Оглавление:
Проблема человека уже была осознана, хотя и в неразвитой форме, в философии античности. В эту эпоху космоцентризм преобладал как способ философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный космос, а человек считался его органической частью. Человек не был свободен, поскольку мир вокруг него был огромным, загадочным и часто враждебным. Жизнь в гармонии с миром рассматривалась как идеальное человеческое существование.
Почти вся древняя философская мысль рассматривала мудрость как способность человека жить в гармонии с природой, космосом. В этот период были заложены основы гуманизма — идеологического движения, рассматривавшего человека как уникальное существо, высшую ценность и цель общества. В теософии Средневековья доминировал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи.
Тогда Бог рассматривался как центр вселенной, а человек был лишь одним из его многочисленных творений.
Согласно средневековым мыслителям, смысл жизни человека заключался в том, чтобы познать божественное и тем самым спасти себя. Человек не верил в себя; он верил в Бога.
В отличие от философии Средневековья, философия Возрождения сделала человека предметом культа. В это время антропоцентризм утвердился как особый тип философского мировоззрения, был осуществлен переход от религиозного к светскому пониманию человека. Гуманистическая направленность философии, заложенная еще в античности, возродилась. Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия человека.
Ренессанс с его антропоцентрическим духом не только возвысил человека над остальным живым миром, но и посеял семена высокомерия и безграничного индивидуализма. В то же время философская мысль того времени подчеркивала, что человек является продуктом природы, а не продуктом собственной деятельности.
В целом, философская антропология эпохи Возрождения характеризуется противопоставлением человека и природы. Человек был поставлен над природой.
В философии Нового времени человек изучался с позиции механицизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, механизм, является сложной машиной. Эта машина была продуктом природы, плодом ее долгой эволюции. Самой важной характеристикой человека считалась его рациональность. Призвание человека видели в том, чтобы изменить мир силой знания.
Концепция антропогенеза
Антропогенез (от греч. anthropos — человек и греч. genesis — происхождение) — это изучение происхождения человека.
Антропогенез представлен в современном научном мировоззрении как процесс со многими неизвестными. Это можно объяснить тем, что, по мнению Пьера Тейяра де Шардена, блестящего исследователя «феномена человека», французского философа, биолога, палеонтолога и антрополога, человек является «осью и вершиной эволюции», и «расшифровать человека — значит, действительно, попытаться узнать, как мир появился на свет и как он должен продолжать появляться».
1 До 19 века доминирующей теистической антропологической концепцией в Европе было то, что мир был результатом божественного акта творения в соответствии с принципом «И сказал Бог: «Да будет…. и было…» появился на свет. Это относится и к акту создания человека: «Тогда сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему….. Бог создал человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Интенсивное научное изучение проблемы антропогенеза началось в 19 веке. Самым важным достижением в этой области стало подтверждение теории эволюции. В 1871 году Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» выдвинул гипотезу о том, что человек произошел от обезьяноподобного предка в результате эволюционного процесса.
Разработав теорию естественного происхождения человека, Дарвин не показал влияние социального фактора на его развитие. Более того, в его теории отсутствует объяснение качественного различия между мозговой деятельностью человека и животных. Это объясняется главным образом тем, что Дарвин не рассматривал роль труда в процессе антропогенеза.
Эта роль подчеркивалась в трудовой теории антропогенеза, которую отстаивал прежде всего Ф. Энгельс. Сторонники этой теории считали, что труд не отменяет действие биологических законов, а преобразует характер действия естественного отбора, формирует способность зарождающегося человека преобразовывать природу по собственным меркам и одновременно способствует становлению самого человека. Сторонники этой теории связывают развитие руки, языка, мозга, мышления, сотрудничества людей и их объединение в социальные коллективы.
Любой труд связан с производством орудий труда, которые закрепляют социальный опыт человека, его способности, навыки, образ мышления. Кроме того, они также являются основным способом передачи этого социального опыта, то есть лежат в основе новой — социальной — формы наследования, которую Дарвин не учел.
Таким образом, было показано, что становление человека и общества представляет собой взаимосвязанный процесс — процесс антропосоциогенеза, и трудовая деятельность играет в нем важнейшую роль.
В 1920-х годах произошел синтез классического дарвинизма с последними достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Синтетическая теория эволюции может быть описана как теория органической эволюции путем естественного отбора генетически обусловленных признаков.
Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) распространилась в мире среди биологов уже в 40-х годах прошлого века. Однако в нашей стране нормальное развитие теории эволюции было нарушено на 10-15 лет деятельностью печально известного Т.Д. Лысенко.
В западных странах сопротивление дарвинизму и эволюционизму исходило из социальных кругов, близких к церкви. По сей день в мире широко распространен креационизм — мнение, что человек является венцом божественного творения, а не частью природы и продуктом ее эволюции.
Даже сегодня споры о теории эволюции продолжаются. В последние десятилетия синтетическая теория эволюции подвергается критике, что связано с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих прерывистый характер развития жизни, включая антропогенез. Среди таких концепций — теория самоорганизации систем. В его основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы эволюции любых открытых неравновесных систем, т.е. систем, обменивающихся веществом и энергией с окружающей средой. В таких системах переход от одного качественного состояния к другому происходит как постепенный процесс, который трансформирует открытую неравновесную систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое стабильное состояние с более высокой степенью сложности и порядка. Согласно этой теории, выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации) носит случайный характер. Все биологические системы, включая человека, являются самоорганизующимися системами.
Эволюционная концепция антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена также совместима с теорией самоорганизации. Свою теорию он изложил в знаменитой работе «Феномен человека». С его точки зрения, переход к «феномену человека» определяется не морфологическими изменениями и не естественным отбором, как у Дарвина, а внутренними силами самого организма будущего Homo sapiens. Находка синантропа, одним из первооткрывателей которого был Тейяр де Шарден, заполнила важный пробел в ряду антропогенеза и показала путь от предчеловека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями труда.
По мнению Тейяра де Шардена, появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе. «Человек, — пишет он, — молча вошел в ….. Он шел так бесшумно, что к тому времени, когда мы начинаем замечать его по неизгладимым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет, от мыса Доброй Надежды до Пекина. Несомненно, Он уже говорит и живет в группах. Он уже разводит костры». В то же время очень характерный вывод, который делает автор, заключается в том, что возникновение человека — это коллективный процесс, и «первым человеком» является и может быть только множество людей.
Антропогенез не следует представлять как линейный процесс. «Все попытки доказать, — пишет Р. Левонтин, — что тот или иной ископаемый вид является нашим прямым предком, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все спорадические формы должны представлять собой единую последовательность, связывающую прошлое с настоящим.
Такова общая теоретическая ситуация развития проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все до конца понято и объяснено, и не все ученые согласны друг с другом. И это неудивительно, ведь мы имеем дело с венцом творения природы — человеком. В науке сегодня можно считать доказанным фактом, что человек является продуктом естественного развития самой природы.
Концепция человеческой природы
В вопросе о природе человека люди во все времена предполагали существование чего-то, что составляет его сущность. По словам Фромма, никто никогда не сомневался в специфической природе человека, но существовали очень разные мнения о ее содержании. Поэтому существует множество определений человека: Он может быть «разумным существом» (animal rationale), «социальным животным» (zoon politikon), «умелым человеком» (homo faber), существом, способным создавать символы, и, наконец, homo sapiens, который является обычным существом.
Причина такого положения дел, по мнению Фромма, заключается в том, что ученые связывают специфику человека с различными факторами его существования. Поэтому, предполагает автор, лучше искать общую идею человеческой природы, чем искать специфику человека в отдельных факторах его существования. Однако прежде чем приступить к такому поиску, приведем мнение авторов монографии «Теории личности» L. Hjell и D. Циглер. Они справедливо отмечают, что «ни одна выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понята» с точки зрения определения человеческой природы, что «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями». Тем не менее, мы руководствуемся идеями Э. Фромма. Ответ на этот вопрос следует после краткого изложения его взглядов.
