относятся «Также и растяжка Заратустра», «Мужчина, зу меншлих», «Jenseits von Gut und Böse», «Генеалогия морали», «Götterdämmerung», «Антихрист». Третий период в жизни Ницше наступает в 1889 году, когда безумие прерывает его творчество. Ницше умер в 1900 году, не осознавая того успеха, который имели его работы в то время.
Работы Ницше оказались такими же сложными, как и его биография. Не менее парадоксальной была и судьба его творческого наследия в ХХ веке. Официальная оценка деятельности Ницше как идеолога национал-социализма сохранялась в нашей стране на протяжении многих лет. И на это были причины, особенно его во многом сфабрикованная работа «Воля к власти», которая была признана нацистской «библией». Это обеспечило теоретическую основу для политической практики Третьего Рейха. История отношений Фридриха Ницше с немецким национализмом сегодня достаточно ясна. Среди них подробно освещена негативная роль сестры Ницше Элизабет, которая подделала его рукописи одной рукой в соответствии с нацистской доктриной и подарила трость своего брата Гитлеру во время его визита в Архив Ницше в 1934 году. Ницше не был и не мог быть лично вовлечен в национал-социализм. Тем не менее, Ницшеанство подготовило идеологическую почву для возникновения этого движения.
Интересна, однако, не столько связь между Ницше и национал-социализмом, сколько истинный смысл его позиции, истоки которой, по мнению самого Ницше, можно найти в философии А. Шопенгауэр. «Я принадлежу к тем читателям Шопенгауэра, — писал Ницше о своих впечатлениях в студенческие годы, — которые, прочитав первую страницу, вполне уверены, что прочтут все страницы и прослушают каждое его слово». Я понял его, как будто он пишет для меня. «1 Другим мыслителем, чье сильное влияние, по словам Ницше, он испытывал, был русский писатель Ф.М. Достоевский. Однако в обоих случаях он серьезно пересмотрел идеологические позиции своих учителей.
В отличие от Шопенгауэра, Фридрих Ницше не стремился к построению целостной философской системы. Интерес к естественной философии и попытка выстроить его учение в соответствии с открытым К. Дарвином законом борьбы за существование были недолговечными и не оказали никакого влияния на творчество Ницше. Поэтому анализ его философских взглядов невозможен без интерпретации сложных мифологических образов и сюжетов, из которых состоит его основное произведение — «Заратустра».
Интерес Ницше к древности, и в данном случае к жизни и учению основателя зороастризма, не случаен. Она проистекает непосредственно из его критики европейской культуры, которую он пытается противопоставить естественной жизни, которую, по мнению Ницше, люди вели в древности. Архетипом естественного существования, по Ницше, является жизнь Востока и особенно древних ариев, среди которых он считает иранского пророка Заратустра, как это было принято в науке своего времени. В Европе он видит естественное существование в жизни греков доократовского периода, которые он изучал, будучи еще профессором.
Но отказ Ницше от «бытия» более чем радикален. Таким образом, акцент Ницше на банальных и косвенных точках современной культуры дает ему повод отвергать все — государственность и науку, нравственность и религию. «Бог мертв!» — Ницше провозглашает, подразумевая, что грядущая эпоха сверхчеловека не будет знать разницы между добром и злом, ни правды, ни красоты.
Уже совершенно очевидно, что Ницше склонен к крайностям в своем представлении мира. Следовательно, в его искусстве «жизнь» контрастирует с «бытием» как формой человеческого существования, где естественность контрастирует с искусственностью, свобода — с ограниченностью, оригинальность — с посредственностью, творчество — с рутиной, героизм — с обыденностью. Не найдя примеров такой «жизни» в настоящем, Ницше, как человек буквенный, обращается к художественному образу. В «Так говорил Заратустра» это образ Востока, в котором «жизнь» уже воплотилась в реальность.
Как это часто бывает, образ Ницше на Востоке оказывается чисто западным. Недаром древний пророк Заратустра, живший во времена общественных орденов, появляется в творчестве Ницше как отец крайнего индивидуализма. Даже сегодня западная культура нуждается в образе Востока прежде всего для того, чтобы докопаться до собственных проблем.
Поэтому проповедь восточной «жизни» как естественного существа в отличие от культурного и цивилизованного существа является своеобразным блефом, как во времена Ницше, так и сегодня. Модель восточной жизни каждый раз является продуктом западной культуры, претендующим на роль Востока для своих целей. Это, кстати, и произошло с Третьим Рейхом, который одевал тоталитарные порядки ХХ века в восточную и якобы натуральную одежду.
«Философия жизни»
Философия Ницше — это философия жизни, вдохновленная теорией Дарвина об эволюции животных и растений. Острый и оригинальный, он отражает драму и противоречия эпохи перехода от классической философии к современной.
Можно выделить три фазы его работы:
Первый этап проходил в изучении идей древности, творчества Шопенгауэра. В этот период он написал «Рождение трагедии из духа музыки», «Философию в трагической эре Греции», «Несвоевременные мысли».
Второй период знаменует собой разрыв с предыдущей философской традицией — «Человек, все слишком человечный».
Третья ступень создает «Так говорил Заратустра», «На другой стороне добра и зла».
Основные идеи Ницше
Переоценка всех ценностей, критическая идея избавиться от устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и заменить их новыми, провозглашенными в учениях Ницше. Нравственность — это «сумма условий для сохранения бедного, полусчастливого или полностью неудачного вида человека». Критикует всю философию, начиная с Сократа, и присущий ей рационализм, идеализм и нравственные истоки всех философских суждений. Вводит категорию «ценность» в европейскую философию. Он считает самой философию ценностным мышлением, и для него вопрос о ценности важнее, чем вопрос об истинности знания. Ницше ввел понятие нигилизма — высшие ценности теряют свою ценность. Как такое может случиться? Постепенно, по словам Ницше, возникает осознание того, что в мире нет «цели», нет «единства», нет правды. С помощью этих идей, человек считал себя значением и мерой ценностей всех вещей, «он создал такое целое для того, чтобы быть в состоянии верить в свою собственную ценность». И так этот мир потрясен. Нет ни правды, ни морали, ни Бога. Нигилизм «слабых» разлагается и разрушается. Радикальный нигилизм, нигилизм «сильного» — это путь абсолютного авторства — создания новой морали, нового человека. Переоценка ценностей подразумевает переход от любви к ближнему к любви к «далекому». Любовь к «далекому» — это творческая любовь; это не смягчение нынешних проявлений зла, а преобразование самих принципов жизни. Эта любовь принимает форму борьбы с современным народом, любовь, сопровождаемая презрением, отчуждением соседа. Это любовь к «идее» человека, к человеку, каким он может быть. Программа «переоценки» также включает в себя пересмотр понятия человеческого счастья. Человек не должен быть счастлив, он должен быть свободен. Аморализм, это не отрицание нравственности, это повышение ответственности человека за себя и за всё человечество.
«Воля к власти» — фундаментальная онтологическая концепция, разработанная на основе учений Шопенгауэра и в то же время несущая новый смысл. Воля» для Ницше бетонная. Индивидуальная воля человека, сущность всего сущего, заключается в возникновении и росте этой конкретной «воли к власти». Ницше рассматривает волю как первичную по отношению к сознанию и мысли, и связывает ее с человеческой деятельностью. «Я обладаю волей и действием, и поэтому я живу.» Ницше понимает жизнь как слепое иррациональное начало мира, поглощенное «волей к власти». Человек, ставший хозяином природы, хозяином своей собственной дикости, представляет собой колоссальную меру власти. «Жизнь — это всего лишь средство для чего-то: это выражение форм роста власти». Самоудовлетворенная человеческая субъективность захватила власть над миром и нигде не встречает сопротивления в своем самосозданном мире. Нет двух миров — мира самого по себе и мира для нас, есть только один мир — мир жизни, борьбы и поражения. Жизнь, для Ницше, лежит между природой и культурой. Жить — значит отличаться от природы, не подчиняться ни естественной, ни человеческой необходимости. Жизнь как реализация «воли человека к власти» ….. — это сфера создания смысла, это супержизнь без нормальности.
Идея Супермена, вытекающая из концепции роста воли к власти, теория преодоления всех негативных качеств человека и приближает его к идеалу Супермена — создателя и носителя новых ценностей и новой морали. Новые ценности — способность переоценивать ценности, умственное творчество, полная концентрация воли к власти, самосовершенствование.
Идея «вечного возвращения». Нравственное значение вечного возвращения заключается в постоянной ответственности человека за то, что он сделал, вечное возвращение является символом вечности, неотделимым от символа свободы — сверхчеловека.
Противостояние эмпирического мира истинному миру
В основе нравственности он видит (часто бессознательное) стремление физиологически слабых людей доминировать над сильными и здоровыми. Призыв к разуму и истине — это замена физической силы, способ, которым одна воля доминирует над другой.
