Оглавление:
Первой отличительной чертой учений мыслителей, принадлежащих к немецкой классике, является сходное понимание роли философии в истории человечества и в развитии мировой культуры. Они доверили философии высшую духовную миссию — быть критической совестью культуры. Философия, впитавшая в себя живые соки культуры, цивилизации и широко понимаемого гуманизма, была призвана к широкому и глубокому критическому осмыслению человеческих действий. Это было очень смелое заявление. Но немецкие философы восемнадцатого и девятнадцатого веков, несомненно, преуспели в преобразовании. Гегель говорил: «Философия — это… эпоха, соприкасающаяся с ней, схваченная в мысли». И представителям немецкой философской классики действительно удалось передать ритм, динамику, требования своего тревожного и бурного времени — времени глубоких социально-исторических потрясений. Они сосредоточили свой взгляд как на человеческой истории как таковой, так и на природе человека. Конечно, для этого требовалось разработать философию очень широкого круга проблем — охватить мыслью существенные особенности развития природного мира и человеческого существования. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. — С-Пб: Наука, 2006, с. 166. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель также так высоко ставили философию, потому что считали ее строгой и систематической наукой. И все же философия питается животворными истоками науки, ориентируясь на научные модели и стремясь построить себя как науку. Однако сама философия придает науке и научности широкую гуманистическую и методологическую направленность.
В то же время было бы неверно полагать, что другие области человеческой деятельности и культуры черпают саморефлексию только из философии. Критическое самосознание — дело всей культуры.
Вторая особенность немецкой классической мысли состоит в том, что перед ней стояла задача сделать философию широко разработанной и гораздо более дифференцированной специальной системой дисциплин, идей и понятий, системой сложной и многомерной, отдельные звенья которой связаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Не случайно немецкая философская классика чрезвычайно трудна для освоения. Именно эта высокопрофессиональная, чрезвычайно абстрактная, труднопонимаемая философия смогла оказать огромное влияние не только на культуру, но и на социальную практику, особенно в области политики.
Третья особенность немецкой классической философии состоит в том, что благодаря ей было поколеблено господство метафизического, а не диалектического метода. Именно немецкая классическая философия проложила путь новому, по сравнению с метафизикой, методу мышления и познания — диалектическому методу, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, применимую к изучению всех сфер человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, морали. Таким образом, открылись поистине огромные возможности для применения диалектического метода.
Диалектические идеи пронизывают всю немецкую классическую философию, обогащая и развивая от одной философской доктрины к другой. Хотя именно Гегель придал диалектическому методу и идеям наиболее развитую форму, именно мысль Канта породила диалектическую мысль — в форме, иногда более интересной, чем у Гегеля.
Четвертый момент, который нельзя обойти при характеристике немецкой классической философии как относительно единого целого, — это некоторые общие принципы в решении проблемы исторического развития. Несмотря на довольно значительные различия в трактовке общественно-исторического развития у Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, главным является то, что к истории и ее пониманию применяются рациональные стандарты и критерии: историческое развитие должно исследоваться научно и теоретически, а не путем интуиции; считается возможным признать некоторые законы истории. Законы истории понимались как принципы исторической «рациональности». Немецкие философы считали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, мотивации людей.
Стороны развития культуры
Немецкая классическая философия остается непреходящим достижением философской мысли. Она имеет универсальное значение, такое же, как искусство и наука, поскольку пытается ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, вопросы, которые оно продолжает задавать себе и сегодня. Это был ответ, привязанный ко времени, к эпохе, но ответ, выходящий за рамки эпохи. Это относится и к нам, сегодняшним людям. В немецкой классике есть много проблем, которые очень актуальны. Есть много вопросов, которые не могут не проникнуть в сердце современного человека, в наше сердце, потому что это универсальные вопросы. И немецкая классика, по большей части, предлагает универсальный способ ответа на них.
Философия немецких классиков продолжает жить сегодня как относительно единое целое. Но немецкая классическая философия — это созвездие, состоящее из самых ярких звезд. На протяжении всей дальнейшей жизни человечества они сияли в лучах немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд — Иммануил Кант. Поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Разговор о Канте, неторопливый, постепенный, тщательный, систематический, поможет нам отвлечься от суеты и бешеного темпа современной жизни и погрузиться в прекрасный, интеллектуально богатый, пусть и сложный, мир кантовских идей. «С каждым содержательным шагом внимательный читатель будет обогащать свое понимание вечных проблем человечества». Фихте И.Г. Первое введение в учение о науке // Мир философии. — Москва, 2008, с. 103. Немецкая философия XIX века — уникальное явление в мировой философии. Его уникальность заключается в том, что ему удалось глубоко исследовать проблемы, определившие дальнейшее развитие философии, объединить в себе почти все известные философские течения того времени, открыть имена выдающихся философов. Она была основана на работах пяти наиболее значительных немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
Таким образом, в культуре немецкой классической философии были представлены три ведущих философских течения:
- Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:
- Учения немецкой классической философии способствовали развитию диалектического мировоззрения;
- Немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;
- Рассматривал историю как целостный процесс и уделял много внимания изучению человеческой природы.
У Канта проблемы культуры тесно связаны с проблемой человека. Кант понимал культуру как совокупность всех достижений человечества, которые человек создал в процессе развития своих природных качеств.
Кант выделяет три стороны развития культуры в зависимости от трех типов природных задатков:
- культура мастерства — навыки, умение использовать определенные вещи для достижения необходимых целей;
- культура общения — развитие предпосылок цивилизации;
- нравственность — развитие моральных качеств человека.
Кант проводит различие между культурой и цивилизацией.
И. Кант считает, что цивилизация — это внешний облик культуры, который не наполнен нравственным содержанием.
Это внешняя цивилизованность, порядочность, вежливость, хорошие манеры. Кант считает, что цивилизация основана не на внутренней свободе, а на формальном дисциплинировании людей. Цивилизация не освобождает людей от власти эгоистических стремлений, а лишь придает им респектабельный характер. Поэтому взаимное соперничество и вражда между людьми, нациями и государствами сохраняются даже в условиях цивилизации. Единственным выходом из этого состояния может быть только нравственное совершенствование человечества. Развитие нравственности — это центральное звено культурного прогресса, высшая цель культурного развития.
Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга
Проблемы морали и этики (теории морали) рассматриваются Кантом в его «Критике практического разума», написанной в 1788 году. Этика Канта кажется тесно связанной с религией, с верой в Бога. Кант отрицал теоретическое доказательство существования Бога. Он считал, что Бога нельзя постичь с помощью науки, а только через веру. В этике Канта Бог был нравственным идеалом, к которому человек не стремился и оставался животным. Таким образом, именно факт существования морали является доказательством существования Бога. Кант пытается определить специфику морали.
Он устанавливает позицию, согласно которой мораль должна иметь абсолютный, вневременной, неисторический характер. Мораль не может зависеть от каких-либо внешних факторов, таких как расчет, выгода, стремление к счастью или удовольствию.
Нравственное поведение не может иметь никаких внешних мотивов. Единственным внутренним мотивом нравственного поведения является долг.
Учение Канта о морали изложено в категорическом императиве. Категорический императив — это моральный закон, безусловное предписание того, как человек должен себя вести. Кант сформулировал категорический императив следующим образом: «Относитесь к другому человеку как к цели, а не как к средству для достижения собственной цели».
Кант формулирует проблемы эстетики и искусства в своей «Критике способности суждения», написанной в 1790 году, где речь идет о нашей способности воспринимать красоту. Согласно Канту, источником красоты является внутренняя целесообразность. Условием для эстетического восприятия должно быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения. Другое условие эстетического отношения связано с тем, что оно должно быть именно чувством и переживанием красоты.
Кант определяет прекрасное как гармоничную форму, «свободную от цели». Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Попытка критики всех видов откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права». История философии. Учебник. — Ставрополь, 2008, с. 123. Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии Фихте стала его так называемая «концепция эго», которая постулирует, что «Я» находится в сложных отношениях с окружающим миром, который, согласно Фихте, описывается следующей схемой.
Я» сначала изобретает себя, создает себя,
«Я» образует «не-Я», то есть свою противоположность — внешнюю окружающую действительность (антитезу), «Я» предполагает «Я» и «не-Я». Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» — окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» с двух сторон: с одной стороны, «Я» создает «не-Я», а с другой стороны, «не-Я» передает «Я» опыт, информацию.
Диалектика Фихте неразрывно связана с принципом активности, т.е. с активным отношением индивида (его разума, мыслящего «Я») к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, активность которого в процессе преодоления природы («не-я») не только порождает весь мир, но и делает возможной самореализацию. Концепция «Я» Фихте осталась незавершенной и не была понята его современниками. В то же время он остается оригинальным взглядом на окружающий мир и его устройство.
В своем развитии философия Фридриха Шеллинга прошла три основных этапа: натурфилософия, практическая философия и иррационализм.
Свои философские идеи Шеллинг изложил в работах «Идеи по философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа является «абсолютным» первоначалом всего сущего. Это также единство субъективного и объективного, вечный дух. Материя и дух — это одно и то же и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего к высшему». Движущей силой природы является ее полярность.
Абсолютный идеализм Гегеля
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел гораздо дальше своих знаменитых предшественников.
Главные достижения Гегеля — это работы, которые он разработал:
- теория объективного идеализма;
- всеобщий философский метод — диалектика.
Среди наиболее важных философских работ Гегеля можно назвать: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия разума». «Философия права». Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. — С-Пб: Наука, 2006, с. 134:
Г. В. Ф. Гегель. Это величайший диалектик Нового времени. Он развивал диалектику на идеалистической основе. Гегель развивает абсолютную идею (Weltgeist, Weltverstand). Она является первоосновой мира, проявляется во всем многообразии явлений действительности и выступает в качестве движущей силы исторического процесса. Идея проходит три стадии в своем развитии и существует в трех формах. В соответствии с тремя этапами развития Идеи философия Гегеля состоит из трех разделов:
- логика;
- натурфилософия;
- философия сознания.
Гегель рассматривает проблемы культуры в третьем разделе своей философской системы — в философии разума. Используя диалектический метод, Гегель проанализировал весь путь развития мировой культуры. Такой грандиозной и последовательной логической картины до него не создавал ни один мыслитель. Впервые развитие культуры во всех ее многообразных проявлениях было представлено как естественный, целостный процесс.
У Гегеля культура предстает как реализация мирового духа, воплощение его творческой силы.
Материальная культура — это воплощение мысли в предметно-чувственных формах. Например, дом — это идея архитектора, воплощенная в камне; машина — это мысль инженера, воплощенная в технологии.
Гегель рассматривает интеллектуальную культуру как совокупную умственную деятельность человека. Он анализирует проблемы духовной культуры в учении об абсолютном духе. Как ступени развития абсолютного духа и соответственно основные виды духовной культуры у Гегеля — это искусство, религия и философия. Гегель определял искусство как воплощение идеи в конкретных чувственных образах. Гегель применил принцип единства исторического и логического в своем анализе искусства. Он показывает неравномерное развитие определенных жанров искусства. Каждая эпоха имела ведущее искусство, которое наилучшим образом соответствовало ее интеллектуальным потребностям и историческому своеобразию.
Гегель различает стадии развития искусства в зависимости от связи между идеей и ее внешним образом. Гегель называет первый этап в развитии искусства символическим. Это искусство древних восточных цивилизаций (Египет, Индия). Здесь внешний образ лишь намекает на идею, форма торжествует над содержанием, материальное вытесняет духовное. Ведущим видом искусства является архитектура.
Гегель называет второй этап развития искусства классическим. Это искусство Древней Греции в период ее расцвета. На этом этапе идея и ее образ находятся в равновесии и в полном согласии друг с другом. Ведущим жанром искусства является скульптура.
Третью стадию развития искусства Гегель называет романтической. Это искусство Средневековья и современности. Здесь духовный, субъективный элемент преобладает над внешней формой. Ведущими видами искусства являются живопись, музыка и поэзия.
Для Гегеля прекрасное — это идеал, то, что прекрасно само по себе. Например, греческое искусство классического периода. Гегель оценивает прекрасное в природе гораздо ниже, чем прекрасное в искусстве. Прекрасное в искусстве выступает как идеал, гармония содержания и художественной формы.
Философия культуры — основная проблематика
Философии культуры еще предстоит прояснить свои основания. Его ключевыми категориями считаются личность, свобода и жизненный мир. Поэтому философия культуры не является классической по определению, и ее проблематика раскрывается в контексте личностного бытия.
Философия культуры не является классической по определению. Не случайно она не стала самостоятельным разделом в великих метафизических системах — Канта и Гегеля, хотя ее фундаментальная антиномия — природа и дух, природа и свобода — берет свое начало именно там. Не случайно также, что актуальность философского понимания культуры возникает тогда, когда в центре проблем мышления оказывается личность, жизненный мир которой самодостаточен и не требует обоснования извне. В философии жизни, в экзистенциализме, в психоанализе мир больше не рассматривается как объект, а перемещается «внутрь», в пространство жизненного мира индивида, и в этом качестве уже не может быть объектом чистого разума. Но индивид также становится внешне детерминированным: вместо оптимистической рациональности разума и интеллекта он приобретает полностью символическое бытие, которое он производит и добывает для себя. В философский лексикон входят необычные термины: жизнь (вместо природа), смысл (вместо знание), понимание (вместо познание), ответственность (вместо императив). В то же время гегелевский дух возвращается к «собственнику», который в этих координатах есть не что иное, как внутренняя свобода, приписываемая индивиду и в то же время полностью экстерриториальная.
Так, в философии возникает проблематика культуры с параллельным увеличением сложности объяснения: человек — не категория, его жизнь вполне реальна и не сводима к созданию символических форм. Как структурировать и систематизировать эту жизнь, которая понимается не биологически, а как жизненный мир, то есть культурно? Как мы можем охватить жизненные миры, бесконечные в своей исторической протяженности, и обобщить их в совокупность, не увязнув в абстрактной социометрии обществ, классов и групп? Эти вопросы продолжают «висеть» над философией культуры, хотя было предложено множество вариантов. Однако очевидно, что на сегодняшний день не существует методологической панацеи.
Проблема культуры едва ли может быть заключена в самой себе — это трудность получения актуального культурного знания. Доведенная до крайности, как вселенная человеческого бытия, культура находится в полусвязи с фундаментальными сферами бытия и экзистенциальности. Любая попытка систематизации и структурирования порождает бесчисленные схематизации культурных типов и форм, водовороты редуцированных значений, смыслотворчества, семантических конструкций и реконструктивных намерений.
У человечества нет никаких гарантий относительно смысла своей собственной истории. Единственное, что она могла и может сделать сейчас — это сертифицировать себя как легитимно существующую. На пути к самодостаточности всегда много всего происходит: зерна и мякина одинаково возможны, разум нуждается в отдыхе, а периодически засыпая, он рождает чудовищ. Существует величайшая иллюзия, культивируемая в различных системах рациональности, которая стала устойчивой мифологемой и как таковая порождает когорты верующих: это миф о прогрессе, на который человечество прямо обречено. Нет нужды говорить, что идея прогрессивного развития одним махом избавляет от многих неудобных вопросов, apriori предоставляя обществу телеологический сценарий и заверяя его в объективной легитимности исторического бытия.
Специфика вышеупомянутого измерения становится понятной на фоне социальной истории и ее внутренней диалектики. Действительно, индивидуальная человеческая жизнь — это сокращение к абсолютному исчезновению, в то время как жизнь общества, то есть сама история, несмотря на ее сокращение в каждой точке, является неисчерпаемым формированием, трагическим для индивида, но обнадеживающим для вида. Человечество, понимаемое как вид, может осознавать себя во времени, но отдельный человек, ясно ощущающий ужас упадка, биологического отступления, должен найти пространство, в котором все и каждый живы, не только живы, но и будут продолжать быть. Эта надежность пространства вдвойне дана человеку, как память и как культура.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии
- Необходимость и случайность
- Человек в философии и культуре Древнего Востока
- Социализация личности в философии
- Что такое предмет философии
- Герберт Спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологии
- Философия всеединства В. С. Соловьева
- Философия нового времени: Рене Декарт
- Средневековый университет: рецензия Аристотеля, структура университета, отношение к нищенствующим орденам
- Философские воззрения декабристов — Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов