Оглавление:
Жизнь с ее сложной паутиной столкновений, и наука и культура в целом, охватывающая все науки, искусство, религию и, конечно же, философию с ее огромными достижениями, востребованная нами, и особенно молодыми, мощная ясность, творческое воображение, пытливое мышление, тонкая интуиция, прозорливость и мудрость.
Философия является сущностью духовной жизни мыслящих людей и формирует теоретическое ядро культуры народов мира. Человек обладает любопытством с самого начала. Само стремление понять таинственное, неизвестное было склонностью к философским размышлениям, пусть даже на мирском уровне; ибо даже на этом уровне люди часто склонны к философским размышлениям. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально, это означает любовь к мудрости, то есть к мудрости ума.
Человек ощущает духовную потребность иметь полное представление о мире; по мнению С. Н. Булгакова, он не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука не даст для этого достаточного материала; он также должен получить ответы на вопросы, которые выходят за рамки области позитивной науки и могут быть даже конкретно не признаны ею. Однако человек не смог подавить эти вопросы, сделать вид, что их не существует, игнорировать их на практике. Для человека, как рационального существа, бесконечно важнее, чем какая-либо конкретная научная теория, найти ответы на вопросы о том, что составляет наш мир, что лежит в его основе, имеет ли он какой-либо смысл и цель, имеют ли наши жизни и поступки какую-либо ценность, какова природа добра и зла и так далее. Одним словом, человек просит и не может не спрашивать не только как, но и что, почему и почему. На эти последние вопросы наука не имеет ответов, точнее, не задает их и не может их решить. Их решение лежит в сфере философской мысли.
Философия включает в себя учение об общих принципах существования Вселенной (онтология или метафизика), учение о природе и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его существовании в мире (философская антропология), эпистемология (гносеология), проблемы творчества, этика, эстетика, теория культуры и, наконец, собственная история, т.е. история философии, которая является основой науки в мире. История философии — неотъемлемая часть предмета философии: история философии — часть содержания самой философии.
Человек долгое время был предметом философского интереса, в той или иной степени, но не всегда находился в центре философской мысли. Проблема бытия человека — одна из важнейших проблем всей философии, но она особенно актуальна в критические моменты истории, когда вопрос о смысле и цели существования не только для отдельного человека, но и для общества в целом, является наиболее актуальным.
Человек в его частных проявлениях изучается науками, специально посвященными ему: Биология, медицина, психология, социология и др. Философия, однако, всегда пыталась выработать новый подход. Философия всегда пыталась понять его цельность, хорошо зная, что одна лишь сумма открытий отдельных наук о человеке не дает искомого, и поэтому она всегда пыталась придумать свои собственные средства познания человека и с помощью этих средств раскрыть его место в мире.
Известно, что в разные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблемы, связанной с человеком, его местом в мире и его отношением к миру: Приоритеты и аспекты его понимания изменились.
В этом эссе мы попытаемся раскрыть философскую антропологию как доктрину, коснемся ее истории, определим основные проблемы философской антропологии и поговорим о некоторых концепциях, существующих в доктрине.
На пути к определению философской антропологии
Эпистемологический смысл терминов «философская антропология» очевиден. Существительное антропология происходит от греческих слов anyrwpoq (человек) и logoq (мысль, слово) и обозначает дискурс или трактат о человеке. Философское прилагательное обозначает способ изучения человека, который пытается рациональным мышлением объяснить саму сущность человека, конечную реальность, на основании которой мы говорим, что эта сущность — человеческая личность.
Правда, недостаточно указать на этимологию слов, чтобы получить правдивое и удовлетворительное определение философской антропологии. Содержание этой науки было и остается очень богатым, но в то же время противоречивым и проблематичным.
Прежде всего, мы должны помнить, что существуют различные виды антропологии. Необходимо различать их, чтобы четко видеть свое собственное поле философской антропологии.
В исследованиях существует физическая антропология или антропобиология, предметом которых являются палеонтологические темы, генетика популяции, вопросы этики. Далее следует психологическая антропология, которая изучает человеческое поведение с психологической или психосоматической точки зрения, как у нормальных людей, так и у лиц с психическими расстройствами. Психоанализ, парапсихология и так далее относятся к этой области. Наиболее развитая культурная антропология связана с изучением этнологии первобытных народов, их обычаев, обрядов, родства, языка, морали и религии. Этот тип антропологии, особенно в связи с развитием структурализма, претендует на роль единственной истинной антропологии. Она представляется как альтернатива философской антропологии и ее могильщику; она говорит об этнологической гибели философии и даже о смерти человека-субъекта. Существует также социальная антропология, которая занимается изучением современных обществ и поэтому не всегда четко отделена от социологии. Наконец, есть теологическая антропология; она изучает и разъясняет то, что Бог открыл человеку о реальности, называемой «человек». Точнее, она излагает на современном языке учение о том, что классическое католическое богословие содержится в трактатах о первородном грехе, о возвышении человека до состояния благодати и о его оправдании перед Богом.
Теперь понятно, что не всегда можно точно определить, что имеется в виду, когда речь идет об антропологии, без уточняющего определения. Поэтому часто возникают двусмысленности и недоразумения. Например, в континентальной Европе под антропологией в первую очередь понимается физическая антропология; другая дисциплина, этнология, занимается культурными и социальными аспектами. В Англии социальная антропология — это социальная антропология, физическая антропология — палеонтология и генетика, в то время как культурная антропология сосредоточена на археологии и истории. В Соединенных Штатах антропология — это прежде всего культурная антропология, которая также включает некоторые темы в палеонтологии и генетике человека.
Следует также предупредить, что название «философская антропология» может трактоваться по-разному, в том числе и неверно. Именно потому, что существует много других антропологий, которые утверждают, что это единственная истинная антропология. Поэтому замечание Хосе Рубио о том, что лучше говорить о философии человека так же, как о философии истории, философии природы, философии науки или философии языка, кажется разумным. В названии «Философская антропология» философская составляющая приняла форму прилагательного. Это может быть связано с комплексом неосознанной неполноценности, проистекающей из неопозитивистских предрассудков. На самом деле, то, что делает эта наука, является истинной, подлинной философией. С точки зрения логики и с точки зрения эпистемологии, название «философия человека» правильнее, чем «философская антропология». Тем не менее, мы сочли возможным сохранить последнее название, поскольку, по словам Макса Шелера, оно уже стало распространенным, несмотря на его двусмысленность. Но мы всегда помнили, что объектом наших усилий является именно философия человека.
Проблема человека в истории философии
Что такое мужчина? Вопрос, на который не так просто ответить, как может показаться на первый взгляд. Философское мышление о человеке чревато определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем научных знаний своего времени, и условиями исторической или светской ситуации, и собственными политическими предпочтениями. Все это так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому при изучении проблем личности современная социальная философия интересуется не только самими человеческими проблемами, но и другой вечно актуальной проблемой — «спряжением личности и философии».
Сопряжение личности и философии является выражением сущности философской культуры. Философская культура — это форма самопознания человека, его мировоззрение ценностей и ориентация в мире. Поэтому человек всегда находится в основе философской ориентации, он функционирует и как ее природно-гуманитарная предпосылка, и как ее естественная цель, суперзадача философии. Иными словами, человек, как уже упоминалось выше, является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными темами ни занималась философия на определенном этапе своего развития, она всегда пронизана реальной человеческой жизнью и стремлением решать насущные человеческие проблемы. Эта связь между философией и человеком, его потребностями и интересами является постоянной и прочной.
Отношения между философией и человеком, как и проблема социальной философии в целом, изменились и развивались исторически.
В то же время в ее истории можно выделить два параметра развития философии:
- Степень понимания человеческой проблемы как основного методологического принципа философствования. Иными словами, в какой степени философ осознает, что человек — это центр, критерий и конечная цель всего философского, насколько важен этот принцип.
- Степень философского понимания самого человека, его существа, смысла существования, его интересов и целей. Иными словами, в какой степени человек стал самостоятельным и особым объектом философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью вовлеченности всех средств философского анализа он рассматривается.
Современный немецкий ученый Э. Кассирер выделил четыре исторических периода в истории изучения человека:
- Изучение человека через метафизику (древность).
- Изучение человека через теологию (средневековье),
- Изучение человека через математику и механику.
- Изучение человека через биологию.
Первые представления о человеке появились задолго до появления философии — в мифологическом и религиозном сознании. В то же время в верованиях древних людей человек как конкретный объект наблюдения еще не отличается от окружающего его мира природы, а представляет собой лишь «младшего родственника» природных объектов. Это наиболее отчетливо проявляется в тотемизме, форме примитивной веры, состоящей в поклонении растениям и животным, с которыми предполагается кровная связь и которые являются сверхъестественными покровителями семьи или племени.
Проблема человека не появилась в одночасье в философии и культуре. В философии древности и древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличным мировым духом или разумом и ход жизни которого определяется законами судьбы. Существенное различие между западной и восточной философией на этом этапе заключалось в том, что Восток никогда не знал того резкого противостояния между телом и душой, которое формировалось в западной философии и культуре, начиная с Платона.
Что касается, в частности, древней философии, то следует отметить следующие факты. В период своего возникновения философия была направлена «наружу», в объективный мир. Накопление философских знаний, разработка орудий труда и изменений в общественной жизни обусловили переход от доминирующего изучения природы к рассмотрению человека. Возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Прекурсорами этой тенденции являются Софисты и Сократы. В их философии человек становится единственным существом. Софист Хоргиас утверждает, что человек может найти истину только в себе. Эту идею четко высказал и другой известный софист Протагорас: «Человек — мера всего, что существует, что они существуют, а что нет, что их нет». Таким образом, можно утверждать, что со времен Софистов и Сократа (Сократ был их учеником в ранний период творчества) проблема человека становится одной из важнейших проблем философии.
Говоря о древней философии, следует также отметить, что с Платона и далее обостряется дилемма души и тела. Человек предстает в философии этого мыслителя как оригинальное двойное существо: своим телом он принадлежит к тщетному миру природы, а своей рациональной душой жаждет утраченной космической гармонии и вечных идей. В качестве альтернативы Платону в древности появился Аристотель, который, в отличие от первого, примирил человека не только с миром природы, но и с самим собой, и ориентировал человека на достижение счастья в конкретном эмпирическом опыте, а не в космических блужданиях души. В целом, взгляд на человека в древней философии космоцентричен (человек рассматривался как микрокосм в гармонии разума и тела), в отличие от христианского средневекового мировоззрения, в основе которого лежит теоцентрическая модель человека.
Образы человека в философской антропологии
В своей наиболее общей форме историко-философский образ человека можно разделить на две группы: объективистскую и субъективистскую. А человек воспринимается как полностью или частично зависимый от объективных сфер, принципов и норм космоса и глобальной разумности. Мы воспринимаем человека как полностью зависимого от объективных сфер, принципов и норм космоса и глобальной разумности. Через него человек понимается как существо, полностью или в значительной степени автономное и свободное от объективных сфер и институтов. Субъективисты ищут основы общечеловеческого бытия в самых глубоких сферах внутренней индивидуальной жизни человека в спонтанной духовной деятельности, в психических и нравственных силах, волевых импульсах и устремлениях. Две философские школы — «философская антропология» и марксистская философия — претендуют на преодоление крайностей объективистского и субъективистского подходов и на создание синтетической концепции человека в современной философии. Рассмотрим подробнее, как решается проблема человека в философской антропологии.
Представители «философской антропологии» выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили объединить онтологические, естественнонаучные и гуманитарные исследования различных сфер человеческого существования с холистическим философским пониманием. Фундаментальной задачей философской антропологии является разработка проблемы природы человека. По мнению ее основателей, философская антропология — это «фундаментальная наука о природе и существенном строении человека». Х.-Э. Херстенберг уточняет: «Философская антропология — это изучение человека с точки зрения самого человеческого бытия. Поэтому она принципиально отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делают это с региональной точки зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.».
В философской антропологии выделяются, в частности, биологические, психологические и религиозные концепции человека.
Наиболее известным представителем биологической концепции является немецкий философ Арнольд Гелен (1904 — 1976). Он утверждал, что человек является биологически неспециализированным животным (отсутствие меха, сильных конечностей, клыков, когтей и т.д.), что не позволяет ему вести чисто естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены физико-анатомическим строением. По словам Гелен, физиологическая неполноценность человека является стимулом для его деятельности, что является компенсацией его биологической неполноценности и неспециализированности. В то время как животное органически связано с окружающей средой, человек может обитать практически в любом уголке планеты. Создавая средства, повышающие его физиологические возможности, человек не только приспосабливается к природе, но и приспосабливает ее к себе, руководствуясь своими биологическими предпочтениями.
Согласно Гелену, человеческая жизнь регулируется тремя основными инстинктами:
- Ухаживать за потомством;
- Восхищение процветающей жизнью и сострадание к умирающей жизни;
- Безопасность.
