Оглавление:
В формате данной темы особый интерес для нас представляет одна из дисциплин — философия экономики, изучающая общие закономерности экономических и практико-теоретических сфер человеческого существования. Она позволяет реализовать комплексный и целостный подход к изучению истории экономических доктрин, их теоретических основ, преодолеть фрагментарность и междисциплинарный изоляционизм экономических дисциплин. экономическая метафизика философская.
В этой дисциплине особое внимание уделяется ценностному смыслу и идеологическим основам доктрин. Более того, только на основательной философской основе общей методологии науки, культуры и философии можно понять процесс воспроизводства как главный системный объект экономической науки. Внимание обращается на определение стоимости экономической деятельности человека.
В данной работе рассматривается взаимосвязь между экономическими и философскими науками на примере двух периодов истории развития как экономической, так и политической мысли, а именно: периода античности и средневековья и периода ренессанса и современности. Эти два периода выбраны не случайно, так как именно тогда произошло наиболее очевидное совпадение этих двух научных направлений, и великих философов древности и современности по праву можно считать крупными экономистами своего времени.
Актуальность такого рода исследований сегодня заключается в общей синергетической тенденции объединения различных дисциплин для решения конкретных, зачастую узких проблем, с тем чтобы осознание большого числа точек соприкосновения между различными науками способствовало их дальнейшему синтезу.
Появление «экономической метафизики
В некоторых европейских обществах экономические, политические и правовые порядки меняются на глазах у целого поколения в результате жестоких революций. Люди сразу же регистрируют социальные изменения и начинают задумываться о последствиях своих действий для социальных институтов. Таким образом, вопрос о месте человека в социальном процессе постепенно вырастает в серию вопросов о влиянии человеческой личности на социальную эволюцию, на формы, в которых она протекает, на систему измерений, которые служат ее упорядочению и различению. Завершение географических открытий устанавливает саму общность истории человечества.
Возникает общее пространство совокупной человеческой деятельности, постепенно наполняемое экономическим взаимодействием, политической борьбой интересов, научными связями и культурными контактами. Возникает потребность в общем языке для описания пространства, придающем социальный смысл географии. Карта мира становится предварительным планом взаимодействия человека.
Появляются новые возможности для человеческих сил, для кооперации и их закрепления в специальных структурах производства, экономики, технологии, права, науки, образования. Эти структуры обретают самостоятельное существование, они принимают реальные формы, внешние по отношению к людям, и начинают влиять на структуру отношений, деятельности и мышления людей. Они не просто овеществлены и заморожены, как гигантские древние сооружения; они воспроизводятся, «функционируют» и придают определённый циклический ритм повседневному поведению людей. И в отличие от природы-земли, которая приучила человека к циклам своего бытия, они создают «органы» или инструменты для изменения ритмов и ускорения человеческой деятельности, они меняются и заставляют человека меняться.
Начинается новый этап одомашнивания человека и формирования его собственных сил. Новый этап проникновения человека в мир вещей определяется тем, что человек уже практически подготовил средства использования не самих вещей, а индивидуальных полезных свойств, извлечённых из вещей и объединённых в серии и системы. Он создает специальные устройства и их комбинации, механизмы и машины для «перегонки» определенных вещей в «чистые» материалы и элементы. Взаимодействие этих материалов и элементов начинает замещать в восприятии человека конкретный материальный образ природного мира.
Происходящие изменения могут повлиять только на самого человека. Обнаружив свои новые отношения во времени, он начинает чувствовать и понимать себя все больше и больше как силу бытия, как его конкретный элемент, его квинтэссенцию, которая не исчерпывается ни в каких конкретных — классовых, физических или деловых характеристиках. Таким образом, изолированная личность как некая историческая форма связана с некой формой социальной связи, исключающей непосредственную зависимость индивида от личности, группы, общества, ставшей социальной связью, квазинезависимой реальной абстракцией.
С «другой стороны» производство оказывается вещью или системой вещей определенного рода, оторванных от личности и ее прямой зависимости. Инструменты и средства деятельности начинают отделять себя от индивидуальных форм человеческого существования, объединять и группировать себя в агрегаты и ряды, порождая особую сферу общественной жизни, новые нормы человеческого поведения, реализацию и развитие человеческих сил. Производство оформлялось как совокупность материальных условий, инструментов, средств, объединенных для производства материальных продуктов, которые сохраняют и восполняют бытие людей. Люди, которые оживляли производственный процесс, также изначально выступали со своей «материальной стороны» как источники энергии, как телесные движущие силы. И социальные отношения, приняв форму опосредованных человеческих зависимостей, тоже приобрели материальный характер. Производство, разворачивающееся как структура объекта, является особым механизмом человеческого существования.
На самом деле, производство вещей — это лишь мгновение в воспроизводстве воплощенных социальных форм и человеческих сил. Иными словами, человек вступает в контакт не с вещами в производстве, а с выраженными в них формами человеческой силы-движения. Чем дальше он идет, тем больше рабочий должен быть способен контролировать эти силы, а не просто быть массой энергии, которая их движет. И это уже не физика, которая описывает производство с точки зрения естественных законов. Это метафизика, которая рассматривает производство вещей как момент в социально-человеческом процессе.
«Первая метафизика» производства возникла в экономике как особое измерение, особая концепция, характеризующая процесс производства с точки зрения его эффективного насыщения человеческими силами и контекстами. Я говорю об экономике как о первой метафизике производства, потому что культура и история должны были впоследствии дать и «вторую», и «третью» метафизическую интерпретацию социально-человеческого процесса, и, в частности, показать пределы «экономической метафизики», ее способность видеть только абстрактные формы реализации человеческих сил, а значит, и неоспоримость для нее многих важных аспектов человеческого существования. Однако вначале именно экономика заставила человеческую мысль задуматься о производстве как об объекте-теле цивилизации, об объекте «конденсации» взаимосвязанных человеческих сил. Представляя производство как определенную систему вещей, экономика инициировала идентификацию социальных форм в этой системе и использование этих форм в качестве показателей эффективности человеческой деятельности. Отсюда — дивергенция двух трактовок деятельности: как квазиприродного процесса и как объектного синтеза человеческих сил и отношений.
В экономике особое внимание уделяется функционированию и развитию человеческих связей через производство. При этом она также определила новую систему измерения человеческих способностей и возможностей, природных вещей и культурных ценностей. Все это приобрело общее абстрактное измерение, независимо от конкретных характеристик людей и вещей. Подчеркнем, что человеческие качества возникали, в том числе, и в ситуациях сравнения и измерения, то есть, в воплощенном виде, отдельно от своих предметных форм.
Через свое абстрактное измерение, как всепроникающее сияние, экономика раскрыла внутренние связи и функции различных социальных подсистем. В контексте экономики понятия государства, права, науки, культуры приобрели новое измерение и глубину. Некоторые из них, например, понятия государства и права, должны были существенно измениться и тем самым определить перспективу практических изменений в соответствующих сферах. Другие, например, концепции культуры, искусства, морали, «сопротивлялись» экономическому измерению всей своей сущностью, но при этом испытывали мощное давление со стороны реальных абстракций, стимулирующих «экономическую метафизику» человеческого существования.
История экономической философии
Семь тысяч лет назад новый этап в развитии общества начался с формированием государств и появлением рабства. В течение 34 тысяч лет Египет, затем Китай и Вавилон были центрами этой цивилизации. В этих странах появились знания и опыт, а также естественные и технические науки. В этот период существовали различные формы наставлений лидерам общества (фараонам и т.д.).
Две с половиной тысячи лет назад началось формирование экономической теории, отделение экономической науки от других наук. Такие древние ученые, как Ксенофонт, Платон и Аристотель, интересовались ролью экономики в общественной жизни.
Термин «экономика» — это слово древнегреческого происхождения и буквально означает «домашнее хозяйство». Впервые она появилась у греческого мыслителя Ксенофонта и является названием работы, посвященной разумным правилам ведения домашнего хозяйства и сельского хозяйства. Его также можно считать первым экономистом. Ксенофонте предположил невозможность всеведения в экономические вопросы. При этом он передал не только общие принципы управления фермерским хозяйством, но и знания экономики базового бюджета того времени. Он также включил в свою работу практические знания по агротехнологиям выращивания зерна, садоводства. Его работа является фактом единства технической и прикладной экономики того времени. На более позднем этапе они были разделены. Ксенофонте рассматривал разделение труда и его значение для емкости, размера рынка.
Он признал важный экономический закон: развитие разделения труда приводит к расширению рынка. Он рассмотрел двойственную природу товара и два его свойства: потребительская стоимость и биржевая стоимость (цель товара). Он отметил, что менеджеры были рабами, которые организовывали производство. И за это они были явно вознаграждены. Надзирателями за рабами обычно были свободные люди. Их функции были более обширными. Он отметил одновременно ограниченную потребность в инструментах, посуде и т.д., а также безграничную необходимость накапливать деньги: «Ни у кого нет столько денег, что он не хочет больше».
