Оглавление:
Разложение и кризис феодализма привели к возникновению революционного движения, что было неизбежно в классовом и эксплуататорском обществе. С конца XVIII века в мире началась эпоха буржуазных и буржуазно-демократических революций, эпоха радикального крушения феодально-абсолютистских институтов и порядков. За французской буржуазно-демократической революцией последовали национально-освободительная борьба народов Латинской Америки, испанская революция 1820 года, восстания в Неаполе и Пьемонте, национально-освободительное восстание в Греции в 1821 году, революции во Франции и Бельгии в 1830 году и другие революционные борьбы в Европе. С ними можно сравнить восстание 1825 года в России. Все эти движения были направлены против феодально-абсолютистских режимов и стремились к установлению буржуазной социально-экономической системы. Поэтому формирование антифеодальной, антифеодальной революционной идеологии и развитие революционного движения было естественным явлением. Она отражала новые социально-экономические процессы, происходившие как в Западной Европе, так и в России.
При феодализме классовая борьба проявлялась по-разному: в религиозной форме (ереси), в народных восстаниях в крестьянских войнах. Однако крестьянские войны не ставили вопрос о радикальном перевороте социально-производственных отношений. Крестьяне сопротивлялись отдельным личностям и явлениям, но не феодальной системе в целом. Им был присущ наивный монархизм. У них не было ни четкой политической программы, ни собственной политической партии, которая могла бы организовать крестьянство как класс и возглавить его борьбу против феодального класса. Крестьянские восстания были стихийными и по своей сути не представляли собой революционного движения.
Революционное движение — это высшая форма классовой борьбы, возникающая в результате углубляющегося конфликта между ростом новых производительных сил и устаревшей системой производственных отношений. Революционное движение и революция как его результат предполагают радикальный качественный переворот всей социально-экономической структуры общества. Именно в этом контексте созревает и развивается революционная идеология, разрабатываются политические программы и формируются революционные политические организации.
Несмотря на поражение, движение декабристов имело большое историческое значение. Это было первое открытое революционное восстание в России против самодержавия и крепостного права.
Деятельность дворянских революционеров имела огромное значение для развития прогрессивной русской общественно-политической мысли. Их антисоветские и антирабовладельческие идеи и лозунги были поддержаны их преемниками. Многие декабристы защищали материалистическую философию, боролись против религии и идеализма. Концепция истории декабристов была тесно связана с их политической программой и была направлена против официально-гардеробной историографии.
Требования дворянских революционеров — отмена крепостного права, ликвидация самодержавия, предоставление народу широких демократических свобод — отражали насущные потребности экономических и социально-политических преобразований России.
Движение дворянских революционеров оказало огромное влияние на развитие общественной и культурной жизни России; на их идеях было воспитано целое поколение писателей, поэтов, художников, ученых и общественных деятелей.
Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
Движение декабристов, возникшее прежде всего в результате объективных потребностей развития России, было тесно связано с общим ходом исторического процесса в XVIII и XIX в. Известно, что творчество французских мыслителей-просветителей XVIII в. имело огромное значение не только для идейной подготовки Французской революции, но и для развития общественного сознания в других странах. Влияние их произведений на умы людей было долговременным и продолжалось несколько поколений: «Имена французских публицистов были так же популярны в России, как и в своей стране», — писал декабрист Н.И. Тургенев. Французские просветители, по его словам, «как бы взялись за политическое воспитание европейского континента».
В XVIII веке Россия проявляла большой интерес к идеям западноевропейской философии эпохи Просвещения. В общественное сознание русского народа проникли теории общественного договора, естественного права, равенства всех перед законом, суверенитета народа, вера в силу общественного мнения, в право каждого человека на свободу.
Распространению работ мыслителей Просвещения в России начала XIX века способствовало ослабление цензуры в первые годы царствования Александра I. В это время были опубликованы переводы произведений Руссо, Монтескье, Вольтера, А. Смита, Беккариа. Произведения этих авторов также можно было приобрести в оригиналах, которые попадали в Россию различными путями.
Будущие декабристы и их последователи с увлечением читали произведения западноевропейских писателей эпохи Просвещения. Эти работы нетрудно было найти в библиотеках членов тайных обществ, во многих случаях унаследованных от родителей. Это библиотеки П.И. Пестеля, Н.Н. Муравьева, Ф.П. Шаховского, Н.И. Тургенева, братьев Бестужевых и других.
