Оглавление:
Жизнь современного общества во многом зависит от успеха науки. В настоящее время трудно найти хотя бы одну область человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научных знаний. А дальнейший прогресс человеческого общества обычно ассоциируется с новыми научными и техническими достижениями.
Огромное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом специального изучения. Что такое наука? В чем разница между научным знанием и мифом или религиозным убеждением? Какова ценность науки? Как оно появляется? Какие методы используют ученые? Прежде чем исследователь начнет изучать науку и попытается ответить на любые вопросы о научном знании, он, конечно, должен иметь хотя бы некоторое представление о том, что такое познание человека вообще, что такое его природа и социальные функции, его связь с производственной деятельностью и так далее.
Концепция, структура и исторические формы мировоззрения
Мировоззрение — это система обобщенных чувств, интуитивных представлений и теоретических представлений об окружающем мире и месте человека в нем, о разностороннем отношении человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда реализованных базовых жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их верований, идеалов, ценностей, социально-политических, моральных и религиозных принципов знания и оценки. Или же мировоззрение — это система взглядов на мир и его место в нем, выражающая его отношение к этому миру и к самому себе.
В структуре мировоззрения выделяются два уровня:
- Уровень, который соответствует сенсорному восприятию мира;
- Уровень связанный с концептуальным мышлением человека, источником которого является разум и интеллект; а понимание мира и себя — уровень мировоззрения.
Таким образом, мировоззрение имеет две части, две «подсистемы подложки» — «человек» и «мир».
Конкретные отношения человека с миром делятся на четыре типа, которые являются подсистемами мировоззрения.
Онтологический, который занимается проблемами природы и существования мира и человека;
Когнитивный, которые определяют адекватность наших знаний о мире для этого мира;
Ценностно-ориентированный (аксиологическая, ценностно-ориентированная), которая концентрирует и развивает идеи о духовных ценностях, добре, праведности, идеалах общества, семьи и так далее;
Духовно-практический (праксеологическая), представляющая собой совокупность требований, норм, ориентированных на регулирование отношений между людьми и регулирование деятельности (практическая и познавательная).
Эти подсистемы во всей своей полноте дают представление о структуре личности, ее внутреннем мире и социальности. Мировоззрение — это своего рода каркас для структуры человека, класса или общества в целом. Предмет мировоззрения — это личность, социальная общность и общество в целом.
Мировоззрение человека проявляется в диалектике следующих элементов:
- Основано как на повседневных, чувственно-имагинативных знаниях, так и на научных, систематизированных, культово-эмоциональных знаниях.
- Структура мировоззрения включает в себя не только знания, но и их оценку, т.е. мировоззрение является не только информативным, но и ценностно-насыщенным (аксиологическим), системой ценностей.
- Вопрос о ценностях в мировоззрении тесно связан с такими духовными явлениями, как верования, идеалы и убеждения.
- Мировоззрение формируется под влиянием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается в детстве. Это определяет положение человека в жизни.
Центральным вопросом любого мировоззрения является вопрос об отношениях человека с миром.
Если взять за основу некую ведущую черту в системе отношений «мир — человек», то можно сделать классификацию типов мировоззрения по этим основаниям:
Если взять за атрибут средства, преобладающие в понимании мира, его структур, отдельных систем, то мировоззрение может быть чувственно-имагинальным (как, например, в религиозном и бытовом мировоззрении) или концептуально-значимым (как, например, в философском или натуралистическом мировоззрении).
В соответствии с общей направленностью в мире (то, что следует считать главным: дух или природа) различают идеалистическое или материалистическое мировоззрение.
Если мировоззрение основано на одном веществе, то у нас монистическое мировоззрение, если два или более вещества, то дуалистическое и плюралистическое.
Возможны различные универсальные методы, которые используются в мировоззрении в его применении; тогда мировоззрение оказывается либо метафизическим (односторонним аналитическим), либо диалектическим (направленным, прежде всего, на поиск и разрешение противоречий, выявление связей, развитие, системный характер субъекта).
Мировоззрения, в зависимости от субъекта (носителя), могут быть личностными, социально-групповыми, классовыми, мировоззрениями государства, нации, общества в целом.
