Оглавление:
Светская» культура как в Западной Европе, так и в России была явлением распада предшествовавшей ей церковной культуры. Это происхождение светской культуры от ее религиозного корня можно увидеть в том, что светская культура — особенно когда она стала дифференцированной — всегда имела религиозный элемент. Действительно, светское культурное творчество всегда одушевлялось живым и определенным идеалом — формированием «счастливой» жизни здесь, на земле. Идеал, одушевляющий светскую культуру, конечно же, не что иное, как христианское учение о Царстве Божьем, но полностью земное и построенное людьми без Бога. Культура всегда формирует свой «передовой класс», в котором кристаллизуются творческие силы и устремления эпохи, а представители этого «передового класса» постепенно вырабатывают особую психологию, существенно и глубоко отличную от церковной.
В России этот процесс отхода от целостной церковности и создания нового стиля «светской» жизни начался к концу XV века, — но уже тогда он сразу же осложнился тем, что новый образ жизни формировался под влиянием западной светской жизни, притягательность, а затем и обаяние которой оказывали чрезвычайно сильное воздействие на русских людей. Этот процесс принимает четкие формы после периода смуты, то есть с середины XVII века, но во всей своей силе, почти «стихийности», он проявился при Петре I и его преемниках. Сначала резко и быстро стала меняться жизнь самих царей и их окружения, а затем постепенно и окружающих слоев. Не только различные технические «удобства» жизни, но еще больше эстетика западной жизни захватывала русских людей с часто невообразимой силой. Уже в семнадцатом веке в России появился театр, а при Петре I под его непосредственным наблюдением и по строгой договоренности были введены различные формы западной жизни. Эти изменения отвечали внутренним сдвигам, происходившим в русской душе. Так было и на Западе, но там этот процесс продолжался около двух столетий. В России стиль жизни в высших слоях российского общества формируется с такой стремительностью, что уже через несколько десятилетий старый уклад сохранился в своей целостности только в провинции — у народа и старообрядцев.
Конечно, менялись не только внешние формы жизни. Возрастала потребность в новой «идеологии» взамен старой. Повсюду вспыхнул голод по образованию, причем светскому, такому, какое в настоящее время можно найти на Западе. Как типична в этом отношении биография Ломоносова, сына пономаря, который поступил в духовную академию в Москве, уехал за границу, а затем стал блестящим ученым. В биографии многих русских людей XVIII. Век имеет схожие внешние черты, — и везде удивительно раннее взросление, быстрое освоение всего значимого в западной культуре.
Русские оказались очень восприимчивы к философской культуре Запада. Изучение этого проникновения западных философских идей в Россию началось давно, но до сих пор нет полной картины всего философского движения в России. Это философское движение было сложным, даже запутанным; в нем переплелись наивное и глубокое, великое и незначительное. В то же время различные течения оказались весьма характерными для всей будущей русской философии — в них проявились черты, которые впоследствии проявились с большей ясностью и полнотой.
Поэтому тема реферата — педагогические идеи и концепции Михаила Васильевича Ломоносова, направленные на распространение научных знаний и развитие образования в России; «борьба за это означала для него высшее благо отечества».
Общие черты русской философии
Русская культура девятнадцатого и начала двадцатого веков имеет мировое значение. Следует отметить, что национальная культура становится известной всему миру только тогда, когда выработанные в ней ценности становятся достоянием всего человечества. В прошлом культура Древней Греции и Рима имела мировое значение. В настоящее время такое значение имеет культура Англии, Франции, Германии и Америки. Несомненно, русская культура в том виде, в котором она существовала до большевистской революции, также имеет мировое значение. Чтобы убедиться в истинности этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, остановиться на достижениях русского театрального искусства в области драмы, оперы и балета.
В области науки достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство и выразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним из международных языков. В области политической культуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство, исполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которые станут всемирно известными, если они будут достаточно изучены и поняты, и особенно если они будут возрождены в период послереволюционного развития российского государства. Люди, признающие религиозный опыт, не будут отрицать, что православие в его русской форме содержит исключительно высокие ценности. Эти достоинства нетрудно найти в эстетической стороне культа Русской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура не произвела ничего оригинального в области философии. Меткое замечание Гегеля о том, что сова Минервы вылетает только в сумерках, конечно же, справедливо и для развития русской мысли. Русская философия начала развиваться только в девятнадцатом веке, когда российское государство уже имело за спиной тысячелетнюю историю.