Вольнодумство Пестеля поощрялось в раннем возрасте чтением французских книг из богатой библиотеки его родителей. В коллекции этой библиотеки были найдены «энциклопедии» Дидро и Д’Алембера, а также многотомные труды Руссо, Монтескье, Мармонтеля и других западноевропейских мыслителей эпохи Просвещения. Пестель призывал своих товарищей читать Вольтера и Гельвеция, «рассуждающих о возвышенных обязанностях человека и гражданина», подчеркивая, что без их понятий «нельзя быть полезным ни себе, ни обществу, ни отечеству».
О том, в какой степени этот вид литературы повлиял на идеи декабристов, свидетельствуют свидетельства членов декабристского движения. Во время дознания в 1826 году почти каждому из декабристов был задан традиционный вопрос — «В какое время и откуда вы получили свободное мышление, то есть от общества, или от внушения других, или от чтения книг или сочинений в рукописи, и каких?». Большинство декабристов среди прочего отмечали влияние работ французских публицистов. «Чтение некоторых французских эссеистов незаметно привило мне яд вольнодумства», — писал Ф.Ф. Вадковский. «Все, что касается состава и управления обществом вообще, все это я пожирал жадным и любопытным умом», — отмечал А.В. Поджио.
Однако чаще всего в следственных делах можно встретить ссылки на конкретных авторов и их труды. Круг мыслителей, которых Дидро сплотил вокруг публикации «Энциклопедии», был особенно близок к декабристам. А.П. Беляев с удовольствием читал Вольтера, Руссо и энциклопедистов. Особое впечатление на него произвела статья Вольтера о фанатизме. А.М. Муравьев был, по его собственным словам, «соблазнен» чтением Руссо, Вольтера и Монтескье. С произведениями французских мыслителей Н.П.Репин был знаком с юности с легкой руки своего дяди, адмирала Карцева, вольтерьянца.
Влияние масонства на мировоззрение декабристов
Конечно, девизом декабристов можно считать ключевые слова Великой французской революции: «Свобода.Равенство.Братство.», и поэтому нельзя не сказать о влиянии масонства на идеи декабристов
Масонство проникло в Россию в 1730-х годах. Первый из орденов английского масонства был основан в Санкт-Петербурге. В него вошли граф Р.Л. Воронцов, который был назначен Великим магистром, князь С.Ф. Апраксин, историк И.Н. Болтин и другие. Капитан Джон Филлипс был назначен провинциальным Великим магистром «для всей России». В целом, масонство в России в этот период (1730-1762 гг.) было лишь модным заимствованием с Запада, но в 1762-1781 гг. оно начинает приобретать специфические национальные черты и становится собственно русским масонством. В его рамках развиваются этико-философские и религиозно-мистические идеи, вера которых дополняется рационализмом абстрактного мышления.
Приход военной интеллигенции (в лице декабристов) в масонство можно связать с зарождением политического либерализма в молодом поколении дворянской интеллигенции и их стремлением встать на путь борьбы против несправедливого общественного строя. Строгая цензура не оставила места для открытого слова в прессе, и даже если бы оно было, его было бы недостаточно. Поэтому будущие декабристы обратились к созданию тайных обществ, распространенными и устоявшимися формами которых были масонские организации.Усилили влияние масонов события Отечественной войны 1812 года и поход русской армии 1813-1814 годов.
Длительное пребывание русских офицеров в странах Западной Европы, особенно в Германии и Франции, привело к тому, что либеральные идеи, широко укоренившиеся в этих странах, захватили и русских «братьев» — членов походной военной ложи. Особенно важными в этом плане были прямые контакты русских масонов со своими заокеанскими братьями, а также немецкие и французские ложи считали за честь принять в свои ряды русских офицеров. Не стоит забывать, что европейское масонство в начале XIX века, в полной мере испытавшее на себе влияние Французской революции 1789 года, отличалось своим радикализмом, что впоследствии не могло повлиять на мировоззрение русских братьев, на которых ориентировались они — будущие декабристы.
Влияние масонства уже ощущалось при организации Лиги спасения в 1816-1817 годах. Его основателями были братья А.М. и Н.М. Муравьевы, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, князь С.П. Трубецкой и И.Д. Якушкин. Позже к ним присоединились князь Ф.П. Шаховский, князь И.А. Долгорукий, П.И. Пестель, М.А. Фонвизин, Ф.Н. Глинка и другие. В 1817 году М. С. Лунин вступил в Армию спасения. Многие члены Союза Спасения были членами Ложи Трех Добродетелей, которая входила в Союз Великой Провинциальной Ложи. В работе Ложи объединенных друзей, основанной в 1802 году, участвовали с 1816 года гвардейцы П. И. Пестель, П. Я. Гальперин, В. В. Козлов, В. В. Козлов, В. В. Козлов, В. В. Козлов, В. В. Козлов, В. В. Козлов и др. Чаадаев (последний в 1817-1818 гг. был в чине магистра, позднее вступил в Союз благоденствия), генерал-майор А. X. Бенкендорф (последний в 1817-1818 гг. был в чине товарища), князь Ф. П. Шаховский и др. А.Н. Муравьев был масоном до войны 1812 года.
Устав Союза спасения имел сильные черты масонства. Влияние масонства ощущалось и в Ассоциации благосостояния. Например, примечательно, что на печати Благотворительного союза было изображение пчелиного улья — масонской эмблемы, часто встречающейся на виньетках. Известные члены Союза благоденствия, а затем Северного общества Н. И. Тургенев, К. Ф. Рылеев также были масонами (К. Ф. Рылеев, например, с 1820 года состоял в степени Мастера в ложе Пламенеющей звезды, которая работала в рамках Союза Астреи на немецком языке).
M. Новиков, племянник Н. Новикова, который был членом Союза спасения, а затем Союза благотворения, стал исполнительным мастером масонской ложи «Любовь истины» в Полтаве (в составе Союза Астреи) в 1818 году; генерал-майор П. Пущин был исполнительным мастером ложи «Овидий» в Киеве в 1821 году.
История декабристского движения
Можно с уверенностью сказать, что восстание декабристов было задумано и осуществлено группой молодых людей дворянского происхождения, большинство из которых были военными и не остались равнодушными к событиям 1812 года. Ведь эта война дала им возможность воочию увидеть жизнь в Европе в новых политических условиях, и это были уже не просто домыслы и предположения, а непосредственный личный опыт. Пестель П.И. отмечает в своих записках: «События 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, а также предшествующих и последующих лет показали, что столько престолов было свергнуто, столько правителей провозглашено, столько королевств разрушено, столько новых правителей установлено, столько королей изгнано, столько королей возвращено или отозвано и снова изгнано, столько революций совершено и столько государственных переворотов произведено, что все эти события сделали людей знакомыми с революциями, возможностями и удобствами их совершения. Более того, каждый век имеет свои особенности. Настоящее отмечено революционными мыслями. От одного конца Европы до другого мы видим одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни одного государства, даже Англию и Турцию, эти две противоположности. По всей Америке представлено одно и то же зрелище. Дух преобразований, так сказать, кружит голову повсюду….. Я считаю, что именно эти причины привели к появлению революционных мыслей и правил и утвердили их в умах.
Побывав в Западной Европе, молодые дворяне смогли своими глазами увидеть, как изменились условия жизни и возможности для развития страны, в которой изменился общественно-политический строй. Они чувствовали, что время монархических систем и феодально-феодального строя подошло к концу. На пороге стояла новая эра с новыми идеями, начинаниями и горизонтами, ведущими к всеобщему процветанию нации.
Еще одним достоверным фактом о декабристах является то, что они были высокообразованными, грамотными и интеллектуальными. Некоторые историки считают, что именно наличие образования и влияние некоторых лекторов на будущие умы молодых дворян послужило толчком к возникновению декабристского движения.
Так, среди декабристов «37 человек были студентами и «вольнослушателями» Московского университета, 23 человека учились в университетском пансионе для дворян, 24 человека окончили Московское училище колонновожатых (офицеров Генерального штаба)».
Образование, определенная подготовка, знакомство с жизнью в Европе, чувство патриотизма и привитые в детстве культурно-нравственные ценности — все это можно причислить к факторам, повлиявшим на возникновение декабристского движения.
Но историк М.В. Нечкина, например, утверждает, что не образование, не военные кампании, не пример революций в Западной Европе породили декабристов, а неотложные исторические процессы и задачи, продиктованные объективной реальностью времени6.
