Оглавление:
Ментальность как отражение реальности в мозгу человека характеризуется различными уровнями.
Сознание образует высший уровень психики, присущий человеку. Сознание — высшая, интегрирующая форма психики, результат социально-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, в постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание является «социальным продуктом»; сознание есть не что иное, как сознательное бытие.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, в котором сознание существует и в котором нечто существует для него, есть знание. Структура сознания, таким образом, включает в себя основные когнитивные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Эти процессы могут включать ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении раздражителей, действующих на мозг в сознании, формируется чувственный образ мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет обновлять в сознании образы прошлого; воображение позволяет строить воображаемые модели того, что является объектом потребности, но отсутствует в настоящем. Мышление позволяет решать проблемы, используя обобщенные знания. Нарушение, сбой, а тем более полный разрыв любого из перечисленных выше психических познавательных процессов неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — это воплощенное в нем четкое различие между субъектом и объектом, то есть между «я» и «не-я» человека. Человек, который впервые в истории органического мира отделился от него и противопоставил себя окружающей среде, продолжает сохранять это противопоставление и различие в своем сознании. Он единственный среди живых существ, кто может заниматься самопознанием, то есть направлять умственную деятельность на изучение самого себя. Человек делает сознательную самооценку своих действий и себя в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — это путь, который каждый человек проходит в детстве и который имеет место в процессе формирования самосознания человека.
Третьей особенностью сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, с их помощью формируются и взвешиваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход действий и вносятся необходимые коррективы и т.д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он реализует вместе с тем свою сознательную цель, которая как закон определяет образ его действий и которой он должен подчинить свою волю». Любое нарушение, будь то болезнь или
Нарушение сознания — это любое нарушение, вызванное болезнью или иными причинами, способности осуществлять целенаправленную деятельность, ее координацию и направление.
Наконец, четвертой характеристикой сознания является включение в его состав определенного отношения. «Мое отношение к окружающей среде — это мое сознание», — писал К. Маркс. Человеческое сознание неизбежно включает в себя мир эмоций, в котором отражаются сложные объективные и, прежде всего, социальные отношения, в которые вовлечен человек. Человеческое сознание содержит эмоциональные оценки межличностных отношений. Здесь, как и во многих других случаях, патология помогает нам лучше понять природу нормального сознания. При некоторых психических заболеваниях нарушение сознания характеризуется нарушением в сфере эмоций и отношений: больной ненавидит свою мать, которую раньше горячо любил, со злостью говорит о близких людях и так далее.
Историческое развитие понятия сознания
Самые первые представления о сознании появились еще в древности. В то же время появились идеи о душе и возникли вопросы: Что представляет собой душа? Как он соотносится с материальным миром? С тех пор споры о природе сознания и возможности познания продолжаются. Одни предполагали познаваемость, другие говорили, что пытаться понять сознание так же бесполезно, как пытаться увидеть из окна себя, идущего по улице.
В первоначальных философских взглядах не было строгого различия между сознательным и бессознательным, идеальным и материальным. Гераклит, например, связывал основу сознательной деятельности с термином «логос», который означал слово, мысль и сущность самих вещей. Степень знакомства с логосом (объективным миропорядком) определяла качественный уровень человеческого сознания. Аналогичным образом, в работах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).
Сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений, было впервые открыто Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противопоставление психического и материального. Так Платон создал грандиозную систему «мира идей» — единой основы всего сущего — и разработал концепцию мирового, самосознающего, развоплощенного духа, который является движущей силой космоса, источником его гармонии. Античная философия активно развивала идеи индивидуального сознания принадлежности человека к мировому духу, которому придавалась функция объективной всеобщей закономерности.
Средневековая философия рассматривала сознательную человеческую деятельность как «отражение» всемогущего божественного духа, что являлось убедительным доказательством сотворения человека. Выдающиеся средневековые мыслители Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляя разные этапы развития философской и богословской мысли, последовательно и обстоятельно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и духовной деятельности в сочетании с самоуглубленным пониманием взаимосвязи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и решению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Таким образом, в этот период было введено понятие интенции как особого качества сознания, выражающегося в его направленности на внешний объект. Проблема интенциональности присутствует и в современной психологии; она также является важной частью методологии одной из наиболее распространенных междисциплинарных областей эпистемологии — феноменологии.
Наибольшее влияние на разработку проблемы сознания в Новое время оказал Декарт, который сосредоточился на высшей форме сознательной деятельности — самосознании. Философ рассматривал сознание как представление субъекта о своем внутреннем мире как непосредственной субстанции в отличие от внешнего пространственного мира. Сознание отождествлялось со способностью субъекта обладать знанием о своих собственных психических процессах. Были и другие точки зрения. Лейбниц, например, разработал положение о бессознательной психике.
Структура сознания
Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) утвердили положение о том, что сознание — это особая функция мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и самом себе. В целом, материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение «тонких» атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, отделением мозга или универсальным свойством материи («И камень мыслит»).
Немецкий классический идеализм сформировал особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Согласно Гегелю, основным принципом развития сознания был исторический процесс становления мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте и Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.
В 19 веке появились различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума и проповедующие иррационалистические подходы к оценке психической деятельности человека (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).
