Оглавление:
Спорт, как любительский, так и профессиональный, интересен с различных точек зрения. Исторически сложилось так, что спорт является наследником ритуальных соревнований, символически воспроизводящих охотничьи и военные ситуации в первобытном обществе. Западный мир знает эту традицию через древнее наследие и понятие «агон». В так называемых развитых демократических государствах дух соперничества сознательно культивируется не только в спорте, но и во всех сферах общественной жизни. Современные философы и психологи, тем не менее, пишут об отчуждении человека от своего тела, о непонимании его телесной природы. Это тревожные последствия процессов, которые постепенно происходят в обществе на протяжении веков, и появление спорта как социального института является естественным результатом своего рода вытеснения телесных практик из повседневной жизни. Объясним эту идею на примере развития спортивных единоборств в России и в мире.
Традиционные виды физического мастерства
Сила и скорость существовали и существуют до сих пор среди большинства народов, в том числе и тех, кто в разное время вошел в состав России, но до XX века они не были частью единой системы, федерации и т.д. Передача навыков происходила только в рамках этноса, который в этом смысле был закрыт для международных отношений.
Одним из древнейших проявлений гуманизма в истории, с нашей точки зрения, является момент рождения боевых искусств, который отличается в каждой культуре. Его уникальность заключается в том, что существовало табу на несправедливое убийство родственника, и исход спора стал решаться на дуэли. А поскольку проигравшие остались живы, они могли сделать выводы о недостатках своей техники и попросить обучиться у более опытных воинов. По своей функции деревянные «игрушки» — мечи, копья — были важным тренировочным оружием, с помощью которого наши предки приобретали навыки, необходимые для выживания. Чем выше уровень общественной безопасности в городах, тем больше отдаляются друг от друга военные и спортивные сооружения. В настоящее время в нашей стране связь между этими социальными институтами реализуется через обучение спортивным и прикладным единоборствам сотрудников министерств и ведомств, военнослужащих.
Традиционные боевые искусства Востока не теряют своей привлекательности именно потому, что существует реальная связь поколений, которая обеспечивает не только духовную, но и физическую подготовку в духе традиции. Восточные боевые искусства помогают развиваться не только «спортсмену», но и гражданину страны. В современной России таких культурообразующих систем нет, но условия для их появления есть. Это, прежде всего, успешные традиции советского бокса, самбо и рукопашного боя. Однако им не хватает нравственной основы, подходящей для разных групп людей, так как в большинстве случаев она укоренена в личности тренера, его опыте и человеческих качествах, и не основана на древнерусских, царских или иных просветительских традициях. Такой основой может и должна быть совместная работа специалистов из разных областей: тренеров-практиков, социологов, спортивных философов и психологов, врачей. Именно этих совместных усилий нам не хватает. Голоса в поддержку этой идеи можно услышать по всей стране, но на VI Всероссийском философском конгрессе в секции «Философия спорта» собрались в основном те, кто занимается проблемами физического совершенствования человека на протяжении многих десятилетий, и всего несколько молодых специалистов. Нам кажется, что одной из причин неравенства усилий в междисциплинарном изучении спорта является отсутствие коммерческих перспектив, непривлекательность «долгосрочных инвестиций» в «человеческий капитал».
Несмотря на сложные социальные условия для многих, поиск различными группами населения устойчивых систем физического развития, включающих в себя не только двигательные комплексы, но и ценностное отношение к организму как к части культуры, продолжается ежедневно. И.М. Быховская и В.В. И. Столяров в своей совместной монографии различает «тело» и «телесность». Первая рассматривается как чистая сома, организм, а вторая — как «гуманизированное» тело, которое приобрело дополнительные свойства и качества из социокультурной среды. «Социальное тело» — это то, что авторы называют результатом взаимодействия как спонтанных, так и реактивных природных процессов и целенаправленного воздействия на организм человека с целью индукции определенной деятельности, т.е. для инструментальных целей. «Культурное тело» — вершина этой иерархии, квинтэссенция, в которой приостановлены два предшествующих уровня; это завершение процесса перехода от «безличностных, естественно-течественных предположений к реальному человеческому, не только социально-функциональному, но и личностно-сознательному телесному существу».
Рассмотрим далее, как в современном обществе связаны спорт и представления о человеческом телесном существовании.
Профессиональный спорт, хотя и производит «массовые» мероприятия, сам по себе является выступлением элиты перед богохульством. Сам термин «спорт высоких достижений» определяет соперничество и стремление к максимально возможному результату. Этические границы человеческого организма часто умышленно нарушаются спортсменами и врачами для достижения такого результата.
На практике профессиональные спортсмены в своих действиях руководствуются одним основным принципом — максимальным результатом. Единственными регулятивными для них являются объективные условия, которые могут запретить или оправдать использование генетической модификации. Основные спортивные горизонты смысла могут быть достигнуты путем расширения границы между обработкой и улучшением.
Помимо очевидного коммерческого интереса к «украшению» тела, профессиональный спорт выполняет важную символическую функцию: он удовлетворяет потребность в почитании невероятных способностей, данных свыше, когда коллективные образы легендарных героев и богов видят простые люди в спортсменах. И если в развитых странах спортсмены тщательно тренируются для этой роли с целью получения максимальной прибыли, то в развивающихся странах фактически существуют культы местных чемпионов, которые являются символами национальной власти для своих сограждан.
Философское понимание тела
Современное отчуждение организма коммерчески продвигается поставщиками различных услуг с целью замены общедоступных способов ухода за телом на искусственные, научно обоснованные, модные и т.д., в то время как любительский спорт, напротив, содержит сильные противоположные идеи: о равенстве всех участников и о здоровье, а не о победе как о главной цели.
Кэролин Томас видит одно из главных различий между спортом и обычной жизнью как способность полностью сконцентрировать наше внимание на ясной задаче, прилагая максимум усилий для достижения успеха в этой задаче. И в то время как спортивные соревнования подчиняются правилам, то, по словам Томаса, гарантируется свобода действий посредством принуждения. Спортивные правила устраняют требования необходимости, устанавливая прагматично бессмысленную цель игры.
Томас определяет и раскрывает в цитируемой работе содержание основных целей, которые могут быть достигнуты спортивным, профессиональным или любительским способом.
Стремление к совершенству: Желание стать «лучше, чем» кто-то другой, побить мировой рекорд, доминировать.
Соревнование с самим собой, улучшение собственной производительности. Стремление второго типа свойственно любительскому спорту, в котором мы заинтересованы с теоретической точки зрения. Для новичка или спортсмена с небольшим опытом присутствие соперника не имеет значения. Спорт представляет для них пространство, где «страх, страсти, сомнения в себе» преодолеваются.
Положительные качества, которые проявляет спортсмен: Настойчивость, готовность идти на риск ради достижения цели, умение концентрироваться, являются важным личным опытом, и даже присутствие зрителей не является обязательным. Для тех, кто впервые попробует себя в этом виде спорта, основной мотивацией часто является желание испытать себя, осмелиться на неизвестное.
Вопреки современной тенденции к устранению всех видов риска из общества, Томас говорит, что возникает необходимость в захватывающих приключениях и опасностях, связанных с экстремальными видами спорта. По словам Томаса, экстремальные спортсмены рискуют своим телом, чтобы научиться контролировать себя в сложных условиях. Для нашего исследования интерес представляют не физико-химические последствия экстремальных нагрузок на организм, а скорее изменения в восприятии спортсменом окружающей его среды. Элеонора Метени, теоретик физической культуры, пишет об этом так: «Любой, кто всерьез стремится к совершенству в спорте, рано или поздно сталкивается с ситуацией, которая почти превосходит его возможности». Подобные ситуации возникают в повседневной жизни, но мы часто их избегаем. Мы можем играть в прятки с реальностью и избегать встречи с правдой о себе, но не в спорте. Таким образом, спорт может привести к самому важному внутреннему открытию: не только наших собственных границ, но и наших собственных способностей. Это открытие частично физическое, но в основном психическое. Как только мы понимаем, насколько мы далеки от самодостаточности, мы начинаем ценить сотрудничество и помощь других. Но только когда мы начнем в одиночку, мы будем знать, когда другой — лучший ответ на наши вопросы, и когда только мы будем лучшими» .