В работе М. Шелера «Положение человека в космосе» статус человеческого бытия в космической перспективе раскрывается через отношение человека к другим формам органического мира с точки зрения формирования и развития духовного начала: Инстинкт чувств, инстинкт, ассоциативная память и практический интеллект. Человеческая жизнь содержит в себе эти формы отношения к миру, и в этом смысле человек принципиально не отличается от животного. М. Шеллер убежден: «Естественный человек — это животное». Он не эволюционировал из царства животных, но был, есть и всегда будет оставаться животным». Однако, по мнению М. Шеллера, существует существенное различие между человеком и остальным животным царством. Эта разница связана с существованием человеческого разума. Самой основной характеристикой человеческого разума является его «открытость миру». Животные ограничены окружающей средой, в то время как человеческий разум выходит за пределы окружающей среды и входит в открытый мир, признавая его как мир. Таким образом, существенная особенность Шеллера связана с его онтологической свободой. Благодаря этой свободе разум способен постичь качественную природу объектов в их объективном существовании. Через это человеческий разум предстает как объективность. Из этих базовых качеств человеческого разума вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-сенсорное отношение к миру.
Каждый разум обязательно носит личный характер. Личность является по сути необходимой единственной формой существования разума. Только на личной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, в концепции Шеллера человек, в силу своей дуалистической природы, представлен как определенная целостность — микрокосм, который стоит в определенном отношении к «макрокосму — запретному миру».
Идеи Шеллера были доработаны его преемником А. Геленом. Он выводит и определяет особенности и сущность человека, только сравнивая его с животным. А.Геллен связывает эту особенность с особой исключительностью биологической организации человека. По его словам, «человек — это существо, открытое миру». Эта «открытость» определяется его биологической отсталостью и неадекватностью.
Человек, как биологически «неадекватное» существо, должен решить проблему собственного выживания. Как таковой, человек — действующее лицо.
Две основные антропологические категории
Кратко рассмотрим две основные категории, из которых можно сказать, что их применение охватывает всю человеческую жизнь. Основными антропологическими понятиями являются структура действия и структура внешнего вида. Как живое существо, человеку свойственно — и в этом он, как и все остальные живые существа, — что с ним что-то происходит. Более того, в отличие от растений, как и животные, человек знает, что с ним происходит: Он не только переживает это, но и чувствует это одновременно. Однако, в отличие от животного, человек определяется не только тем, что он переживает и что с ним происходит; он не полностью находится во власти этих событий, но может влиять на то, что с ним происходит, своими действиями. Нам знакомо различие между действием и происходящим, выраженное в грамматических терминах «активность» и «пассивность».
Эти две категории противостоят друг другу не только на уровне человеческого существования, они взаимозависимы и взаимно объясняют друг друга. Наша жизнь «растянута» между событиями рождения и смерти. Первое и последнее слово остается за нами, а не за нашими собственными действиями. И более того, даже когда мы действуем, с нами постоянно что-то происходит: есть события без действия, а наоборот, то есть чистого действия, не существует; и даже то, что мы называем творческим действием, зависит от предпосылок.
Как в действии, которое совершает человек, так и в событии, которое с ним происходит, человек действует как субъект, даже если он делает это по-разному: человек участвует как в действии, так и в событии, которое с ним происходит. По тому, что происходит с человеком и в нем, мы не ссылаемся на конкретные события извне, а обозначаем совокупность всего того, что происходит в человеке без его участия. Примеры таких явлений: мы можем быть в хорошем или плохом состоянии, мы можем быть здоровыми или страдать от болезни; это также включает в себя старение и выздоровление и т.д., которые являются всеми процессами, которые происходят внутри нас, так же, как и увеличение силы и способностей. События или события влияют на нас, такие как провал или «провал» нашего собственного тела, а также настроения и аффекты, которые переполняют нас, и т.д. В этом контексте важно понимать, что, в отличие от всех этих инцидентов и событий, человек осознает и определяется ими как носитель и инициатор своих действий; когда что-то происходит в человеке, активация следует без активного участия самого себя.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Отличительные черты философии эпохи нового времени
- Учение Платона об идеальном государстве
- Философия в России XVII века: М.В. Ломоносов
- Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности
- Пирс Чарльз Сандерс, американский философ, логик-математик
- Поль Рикер и его философия
- Религия как воплощение представлений о совершенстве (идеале). Миф и религии.
- Новое качество жизни как итог техногенного развития и проблема пределов роста
- Учение о разуме. Деятельный разум в арабо-исламской философии
- Аль-Фараби, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии