Оглавление:
Мир многообразен, и мы обычно используем такие общие термины, как «вселенная», «мироздание». Так мы относимся ко всему, что считаем существующим. Но в философии есть один конкретный термин (категория), который более полно отражает это единство мира во всем многообразии его проявлений. Эта категория — «бытие».
Термин «бытие» был впервые введен в философию древнегреческим философом Парменидом и с тех пор является одним из основных понятий философии. Учение о бытии, рассматривающее наиболее общие категории всех вещей (категория «бытие» обычно отождествляется как с «сущностью», так и с категорией «субстанция»), называется онтологией и является одним из важнейших разделов философии
Так что же такое «бытие»? В самом широком смысле — существовать, быть, являться. А как философская категория — реальность во всем ее многообразии, которая существует объективно, то есть независимо от человеческого сознания, воли и эмоций. Проблема бытия и его связи с сознанием всегда находилась в центре философского мировоззрения. Через понятие «бытия» человек пытался понять свое место в мире.
Так в чем же проявляется множественность существования? Бытие имеет материальную, социальную и идеальную формы.
Бытие как мир материальных вещей и процессов имеет формы физических, химических, геологических, биологических тел.
Под социальным бытием мы понимаем бытие человека как индивида, класса, нации и т.д.
Духовное бытие мы наблюдаем в результатах творческой деятельности человека, в различных формах его духовной культуры (мифы, сказки, или даже плод буйного воображения больного человека — это тоже бытие).
Но несмотря на многообразие форм бытия, само бытие едино.
А теперь давайте закроем тему и вспомним: Бытие — это все, что есть и чего не может быть. Противоположностью бытия является небытие, а «небытие» не существует.
В проблеме бытия есть несколько аспектов.
Первый аспект состоит из следующих вопросов и ответов:
что считать существующим? Ответ — весь мир!
Где он существует? Ответ здесь и везде!
как долго он существует? Ответ — сейчас и всегда, он вечен!
А отдельные вещи? Ответ — в отличие от бытия — они конечны, преходящи!
Второй аспект проблемы — это вопрос о единстве мира:
Понимается как неизменная сущность, не зависящая от воли и сознания и воли человека.
Третий аспект проблемы — это мир как таковой:
независимо от различия и единства его основных ценностей, является реальностью для каждого человека.
В истории философской мысли понятие «бытие» претерпело сложное развитие и изменение. Однако его общей чертой всегда оставалось противопоставление материалистического и идеалистического подходов. Материалистический подход основан на материальных основах бытия, а идеалистический — на идеальных, духовных. Если мы изучаем историю философии, то уже знакомы с этими направлениями.
В понимании бытия есть периоды:
Первый период — это мифологическая интерпретация бытия (она характерна для дофилософской мысли);
Второй период можно назвать натуралистической онтологией (он характерен для ранней греческой философии);
Третий период определяется великими научными открытиями современной эпохи (рождение классической науки, а натурфилософия определяет понимание «бытия»);
Четвертый период начинается с И. Канта (бытие рассматривается как нечто связанное с человеческой деятельностью — познавательной и практической);
Для современной философии характерно признание многообразия форм бытия, как материального, так и духовного (однако в некоторых направлениях, например, в экзистенциализме, все еще наблюдается попытка переосмысления устоявшегося подхода к бытию, основанного на анализе человеческого существования как высшего состояния бытия).
Аспекты бытия
Как мы уже знаем, философская мысль возникла как попытка преодолеть мифологическое мировоззрение. В его основе лежали мифологические (дофилософские) представления древних, которые основывались на глубокой вере в могущество их многочисленных богов. Поэтому давайте сразу перейдем к рассмотрению второго периода в понимании бытия.
Во-первых, мы имеем дело с философской школой элеатов (Элеатея, южная Италия): Парменид (515- ? до н.э.), Ксенофан (570-478 до н.э.), Зенон (490-430 до н.э.), в центре внимания которых находится само бытие. Согласно элеатам, «бытие — это то, что всегда есть: оно едино и неделимо, как и мысль о нем, в отличие от множественности и делимости всех вещей в чувственном мире».