По его словам, идея актуальной человеческой природы основана на взаимосвязи двух фундаментальных биологических факторов, характерных для человека: уменьшение доли инстинктивной детерминации поведения и увеличение объема мозга и особенно коры головного мозга. Из этого следует, что собственно человек «начинает свое развитие в тот момент эволюции, когда инстинктивная решимость становится минимальной, а развитие мозга достигает максимума».
Действительно, за исключением элементарных инстинктов самосохранения и полового влечения, у человека практически нет других врожденных или унаследованных поведенческих программ. Что касается человеческого мозга с его неокортексом, то его объем в три раза больше, чем у предков человека. Его главное отличие — фантастическое количество межнейронных связей, являющихся нейрофизиологической основой ассоциативных процессов.
Действительно, как отмечает Фромм, экстремальное развитие мозга в какой-то степени компенсирует низкий уровень инстинктивной детерминации поведения. Почему?
Идея динамического дисбаланса
Э. Фромм не дает прямого ответа. Он говорит, что человека ведет по жизни его разум. Хотя разум «не только не заменяет инстинкты, но и усложняет жизненную задачу», благодаря ему человек все же приобретает «совершенно новое качество — самосознание», которое позволяет ему осознать себя и выделиться из природы, противостоя ей. Таким образом, нарушается гармония естественного существования, свойственная всем животным. Благодаря самосознанию человек выбрасывается из природного рая (он становится свободным), но благодаря этому он «не знает, куда идет» и должен отвечать за себя, за свой путь (он становится ответственным). Это ставит одну из первых, если не первую экзистенциальную проблему: свобода и (или) ответственность (детерминизм).
Во-первых, потому что она диалектична. Дисбаланс между слабой инстинктивной детерминацией поведения и максимально развитой мозговой организацией, суть которого в противоречии между ними, порождает принципиально новый вид психической деятельности, то есть сознание и самосознание, что и определяет появление Homo sapiens. Человек, как животное существо, всегда стремится установить баланс между собой и окружающей средой, а также внутри себя. Но постоянное воздействие внешних и внутренних раздражителей нарушает этот баланс, который в реальности никогда не существует. Но именно через это состояние динамического дисбаланса у человека есть возможность развиваться, даже умственно.
Следует сказать, что идея динамического дисбаланса как источника развития широко используется как в биологии, так и в психологии. В области теоретической биологии эта идея соответствует «принципу устойчивого неравновесия живых систем», сформулированному Э. Бауэром в 1935 году. В области психологии это теория установки Д.Узнадзе, который подчеркивал, «что человек…. ментально склоняется скорее к явлениям асимметрии, чем симметрии», а также теория двустороннего контура регуляции Б.Г. Ананьева.
Во-вторых, именно Э. Фромму наиболее выразительно удалось показать социальные (культурные) детерминанты личности, не отрывая личность от ее природного индивида. Личность — это продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и социокультурными влияниями.
Третья, E. Идеи Фромма о природе человека, генезисе личности, как мне кажется, весьма близки к аналогичным идеям Б.Г. Ананьева, который рассматривал индивида как природную основу личности, а личность — как социального индивида, объект и субъект исторического процесса.
Наконец, в-четвертых, Д. Циглер, проанализировавший наиболее известные психологические теории личности, приводит 9 биполярных шкал, выражающих основные положения о природе личности различных школ и направлений.
К ним относятся:
- Свобода — детерминизм (ответственность).
- Рациональность — иррациональность.
- Холизм (целостность) — элементаризм.
- Конституционализм (биологический) — инвитроментализм (социальный).
- Мутабельность (эволюционизм) — неизменность.
- Субъективность — объективность.
- Проактивность (внутренние факторы развития) — реактивность (поведение — ответ на внешние стимулы).
- Познаваемость — непознаваемость.
- Гомеостаз (поддержание внутреннего равновесия) — гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).
Данные шкалы представляют собой крайние полюса, на которые ориентируются представители различных психологических теорий личности. В то же время эти полюса обычно противоположны, когда одни ученые опираются на один из них, а другие выступают за преобладание противоположного. Но возможна и другая интерпретация этих весов в рамках принципа устойчивого дисбаланса. Сам генезис человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Это взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни и поведения человека. И это взаимодействие порождается состоянием динамического неравновесия, в котором присутствуют два противоположных начала, и это определяет движение по пути духовного развития человека, его целостность и цельность. Можно сказать, что состояние динамического дисбаланса — это потенциал развития человека.
Философский антропогенез человека
В структуре человеческой природы можно выделить три составные части: биологическую природу, социальную природу и духовную природу.
Биологическая природа человека сформировалась в ходе длительного эволюционного развития, продолжавшегося 2,5 миллиарда лет, от сине-зеленой водоросли до Homo sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии останки австралопитека, жившего 3,3 миллиона лет назад. Современные гоминиды произошли от этого далекого предка: Человекообразные обезьяны и люди.
Восходящая линия эволюции человека проходила через следующие этапы: Австралопитек (ископаемый южный обезьяночеловек, 3,3 миллиона лет назад) — питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет назад) — синантроп (ископаемый «китайский человек», 500 тысяч лет назад) — неандерталец (100 тысяч лет назад) — кроманьонец (ископаемый Homo Sapiens, 40 тысяч лет назад) — современный человек (20 тысяч лет назад). Следует учитывать, что наши биологические предки не появлялись один за другим, а жили отдельно и вместе со своими предшественниками в течение длительного времени. Доказано, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже охотился на него. Таким образом, кроманьонский человек был своего рода каннибалом, который ел своих ближайших родственников, своих предков.
С точки зрения биологической адаптации к природе человек явно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человек будет низведен до царства животных, он потерпит катастрофическое поражение в борьбе за существование и сможет жить только в узкой географической полосе своего происхождения — в тропиках, по обе стороны от экватора. У человека нет теплой шерсти, слабые зубы, слабые ногти вместо когтей, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, ослабленная иммунная система….
Превосходство человека над животными
Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой психической жизни человека — его сознания, способности работать и жить в обществе. Кора головного мозга предоставляет широкое пространство для бесконечного умственного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что сегодня, в течение всей долгой жизни человека, активируется только 1 миллиард — всего 7% — нейронов, а остальные 13 миллиардов — 93% — остаются неиспользуемым «серым веществом».
Биология человека генетически определяет общее состояние здоровья и продолжительность жизни; темперамент, который может соответствовать одному из четырех возможных типов: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик; таланты и склонности. Следует помнить, что каждый человек — это биологически невоспроизводимый организм, структура которого состоит из клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что за 40 тысяч лет на Земле родилось и умерло 95 миллиардов нас, людей, и не было хотя бы одной секунды идентичности.
Биологическая природа — единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый человек, каждое человеческое существо существует до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Но человек со всей своей биологической природой принадлежит к животному миру. А человек рождается только как животное вида Homo Sapiens; он рождается не как человек, а только как кандидат в люди. Новорожденному биологическому существу Homo Sapiens еще предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.
Давайте начнем описание социальной природы человека с определения общества. Общество — это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства своей расы и образа жизни. Такое объединение происходит, как и в животном мире, для сохранения (в интересах) существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Однако, в отличие от животных, поведение человека в обществе определяется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов социальной жизни кандидат в люди становится настоящим человеком. Процесс усвоения новорожденным элементов социальной жизни называется социализацией человека.
Только в обществе и из общества человек обретает свою социальную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь не инстинктами, а общественным мнением; в обществе сдерживаются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает язык, обычаи, традиции, сложившиеся в этом обществе; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений…..
Духовная природа человека
Биологическая природа человека в условиях общественной жизни способствует его превращению в человека, биологического индивида — в личность. Существует множество определений личности, подчеркивающих ее особенности и характеристики. Личность — это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизни. Личность — это существо, которое сознательно (осознанно) делает выбор и несет ответственность за свои действия и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, в центре которого находится его мировоззрение.
Духовный мир человека формируется непосредственно в процессе деятельности его психики. А человеческая психика состоит из трех компонентов: Разум, чувства и воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и побуждений воли.
Смысл человеческой жизни
Философская антропология не может обойти вопрос о смысле человеческой жизни. Различные философские доктрины отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной реальности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений обращают свой взор к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д.. Но, несмотря на обилие точек зрения, этот вопрос остается открытым по сей день, и нет оснований полагать, что он может быть решен в обозримом будущем.
Пожалуй, как никто другой, Л.Н. Толстой задумывался над вопросом о смысле и цели человеческой жизни. В результате своих размышлений он пришел к выводу, что смысл и цель жизни заключается в самосовершенствовании личности. Однако нельзя сказать, что Толстой решил для себя этот «вечный» вопрос. «Одна загадка всегда останется для человека, только одна: зачем я живу? Ответ очевиден: потому что Бог хочет этого. Почему он это делает? Вот в чем тайна», — заключает Толстой.
Вопросу о смысле жизни уделяется большое внимание в экзистенциальной философии.
Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, то есть считается, что жизнь продолжается в загробном мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом, и реализуется в «Царстве Божьем». Так преодолевается трагедия земного человеческого существования, выраженная в антагонизме и непримиримости вынужденного единства души и тела, «царства духа» и «царства кесаря».
В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь становится абсурдом, как абсурден труд Сизифа (А. Камю «Миф о Сизифе»).
Экзистенциалистский тезис о том, что «существование предшествует сущности», также напрямую связан с утверждением о бессмысленности человеческого существования, поскольку только на пороге смерти человек может сказать что-то о смысле существования. Это также подтверждает один из главных тезисов Ж. П. Сартра: «Человек — ничто».
Невозможно дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле человеческой жизни. Искать изначальный смысл в человеческом существовании — значит стоять на телеологической позиции, предполагать существование предопределенной цели для человека. Но тогда возникает другой вопрос: «Кто определил эту цель?». — и еще целый ряд подобных вопросов. Другими словами, теоретически установить смысл жизни, по-видимому, невозможно.
Однако представляется, что к вопросу о смысле и цели жизни нельзя подходить негативно, категорически заявляя, что он абсурден сам по себе. В применении к жизни отдельного человека она имеет реальный смысл и значение. Ф.М. Достоевский очень метко сказал по этому поводу, что без твердого представления о том, для чего он должен жить, «человек не согласится жить и скорее погубит себя, чем останется на земле, хотя бы вокруг него был хлеб». В то же время есть глубокий смысл в словах Ницше: «Тот, у кого есть то, ради чего он живет, может вынести все».
В этом контексте большое значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная В. Франклом. В этом контексте теория и практика логотерапии, разработанная Франклом, имеет большое значение. Его цель — помочь людям, потерявшим смысл жизни, найти его, потому что отсутствие смысла жизни приводит многих людей к трагическому концу.
Для человека вместо абсолютного смысла жизни можно сказать, что смысл жизни — в самой жизни, в поиске своего места в ней. Как писал Кант, человеческое существование имеет «высшую цель, которой, насколько это в его власти, он может подчинить всю природу».
Поскольку человек — существо социальное, следовательно, смысл его жизни может быть найден только в том, как связаны интересы и цели общества и личности. Общность индивида и вида, личности и общества порождает оптимистический взгляд на существование человека в мире. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что после смерти человек остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков.
Определить личный смысл жизни — значит понять жизнь во всей ее сущности, объяснить себе, что в жизни реально, а что мнимо, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства для их реализации.
Не существует готовых рецептов для поиска смысла и цели в жизни. Однако мудрую мысль по этому поводу высказал Ф.М. Достоевский: Прежде всего, необходимо «любить жизнь», причем «любить ее больше, чем ее смысл». Как говорит Алеша Карамазов, нужно любить жизнь «прежде логики, и только тогда я пойму смысл»! В основе этой любви к жизни лежит любовь к людям, которая является основой всех действий, мыслей, чувств и поступков человека.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Нравственность как потребность оценочного отношения. Источники нравственных представлений
- Основные идеи социальной философии
- Материальное производство
- Место и роль категории «движение» в философских учениях — Основные формы движения материи
- Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации
- Проблема истины в истории философии — Наиболее важные аспекты критериев истины
- Человек в своей жизнедеятельности
- Бытие как центральная категория онтологии
- Интерпретация Ницше в философии xx века
- Вероятностные подходы к объяснению мира