Стремление к самовыражению (самопрезентация)
Эмоциональное выражение. Выражение спортсменом в данном случае не направлено на спортсмена или зрителя….. Главный импульс для этого — желание выставить себя на пределе, а затем обуздать свои страсти. В этом поиске катарсиса спорт почти сливается с искусством, и граница между ними становится очень размытой. Классическим примером физических упражнений, сочетающих в себе элементы спорта и искусства, является танец, особенно сольные номера современного танца, где нет ограничений на использование различных стилей: могут быть элементы балета, боевых искусств, акробатики и так далее;
Техническое выражение. В этом виде самовыражения спортсмен стремится к высоким результатам за счет «открытия» новых стилей, движений и элементов игры. Цель нововведения в технике — удивить соперника, одержать верх за счет эффекта неожиданности.
Стремление к альтернативным состояниям сознания и мистическим переживаниям (изменённые состояния сознания и мистические союзы).
С семидесятых годов ХХ века, когда в Соединенных Штатах исследования «расширяющих сознание» лекарств были в самом расцвете сил, ученых заинтересовал феномен «течения» в изучении сознания и мозга. Воздействие определенных веществ в лабораторных условиях показало, как даже люди привыкли к строгому распорядку дня, например, солдаты, выявили скрытые мотивы, иногда «неуместные» действия. В отличие от алкогольного или наркотического опьянения, «психоделики» стали интересны описанием личных переживаний, близких к высказываниям мистиков различных религий. Одним из таких переживаний является «океаническое ощущение» единства со Вселенной, родства со всеми живыми существами на планете, о котором пишет О. Адо.
Свободное действие нашего воображения, в отличие от схематизированного поведения в повседневной жизни, таким образом, более сравнима с течением реки — постоянным потоком, иногда отступающим, иногда увеличивающимся. Эта древняя метафора, восходящая к Фалесу, используемая В. Стаусом в своей психологии , сохраняет свою актуальность в современном обществе. Какая деятельность является проявлением струйной природы сознания, если учесть «неизменные» состояния человеческого менталитета? Искусство, как высшее воплощение которого А. Шопенгауэр считал музыкой; поведение человека в экстремальных условиях, когда инстинкт самосохранения блокирует рациональное мышление; спорт, не только любительский или профессиональный спорт, но и сами игры, потому что в них человек получает удовольствие от физической активности, не интересуясь практической целью.
М. Чиксентмихай сформулировал эту мысль по отношению к спорту: «…игры, безусловно, являются потоковой деятельностью, а спортивная игра — потоковым опытом наравне с совершенством» .
Не утверждая и ничего не отрицая о связи спорта с мистическими откровениями, мы разделяем мнение К. Томаса как теоретика в вышеприведенных пунктах. На наш взгляд, автор не упомянул важную функцию спорта.
Учение о традиции
Как мы знаем, спорт имеет свои исторические корни в древних ритуалах. Целью ритуальных действий, помимо общения с божествами и передачи навыков молодым поколениям, было поддержание устоявшегося образа жизни, утверждение внутреннего порядка племени или народа посреди неизвестного окружающего их мира. В современном обществе есть отголоски древних обрядов — в специальной одежде, формах детских площадок и музыкальном сопровождении. И особенно наглядно функция передачи традиции отражается в сохранении результатов важных игр и ежегодно разыгрываемых национальных и международных трофеев, владельцы которых входят в историю, становятся ее частью. Индивидуальные, человеческие качества, такие как мужество, самопожертвование, взаимопомощь, которые известные спортсмены проявили в жизни, также становятся частью положительных «легенд» различных видов спорта.
Согласно Н.Н. Визитей, один из древних ритуалов, сохранившихся в спорте, — реконструкция примитивных охотничьих ситуаций.
Параллели между спортом и охотой имеют несколько уровней. Даже беглый взгляд на любую командную игру показывает, что есть панцирь — добыча, обладание которой ищут игроки. У каждого своя роль, а в определенных ситуациях играют нападение или защиту — засада. Установив это, более глубокий анализ показывает, что участники должны не только механически прорабатывать такие ситуации, но и устанавливать динамические предметно-субъектные отношения и уметь сразу же понимать друг друга. Из этого следует, что следующий уровень рассмотрения — это межличностные отношения между игроками — охотниками, которые формируются вне игрового пространства. Данные антропологов подтверждают сказанное примерами ритуальных игр племен на примитивной стадии развития, где молодые участники готовятся к настоящей охоте. Более того, «мир животного мира представлен с точки зрения социальных связей, поскольку они преобладают в человеческом обществе».
Философский спорт, физкультура
Как Н.Н. Визитей отмечает: «Когда я связываюсь и поддерживаю товарища по команде, я могу учесть его реальные и потенциальные связи с другими партнерами и попытаться укрепить их, или я могу действовать без такого отношения». Из общих соображений ясно, что первый случай, как со спортивной дичью, так и в условиях первобытной охоты, явно предпочтительнее. Но если я действую таким образом, то моя поддержка другого на самом деле является поддержкой его контактов с группой, есть поддержка группы другим» . Нравственная составляющая спортивной традиции чрезвычайно важна для воспитания достойных граждан.
Для нашей страны, которая пережила нечто большее, чем переоценку ценностей, спорт может выполнять эту функцию. Цивилизованное человечество, применившее инструментально-консумптивный подход и к здоровью, выработало позицию требовательного клиента по отношению к медицине и фармакологии, как будто ответственность за организм теперь полностью перешла в его руки. В современной России существует социальный разрыв между людьми, у которых много денег, и теми, кто живет у черты бедности, и нет системы народного спортивного образования как наследия Советского Союза. Грань культуры бедных районов и городов заполнила пустоту бандитизмом и наркоманией, а престиж спорта упал. Редкие проблески — чемпионы из глубинки, покровители успешных спортсменов — случайны, поэтому они свидетельствуют об упадке. Сейчас необходимо приложить усилия для восстановления престижа любительского спорта. Обсуждение и популяризация философских идей спорта, по нашему мнению, способствуют достижению этой цели.
Спорт — это не только возможность ставить рекорды и зарабатывать деньги, но и, что еще важнее, приобщиться к наследию предыдущих поколений и осознать себя частью непрекращающегося потока.
Современный интерес к изучению трансгуманизма, кибернетических интерфейсов и имплантатов ICU (информационных и коммуникационных) показывает, что в глазах многих жителей цивилизованных стран организм представляет собой совокупность дефектов, которые они не хотят преодолевать собственными силами. Критерий удобства воспринимается гражданами при определенных обстоятельствах как достаточный для нарушения лимитов организма. Хорошо проторенный путь прямолинейных рассуждений приводит с этого момента к идеям о кибер-цивилизации, и нам кажется, что не имеет значения, будут ли эти предсказания сбываться или нет. Важно то, почему резонируют идеи «пост-гуманитарности». Потому ли это, что мы больше не удовлетворены телами, которые нам дала природа?
Мы можем вспомнить проблему самообмана Сартра и «глаза аутсайдера». Другой видит нас, наши тела, и от этого взгляда зависит наше мнение о себе. Голядкин (Оглядкин) в «Двойнике» Достоевского достигает крайности этой одержимости зависимостью — он теряет способность формировать собственное самоуважение и растворяется в «костюме», в чужих взглядах. Современный большой город не стал психологически более пригодным для жизни, наоборот, его ритм жизни таков, что он морально уничтожает сотни голядок каждый день. Со всеми технологическими новшествами, ни одно из них не поставит под угрозу целостность человека больше, чем психическая лень и моральное онемение.
Сложность проблемы целостного человека заключается в переходе от реальных физических упражнений к нравственному совершенствованию. Я не собираюсь доказывать, что это на самом деле происходит — каждая традиционная система спорта и/или боевых искусств содержит свое собственное исследование на эту тему. Эмоции, если они не находят выхода, портят психику в повседневной жизни, хотя иногда они могут легко переливаться в игре. Подобно тому, как мы можем найти наш ритм общения в ежедневных разговорах на различные темы и определить нашу точку зрения через понимание или непонимание, спорт уравновешивает «осведомленность» нашего организма в процессе тренировки. Получается, что отчуждение человека от тела — это искусственный процесс, а спорт, который сам по себе является «культивированной» формой древних ритуалов, может восстановить единство физики. В любительском спорте можно общаться на уровне организма, что абсолютно естественно для всех животных, но в то же время содержит нравственные принципы, которые важны для человека как жителя общества. Объясним нашу мысль: в настоящее время для западной цивилизации по-прежнему актуальна идея эпохи Просвещения о победе разума над страстями, о превосходстве человека, сковавшего свои инстинкты, над животным дикарем. А о технологиях психологического «дерьма», которые некоторые «дикари» освоили гораздо раньше западных ученых, известно не так уж много исследований антропологов. К ним могут относиться не только ритуальные игры и танцы, но и более сложные явления, такие как совместное обсуждение снов, за которым следуют советы старейшин по преодолению трудностей, с которыми сталкиваются молодые члены племени. Мечтать как пространство свободы действий и в то же время преодолевать препятствия кажется нам психологически очень похожим на спортивное соревнование, а роль шамана, как будет показано далее, более сравнима с ролью тренера, чем с ролью мистика. Среди малазийского племени сеньой каждый день начинается в семье с обсуждения мечты, а затем они идут на общий совет, где выражается общее толкование символов каждой мечты. Во время этих обсуждений никто не критикует и не осуждает поведение человека во сне. Вместо этого старейшины предлагают альтернативное поведение, чтобы изменить любой негативный аспект. Страх превращается в мужество, угроза исчезает, радость контролируется, и достигается положительный результат. В результате коллективного опыта взаимной поддержки достигается ясность взглядов и чувство племенного единства.
Спортивные события очень близки к таким ритуалам в нашем восприятии, так как дают возможность коллективного телесного опыта с последующим обсуждением проблемных эпизодов. Игра освобождает от социальных ролей, уравновешивает носителей разных статусов и формирует общее нравственное отношение. Чувство взаимной поддержки приводит к уважению к оппоненту, в целом? к незнакомцу, потому что когда мы сталкиваемся с травмами (не обязательно серьезными), мы осознаем уязвимость нашего тела и начинаем уделять больше внимания себе и другим.
Теперь давайте вернемся к теме вытеснения телесных практик из повседневной жизни. Действительно, если бы цивилизация нуждалась в спорте, чтобы компенсировать отчуждение организма как института, нам пришлось бы признать это отчуждение как ежедневную норму. При более длительном размышлении мы находим различные грани этой «нормы»: культ «хорошо сделанного» тела, с одной стороны, и коммерческий интерес медицины к физически недоразвитым пациентам, которые легче поддаются болезням, с другой. Другая сторона — это человек, который забыл свое тело и с легкостью принимает покупку нового устройства для исправления ситуации. Разве это не одна из причин, почему сторонники биотехнологического усовершенствования человека так оптимистичны?
Позитивным событием последних лет стало появление многочисленных всероссийских футбольных, хоккейных и других любительских лиг. Эти примеры доказывают, что частные инициативы и инвестиции граждан в любительский спорт находят отклик в общинах и вдохновляют спортивных болельщиков. Важно, чтобы организаторы самодеятельных лиг сосредоточились, прежде всего, на социальных целях. Например, первыми в списке целей Московской любительской футбольной лиги (ЛФЛ) являются: а) массовое привлечение молодежи по месту жительства к систематическим занятиям физкультурой и спортом; б) здоровье молодого поколения, профилактика преступности.
Еще одним признаком постепенного возрождения любительского массового спорта является создание «ветеранских» лиг, в которых максимальный возраст участников не ограничен. Исходя из опыта наставничества в ходе соревнований, можно сказать, что юным спортсменам очень полезно наблюдать за тем, на что способны чемпионы после 60 лет. Сегодня нам нужен любительский спорт, а не протокол, для обмена опытом между поколениями, воспитания уважения к другим, поддержания духа честной игры.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Платон как ученик Сократа — Жизнь Платона и формирование его философских взглядов
- Понятие истины в философии и науке
- Особенности научного познания
- Павел Александрович Флоренский, русский религиозный философ
- Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах
- Человек, индивид, личность
- Становление технических наук электротехнического цикла
- Философия абсурда и бунта А. Камю
- Структура научного знания. Основные формы и методы научного познания
- Социальная сфера