Оглавление:
Проблема лидера и лидерства тесно связана с вопросом о роли личности в истории. Теории о решающей роли великих людей в социально-историческом развитии всегда пользовались большой популярностью в общественно-политической мысли и продолжают пользоваться ею и сегодня.
Теории о лидерах и лидерстве
Интерес к роли личности в истории и попытки осмыслить это явление восходят к глубокой древности. Мыслители того времени, такие как Геродот, Фукидиды, Ксенофонт, Полибий, Плутарх, Тит Ливий, отмечали, что в любом человеческом сообществе сильнейшие обязательно выделяются.
Вопрос о роли личности и лидеров приобрел особое значение в эпоху Возрождения, в наше время и в наши дни. Изначально речь шла не о политических лидерах и лидерах в современном понимании этих понятий, а о великих правителях и государственных деятелях, которые, по мнению авторов соответствующих теорий и идей, определяли ход социально-исторического развития.
Одним из первых среди авторов таких теорий был итальянский мыслитель Н. Макиавелли. Особое значение имеет его короткое произведение «Государь», в котором определяющая роль в жизни государства отведена правителю, наделенному волей к управлению, а также такими качествами, как хитрость (как у лисы) и сила (как у льва).
Вслед за Макиавелли возникли теории, что великие личности могут радикально изменить ход истории. Например, один из важнейших представителей французского Просвещения Вольтер в своей истории Российской империи при Петре I изобразил Петра I как своего рода демиурга, распространяющего культуру в стране, ставшей совершенно дикой.
Интересны идеи английского философа Т. Карлайла и американского поэта Р. Эмерсона, считавшего историю результатом творчества выдающихся личностей, в которых, по их мнению, в истории проявляется божественное провидение и творчество. По мнению Карлоса Карлейла, всемирная история — это биография великих людей (см. его знаменитые произведения «Герои», «Поклонение героям» и «Герой в истории», «Прошлое и настоящее»).
Определенную роль в популяризации роли личности сыграли французские историки первой половины XIX века Ф. Гизо, О. Тьерри и А. Тьерри,
Ф. Минье, Ж. Мишеле, хотя они подчеркивали, что великие исторические деятели могут только ускорить или замедлить начало того, что неизбежно и необходимо. Как утверждал немецкий философ того времени Г. В. Ф. Гегель, призвание «всемирно-исторических личностей — быть попечителями мирового духа». По его мнению, великая личность не могла создать саму историческую реальность, а могла лишь указать на неизбежное будущее развитие.
Вслед за этим С. М. Соловьев утверждает, что в конце XVII — начале XVIII вв. русский народ встал и был готов к дороге, т. е. к переменам, нужен был вождь, и он появился в лице Петра I.
В России в последней трети XIX и начале XX века были очень популярны, особенно среди радикально настроенной молодежи, идеи единой личности, способной изменить ход истории силой характера и интеллекта. Развитию и распространению этих идей способствовал революционно-популист П.Л. Лавров. Значительный вклад в развитие этой проблемы внес Н.К. Михайловский. В своей работе «Герои и толпы» он утверждал, что человек, независимо от своих характеристик, в определенные моменты может сильно усилить толпу (аудиторию, группу) своими эмоциональными и другими действиями и настроениями, в результате чего все действие приобретает особую силу.
В этой серии выделяется американский философ С. Крюк, который в своей книге «Герой в истории». Изучение пределов и возможностей»[2] он попытался поддержать тезис о том, что деятельность человека действительно ограничена обстоятельствами окружающей среды и природой общества. В то же время, по его мнению, роль личности значительно возрастает в ситуации, когда существуют альтернативы в развитии общества. В такой ситуации выбор альтернативы может также зависеть от личности.
Сущность лидерства и лидерства
Вероятно, потребность в лидерах существовала еще до того, как человек вышел из состояния стада. Можно утверждать, не без определенных оговорок, что на протяжении многих веков и тысячелетий именно великие правители, действия которых можно оценить как плюсы, так и минусы, выступали движущей силой социально-исторического развития.
Именно они стали инициаторами создания великих империй и мировых государств. Необходимо отдавать себе отчет в том, что история человечества сохранила лишь память о тех народах, которые благодаря своим правителям создали эти империи и государства. В эту категорию входят мифические или реальные инициаторы организации и самоорганизации человеческих сообществ.
В современном мире лидерство необходимо и неизбежно почти во всех коллективах — в больших и малых группах и организациях, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях, университетах, криминальных сообществах и т.д. Можно сказать, что институт лидерства универсален.
Какими бы далеко идущими ни были процессы демократизации, какими бы глубокими ни были результаты борьбы народов за свободу и равенство, роль лидеров в руководстве человеческими сообществами — группами, организациями, партиями, народом, государством — остается незаменимой в современном мире.
Роль лидеров важна во всех важнейших областях общественной жизни, в том числе в академических кругах. Эта роль в любой общине людей заключается в координации и мобилизации потенциала этой общины для обеспечения ее жизнеспособности, нормального функционирования и дальнейшего развития.
В этом случае, как справедливо заметил французский социолог Ж. Блондель, «среди различных аспектов лидерства политическое лидерство, особенно лидерство в национальном государстве, занимает особое место». Речь не идет о каком-либо другом типе политического лидерства по сравнению с другими типами; политическое лидерство гораздо более заметно, более навязчиво, если хотите, и гораздо более значимо».
Потребность в лидерах и институте лидерства возрастает пропорционально размеру и сложности организации коллективов, общин, общества и политической системы. Здесь необходимость в четкой дифференциации и специализации функций и ролей становится существенной. Это особенно важно в политическом мире, где есть огромные массы людей, которые имеют четко определенные, более или менее четко выраженные и четко реализуемые интересы и цели перед лицом противостояния со стороны политических оппонентов.
Есть лидеры: правящие и оппозиционные; консерваторы, реформаторы и радикалы; формальные и неформальные. Лидеры могут быть авторитарными и демократическими, национальными и региональными. Они приходят на разных уровнях, таких как группа, коллектив, футбольная команда, общественное движение, политическая партия, вся нация и т.д. Лидер может руководить нацией, государством, политической партией, общественно-политическим движением, организацией и т.д.
Разные люди могут стремиться к роли политического лидера: те, кто вдохновлен возвышенной идеей изменения общества, делая людей лучше.
Разные люди могут претендовать на роль политического лидера: те, кто одушевлен высокой идеей преобразования общества и ведущие людей к лучшему образу жизни, и те, кто циничен, бессовестен, безжалостен и проницателен. Он может действовать как создатель новых ценностей, смыслов, форм лучшего способа управления, даже образа жизни.
Личные качества политического лидера
В сильно упрощенной форме под лидерством понимается механизм взаимодействия между лидером и его подчиненными. Политическое лидерство можно рассматривать как способность человека заставить других что-то делать. Для этого он должен обладать рядом таких качеств:
Способность выявлять и формулировать жизненные интересы и цели общества, предлагать программу, формы, методы и средства их реализации, мобилизовывать и объединять людей вокруг обозначенных интересов и целей;
- способность обладать достаточной степенью интеллекта, организаторскими навыками, интуицией, политической волей к власти и влиянию, чтобы достичь вершины власти и оставаться на ней, способность быстро адаптироваться к новой ситуации и принимать решения, соответствующие данной ситуации
- способность воплощать основополагающие национальные ценности для данного исторического периода
- способность находить и принимать лучшие политические решения, соответствующие реалиям общества.
- Способность брать на себя ответственность за решения, имеющие важнейшее значение для страны, а также за их результаты, как положительные, так и отрицательные.
- Способность убеждать, вызывать энтузиазм, заставлять нацию преодолевать пессимизм и всевозможные комплексы неполноценности, получать людей позади него, вызывать оптимизм и веру в лучшее будущее.
Определение, честность, осознание его требования обществом являются неотъемлемыми качествами лидера. Его нравственный характер привлекает внимание и играет важную роль в его успехе или неудаче. Талант привлекать людей, быть правым, завоевывать их сочувствие, ораторское искусство и чувство юмора также необходимы.
Незаменимыми качествами современных политических лидеров в информационном обществе также являются неподдельность фото и телевидения, хорошая внешность, способность внушать доверие и др. Другими словами, лидер должен обладать харизмой в глазах других.