Русский народ принял христианство в 988 году, и только благодаря переводу трудов Отцов Церкви на церковнославянский язык он получил первое представление о философии. Русские переводы богословской системы святого Иоанна Дамаскина, третьей части его книги, известной как «Точное изложение православной веры», были готовы к XII веку. Хотя философское предисловие к этой книге не переводилось до XV века, некоторые отрывки из него появились в «Изборнике» Святослава в 1073 г. В XIV веке труды Дионисия Ареопагита были переведены с комментариями преподобного Максима Исповедника. Эти книги, а также труды других восточных отцов были доступны во многих русских монастырях.
С помощью таких трудов некоторые представители русского духовенства предпринимали попытки продолжить богословские и философские труды византийцев. Среди них были митрополит Петр Могила в 17 веке и епископ Феофан Прокопович в начале 18 века. Среди любителей философии того периода следует особо отметить Григория Сковороду (1722—1794), моралиста, который опирался в основном на Библию, но также использовал некоторые неоплатонические теории Филона, Отцов Церкви и немецких мистиков.
Влияние Запада на отношении к Церкви
Столетия татарского правления, а затем изоляционизм Московского государства не позволили русскому народу познакомиться с западноевропейской философией. Российское общество не было достаточно знакомо с западной культурой, пока Петр Великий не «прорубил окно в Европу». Влияние Запада сразу же сказалось на отношении к Церкви. Среди русского дворянства, с одной стороны, было распространено вольнодумство, с другой стороны, возникло желание проникнуть в сокровенные глубины религии, найти суть «истинного христианства» и воплотить ее в жизнь. Масонство появилось в России в первой половине XVIII века. века и распространилась во второй его половине.
Основные философские течения, под влиянием которых возникло русское масонство, связаны с именами французского мистика Сен-Мартена (1743—1803) и немецкого мистика Якоба Бёме (1575-1624). Книга Сен-Мартена «Об ошибке и истине» была опубликована на русском языке в 1785 году. Также были переведены «Подражание Христу» Томаса Кемписа и «Истинное христианство» лютеранского теолога Иоганна Арндта (1555—1621). Многие переводы работ Якоба Бёме распространялись в рукописях, а некоторые были напечатаны.
Философские идеи и концепции М.В. Ломоносова
Во время бурных преобразований Петра Великого в России многое изменилось. Интенсификация человеческой деятельности привела к новым тенденциям в восприятии мира. На смену церковно-феодальной культуре, доминировавшей на протяжении веков, приходила новая культура. Время нуждалось в мыслителе, который мог бы выразить суть происходящих перемен. Таким мыслителем был Ломоносов.
Потрясение старых устоев жизни произошло уже в семнадцатом веке, который ознаменовался беспрецедентным движением масс. Россию сотрясали восстания, которые в течение столетия переросли в две крестьянские войны под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина.
В результате развития товарно-денежных отношений возник единый общероссийский рынок. Появились зачатки буржуазной социально-экономической структуры. Формирование абсолютистского государства, как правило, начиналось на поздних стадиях феодализма, когда феодальная верхушка под давлением носителей формирующейся социально-экономической структуры начинала терять хватку власти, требовала своего права на существование и боролась за свое участие в управлении государством. Социальные изменения, начавшиеся в эпоху Петра I, значительно ускорились. При Петре I формирование абсолютистского государства было, по сути, завершено. Разработкой социальных реформ во времена Петра I занимались как прогрессивные дворяне, так и представители «третьего сословия». Социальные изменения открыли возможности для развития идей Нового времени в стране. Петр I в первую очередь интересовался наукой, так как твердо верил, что экономическая и военная мощь государства неотделима от развития научных знаний. Наука была частью мировоззренческой системы, ориентированной на природу и постигающий ее человеческий разум. С началом XVIII. К началу XVIII века проблемы «природы», природы и ее изучения заняли прочные позиции в русской культуре. Привлекательным стало не познание Бога или духовного мира человека, а познание природы; знания не основывались на Священном Писании, свидетельствах соборов, преданиях, а были получены с помощью науки; ценились понятия, полученные не путем озарения, а очевидным и ясным способом.
Человеческий разум занял привилегированное положение. В исторических произведениях, произведениях искусства особое значение придавалось благотворному влиянию разума; все несчастья человеческого рода объяснялись его неясностью или невежеством. Апология разума была естественной, потому что человек, освобожденный от руководства божественного провидения, предоставленный самому себе, должен был различать, что истинно, что правильно, что ценно. Не постулируя во всех людях способность принимать рациональные решения, не подчеркивая важность разума, невозможно было добиться полной независимости человека, свободного развития его хозяйственной деятельности, без покровительства сверхъестественных сил и церкви, играющей роль посредника между ними и человеком.
Среди славных имен прошлого российской науки есть одно, которое нам особенно близко и дорого — имя Михаила Васильевича Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов — не только один из самых замечательных представителей русской культуры. Еще при жизни Ломоносова его образ сиял для русских современников в свете сбывшейся надежды на силу национального гения. Его труды впервые решительно опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о неприятии и даже неспособности русских к науке. М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее многообразием и своеобразием, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основателем русского литературного языка, историком, географом, политиком. М.В. Ломоносов, как никто другой, доказал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники.
Взгляды Ломоносова на науку
Можно с уверенностью сказать, что движущей силой, источником или источником энергии был высокий, действенный патриотизм Ломоносова — черта, которую отмечали все, кто соприкасался с Ломоносовым или его творческим наследием.
Любовь русского человека к своей стране и народу, любовь к родной земле особенно ярко проявилась в Ломоносове. Об этой стороне его личности прекрасно написал Н.В. Гоголь: «Каждый вздох дорогой его сердцу России, которую он созерцает с точки зрения ее светлого будущего, наполняет его дивной силой.
Каждый человек с большей или меньшей интенсивностью вступает во взаимодействие с современной культурой. Он усваивает ее, функционирует в ней и обогащает ее, когда добивается успеха. Ломоносов впитал в себя ощущение неисчерпаемых возможностей России, увидел и почувствовал героическую силу своего народа. Все это вместе взятое породило в его душе веру в свою страну, любовь к ней и страстное желание способствовать ее процветанию. Эти чувства он пронес через всю свою жизнь.
Усвоение русской культуры Ломоносовым было непростым, так как оно происходило в XVIII в. Главной особенностью переходного периода был процесс замены средневековой культуры современной. В первой трети XVIII века этот процесс был практически завершен. Но на окраинах страны, особенно на поморском севере, все еще оставались районы со средневековыми культурными традициями. Одной из форм этой культуры была Старая вера. Судя по фактам биографии, Ломоносов считал, что целью человеческой жизни является не самосовершенствование путем благочестивых размышлений, поста и молитвы, а познание «мира сего видимого», законов, управляющих «природой» независимо от Творца. Через просвещение и с его помощью, считал он, можно исправить все — политику и «развращенную мораль». Свою главную задачу Ломоносов видел в том, чтобы способствовать процветанию любимой им России, развивая в ней науку и распространяя просвещение.
Ломоносов пишет панегирик наукам: «Все вместе, и вы в том числе, восхитимся собранным народом. Собрание наук. Мы удивляемся построенным городам, гаваням, кораблям, плывущим по неизвестным морям; мы построили науки. Украшенными видим мы произведения различных материалов и очищение разума; украшают науки, и что притом до нас, с удовольствием хвалимся, что мы имели Петра Великого просветителем; но прояснил нас и стал великим через науки». Против тех, кто говорил, что «откуда столько студентов и гимназистов? Куда мы их положим?» — Ломоносов перечисляет, где, по его мнению, в России нужны научные люди. Первые в этом списке называются «Сибирь огромная» и Северный морской путь — «ход на Север». Среди прочего, горное дело, фабрики, торговля, сельское хозяйство, военная наука. И, конечно же, «исправление манер».
В разделе «Желания» высказывания Ломоносова имеют сильнейший патриотический акцент: русский язык должен превосходить «достоинством все другие языки», «чтобы в России науки распространялись», и, наконец, чтобы от российского оружия «мир воссиял, питатель наук». Во многих одах, поэмах и «Словах» он прославляет блестящие победы русского оружия. Но Ломоносов также неоднократно утверждал превосходство мира как условия благополучия народов, распространения просвещения и науки.
Ломоносов не замечал никаких отрицательных сторон в деятельности Петра I. Реформы Петра — максимум, дальше которого не доходили его социальные устремления, свою патриотическую задачу Ломоносов видел в том, чтобы способствовать завершению петровской программы.
Можно предположить, что пытливое и беспокойное мышление Ломоносова, интуитивно направляемое «ревностью о благе Отечества», сделало ученого первопроходцем в различных областях российской науки. Таким образом, динамика логических переходов, энциклопедизм Ломоносова определялись его патриотическими устремлениями. Они лежали и в основе его педагогической деятельности, которая была направлена прежде всего на улучшение состояния Академии наук и развитие образования в России.
Социальные взгляды Ломоносова
Ломоносов развивал взгляды ведущих представителей русской общественной и философской мысли. Он находился под сильным влиянием прогрессивных идей своих непосредственных предшественников, которые были известны как «команда ученых». Среди них были: новгородский епископ Феофан Прокопович, государственный деятель и историк В.Н. Татищев, поэт и публицист Антиох Кантемир — образованные люди, противники мракобесия и застоя. Прокопович был профессором философии в Киевской академии и позже работал в области естественных наук, а Кантемир перевел на русский язык книгу Фонтенеля «Рассуждения о многих мирах», в которой опровергались библейские представления о Вселенной. Прокопович, Татищев и Кантемир поддерживали реформы Петра I, поощряли развитие промышленности и флота, отстаивали необходимость образования и научных знаний. Они всегда находились в центре политических событий и были озабочены судьбой страны.
Ломоносов, конечно, не отвергал сатиру, но в его буржуазном положении пафос утверждения преобладал над пафосом отрицания. Дело в том, что его идеал общества был очень демократичным и учитывал интересы не только привилегированных классов, но и рядовых граждан. Сумароков, например, полагал, что в первую очередь должны быть образованы истинные «сыны отечества», то есть дворяне, и только они, просвещенные и ставящие благо государства превыше всего, заботятся о других сословиях. Ломоносов в принципе отвергал такой подход, при котором все строилось на признании социальной и культурной неполноценности «простого» народа. Просвещение всего народа, о чрезвычайной важности которого Ломоносов не уставал повторять, было настолько грандиозной и неотложной задачей, что он просто не мог позволить себе роскошь решить ее «другими средствами». Необходимо было как можно скорее воплотить его идеи в жизнь. Возможно, что на прохладное отношение Ломоносова к сатирическому исследованию действительности повлияло и его «мужицкое» происхождение (которое, кстати, постоянно высмеивалось Сумароковым). Народ, конечно, любил и юмористические шутки, и злые слова. Но с досугом. Когда работа в самом разгаре, «шутник» (если в это время он осмелится отвлекать всех язвительными изречениями и шутками) может попасть в большие неприятности. Почти все русские поэты XVIII. Век рассматривал творение не только как факт собственной духовной биографии, но и как дело государственной важности. Время требовало этого. Поэтому необходимо признать огромную заслугу Ломоносова в том, что он сделал лирическую поэзию (и оду как основной лирический жанр) авторитетным представителем гражданского начала, которое в поэзии XVIII века было неотделимо от элемента государственности. Здесь, как и во всем, проявилась необыкновенная независимость поэта Ломоносова.
Как и его предшественники, Ломоносов безгранично любил свою страну и свой народ, неустанно боролся за их интересы. Всю свою жизнь он старался быть полезным своей стране. Его слова: «Работать с радостью на благо общества» — настоящий девиз его жизни. Он не занимался надуманными проблемами, оторванными от жизни, а старался связать науку с потребностями развивающейся отечественной промышленности и всей экономики России.
Ломоносов был идеалистом в своем понимании социальных вопросов. В некоторых своих работах, в том числе в трактате о народонаселении, он вскрывает лишь второстепенные причины бедственного положения народа, не касаясь главного — сути экономических отношений в России. Ломоносов не восставал против самодержавия, но выступал за более гуманное отношение к крепостным, за улучшение их жизни в условиях крепостного права.
Ломоносов также нападает на духовенство как на рассадник всевозможных нелепых суеверий. Ведь именно невежественные священники способствуют увеличению детской смертности, когда зимой крестят младенцев в холодной воде и даже во льду, считая, что нагретая вода нечиста, потому что в ней есть примесь тепла. И снова священники устанавливают пост, после чего многие люди умирают из-за резкого изменения рациона. Он также говорит о вреде неравных браков, заключаемых по прямому указанию помещиков. Потомки часто страдают от таких браков.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Социальная форма движения материи и её специфика
- Илья Ильич Мечников, русский биолог, культурный деятель, мыслитель
- Игровая концепция происхождения человека Й.Хейзинга
- Отличительные черты философии эпохи нового времени
- Учение Платона об идеальном государстве
- Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности
- Пирс Чарльз Сандерс, американский философ, логик-математик
- Философская антропология и социальная философия
- Поль Рикер и его философия
- Религия как воплощение представлений о совершенстве (идеале). Миф и религии.