Карл Маркс и Фридрих Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировав идею о том, что сознание вторично и обусловлено внешними факторами, особенно экономическими. Марксизм широко использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.
Понятие сознания неоднозначно. В широком смысле слова, оно относится к психическому отражению реальности, независимо от того, на каком уровне оно происходит — биологическом или социальном, сенсорном или рациональном. Когда сознание подразумевается в этом широком смысле, подчеркивается его связь с материей без раскрытия специфики его структурной организации.
В более узком и конкретном смысле сознание понимается не как просто состояние ума, а как высшая, собственно человеческая форма отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, это целостная система, состоящая из различных элементов, которые находятся в регулярных отношениях друг с другом. В структуре сознания сначала наиболее четко выделяются такие моменты, как восприятие вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, над чем размышляют. Способ, в котором сознание существует и в котором что-то существует для него, — это знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающей среде и о самом человеке. Знание, восприятие вещей имеет разные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Итак, бытовое, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, идеи, концепции и мысли составляют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: в него входит также акт внимания как его необходимый компонент. Концентрация внимания приводит к тому, что в фокус сознания попадает определенный круг объектов.
Действующие на нас объекты, события вызывают в нас не только когнитивные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», которые заставляют нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодный рациональный, а страстный поиск истины.
Общественное сознание
Сознание не только индивидуально, личностно, но и имеет социальную функцию. Структура общественного сознания сложна и многомерна и диалектически взаимодействует с сознанием личности.
В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первая формирует социальную психологию, вторая — идеологию.
Повседневное сознание формируется спонтанно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное сознание предстает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.
Дифференциация общественного сознания в его современной форме является результатом длительного развития. Примитивное, недифференцированное сознание соответствовало примитивному обществу. Умственный труд не был отделен от физического, и умственный труд был вплетен непосредственно в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Такие формы общественного сознания, как мораль, искусство и религия, появились первыми в историческом развитии человека. Затем, с развитием человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, выделяемого в качестве особой сферы социальной деятельности.
Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
- Политическое сознание — это систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и народами;
- Правосознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и институтов, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Она направлена на обеспечение соблюдения правовой системы, соответствующей интересам конкретного общества;
- Мораль — система взглядов и оценок, определяющих поведение человека, средство формирования и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;
- Искусство — особая форма человеческой деятельности, связанная с освоением действительности посредством художественных образов.
- Религия и философия наиболее удалены от материальных условий общественного сознания. Религия старше философии и представляет собой необходимый этап в развитии человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанную на вере и религиозных постулатах.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном союзе. Общественное сознание имеет межиндивидуальный характер и не зависит ни от одного человека. Она имеет объективный характер для конкретных людей.
Каждый человек испытывает влияние общественного сознания в процессе своей жизни, через отношения с другими людьми, через обучение и воспитание, и это влияние не пассивное, а избирательное, активное.
Социальные нормы сознания психически воздействуют на человека, формируют его мировоззрение, моральные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим собственным законам.
Единство общественного бытия
Взгляды отдельного человека, наиболее соответствующие интересам эпохи и времени, становятся достоянием общества после прекращения индивидуального существования. Например, произведения выдающихся писателей, мыслителей, ученых и т.д.. Индивидуальное сознание, проявляющееся в данном случае в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, дополняет и развивает его, придает ему черты конкретной эпохи.
Сознание не может быть выведено из простого процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект-объект» не может породить сознание. Для этого предмет должен быть интегрирован в более сложную систему социальной практики, в контекст социальной жизни. Каждый из нас, кто приходит в этот мир, наследует духовную культуру, которой мы должны овладеть, чтобы стать по-настоящему человеком и уметь мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это сознание, противостоящее нам, является реальностью, такой как государство или закон. Мы можем восстать против этой духовной силы, но, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бесполезным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, мы должны сначала овладеть ею.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природа в целом безразлична к существованию человеческого духа, а общество не могло бы возникнуть и развиваться без него и не просуществовало бы ни одного дня или часа. В силу того, что общество — объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «заряжены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, мы не должны забывать об их различии и специфическом разделении. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности осуществляется таким образом, что если на ранних этапах общественного развития общественное сознание формировалось под непосредственным влиянием бытия, то в дальнейшем это
В дальнейшем это влияние становилось все более опосредованным государством, политическими и правовыми условиями и т.д., а обратное влияние общественного сознания на бытие, наоборот, становилось все более прямым. Возможность такого прямого влияния общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух неразрывных сторон одного и того же процесса: В своем воздействии на бытие оно может и оценивать его, и раскрывать его скрытый смысл, и предсказывать его, и, благодаря практической деятельности людей, преобразовывать его. И поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Такова исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом всякой социальной структуры.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа
- Мишель де монтень, французский писатель и философ эпохи возрождения
- Философское понятие материи и принцип материального единства мира
- С. Аскольдов и его философия
- Задачи современной философии
- Возрождение
- Апофеоз искусства и культ художника — творца в эпоху Возрождения — Философия эпохи Возрождения
- Константность и изменчивость в философии Гераклита — Жизнь и личность Гераклита
- Символ
- П. Чаадаев и его философия