Харизма (от греч. харизма — божественный дар, благодать) означает, что человек исключительно одарен. Легитимность такого лидера поддерживается верой (часто слепой) его последователей в его непогрешимость. Здесь важно не то, что он сказал что-то правильное, а то, что это он это сказал. Харизма состоит из реальных способностей лидера и качеств, которые его последователи дают ему.
Лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени. Он является промоутером идеи, способной захватить дух общества или значительную часть населения, наживаться на самых неблагоприятных позициях, превращать противников в союзников, не бояться рисковать, преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам.
Его авторитет, политические и личные качества строго оцениваются людьми и во многом определяют успех политической деятельности. Именно успех формирует основу, на которой формируется вера в легитимность лидера в глазах управляемых.
В жизни, особенно в политике, нередки случаи, когда бескомпромиссное следование принципу без учета возможных последствий приводит к непредвиденным и непоправимым последствиям. Для опытного политика должны быть исключения из каждого правила и принципа. Таким образом, во все времена правители и даже политические мыслители отстаивали допустимость лжи во имя укрепления существующей системы и рассматривали ложь навсегда как допустимое средство политики. Примеры, доказывающие правильность этого рассуждения, можно найти во множестве случаев как в истории всех народов и государств, так и в отношениях между государствами в современном мире.
Формальные и неформальные лидеры
Проводится различие между формальными и неформальными лидерами. В то время как формальными лидерами обычно являются лица, занимающие формальные высшие должности в иерархии государственной власти, неформальные лидеры таких должностей не занимают. Их неформальное лидерство основано на авторитете, приобретенном благодаря обладанию определенными личными качествами.
В этом смысле понятия или институты «лидерство» и «лидерство», «менеджер» и «лидер» не всегда совпадают. Лидерство — это обладание формальным правом направлять ту или иную сферу общественной жизни, принимать решения по вопросам, затрагивающим формы их жизни.
В современном мире на роль политических лидеров все чаще претендуют люди, которые не занимают официальных должностей в структурах высшей власти, но очень популярны в обществе. Считается, что человек из этой группы людей полностью выражает и защищает интересы народа или определенной социальной группы и способен консолидировать и мобилизовать их на решение своих жизненных проблем.
Среди неформальных лидеров можно назвать индийского общественного деятеля Махатму Ганди, который сыграл одну из ключевых ролей в обретении Индией независимости от британского правления после Второй мировой войны; Дэн Сяопина, который был отцом глубоких экономических реформ в Китае, обеспечивших быстрый подъем страны, ставшей второй по величине экономикой мира после США; Мартина Лютера Кинга, возглавившего в 1960-х годах движение за равные права цветных людей в США; вышеупомянутого имама Хомейни; и других.
Что касается лидера, занимающего высшую должность в иерархии власти, то он не может пользоваться ощутимым авторитетом и уважением среди народа страны. Во всем этом, различие между терминами «лидерство» и «лидерство» не может быть абсолютным, потому что лидер может быть лидером в то же время и наоборот. Успешный государственный деятель может быть или не быть лидером. Это не редкость для эффективного лидера — быть сдержанной фигурой.
Идеальная ситуация, когда лидер является и лидером, и менеджером в одном лице. К этой категории относится, например, канцлер Германии с 1871 по 1890 год. Бисмарк. O. Бисмарк, которого назвали «Железным канцлером» из-за его ключевой роли в объединении Германии вокруг Пруссии и установлении Второго Рейха, попадает в эту категорию.
К этой категории политиков относится 32-й президент США Ф.Д. Рузвельт, который был избран на пост в 1932 году, т.е. во время великого экономического кризиса 1930-х годов, и стал национальным лидером благодаря своей программе так называемого «Нового курса». Этот статус еще более закрепился во время Второй мировой войны. Примечательно, что за всю историю США Рузвельт был единственным президентом, который избирался на этот пост четыре раза подряд. Не случайно он числится среди великих президентов вместе с Дж. Вашингтоном, Т. Джефферсоном, А. Линкольном и Дж. Кеннеди (после него).
К этой категории лидеров (хотя, по мнению автора этого учебника с некоторыми оговорками) можно добавить И. В. Сталина, лидера Советского государства с 1924 по 1953 год, под руководством которого страна была индустриализована и одержана победа в Великой Отечественной войне против гитлеровской Германии, 40-го президента США Р. Рейган, которой приписывают победу Запада в холодной войне над СССР, премьер-министр Великобритании М. Тэтчер за ее решимость в проведении социально-экономических реформ, а также победу в 1982 году в войне с Аргентиной за Фолклендские острова в Южной Атлантике, Коль, которая привела к воссоединению Германии, и другие.
Государственный лидер может стать лидером случайно, при благоприятных обстоятельствах, потому что он интуитивно угадал интересы некоторых слоев населения.
Массы и вождь
На массы людей во все времена истории человечества произвели впечатление честные и добродетельные государственные деятели, короли, императоры или просто вожди, которые искренне заботились об интересах, нуждах и устремлениях своих народов. Но их часто привлекали великие военачальники, императоры, лидеры, которые, говоря метафорически, проявили готовность удовлетворить свою жажду власти и влияния любыми средствами, до последней капли крови своего последнего предмета.
Среди масс может быть живая реакция, например, призыв какого-то малоизвестного монаха Петра Затворника к крестовому походу к Гробу Господню на Востоке, или фюрера перед лицом Гитлера к созданию тысячелетнего рейха, или вождя мирового пролетариата В. И. Ленина к прекращению вековой системы эксплуатации человека человеком и созданию совершенного бесклассового общества рабочих и крестьян. Здесь наиболее уместна мысль Г. Лебона, который сказал: «Гениальные изобретатели ускоряют ход цивилизации». Фанатики и бредовые люди творят историю».
Этот парадоксальный феномен встречается во все периоды истории всех без исключения народов. Об этом свидетельствуют примеры Рамзеса в Древнем Египте, правителей династии Дария в Древней Персии, Александра Македонского, основателя Поднебесной Цинь Ши Хуанди, основателя империи Золотой Орды Чингисхана, а также Тимура, Наполеона и других. В современную эпоху именно Гитлер, Муссолини, камбоджийский диктатор Пол Пот убил 3 миллиона человек и др. Каждый из них по-своему определил историческую судьбу многих народов и, в некоторой степени, основные направления и тенденции мирового развития.
Фридрих Ницше сказал: «История всегда пишется с точки зрения победителей». Как показывает исторический опыт, независимо от того, кто его стимулировал и мобилизовывал, реальной материальной силой, разрушающей основы цивилизации, были, как правило, массы. Когда парадигматические, идеологические, социокультурные, моральные и нравственные основы, на которых покоится та или иная цивилизация и ее система правления, подрываются, массы или толпа берут на себя задачу их окончательного уничтожения. В такие периоды, как заметил Х. Лебон, философия числа становится «единственной философией истории» Философия массы становится единственной философией истории.
Применительно к современности эта тенденция нашла выражение в восстании или восстании масс, превращение которых в одного из главных действующих лиц во многом определяет облик нашей эпохи. Помня об этой реальности, испанский философ и искусствовед Ж. Ортега-и-Гассет однажды говорил о «тотальном захвате государственной власти массой».
Это выражение, однако, следует понимать метафорически, поскольку массы не могут захватить власть или, если они ее захватят, ухватиться за нее. Власть неявно предполагает способность управлять. Массы не способны управлять собой или другими человеческими сообществами.
Массами пользуются те, кто по-настоящему понимает власть и способен использовать ее для достижения своих собственных, не всегда справедливых целей. Для них власть — это самоцель, которая должна быть получена и использована ради собственной выгоды.
Другими словами, массы тесно связаны с лидером, лидером. Они органически дополняют друг друга. Без массы, лидер является лишь генералом без армии, в то время как без лидера массы является бесформенной, неорганизованной толпой, способной ничего, кроме простого уничтожения. Лидер дает направление, организует и направляет ожесточенные, спонтанные страсти массы. Даже Ф.Р. де Шатобриан, наблюдая за превратностями Великой французской революции, пришел к выводу, что «равенство и деспотизм связаны тайными узами».
Слияние массы и тирана в современном мире особенно заметно в тоталитаризме. Более того, тоталитарная система создает оптимальные условия для триумфальной посредственности, чтобы подняться на высоты власти и авторитета.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции: