Оглавление:
Проблема национальной идеи России, «русской идеи» сегодня вновь будоражит умы многих граждан нашей страны. Эти споры будут актуальны до тех пор, пока Россия не найдет путь, который будет поддержан большинством граждан и сможет их объединить. Мировое сообщество также не остается равнодушным к важности и возможностям реализации национальной, объединяющей идеи России, поскольку она по-прежнему воспринимается как глобальное явление.
Русская идея — это путь страны, способ ее существования в настоящем и будущем, цель ее развития. «Русская идея» — это великая национальная мечта, идеал. На него влияют родовые, глубинно-психологические основы и особенности национального характера — менталитет, своеобразие исторического развития, религиозная вера народа и т.д.
Русская национальная идея возникла в период становления российской государственности. Формирование национальной идеи, которая была понятна, доступна и разделялась большинством людей, свидетельствовало о сильном национальном самосознании русского народа, принятии и понимании принципов государственного устройства, социальной жизни, духовной жизни, а также путей и целей исторического развития нации. Вопрос о русской идее разработан достаточно далеко мыслителями «золотого века» русской философии, жившими в критические для судеб России исторические моменты.
Также довольно интересным объектом исследования является развитие национальной идеи в двадцатом веке, поскольку в истории России не было такого периода по частоте смены государственных идей. Она включает в себя первую революцию 1905 года, вторую Февральскую революцию 1917 года, которая привела к разрушению многовекового монархического строя, Октябрьскую революцию и события 1991 года, которые некоторые исследователи называют четвертой бескровной революцией в XX веке.
Исследование философских дискуссий по вопросу национальной идеи современной России представляется интересным на примере ряда статей и популярных концепций, а также через анализ терминологического аспекта.
Например, в 1997 году в журнале «Вопросы философии» появилась статья В.М. Межуева «О национальной идее», которая очень четко описывала положение России после распада СССР: «Россия находится в сложном кризисе. Россия разделена по вертикали и горизонтали…. в сложной и противоречивой картине России нельзя не заметить некоторого несоответствия между душой и телом.
Современный поиск русской национальной идеи — это определенный ответ на потребность русского народа в самоопределении. Результатом распада Советского Союза стало изменение государственных границ, идеологии и структуры, а также отказ от коммунистической идеи. Русский народ вновь оказался перед необходимостью поиска идеи, способной объединить его в новом «формате» — новой национальной идеи.
Политики, юристы, историки и философы размышляли над вопросом о новой национальной идее для современной России, но ни одна из предложенных концепций не нашла поддержки у большинства населения страны. В процессе поиска национальной идеи возлагались порой даже чрезмерно смелые надежды на выход из кризисных явлений, а также на улучшение и стабилизацию социального климата.
Русский национализм
Политики и исследователи правого толка видят в «русском национализме» фактор национальной идеи и обозначают проблему «превращения русского народа в разделенную нацию». Их идея сводится к созданию новой России, впервые в истории нашей страны, на основе этнического национализма. Они приводят в пример национальное строительство в Восточной Европе XX века и обосновывают свою позицию тем, что после распада Советского Союза около 30 миллионов русских не по своей воле остались за пределами России. После распада Советского Союза и образования отдельных союзных республик русские в России сегодня составляют большинство — 80%. Этот показатель характерен для ряда национальных государств, из чего сторонники «русского национализма» делают вывод о необходимости упразднения в России федеративного устройства и создания русского унитарного государства.
Православие национальная идея современной России
С возрождением церковной жизни в стране, которая на протяжении семидесяти лет находилась под влиянием атеистической идеологии, а с другой — с изменением отношения к религии в целом.
Россия сегодня не является православной страной в идеологическом и политическом смысле и не является лидером православного мира, поскольку сам православный мир еще не существует как политическое целое и нет единой идеологии, которая могла бы его объединить. Но именно у России есть все шансы стать этим лидером и объединить вокруг себя весь православный мир.
Россия — «величайшая православная держава» — так официально заявляет президент России Владимир Путин. Путин В.В. заключительное слово на встрече с членами Священного Синода (Греция, Святая Гора Афон, 9 сентября 2005 г.). Но результаты исследования показывают, что большинство россиян рассматривают православие не как религию, а как духовную ценность и символ российской идентичности. Для этого явления больше подходит определение «идеологическая ортодоксия». Отличительной особенностью «идейных православных» от «обычных православных» является то, что они практически не соблюдают ритуалы и не ходят в церковь. Здесь можно сказать, что этническая и территориальная принадлежность в нашей стране приравнивается к религиозности.
Некоторые исследователи считают необходимым продолжить религиозную философию 19 и 20 веков, так как видят в ней национальную идею современной России. Потемкина Т.В. Формирование русской идеи как основы национального самосознания русского народа: история и современность, построение цивилизации, основанной на духовно-нравственных принципах, будет продолжением и отражением русской идеи, которая формировалась и развивалась в России на протяжении нескольких веков. Русская идея во многом определяла «идеалы как внутренней политики: верховная власть понималась как арбитр, не позволяющий сильным «забываться» в отношениях со слабыми, — так и внешней: Россия как союзник, поддержка обиженных, угнетенных» Панарин А.С.
Национальная идея должна основываться на историческом прошлом и культурном наследии, в то же время соответствовать существующему менталитету и идентичности населения страны, а также быть элитарно-сознательной, то есть ориентироваться на будущий успех и мобилизовать как элиту, так и большинство населения страны. Таким образом, можно сказать, что национальная идея современной России должна быть инновационной как по форме, так и по сути.