Как бы то ни было, декабристы не были обычными людьми, и «…ясно, что в обществе, состоявшем из ста человек, большинство из которых были высокообразованными, циркулировали самые разнообразные, занимательные и глубокие идеи».7 И эти идеи были либерального толка, которые они стремились воплотить в жизнь.
В противовес активной либеральной деятельности поздних декабристов принято рассматривать бездействие императора Александра I, который в душе также был либералом.
Революционные идеи вольных каменщиков
Несмотря на то, что подавляющее большинство декабристов были масонами, их принадлежность к масонству была очень недолговечной. Это было связано с тем, что декабристам определенный консерватизм русского масонства казался ограниченным, и они перешагнули через него и встали на путь борьбы с монархией, кульминацией которой стало восстание 14 декабря 1825 года. Масоны Александровской эпохи, напротив, неоднократно выражали свою любовь к царю: «…масон в особенности знает мудрость: он любит Бога и царя.
В то же время стоит отметить, что принятый в 1782 году Устав масонов провозглашал: «Первая присяга принадлежит Богу, вторая — Отечеству и Государству», а в издании 1812 года слово «Государству» заменено на слово «Государство». В целом, однако, это не меняет противоречивости отношения русских масонов к монархическому государству и к религии, а лишь подчеркивает ее.
Внимание вопросу о влиянии масонства на декабристов уделил известный русский философ Николай Бердяев. В своей работе «Русская идея» он пишет: «Декабристы прошли через масонские ложи. Пестель был масоном, Николай Тургенев был масоном и даже симпатизировал иллюминатам Вейсгаупта, то есть левацкой форме масонства. Бердяев считает, что заговор декабристов идейно возник из масонства.
Мнения ученых о декабристском масонстве и масонстве в России в целом традиционно расходятся. Некоторые считают, что восстание декабристов — это восстание масонов, главной целью которых был подрыв авторитета православной церкви.
Однако я думаю, что, несмотря на силу атеистических тенденций в аристократических кругах, все понимали, что свержение православия в России невозможно. Более того, как уже упоминалось выше, одним из принципов масонства была неприкосновенность индивидуальности царя. Мне трудно представить, что можно было противостоять убеждениям императора. Это означает, что русские масоны преследовали другие цели. Более того, масонство в России принципиально отличалось от европейского: Наши «масоны» не принимали мистицизм и ритуалы.
Я думаю, что влияние непосредственно масонства было не столь значительным, как влияние мыслителей эпохи Просвещения. Революционные идеи декабристов, на мой взгляд, шире и острее, чем вековые догмы масонства. Молодые революционеры толпились в ложах.
Опыт Французской революции
«Мы ненавидели преступления и любили правила французской революции», — отмечал М. Ф. Орлов. Однако, несмотря на все негативные стороны революции, которые видели декабристы, а также в восстановлении абсолютистских режимов в Европе после 1815 года, наиболее яркие представители декабристского кружка не могли не заметить в конечном итоге положительных последствий революции.
П. Пестель сказал: «Возвращение дома Бурбонов на французский престол и мои мысли по поводу этого события я могу назвать эпохой в моих политических взглядах, концепциях и образе мышления, ибо я начал понимать, что большинство основных правил, введенных Революцией, сохранялись и признавались хорошими при монархии, в то время как все восставали против Революции, и я сам всегда восставал против нее. Из этого суждения возникла мысль, что революция, очевидно, не так плоха, как о ней говорят, и что она может быть очень полезной, и эта мысль укрепила меня благодаря другому суждению, что государства, в которых не было революции, продолжали иметь аналогичные преимущества и институты.
Таким образом, осуждение «ужасов Французской революции» не помешало видным идеологам декабризма признать, что, по словам М.Ф. Орлова, «эпоха Французской революции — великая эпоха, эпоха человека и разума». Критика декабристами «крайностей» Французской революции сопровождалась признанием ее в конечном итоге положительных результатов.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философское понятие культуры
- Герберт Спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологии
- Философия всеединства В. С. Соловьева
- Философия нового времени: Рене Декарт
- Средневековый университет: рецензия Аристотеля, структура университета, отношение к нищенствующим орденам
- Философия человека в средние века
- Вильгельм Дильтей, немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики
- Тема мистического познания в русской философии 19-20 вв.
- Просвещение
- Идея «целевой причинности» в современной социальной философии