Сочетает критику метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает несоизмеримость категорической схемы описания мира с реальным положением дел, то есть неспособность языка, то есть неспособность мысли, представлять любые знания, не зависящие от языка или мысли. Убеждение в фальсификации языка и мысли заставляет его задуматься о доминирующей роли действия и воли. Все общепризнанные и необходимые истины и т.д. — это лишь счастливые находки в борьбе за жизнь и власть. Все понятия определяются полезностью в рамках трансцендентального процесса жизни.
Вводится понятие «родового субъекта», интересы и цели которого скрыты от отдельного лица. Для него предрассудки разума и формы жизни априори являются убедительными; он не может не следовать им. Отсюда и фаталистическая идея вечного повторения одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий. Противоположностью этому является идея сверхчеловека, необходимость (даже через образование и отбор) преодолевать характеристики человеческой природы, такие как структура чувственности.
Ницше выбирает критику разума, науки, морали, христианской религии. Он действует как воинствующий антидемократ, с его точки зрения элита — сильный и воинственный народ. Большинство населения уступает, уступает, что может быть закончено с помощью войны.
Ницше говорит, что разум воображает себя хозяином мира и природы, только стремление жить имеет смысл, который должен быть связан с волей к власти. Ницше негативно относился к христианской религии, так как проповедовал равенство всех перед Богом, милосердие, терпимость, следование заповедям Иисуса Христа, что делало Европу немощной и не контрастировало с Азией и Африкой. Идеал Ницше — деспотический художник.
Ницше женоненавистник. «Женщины — это кошки и птицы, коровы в лучшем случае». Мужчина должен быть воспитан как воин, а женщина — как его вдохновитель, с мужчиной, нападающим на женщину кнутом».
Но у Ницше есть и интересные моменты о том, что общество переопределяет моральные ценности; он выступает за честность, здоровье и т.д., за стремление людей к искусству.
Теория Ницше
И все же главный вопрос остается открытым, а именно: что же находится по ту сторону добра и зла в учении Ницше? Здесь сразу же следует сказать, что воля к власти, о которой Ницше говорит как о начале Вселенной, имеет такую же жизненную природу, как и воля к жизни его учителя Шопенгауэра. Спонтанное становление, на которое Ницше неоднократно ссылается, происходит от первоначальной силы, которую он иногда называет «оно», «я», но чаще всего — от воли к власти. Но желание стремиться к жизненной самоутвержденности и власти.
Но жизненно важный волюнтаризм Фридриха Ницше имеет свои особенности. Ядро доктрины Ницше — протест против любого ограничения жизнедеятельности человека. Ницше верит, что сила жизненной силы человека — это то, что делает его героем. Но, как справедливо заметил Фихте в свое время, подобный героический персонаж, не знающий ни внешних, ни внутренних ограничений, обычно оказывается героико-депрессивным персонажем. Тот, кто не знает самоограничения, по Фихте, неизбежно впадает в грех ограничения другого и производит мир насилия и порабощения. И потому, что в нем нет нравственного закона, он делает насилие и угнетение ближнего самоцелью.
Именно так появляется эпоха Супермена в «Философии будущего», которую Ницше создал в сумерках своих творческих лет. Состояние войны всех против всех становится нормой жизни в эту эпоху. А христианская мораль сострадания к слабым заменяется так называемой «биологической нравственностью» с такими сентенциями, как «Будь храбрым и твёрдым!», «Дави на павших!».
Таким образом, абстрактный протест Ницше против всех человеческих ограничений становится укоренением деспотической силы в самом человеке. Стремление к тотальной диктовке оказывается смыслом и сущностью свободного жизненного импульса. На самом деле, однако, воля, которая не в состоянии ограничивать себя в соответствии с законом морали, оказывается подавляющей волей и, следовательно, незрелым и неавторизованным выражением свободы. И в этом феномене деспотической свободы заключается главный парадокс мировоззрения Ницше.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Нравственный прогресс: иллюзии и реальность
- Философия евразийства
- Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли
- Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.
- Информационные ресурсы сознания — Происхождение сознания
- Томас Гоббс, английский философ-материалист
- Неоконфуцианство и чжу си
- Подсистемы общества – сферы общественной жизни
- Культура в условиях глобализации
- Основные формы движения материи и проблема классификации наук — Проблема единства мира: история и современность