Терминологический аспект
Национальная идея в современной России является необходимым элементом для формирования определенных социокультурных, идеологических и других установок. Поэтому использование классического термина «русская идея» в данном случае не совсем корректно. «Национальная идея современной России: инновационный фактор». Ю.С. Овсиенко. Термин «русская идея» уместен при реконструкции исторического обзора, описании взглядов теоретиков и т.д.
Как отмечает Клишина, «происходит оживленный обмен знаками: Демократия, рынок, власть, Великая Россия, патриотизм; знаки ходят туда-сюда, не признавая границ.
Новые термины и значения активизировали терминологическое творчество, целью которого была оптимизация содержания и формы идеи.
В. Путин считает, что современную российскую нацию следует называть «российская нация», «российский народ»: «У нас есть все основания говорить о российском народе как о единой нации. Наши предки многое сделали для того, чтобы мы почувствовали это единство.
Русская национальная идея — еще один распространенный термин. Суть этого термина заключается в стремлении объявить народ России сплоченным элементом национального единства. Термин «русская национальная идея» используется в споре о том, может ли Россия быть не империей или союзным государством, а национальным государством со своими особенностями.
Термин «идея для России» отличается от предыдущего определенным акцентом. Этот термин указывает на определенное заимствование. Соловьев считает, что в данном случае разработка национальной идеи — это, по сути, государственная миссия, которая не может быть честно выполнена.
Термин «русская идея» отражает противоположное понимание объединяющих основ, поскольку исключает компонент, относящийся к этническим корням страны. Очевидно, это было сделано. Подчеркнуть приверженность новой государственности, основанной на западных стандартах, в которой национальная идентичность основана на принципе государственного права, а не на этнической принадлежности.
Инновационное развитие
В журналах «Вестник Российского философского общества» за 2006 год и «Вопросы философии» за 2007 год опубликованы статьи А.И. Уварова и И. Чубайса, посвященные вопросам инновационности национальной идеи.
А. Уваров пишет: «С моей точки зрения, лучше считать стремление к обществу знаний идеалом России (а идеал — это путеводная звезда, как писал Л. Толстой) и ее национальной идеей. Она ближе к менталитету нашего народа с его традиционной коллегиальностью и коллективизмом. Автор считает, что российская интеллигенция готова к такому пути развития страны, о чем свидетельствуют успехи фундаментальной науки и прикладных исследований.
А.И. Уваров рассматривает национальную идею как «исторически сложную идею, поскольку она должна выражать коренные интересы всей нации, формулируя стратегические цели общества и в то же время связывая их с практическими задачами современного общества, современной цивилизации.» Это определение имеет как глубокий философский смысл, так и практическое значение. Автор не делает противоречий, а расставляет акценты на всех аспектах национальной идеи одновременно, подчеркивая историческую преемственность и наследственность, системность и комплексность, связь с интересами нации, стратегический характер, формулировку целей развития, учитывая специфику современной ситуации в России и необходимость постановки и решения практических задач современного общества.
А. И. Уваров считает, что русской национальной идеей можно считать участие России в общем мировом процессе, когда наша страна, опираясь на внутренние возможности, отстаивает национальные интересы. Автор называет науку и образование основой для новейших технологий и культуры для внутренних возможностей.
Наша страна может гордиться тем, как развивались общественные науки в постсоветский период — создание новых университетов, высших и научных школ повысило интеллектуальный уровень студентов и, соответственно, общества в целом, что имело огромное значение для развития страны. Но в то же время реформы в области естественных и технических наук имели обратный эффект. Переход от плановой экономики к рыночной привел к снижению показателей промышленного развития, что также повлияло на развитие прикладных исследований и инноваций. Фундаментальная наука страны резко изменилась — из-за ограниченности финансовых ресурсов были ликвидированы целые академические институты Российской академии наук, многие российские ученые эмигрировали, были потеряны целые направления исследований. Но, несмотря на это, нашей стране удалось сохранить научный потенциал, у нас есть достижения в научных исследованиях мирового масштаба, и это надо поддерживать и развивать.
Национальная идея нашей страны не должна сводиться только к национальным интересам, она должна отражать глобальные интересы в целом.
Рассматривая национальную идею как инновационную стратегию развития России, необходимо учитывать исторические традиции, интересы нации, согласованность идентичности и менталитета. В то же время она должна быть ориентирована на будущее для решения стратегических задач. Реализация такого подхода возможна только на философской основе.
В октябре 2007 года в журнале «Вопросы философии» была опубликована статья И.Б. Чубайса «Как прекратить спор о русской идее, или какая Россия нам нужна?». Автор ссылается на историческую открытость России миру, которая играет важную роль в модернизации страны и ее возвращении к мировому лидерству в рамках новой «реформы управления». И.Б. Чубайс подчеркивает, что историческая преемственность необходима для восстановления российской основы и идентичности. Автор уделяет особое внимание российскому историческому опыту «стран-собирателей» и считает, что если Россия встанет на прогрессивный путь, то неизбежность инновационного развития для нее очевидна.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Ханс-Георг Гадамер и его философия
- Неклассическая философия религии
- Софисты как оппоненты Сократа — Появление софистов
- Джон Остин, английский философ, представитель лингвистической философии
- Материализм и идеализм
- Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века
- Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
- Концепция «вечного возвращения» Ф. Ницше как философский миф
- Эстетика Шеллинга
- Разумная душа – ее смертность и бессмертие в арабо-исламской философии