Для связи в whatsapp +905441085890

Философия свободы н. А. Бердяева — Свое дело на свободе

Из всей блестящей плеяды русских философов ХХ века, в творчестве которых наиболее ярко выражено российское национальное самосознание, Николай Александрович Бердяев (1898 — 1948) является самым известным в мире. В отличие от В. Соловьева, он не пытался построить целостную философскую систему, но его сознание охватило столько проблем, что Бердяева, в общем-то, нельзя однозначно отнести к одной философской школе или направлению.

По его собственному признанию, он философ «экзистенциального типа». «Философия», — пишет он, — это наука о разуме. Но наука о разуме — это прежде всего наука о человеческом существовании. В человеческом бытие раскрывается смысл бытия. Сущность экзистенциальной философии Бердяева — «знание смысла бытия субъектом», то есть человеком. Поэтому естественно, что в центре его творчества стоит проблема человека, философская антропология. Более того, как философ религии, он понимает христианство прежде всего как выражение сущности человека, его глубочайших мыслей и интересов Логунова Л. Николай Бердяев — человек судьбы.

Философия свободы н. А. Бердяева - Свое дело на свободе

Свое дело на свободе


Бердяев видел свой главный вклад в философскую мысль в доктрине свободы. Мир свободы, по мнению Бердяева, не подчиняется какому-либо рациональному или объективному пониманию свободы. Бердяев переворачивает старую философскую проблему отношения бытия и сознания (разума) на свою голову: примат свободы над бытием, то есть примат разума, то есть свободы. Быть похоже на замороженную свободу. Приоритет бытия над свободой приводит к отрицанию свободы. Таким образом, Бердяев меняет самонаправление философских поисков: взаимосвязь и противопоставление материи и сознания, плоти и духа — это конструируемая проблема. Истинная проблема философии: противоречие между свободой и рабством, зависимость от материи, от материала, когда «за хлеб готов отказаться от свободы духа» . Именно это понятие свободы определяет решение Бердяевым ряда глубоких проблем человеческого бытия, истории человечества. Например, именно из понятия свободы вытекает его отрицание любви в рамках законов государства, семьи.
В своей основе его философия дуалистична и включает в себя противоположные принципы: Дух и Природа, Свобода и Определение, Предмет и Объект, Личность и Общество, Царство Божье и Царство кесаря. Вся философская антропология Бердяева основана на этом дуализме.

Бытие проявляется и проявляется в человеке и через человека. Он — микрокосм и микротеос, сотворенный по образу и подобию Божьему, а потому он — бесконечное, свободное и созидательное существо. В то же время он является существом природы и ограничением. Таким образом, человек — это пересечение двух миров: высшего и низшего. Одна сторона связана со свободой, творчеством, личностью, Богом. Другое — с необходимостью, природой, материей. Исходя из этого, Бердяев различает понятия «личность» и «индивидуальность»: «Личность следует отличать от личности», — пишет он. — Личность является духовной и религиозной категорией, в то время как личность — натуралистическо-биологической категорией. Человек является частью природы и общества. Человек свободен по своей природе, которая не определяется «ни снизу, ни сверху». С точки зрения этой свободы, которая объясняет возможность творчества в мире, человек предстает как личность.

Двойственная природа человека выражается также в том, что «он бесконечен в конечной форме, синтезе бесконечного и конечного» Бесконечность ассоциируется у человека с божественной стороной, конечность — с его естественной стороной. В то же время он понимает Бога не как силу природы, а как смысл и истину мира, духа и свободы. Поэтому человек сам по себе, без Бога, не является самодостаточным существом. Если нет Бога, то нет смысла, нет высшей истины, нет высшей цели. Если человек есть Бог, то он самый безнадежный и ничтожный.

Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообман человека, потому что в этом случае растворяется сам образ человека и гуманизм превращается в свою противоположность, как это происходит, например, с Ницше. Когда человек занимает место Бога, человечество может встать на путь «поклонения человеку». С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека является «формой идолопоклонства».

Если нет Бога, то нет победы над смертью, все бессмысленно и абсурдно. По мнению Бердяева, вечное противоречие и вся трагедия человеческого бытия проистекают из двойственной природы человека. Как духовное существо, человек свободен, но как естественное, социальное и государственное существо — он подвержен необходимости и не может от нее избавиться. Трагическая борьба и противоречие между свободой и необходимостью, «царством духа» и «царством кесаря» неразрешимы в этом мире. Решение этой проблемы связано с преодолением дуализма человека, который возможен только эсхатологически, то есть может быть достигнут только в «Царстве Божьем».

Внутренний источник «трагедии жизни» снова связан со свободой человека. Свобода — это его сущность, которая связана с его духом, это его «внутренняя творческая энергия». Это не только важнее справедливости, но и самой жизни: «Жизнь может и должна быть принесена в жертву за свободу, свобода не должна быть принесена в жертву за жизнь». В этом и заключается главный источник трагедии жизни, ибо она основана не на природе, а на духе, постоянно обременена и ограничена человеческой природой.

Таким образом, Бердяевская доктрина касается противоречия человеческой жизни, которое неразрывно связано с этим дуалистическим миром — между бесконечным и конечным в нем, между духом и природой, между творением и смертью. И в этой неразрывности, по мнению Бердяева, кроется весь смысл трагедии человеческого бытия.

Н.А. Бердяев писал, что право «является лишь минимумом человеческой свободы. Однако он подчеркнул, что «только ответственные свободны и только свободные ответственны

Таким образом, отправной точкой философии Бердяева является примат свободы над бытием.

Антиномия личности и общества

Общество — это объективизация человеческих отношений, реальность, чуждая человеческому духу и свободе. В то же время, с точки зрения экзистенциальной философии Бердяева, «общество — это часть индивида, его социальная сторона», а не индивид — это часть общества. Объективизированное общество подавляет личность; в нем доминирует разделение людей. В таком обществе есть общение, но нет общения, личность существует только как функция, есть всеобщее отчуждение, есть сила технологии и государства. Об этом он пишет: «Высший тип общества — это такой, в котором сочетаются принцип личности и принцип общности». Такой тип общества можно назвать персоналистическим социализмом.

В таком обществе абсолютная ценность приписывается каждому индивидууму. «Никогда, — вспоминал Бердяев, — ни в своей философии, ни в жизни я не хотел подчиниться власти всеобщего, универсального, и сделать индивидуально-личностного, уникального средства и инструмента». Я всегда был за исключение, против правила, проблематика Достоевского и Ибсена была моей моральной проблематикой. У меня всегда была вражда против монизма, против рационализма, против подавления индивидуального общего, против господства вселенского духа и разума, против гладкого и процветающего оптимизма. Моя философия всегда была философией конфликта.

Поэтому Бердяев выступает как против изолированного индивидуализма, так и против механистического коллективизма, за коммунализм и коллегиальность. «Необходимо», по его мнению, «стремиться к синтезу аристократического, качественного принципа личности и демократического, социалистического принципа справедливости и братского сотрудничества людей.

Поддерживая традиционное русское представление о человеке, он настаивает на своей уникальности и возможности быть раскрытым до конца с помощью разума («Секрет личности, ее уникальность, не до конца понятна никому…»). Не мир определяет человека, а человек определяет его мир; два разных человека означают существование двух разных миров.

Поднимая человека так высоко, Бердяев утверждает свое превосходство над человечеством. Поэтому он резко отделяет индивидуальные проявления человека, в том числе и духовные, от общечеловеческих, таких как любовь как духовная в человеке и отношение полов как проявление «животного» (общего).

Тема творчества — продолжение свободы

Судьба человека, по мнению Бердяева, зависит от судьбы природы, пространства, он не может отделиться от них, в то же время в нем лежит ответственность за всю систему природы, за все, что в ней происходит. Только человек, занявший своё место в подготовленном Творцом Космосе, способен превратить космос в «новое небо» и «новую землю».

Серое дерево жизни и вечнозеленая теория

Если свобода — это источник творчества, то творчество — это путь к трансцендентному и потустороннему существованию. Так как свобода — это самодостаточная ценность, то творчество — это высшее в человеке, но священное явление. Не жизнь определяет теорию, а творчество перед лицом теории превосходит жизнь. Афоризм Бердяева: «Серое дерево жизни и вечнозеленая теория…. То, что называется жизнью, часто всего лишь рутина, состоящая из забот. Теория — это творческое знание, возвышающееся над обыденностью. Наряду со свободой, творчество в Бердяеве растет и в космической самодостаточности. Творчество — главная задача человека, и речь идет о творчестве в философском смысле — «миротворчестве», которое находит свое «овеществление» в культуре, науке, искусстве и так далее. Более того, философ считал любовь источником творчества. «Любовь, — писал Н.А. Бердяев, — это не только источник творчества, но и сама любовь к ближнему, к человеку, есть уже творчество, есть излучение творческой энергии». Любовь зря, любовь — это щедрая излучающая энергия….. Самый большой секрет жизни скрыт в том, что только тот, кто дает и жертвует, удовлетворен, а не тот, кто требует и потребляет. Все творчество — это любовь… Если хочешь отдать, отдай. В своей книге «Смысл творения» Бердяев пишет: «Любовь всегда космическая, необходимая для мировой гармонии…». Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл создания. .

Здесь раскрывается существенное противоречие самого творчества. В акте творчества человек свободен, он преодолевает отчуждение — «нижний» мир — природный и социальный мир, который не является его подлинным существом, который он называет «овеществлением». Но в результате творения человек возвращается в сферу «овеществления», которая всегда «антилична», обезличивает человека и создает психологию раба. В этой связи следует отметить, что Бердяев также находит рабство в богословии, которое считает Бога «хозяином» и тем самым разлагает человека. По его словам, отношения между Богом и человеком были перенесены в отношения между хозяином и рабом, которые были выведены из общественной жизни Пуляевой О.В.

Мировой социально-исторический процесс Бердяева рассматривается как действие трех сил — Бога, судьбы и свободы человека, где человек является ареной иррациональных сил истории Волкогонова О.Д. Н. Бердяева.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема смысла истории в европейской социальной философии
  2. Христианская социалистическая идея Л. Франка
  3. Феминизм: методологические основы изучения политических реалий
  4. Философско-экономический образ мышления
  5. Философия человека в античности
  6. Поль Анри Тири Гольбах и его философия
  7. Основные понятия политической философии Канта
  8. Астрономические приборы и механические часы как посредники между сферами науки и ремесла
  9. Иррационалистическое учение Ф. Ницше
  10. Философия древнего востока (М. Т. Степанянц)