Платон был одним из самых известных философов, но он также уделял пристальное внимание экономике. Он занимался почти всеми вопросами экономики.
Из них заслуживают упоминания следующие:
- Доктрина товаров: их сущность, систематика. С этой точки зрения его идеи богаче, чем взгляды утилитариев ХХ века. В любом случае, это учение Платона должно применяться и сегодня;
- необходимость оптовых и розничных торговцев, то есть тех, кто занимается зарубежной торговлей и рыночной торговлей. Это очень важно, потому что противоречит современным устремлениям купцов («челночных торговцев»), которые хотят быть и теми, и другими;
- Внимание к подготовке директивы (руководства) по организации хозяйства колоний (поселков). Любопытно, что практическое значение этого вопроса до сих пор не понято.
Экономическая философия в эпоху Возрождения и современность
В XV и XVI веках экономическая мысль в Европе претерпела первые качественные изменения: Начался долгий поиск источников богатства, воплощенного в прибыли. Это была бурная эпоха, которую называют эпохой первоначального накопления капитала, развития международной торговли, войн, великих географических открытий (Америка), формирования колониальных империй. В это время развивался банковский бизнес, появились первые монопольные объединения купцов. Происходят первые буржуазные революции (Голландия, Англия), появляются буржуазные и наемные работники.
В этот период возникают социальные утопии. Одним из основателей утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся гуманистический мыслитель, политический деятель Англии Тюдоров, казненный за свое несогласие с абсолютизмом (он отказался принять клятву короля как главы церкви). Сын богатого судьи и самообразованного юриста, Более занимал высокую государственную должность, но все еще испытывал сострадание к бедственному положению масс.
В 1516 году он опубликовал свое знаменитое произведение «Утопия», ознаменовавшее начало утопического социализма и давшее ему свое название.
Более резко критиковали существующий в Англии социальный порядок, методы первоначального накопления капитала. Он видел причину бедности в частной собственности и боролся с ней.
Больше был первым критиком капитализма. Взгляды Моря не были особой научной теорией. Это были просто сны.
Итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), выходец из бедных крестьянских кругов, является одним из первых сторонников утопического социализма. Он известен как активный участник борьбы за освобождение южной Италии от гнета испанской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла провела 27 лет в казематах. Там он написал свое знаменитое эссе «Город Солнца» (1623 г.), в котором резко раскритиковал общественный строй Италии того времени.
В нем Кампанелла предложил проект идеального утопического государства, Город Солнца, основанный на сообществе собственности. Следуя традициям средневековой экономики, он сосредоточился на натуральном хозяйстве. Он представлял себе общество будущего как совокупность сельскохозяйственных общин, в которых участвуют все граждане. Кампанелла признала индивидуальность дома и семьи и универсальность труда, отвергнув тезис о том, что после упразднения собственности никто не будет работать. Потребление в Городе Солнца, по его мнению, будет общественным благодаря изобилию материальных благ, а бедность исчезнет. Отношения между людьми будут основываться на принципах дружбы, товарищества и взаимопонимания.
Однако, ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием утопического состояния с необычными порядками, которые выражали исторические пределы их экономических проектов.
Наиболее выдающимися представителями экономической и философской мысли Нового времени были такие мыслители как: Д. Локк (трудовая теория собственности), Т. Гоббс (экономическое значение государства и природного права) и И. Бентам (утилитаризм и правовая теория собственности).
Трудовая теория собственности — это доктрина в классической политэкономии, согласно которой только труд является источником прибавочной стоимости, а стоимость и цена товаров напрямую зависят от трудозатрат, затраченных на их производство. Пятая глава второго издания «Двух трактатов правительства» Локка (1690 г.) посвящена трудовой теории ценности. В ней Локк утверждает, что хотя Бог отдал Землю человечеству для их общего пользования, тем не менее, каждый человек имеет право, во-первых, на свое собственное тело и свою личность, а во-вторых, как следствие, на все, что он получает своим собственным трудом: «Что бы ни взял человек из наследства, созданного природой, и ни остался в нем, он соединяет со своим трудом, приносит в него что-то свое, и тем самым делает его своим».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Творчество и интуиция. Объяснение и понимание
- Философия нового времени и эпохи просвещения
- Структура морали. Нравственное сознание, его источники и уровни, реализация их в поведении и деятельности
- Пифагор самосский, древнегреческий философ
- Абд-ру-Шин, немецкий писатель и философ
- Этика как философия морали
- Сфера управления общественными процессами
- Философия как форма ценностного сознания
- Движение как единство изменчивости и устойчивости — Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением
- Понятие в философии