Оглавление:
Анри Бергсон (фр. Henri Bergson; 18 октября 1859, Париж — 4 января 1941, там же) — французский философ интуиционизма и философии жизни. Профессор Коллеж де Франс (1900—1914), член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1927 году.
Его основные работы — «Творческая эволюция» (L’Evolution creatifique. P., 1907) и «Два источника морали и религии» (Les deux sources de la morale et de la religion. P., 1932). Член Академии моральных и политических наук (1901, 1914 ее президент).
Бергсон утверждает в качестве истинной и изначальной реальности жизнь, которая отличается в определенной целостности от материи и духа. Материя и дух, взятые сами по себе, являются продуктами его распада. Основные термины, с помощью которых философ определяет сущность «жизни» — «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный импульс». Жизнь не может быть постигнута разумом. Интеллект может создавать «абстрактные» и «общие» идеи, что является деятельностью разума, но отобразить реальность во всей ее органичности и универсальности — значит создать ее заново. Это сила интуиции, которая, как непосредственное переживание объекта, «проникает в его внутреннюю сущность».
Целостное понимание реальности может быть «эмоционально интуитивным». Более того, наука всегда имеет в виду практическую пользу, а это, по мнению Бергсона, односторонний взгляд. Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь. Только интроспекция подвержена непрерывной изменчивости состояний, «длительности», а значит, и самой жизни. Эти предпосылки служат основой для учения об эволюции органического мира, увлекаемого «жизненным импульсом» и током «творческого напряжения». Человек стоит на вершине творческой эволюции, и способность реализовать всю свою внутреннюю силу — удел элиты, своего рода «божественный дар». Это объясняет элитарность культуры. Бергсон выделяет два «этажа» человеческого существования, два типа социальности и морали: «закрытый» и «открытый». «Закрытая» мораль служит требованиям социального инстинкта, когда индивид приносится в жертву коллективу. При «открытой» морали приоритетным становится проявление индивидуальности, создание моральных, религиозных и эстетических ценностей.
Ключевым в его философии является понятие времени. Бергсон разделяет физическое, измеримое время и чистое время потока жизни. Последнее мы ощущаем непосредственно.
Католическая церковь включила его произведения в Индекс запрещенных книг, но сам он склонялся к католицизму, хотя оставался евреем. Его философия была очень популярна в дореволюционной России
Онтология сознания: учение о длительности
Прежняя рационалистическая философия, считал Бергсон, упускала из виду уникальность сознания, его неповторимые свойства у каждого конкретного индивида, поэтому для прежней философии было характерно абстрагирование от человеческой субъективности. Ранняя психология также не видела специфики конкретного сознания, рассматривая сознание как набор состояний, подверженных измерению, пространственному порядку и так далее. Многие параграфы «Эксперимента о непосредственных данных сознания» посвящены серьезной и тщательной критике.
В отличие от анализа когнитивного и рационализирующего сознания, Бергсон рассматривает другую ипостась сознания — доинтеллектуальное, долингвистическое сознание. Это начальное, первичное состояние сознания, в отличие от когнитивного сознания, Бергсон называет «длительностью». В отличие от абстрактного свойства сознания Декарта, длительность конкретна, и в отличие от априорных форм Канта, длительность существенна.
Что Бергсон подчеркивает для своих читателей? Он хочет показать, с одной стороны, сознание как потенцию, как возможность познания, а с другой стороны, сознание как форму реализации этой возможности, сознание, реализуемое в субъективно-познавательной деятельности. В первом случае речь идет об онтологии сознания, а во втором — о месте и функциях сознания в структуре жизни и деятельности человека. Бергсона интересует онтология сознания, и он подчеркивает сознание как непространственную субстанцию.
Для идентификации сознания на онтологическом уровне Бергсон использует традиционную оппозицию пространства и времени: то, что в основе своей пространственно, не может быть временем; то, что в основе своей темпорально, не является пространством. Сознание — это ментальная субстанция, поэтому оно принципиально непространственно. Если сознание непространственно, то оно имеет отношение к времени.