Эти взгляды в корне противоречили мифологическим воззрениям древних, для которых существование множества богов было реальностью. Но вместе с этим люди уже начали терять веру в традиционную власть богов Олимпа, и постепенно устои и нормы мира начали рушиться. В глубинах человеческого сознания не только сомнение, но и отчаяние, людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала ситуацию и попыталась успокоить «беспокойную душу» людей, заменив власть языческих богов властью разума, властью мысли.
В его понимании бытия можно выделить следующие аспекты.
Он делит бытие на две части: бытие и небытие. При этом он противопоставляет их как позитивные (истинные) и негативные (неистинные). Истинное бытие обладает такими свойствами, как неизменность, неподвижность. Он вечен и совершенен, равен только самому себе, неразрушим, не имеет ни будущего (поскольку еще не существует), ни прошлого (поскольку уже не существует).
Неистинное бытие или «небытие» подвижно, изменчиво и непостоянно, разрушимо. То есть, речь идет об окружающем реальном мире во всем его многообразии. Олимпийские боги также относились к категории существ, олицетворявших тот или иной элемент природы (а «жизнь» богов на Олимпе была очень похожа на жизнь полисного общества). Парменид заменил авторитет богов авторитетом разума, авторитетом мысли: логосом, космическим разумом, через который содержание мира непосредственно открывается человеку.
Бытие, таким образом, находится за пределами реального мира и может быть постигнуто только с помощью разума. Это было настоящим философским открытием. Ведь Парменид дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мышление и бытие — одно и то же», «одно и то же — мышление и то, к чему стремится мышление». В своей философской поэме «О природе» Парменид во вступительном разделе описывает свое путешествие на колеснице. «И я мчался в колеснице разума, сопровождаемый днем (пониманием) и ночью (чувством) к ее величественной богине, Истине».
Это заблуждение, что Парменид отрицает чувственное понимание мира. Его отвергают, потому что он утверждает, что одной чувственности недостаточно для постижения бытия.
Одним из первых философских оппонентов Парменида был Гераклит Эфесский (544- ? до н.э.), который, как и ряд других философов-натуралистов (поскольку они считали первоосновой ту или иную субстанцию), задался целью опровергнуть Парменида.
Прежде всего, в отличие от Парменида, он сосредоточен на движении (развитии, изменении). Вспомним знаменитый образ реки, так называемые «фрагменты реки», в которых Гераклит выразил идею постоянства движения и развития: «В мире нет ничего постоянного, кроме самого движения». На ум приходит следующее четверостишие:
«Нет никакого движения!» — сказал мудрец,
А другой встал и пошел впереди него.
Он не мог бы аргументировать более ясно….
Гераклит сформулировал диалектические принципы бытия: природа мира активна, природа бытия подвижна. Символом подвижности, динамическим элементом, символом единства мира, то есть бытия, он признал вечно живой огонь, который то разгорается, то гаснет. «Мир — это вечно живой огонь!» — восклицает он.
Демокрит и Платон
Таким образом, становление (развитие, изменение) возможно только в форме постоянного перехода от одной противоположности к другой и единства этих противоположностей (жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло, война и мир, зима и лето и т.д.), т.е. в вечной борьбе. Таким образом, «раздор — отец всех вещей и царь всех вещей». Кстати, он также вводит относительность всего в понимание диалектики, например, относительность красоты, силы человека, его действий, вкуса и т.д.
Таким образом, Гераклит впервые устанавливает устойчивую согласованность в мире, которая обеспечивает единство бытия, единство вселенной, и в этом он солидарен с Парменидом. Но, противореча ему, он признает вечность бытия не в его вечной неизменности, а в его вечном движении
Древнегреческий философ Демокрит из Абдеры (460 — ок. 370 гг. до н.э.) считал, что бытие — это «нечто» и проще, и понимал под ним атом (гр. — не рассеченный, не разрезанный).
Демокрит, также столкнувшись с задачей опровержения Парменида, во многих вопросах приходит к идентичному толкованию бытия: он делит бытие на истинное и неистинное, оно невидимо, неизменно, неделимо, познаваемо только разумом (атомы, по Демокриту, нельзя увидеть, только мыслить). А «ничто» — это пустота, разделяющая атомы. Он также согласен с основным элеатским положением, согласно которому познаваемо только бытие.
Платон Афинский (427-347 гг. до н.э.) предложил иную интерпретацию бытия. Его взгляды были ближе к взглядам Парменида, чем к взглядам его предшественников, натурфилософов. Как и элеаты, он описывал бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию.
Но в отличие от них, сущность Платона множественна, это вечные и неизменные идеи: мир клятв — это мир идей. В результате, как мы уже знаем, он определил «родословную» Платона и стал родоначальником идеализма. Именно этот мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей Платон называет «бытием» и противопоставляет ему реальность — изменчивую и преходящую сферу чувственных вещей, «несовершенных копий совершенных идей». Это «небытие». Он называет его «миром становления». Здесь все только становится, постоянно рождается и уничтожается, но никогда не «есть».
У Платона мы видим много общего с элеатами: Неизменность и вечность. Но, несмотря на это сходство, у Платона есть существенное различие: идей много. Все «виды» и «роды» реальных вещей имеют невидимую идею, непостижимую для разума, вечную и совершенную. Поэтому возникает логичный вопрос: как он соединил эту множественность идей в единое бытие? Платон решает эту проблему следующим образом. Есть нечто «Единое», которое выше всего сущего. Он называет это «высшим благом». Она находится на стороне бытия и поэтому недоступна для ума. О нем ничего нельзя сказать, но к нему стремятся и тем самым обретают собственное существование. Для последователей Платона для обозначения этого «Единого» (Блага) был установлен термин «трансцендентное» — «то, что за пределами».
Такое идеалистическое понимание бытия не могло удовлетворить мыслителей, которые пытались объяснить реальный мир природы. В конце концов, согласно платоновскому идеализму, нельзя сформировать строгое знание, а можно лишь иметь «мнение». С критикой платоновской концепции бытия выступил его лучший ученик, Аристотель из Стагира (384-322 гг. до н.э.), который видел ошибку Платона в том, что он приписывал независимое существование идеям, изолировал и отделял их от чувственного мира. Его знаменитая фраза: «Платон — мой друг, но истина мне дороже».
Понимание бытия
Сохраняя характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то стабильного, неизменного, неподвижного, он в то же время отвергает учение об идеях как психических явлениях, отделенных от принадлежащих им вещей. Если Платон признавал идеи существующими («бытие»), то Аристотель обозначил бытием индивидов («неделимое»). Например, этот конкретный человек и не идея совершенного человека, эта конкретная лошадь и не идея совершенной лошади, этот конкретный стол и не идея совершенного стола и т.д.
Таким образом, Аристотелю удалось преодолеть характерное для предшествующей философии противопоставление различных сфер бытия и разделить их на истинные и неистинные. Для того чтобы лучше понять суть его идей, необходимо отметить, что хотя Аристотель и признавал сущность материи как бытия, он все же рассматривал ее только как пассивное бытие (возможность стать чем-то), а всю активность приписывал другим причинам. Он считал Бога высшей причиной. Бог — конечная причина всех форм и сущностей, развивающихся по его собственным законам, «перводвигатель» мира (сам Аристотель).
Резкий отход от этой позиции начался в эпоху Возрождения (X1\/ X\/1 век), когда культ материального существования — природы, всего физического и материального в целом — получил всеобщее признание. Это изменение в восприятии было обусловлено новым типом отношения человека к природе — отношением, обусловленным развитием науки, техники и материального производства.
Такое понимание бытия подготовило концепции семнадцатого и восемнадцатого веков. В них Dasein рассматривается как реальность, которая противостоит человеку и осваивается им в своих действиях. Существует, таким образом, отношение к бытию как к объекту, которому субъект противопоставляется как реальность, подчиняющаяся слепым законам (например, принципу инерции), действующим автоматически и не допускающим вмешательства внешних сил. Отправной точкой в понимании бытия (вспомним еще раз — как и для всей философии и науки 17-18 веков) является понятие «тело», которое было связано с развитием механики — главной науки того времени.
Природа, как единое существо, рассматривалась как некий механизм, действующий сам по себе, без какого-либо отношения к нему человека. И этот период вошел в историю философии как период натуралистических концепций бытия.
В философии Рене (лат. Декарт) Декарта (1596-1650) появляется еще один способ понимания бытия, который знаменует собой начало четвертого этапа в рассмотрении данной категории. Великий философ понимает бытие через призму человеческого существования, неразрывно связывая его с мыслящим человеком, его сознанием. Отсюда знаменитое кредо Декарта («cogito ergo sum») «Я мыслю, следовательно, я существую».
Он видел конечную цель познания в овладении человеком силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в совершенствовании самой человеческой природы. Он ищет исходное положение всех знаний, а также метод, с помощью которого можно возвести надежную конструкцию всей науки.
Эту линию развивает немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716), который выводит понятие бытия из внутреннего опыта человека. И своего крайнего выражения она достигает в лице английского философа Джорджа Беркли (1685-1753), который отрицал существование материального бытия вообще. Такая интерпретация бытия была завершена в философии Эммануила Канта (1724-1804).
Проблема бытия в истории философской мысли
И. Кант считает, что «…бытие не есть понятие чего-то, что можно было бы добавить к понятию вещи….. В логическом применении это только связка в суждении». То есть, когда мы добавляем к понятию свойство бытия, мы не добавляем ничего нового к его содержанию, поскольку оно остается «вещью в себе». Он утверждает, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего интеллекта не могут дать никакого теоретического знания об этих «вещах в себе», потому что они не познаваемы. Хотя наши эмпирические знания могут бесконечно расширяться и углубляться, они ни на йоту не приблизят нас к познанию «вещей в себе». То есть бытие является продуктом ментальной деятельности объектов, но не самих объектов.
Такой подход к рассмотрению бытия характерен и для философии конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. При этом само бытие переосмысливается, и основная тенденция в развитии представлений о бытии совпадает с тенденцией развития научного знания. И она, в свою очередь, направлена на преодоление как натуралистической интерпретации бытия, так и подхода к бытию как субстанции. Эта критика бытия как субстанции была осуществлена, например, в работах известного немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера (1874-1945).
Говоря о современном этапе рассмотрения проблемы бытия, мы уже изложили его основные положения в начале нашей лекции. Поэтому давайте обобщим наши знания и подведем итоги.
Бытие — это объективная и субъективная реальность в их совокупности:
- Объективное бытие — это мир физических тел, материальный мир.
- Субъективное бытие — это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека. Характерной чертой современного понимания бытия является признание множественности его форм:
- сущность природы и рукотворных вещей,
- человеческое существование..,
- духовное существование..,
- сущность общества.
Обратите внимание, что философы больше не делят бытие на «истинное» и «неистинное». Но и сегодня в ряде течений (например, в экзистенциализме) предпринимается попытка переосмыслить подход к бытию, начиная с анализа человеческого существования как высшего состояния бытия. Но этой философии мы посвятим отдельную лекцию.
Теперь мы переходим к изучению различных состояний бытия. Как мы уже знаем, она многообразна, и одной из ее форм является объективное бытие — мир физических тел, материальный мир. В философии она обозначается категорией «материя».
Над проблемой материи философы работали с древних времен. Само понятие «материя» (от лат. — вещество) является основной, первой категорией философии. Она объединяет все множество бесконечных объектов и систем, существующих в мире.
Понятие «материя» совпадает с представлениями об «объективной реальности», «объективном мире», которые существуют независимо от воли человека. Противоположностью является субъективная реальность.
Материя включает в себя не только все наблюдаемые тела природы, но и все то, что в принципе может быть обнаружено в будущем благодаря улучшению возможностей наблюдения и экспериментов. Весь окружающий нас мир представляет собой материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами. Решение почти всех других философских проблем зависит от того или иного понимания. Таким образом, понимание материи как вещества, сформированное в античности, оставалось в философии вплоть до начала 20 века, когда произошла революция в физике.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Объективность знания и творческая деятельность
- Л. Фейербах и его философия
- Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
- Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа
- Мишель де монтень, французский писатель и философ эпохи возрождения
- С. Аскольдов и его философия
- Задачи современной философии
- Формы общественного сознания
- Возрождение
- Апофеоз искусства и культ художника — творца в эпоху Возрождения — Философия эпохи Возрождения