Различные социально-экономические образования (или эпохи), выделяющиеся в истории общества, также дают группу мировоззрений (феодальный период, Ренессанс и т.д.).
Существует множество других типов мировоззрения (сенсуалистическое и рационалистическое, научно-антропологическое, националистическое, шовинистическое, тоталитарное и т.д.).
Проблема истины
Проблема истины — главная проблема философии знания. Все проблемы философской эпистемологии касаются либо средств и способов достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и т.п.), либо форм существования истины (понятия факта, гипотезы, теории и т.п.), форм их реализации, структуры отношений знания и т.п. Все они сосредотачиваются на этой проблеме, уточняют и дополняют ее.
Понятие правды является одним из важнейших в общей системе мировоззренческих проблем. Она находится на одном уровне с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».
Вопрос о том, что такое истина и существует ли она, обсуждался в философии и науке на протяжении многих веков. Не будет преувеличением сказать: это один из вечных вопросов эпистемологии. Его решение во многом зависит от общих идеологических позиций, и, конечно, представители идеализма и материализма отвечают на него по-разному. Следует также обратить внимание на многослойную и сложную проблему истины, ее внутреннюю диалектику. Действительно, забыв о диалектике в решении проблемы истины, многие философы приходят к одностороннему и искаженному пониманию истины.
Истинное знание (истина) — это достаточно точное отражение объекта (объекта) знания, его характеристик и свойств, а также других свойств в формах знания. Иными словами, истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития.
Правда характеризуется с точки зрения трех основных позиций:
- Объективная и субъективная в истине;
- Абсолютная и Относительная;
- Конкретная и Абстрактная.
Объективное и субъективное в истине
Объективными в истине являются свойства, особенности, закономерности и другие характеристики объекта познания, отраженные в этом познании. Объективность в истине определяется объективностью (наличием) объекта познания.
Субъективное — это, по сути, результат деятельности субъекта познания, который воплощается в определенных формах чувственного восприятия или мышления.
Таким образом, истина — это единство объективного и субъективного; она объективна по содержанию и субъективна по форме, по способу выражения.
Если субъект знания отсутствует как реальный элемент объективного мира или проявления человека, то такое знание является лишь субъективным (умозрительным, т.е. основанным на аргументах мысли) и не может быть названо истиной (обманом или ложью).
Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Поэтому результат этого взаимодействия (т.е. познавательный процесс) содержит в себе влияние как субъекта, так и объекта. Истина обязательно отражает единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса: без объекта познание теряет смысл, без субъекта — само познание. Игнорирование соотношения противоположных аспектов истины породило два альтернативных и односторонних взгляда, которые можно назвать объективизмом и субъективизмом в интерпретации истины.
Сторонники субъективизма справедливо утверждают, что истины не существует вне человечества и человека, но делают из этого очень широкий и необоснованный вывод об отсутствии объективной истины. Истина существует в понятиях и суждениях, а поскольку это так, то не может быть никаких знаний, которые были бы независимы от человека и человечества.
Хотя субъект конструирует исходные понятия и на их основе формируются различные теории о познаваемом объекте, содержание этих теорий от него (познавающего субъекта) не зависит. Объект со своими свойствами существует объективно, независимо от человека в человеке. И содержание формируемой теории обусловлено именно отражением этих свойств, то есть их воспроизведением в истинном знании в том, как эти объективные свойства существуют в самой действительности. Под объективной истиной понимается такое содержание знаний, которое полностью продиктовано объектом и поэтому не зависит от человека или человечества.
Объективисты исходят из противоположной позиции. Они абсолютизируют объективную составляющую истины. Для них истина, как правило, существует за пределами человека и человечества. Истина — это сама реальность, которая не зависит от предмета.
Но правда и реальность — это разные вещи. Реальность существует независимо от когнитивного субъекта. В объективной реальности нет истин, есть только объекты с их свойствами. Правда появляется в результате познания человеком этой реальности. Это знание субъектом познаваемой реальности.
Однако признание объективности истины — это лишь половина истины. Другая половина заключается в том, что истина не существует без человека и человечества. Здесь необходимо осознать важное эпистемологическое различие между объективной истиной и объективной реальностью. Если реальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегда существует в сознании человека. Истина — это человеческие знания, а не сама реальность.
Истина — это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.
Абсолютное и относительное по правде
Знания об объекте познания могут быть разной глубины и полноты.
Абсолютность истины означает:
- Полное, всестороннее знание объекта познания. Такая истина никогда не может быть достигнута, потому что объекты и явления постоянно меняются и развиваются, и потому что ваши способности в познании ограничены.
- Надежные знания, которые не нуждаются в уточнении или углублении.
Относительной по истине всегда является неполная, неточная информация об объекте знания.
Для характеристики процесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективным содержанием вводятся понятия абсолютной и относительной истины. Под абсолютной истиной понимается значение, которое по своему содержанию абсолютно совпадает с представленным объектом. Однако достижение абсолютной истины в сознании — это идеал, к которому стремятся ученые, а не реальный результат. В науке часто приходится довольствоваться относительными истинами.
Относительная истина относится к знанию, которое получено в конкретных-исторических условиях знания и характеризуется относительным соответствием его объекту. Другими словами, относительная истина — это частичная истина, которая приблизительно и несовершенно соответствует действительности. В реальных знаниях ученый всегда ограничен определенными условиями и ресурсами: Устройства, логико-математический аппарат и т.д. Из-за этих ограничений ему не удается сразу достичь абсолютной истины, и он должен быть удовлетворен относительной истиной.
Внешне абсолютные и относительные истины являются, как бы, взаимоисключающими. Но в реальном процессе познания они не противопоставляются друг другу, а взаимосвязаны. Их связь и выражает процессуальную, динамичную природу истины в науке.
Можно сказать, что относительная истина представляет собой более или менее правдивое знание. Некоторые элементы этой истины полностью соответствуют ее объекту, другие — спекулятивные домыслы автора. Некоторые аспекты объекта в целом могут на некоторое время оставаться скрытыми от проницательного субъекта. Из-за неполного соответствия объекту относительная истина является приблизительным отражением реальности.
Конечно, относительная истина может быть прояснена и дополнена в процессе познания, поэтому, как и знание, оно подвержено изменениям. В то же время абсолютная истина — это неизменное знание, поскольку оно полностью соответствует действительности. В абсолютной истине нечего менять, так как ее элементы соответствуют ее объекту.
В реальном знании путь к абсолютной истине лежит как предел в серии взаимно уточняющих и обогащающих относительных истин.
Возникает вопрос: достижима ли абсолютная истина? Этот вопрос обычно вызывает бурные дискуссии, и на него невозможно дать однозначный ответ. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина в принципе недостижима. Этот взгляд усиливает позиции скептицизма и агностицизма.
В связи с обсуждаемой темой полезно проводить различие между терминами «неосведомленный» и «неосведомленный». Совершенно ясно, что в любой момент развития науки есть вещи, которые люди еще не знают. Значение термина «неизвестный» совершенно другое. Если говорить о неведомом, то возвращаешься к замыслу Канта, который опровергается развитием науки. В свете его развития, похоже, необходимо признать, что в природе нет неосведомленных существ, хотя всегда будет довольно много неосведомленных вещей, потому что прогресс в знаниях в значительной степени зависит от технического и интеллектуального совершенствования предмета. Можно сказать, что абсолютная правда о мире в целом существует только как предел и идеал, к которому стремится человечество.
Тогда следует отметить: Правда является относительной по объему знаний о предмете знания и абсолютной с точки зрения достоверности этого знания, этой информации.
Вопрос о том, как достичь истины, тесно связан с вопросом о ее критериях. Критерий истины обычно понимается как определенный стандарт или метод проверки. Понятно, что критерий истины должен соответствовать
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Борис Петрович Вышеславцев, русский религиозный мыслитель
- Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого
- Развитие как философский принцип объяснения мира в диалектике
- Редукционизм как позитивный метод и философская концепция — Часть и целое. Единичное и общее
- «Докритический» период в творчестве Канта — Проблемы докритического периода
- Мигель де Унамуно и его философия
- Понятие «классической философии» и кризис культуры на рубеже xix-xx вв.
- Джон Локк
- Пространство и время в свете современной науки — Основные понятия физического пространства и времени
- История русской философии