Традиционное понимание времени свелось к определению времени как однородной среды, в которой разворачивается последовательность изменений вещей и состояний сознания. С помощью понятия «время» можно проследить и распознать изменение, движение, развитие, т.е. распознать процесс и выразить распознавание процесса как совокупности статических состояний. Распознавание (во времени) предполагает остановку какого-то процесса, кратковременный вырыв из последовательности этих изменений. Бергсон согласен с тем, что остановка процесса фиксируется в понятии «время». Время — это временная остановка процесса. Но что такое процесс как таковой, процесс, который не застыл в концепции? Для Бергсона сущность процесса — это длительность. Продолжительность — это процесс без остановки, это чистое движение. Факт движения есть не что иное, как факт сознания, в котором постигается движение. Продолжительность — это поток сознания, на который не влияет остановка времени. Срез процесса, замораживание потока сознания в терминах имеет название «время». С помощью способности восприятия времени человек останавливает длительность и фиксирует процесс в пространственных понятиях.
Существуют «две возможные концепции длительности: одна очищенная от всех примесей, а другая, в которую контрабандой проникает идея пространства. Чистая длительность — это форма, которую принимает последовательность состояний нашего сознания, когда наше «Я» просто живет, когда оно не делает различий между нынешними состояниями и теми, которые им предшествовали. Для этого он не должен полностью погружаться в переживаемое ощущение или идею, так как в этом случае он перестанет существовать. Но он не должен забывать и предшествующие состояния; достаточно, когда эти состояния вспоминаются, не размещать их рядом с настоящим состоянием, как точки в пространстве, а расположить их так, как это происходит, когда мы вспоминаем ноты мелодии, как будто они слились воедино.
Размышления о цвете: цвет как физическое (пространственное) явление
Бергсон поднимает вопрос о разделении времени и длительности и приводит такой пример. Мы освещаем поверхность листа бумаги и обнаруживаем, что лист бумаги белый. Если мы последовательно уменьшаем источник света до полного его исчезновения, то в нашем языке есть словарь и для этого случая: от ярко-белого и белого как оттенков цвета до светло-серого, серого, темно-серого и, наконец, черного. Но отвлекитесь от воспоминаний и лингвистических способностей, — предлагает Бергсон, — и вы убедитесь, что то, что вы видите, это не уменьшение освещенности белой поверхности, а тень или полоса теней. «Для вашего сознания эта тень так же реальна, как и сам свет. Если вы назвали первоначальную ярко освещенную поверхность белой, то то, что вы видите сейчас, вы должны назвать как-то иначе, потому что это нечто совсем другое….. Благодаря предыдущему опыту, а также физическим теориям, мы привыкли считать черный цвет отсутствием или, по крайней мере, минимальным ощущением света, а последовательные оттенки серого — уменьшающимися степенями интенсивности белого цвета. Но на самом деле, — заключает Бергсон, — «черный цвет так же реален для нашего сознания, как и белый».
Такое представление цвета является пространственным (физическим) представлением, которое не имеет ничего общего с ментальным представлением. Он пространственный, потому что интенсивность освещения напрямую зависит от расстояния до источника света и, в нашем случае, листа бумаги: чем ближе источник света, тем «белее» белый лист бумаги; чем дальше, тем он серее (чернее). Другими словами: Мы продолжаем говорить о белом листе бумаги, но наделяем его «белыми», «серыми», «черными» свойствами. И эти различные свойства «белого» имеют физическую (пространственную) основу, связанную не с человеческим восприятием, а с пространственным отношением к источнику света.
Критика психологических доктрин сознания
Таким образом, объект остается тем же, белый лист бумаги, но восприятие этого листа меняется. Что это значит? Бергсон считает, что если нет изменений в вещах, то есть изменения в сознании этих вещей, поэтому основой изменений в вещах является человеческое сознание.
Человеческое сознание — это «едва слышный внутренний голос». Бергсон критикует взгляды предшествующей философии и психологии на сознание как совокупность психических состояний, а значит, и теорию мотивации (причинности). Бергсон также не согласен с доктриной конфликта мотивов. Оба относятся к сознанию как к вещи и подменяют конкретный феномен сознания его искусственным воспроизведением в системе понятий, так что происходит смешение сознания и объяснения факта с самим фактом сознания.
Факты сознания не оцениваются аналогично вещам внешнего мира. Факты сознания, по Бергсону, взаимопроникают, сливаются, окрашивают друг друга. «Таким образом, каждый из нас любит и ненавидит по-своему, и эта любовь и ненависть отражают всю нашу личность. Но язык обозначает эти переживания одними и теми же словами. Поэтому он может отразить только объективный и безличный аспект любви и ненависти и тысячи других чувств, которые испытывает наша душа.» Музыкант или художник извлекает идеи своих произведений из окружающей среды и восстанавливает «первоначальную индивидуальность» мира «через множество различных оттенков и деталей». «Сколько бы точек мы ни вставили между двумя положениями движущегося тела, мы никогда не заполним пройденное им пространство. Точно так же сам факт, что мы говорим, соединяя одну мысль с другой и ранжируя их, лишает нас возможности полностью выразить то, что чувствует наша душа, ибо мысль несоизмерима с языком».
Старая психология, считает Бергсон, слишком груба, потому что ее вводит в заблуждение наш язык. Такой психолог может «получить лишь призрак нашего «я», его тень, отбрасываемую в пространство. Если сознание представляет факты реальности образно, символически, «не можем ли мы предположить, что это символическое представление изменяет нормальные условия внутреннего восприятия?».
Учение о времени: время как абстракция и время как длительность
Само по себе восприятие — это чистое качество, считает Бергсон, но если посмотреть на него через призму пространства, то восприятие становится количеством или интенсивностью. Следовательно, формирование «фактов сознания» на основе «фактов реальности» свидетельствует об изменении форм реальности: Реальность приобретает форму восприятия.
Бергсон объясняет заблуждение относительно природы сознания исключением реального времени из науки. Наука в целом, и психологическая наука в частности, работает только с абстракцией времени. Бергсон объясняет абстракцию времени следующим примером: «Если бы все движения во Вселенной стали в два или три раза быстрее, наши формулы и их составляющие не изменились бы, так как число одновременностей в пространстве осталось бы прежним». Поэтому, заключает Бергсон, наука о времени, особенно механика, постигает только одновременность, а о движении — только неподвижность.
В отличие от пространственного (вневременного, несамостоятельного) понимания времени, Бергсон предлагает определить время как «длительность», как процесс «непрерывного становления», а не как «свершившийся факт», не как результат, выраженный алгебраическим уравнением. Алгебра может выразить в своих формулах «момент длительности», «положение в пространстве, занимаемое движущимся телом», но она не в состоянии выразить саму длительность и само движение. Ибо «длительность и движение — это мыслимые синтезы, а не вещи». Верно, что движущееся тело проходит последовательно через все точки прямой (кривой) линии, но движение не имеет никакого отношения к самой линии.
В связи с вышесказанным Бергсон провозглашает два аспекта существования самости, в зависимости от того, воспринимаем ли мы длительность непосредственно или преломляем в пространстве. Глубокие состояния сознания — это чистое качество. «Длительность, которую они производят, — это длительность, моменты которой не образуют числового множества; характеризовать эти моменты, говоря, что они охватывают друг друга, значит уже различать их….. Животное, вероятно, не представляет, что, помимо его ощущений, существует внешний мир, отличный от него самого…..
Поток сознания порождает наши чувства и переживания и таким образом становится миром вещей. С одной стороны, мы отделяем вещи друг от друга, как животное; с другой стороны, мы отделяем вещи от себя, что не свойственно животному. Другими словами, мы воспринимаем вещи внешнего мира как вещи однородной среды, мы «отливаем их в застывшие образы» и придаем им форму слов, противопоставляя их своему «я».
Таким образом, в отличие от исходного отношения «Я»-длительность (поток сознания и опыта), создается производное отношение (реальное, временное), «Я»-время. Одно и то же «Я», воспринимая отдельные состояния, видит, как эти различные состояния сливаются вместе, «как снежинки, из которых мы формируем снежный ком».
Мысль Бергсона может быть уточнена и развита: Первое «Я» является изначальным, потому что оно — Бытие; второе — производным, потому что оно функционально, хотя такая категоризация сомнительна. Но когда первое «я» выражает себя в словах, когда первое «я» различает различные ощущения «я» и образы себя, различные представления себя, и выражает эти представления в терминах, тогда появляется третье «я» — отражение.
Сложное чувство содержит большое количество простых чувств, но пока последние не станут отчетливыми, мы не можем сказать, что они полностью осознаны и что мы их знаем. Как только наше сознание начинает ясно воспринимать отдельные элементы органов чувств, синтетическое состояние психической жизни становится делимым.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- А. Введенский и его философия
- Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель
- Направления социальной философии
- Несостоятельность попыток рационального опровержения иррационального
- Понятие политического в философии Фомы Аквинского
- Художественная мысль А. Рублева — Детство и отрочество Рублева
- Общество как система
- Философия просвещения
- Динамика науки, как процесс порождения нового знания
- Николай Кузанский – на рубеже двух эпох