Оглавление:
Социальная философия — важнейшая область философских знаний, целью которой является понимание состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Являясь неотъемлемой и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но в то же время обладает рядом особенностей, отличающих ее предмет и предмет изучения.
Социальная философия как философская дисциплина также изучает все и всеобщее. Однако это намерение реализуется в социальной философии исключительно в рамках изучения человеческого общества. Важно помнить, что социальная философия не абстрагируется ни от изучения универсальных законов бытия, которые проявляются особым образом в социальной жизни человека, ни от изучения его специфических законов развития, которых нет, например, в других сферах бытия. Это означает, что социальная философия отличается от других частей философии и различных областей социальных наук тем, что изучает универсальные отношения социального бытия, рассматривая исторически однородное своеобразие социальной жизни как одну из подсистем мира, занимающую в ней определенное место.
Социальная философия не только анализирует отношения и связи общества с другими окружающими и окружающими его реальностями, осмысливая общие проблемы природы и человеческого бытия, но и изучает специфические закономерности деятельности человеческой социальной жизни, характерные для нее как для отдельной формы мира в целом. Это означает, что социальная философия — это целостный взгляд на мир человека в целом, недоступный никаким другим формам знаний об обществе.
Таким образом, объектом познания социальной философии является не весь мир, вселенная в своей целостности и бесконечности изменений природы, бытия и мышления в целом, а только общество как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объектом социально-философского познания является постоянно меняющаяся реальность социальной жизни в единстве и многообразии отношений всех людей, сложном переплетении случайных и закономерных причинно-следственных факторов и эффектов. Соответственно, объектом социальной философии являются не знания всеобщего и целого о существовании мира, о возможностях и способах его постижения, а знания всеобщего о целостности социального (коллективного, общего) бытия, об условиях и факторах его развития.
Социальная философия — самая общая философская наука об обществе. Ее корреляция с научной философией, которая в равной степени применима к природе и обществу, является корреляцией универсальной (общей философской теории), а не целой и частичной. Известно, что конкретная часть полностью содержится в общем, в то время как часть полностью содержится в целом.
Как более специфическая философская категория, исторический материализм в значительной степени опирается на общую философскую теорию, и поэтому в ней можно выделить две серии категорий, которые действуют как своеобразные эквиваленты друг другу. Одна серия состоит из понятий социального бытия и общественного сознания, сформированных на основе универсальных философских категорий, другая — общих социологических понятий способа производства и надстройки. Общий социологический язык, в отличие от общего философского, позволяет дать индивидуализированное описание реального процесса жизни людей, подчеркнуть его основные моменты и стороны: Производство, обмен, распределение, потребление, производительные силы, отношения производства и т.д.
Научная социальная философия — это наиболее общая теория общества, предметом которой являются общие аспекты социальной жизни: отношение общественного сознания к социальному существу, общие законы развития общего и индивидуального человека, смысл и перспективы человеческого существования.
Объект научной социальной философии определяет ее структуру. В философской литературе существует несколько вариантов структуры исторического материализма, которые имеют собственное обоснование и вызывают определенный интерес. Однако, похоже, что двухуровневая структура наиболее соответствует содержанию. Первый уровень структуры формируется утверждением понятия «человек в обществе», т.е. понятия человека по отношению к социальным явлениям — производительным силам и отношениям производства, труда, собственности, общественного сознания, классов и т.д. Иными словами, это утверждение об иерархической системе сфер общественной жизни: материальной, социальной, духовной, политической и т.д. Философия Социалистический материализм
С точки зрения материализма, примат социального бытия или способ производства означает, что в нем содержатся основные источники, причины развития общества. Это неизбежно приводит к признанию дихотомии материальной жизни в двух неравных аспектах: трудовой или целенаправленной деятельности и отношений, возникающих между людьми в процессе труда.
Второй уровень структуры определяется понятием единого, регулярного исторического процесса. Все сферы общественной жизни должны быть представлены как развивающийся целостный процесс, основой которого является социально-экономическое образование.
Цели, задачи и функции социальной философии
Основные цели курса социальной философии в процессе формирования современного специалиста высшей квалификации состоят в следующем:
- Формирование теоретического мировоззрения на основе современных подходов к социальной философии;
- Знакомство с концептуальным, категориальным аппаратом и основными определениями социальной философии;
- Развитие способности использовать законы и категории социальной философии для дальнейшего развития творческого мышления.
Важнейшая функция социальной философии — предвидеть, предсказывать более или менее отдаленное будущее. Научная теория предсказывает регулярные этапы развития человеческого рода, возникновение подлинной истории в будущем, в которой человеческая природа получит свое полное выражение и свободное развитие.
В современную эпоху главной задачей научной социальной философии является дальнейшая разработка материалистического метода, с помощью которого разрабатывались концепции социального становления и процесса естественно-исторического развития этих образований, а также гармонизация МНП с потребностями социального и научно-технического прогресса. Современный НТР порождает сильную тенденцию к материалистическому пониманию мира и истории.
Две важнейшие специфические функции социальной философии, как и философии в целом, являются идеологическими и методологическими. Их называют специфическими, потому что они существуют только в философии в развитой и концентрированной форме.
Мировоззрение — это совокупность общих взглядов и представлений о природе окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учитывать, по крайней мере, два момента.
Способ формирования мировоззрения индивидуума. Мировоззрение человека может формироваться как в результате приобретения научных знаний в процессе образования (в том числе самообразования), так и в спонтанном процессе формирования личности под воздействием социальной среды. В этом случае возможны и смешанные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения индивида оказываются научно выверенными, тогда как другие остаются на уровне широко распространенного народного мнения с его предрассудками и недоразумениями. Правильно было бы сказать, что никакая философская система, даже самая современная и совершенная, не может гарантировать абсолютного отсутствия таких предрассудков и ошибок во взглядах индивидуумов хотя бы потому, что сама по себе она не является полностью свободной от них. И в то же время только системное философское образование способно свести к минимуму «мифологическую» составляющую своего мировоззрения.
Философия представляет не целое мировоззрение, а «только» его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания, в том числе и все те дисциплины, которые изучаются студентами университетов (общая история, психология, физика, лингвистика и др.). Каждый из них имплицитно и часто явно содержит мировоззренческие выводы и, соответственно, способствует формированию мировоззрения будущего специалиста.
Как упоминалось выше, социальная философия, помимо функции мировоззрения и в неразрывной связи с ним, выполняет методологическую функцию.
Философский метод представляет собой систему наиболее общих принципов теоретического исследования действительности. Эти принципы могут быть совершенно другими.
Можно, например, рассматривать одно и то же исследуемое явление как эволюционирующее или же считать его неизменным, учитывая раз и навсегда. В зависимости от этого, как результаты теоретического исследования, так и сделанные на его основе практические выводы будут значительно отличаться.
В истории философии есть два основных метода философии: диалектика и метафизика.
Таким образом, можно выделить следующие направления взаимодействия между философией и частными науками:
- На каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук и отражает дух науки своего времени, ее качественную специфику;
- Каждая из конкретных наук, в свою очередь, использует философский метод как систему общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и процессов.
С одной стороны, метод содержится в мировоззрении, ибо наше знание об окружающем нас социальном мире в самые существенные его моменты было бы неполным, если бы мы абстрагировались от общечеловеческих связей и развития в нем. С другой стороны, принципы мировоззрения (и особенно принцип объективности законов социального развития, принцип примата социального бытия) содержатся в философском методе.
Современные проблемы социальной философии
В советское время в высших учебных заведениях страны изучался курс философии, который состоял из двух частей — диалектического материализма и исторического материализма. Диалектический материализм должен был обеспечить так называемый марксистско-ленинский взгляд на законы развития природы, анализировать материю и сознание, мыслительные и познавательные процессы.
Исторический материализм рассматривал процессы, происходящие в обществе, и выполнял, прежде всего, идеологическую функцию. Сомневаться в истинности его выводов было в том, что он не согласен с «политической линией партии и правительства».
В годы падения социализма в СССР многие ученые задавались вопросом: действительно ли исторический материализм — наука? Выводы, сделанные в то время, удивили многих людей, даже тех, кто был далек от философии.
Во-первых, оказывается, что термин «исторический материализм» означает не науку, а только «материалистическое понимание общества и истории». «Истмат» — это аббревиатура, введенная в научное употребление Ф. Энгельсом, когда он объяснял суть марксистского понимания общества и истории в письмах своим многочисленным корреспондентам в 1990-х годах.
Во-вторых, исторический материализм также не является наукой, потому что вся марксистско-ленинская философия не является наукой. Известный русский философ А.Л. Никифоров писал, что отождествление нашей философии с наукой причинило ей большой вред: Философы не могли выражать свои собственные мысли и должны были развивать только то, что когда-то было выдвинуто «классиками марксизма-ленинизма» и идеологами коммунистического движения.
Один из самых известных российских историков философии А.Н. Чанышев также раскритиковал еще одну «аксиому» советской философии — ее партиципативность: «Философия, по сути, беспартийна», — писал он. — Философу не обязательно принадлежать к какой-либо политической партии и носить неизбежные партийные мигалки.
В высших учебных заведениях нашей страны сегодня отказались от курсов диалектического и исторического материализма.
Идет интенсивная работа по созданию философских курсов, отвечающих требованиям, предъявляемым современным уровнем развития российского общества.
Пересмотр ранних идеологических аксиом русской философии коснулся тех проблем, которые носят аксиологический характер, то есть затрагивают ценностные ориентации общества и личности: природу общества как саморазвивающейся системы, место индивида и его интересов в сложной структуре общественных отношений, смысл и назначение истории, природу прогресса и его критерии, природу культуры, частную собственность и отношение к ней и т. д. Многие из этих вопросов рассматриваются социальной философией, новой наукой для нашего общества, но она сумела занять очень авторитетное место в системе других социальных и гуманитарных дисциплин.
Социальная философия
Социальная философия — самая общая философская наука об обществе, «социальная материя». В отличие от общей философии («метафизики»), она касается не всеобщего, а фундаментального в своей самой сложной форме человека, человеческого общества или организованного коллектива индивидуумов. Как «метафизика» социальная философия занимается двумя наиболее важными для человеческого знания вопросами: фундаментальным вопросом и вопросом развития, применимым к обществу, но несколько отличным от общечеловеческого. Основной вопрос социальной философии — это вопрос об отношении социального сознания к социальному существу. Этот вопрос, как и вопрос об отношении сознания к материи, имеет три стадии. Учитывая первую, есть две стороны. Первая сторона вопроса об отношении общественного сознания к социальному существу — это вопрос, который является первичным — общественное бытие или общественное сознание, и, соответственно, какой из них действует как вторичный, производный.
Существует идеалистическое понимание истории (ИПИ), основанное на трех идеях:
- Существование людей, их жизни;
- Экономическая структура общества;
- Решающей силой истории являются великие личности или вечный разум.
Проблема философского статуса социальной философии
Обзор национального опыта XX века позволяет предположить, что вопрос о взаимосвязи социальной философии и общей теоретической социологии постоянно решается практикой философов и социологов, даже в тех случаях, когда они вообще не считают его проблематичным.
В то же время есть основания полагать, что после того, как вопрос в целом «закрыт», надеяться на его окончательное решение нет оснований. В силу несводимости исторического измерения философии, социальной философии и социологии, а следовательно, и их исторического взаимодействия, которое, несомненно, продолжится и в будущем, было бы несколько самонадеянно говорить с уверенностью, какими будут их взаимоотношения в будущем. Но даже по отношению к недавнему прошлому и настоящему вывод не может быть однозначным, поскольку и философия, и социальная философия, и социология представлены во множественном числе — их «много» и они «разные».
Различие между социальной философией и теоретической социологией кажется твердым, если мы ограничимся сравнением крайних полюсов континуума, состоящего из всей теоретической социальной науки, но оно становится шатким, если мы обратимся к тому, что лежит «между» полюсами. С первых лет существования социологии под собственным названием в XIX в. и до первой трети нашего столетия четкой демаркации действительно не было, иногда она ограничивалась терминологическими предпочтениями авторов.
Историки социологии могут сколько угодно спорить о том, что О. Конт и Х. Спенсер, К. Маркс и И. Дюркгейм, Х. Симмел и М. Вебер и другие являются прежде всего «социологами» или «социальными философами» — в то время «сущностная идентичность» теоретической социологии и социальной философии была не только очевидной, но и глубоко мотивированной. Если вспомнить, что программа О. Конта по превращению социологии в вершину всей системы позитивных наук была основана на трактовке ее как универсальной теории, имеющей в качестве объекта общество в целом в своей истории, то иначе и быть не могло.
Социология должна была унаследовать почти все проблемы ранней социальной философии и философии истории, поскольку эти проблемы в принципе поддавались научной позитивной методологии социологических исследований.
Социальная философия была отвергнута «методологически», а не «субъективно», и только в той части, которая (в то время!) казалась явно «метафизической», умозрительной, неоспоримой методами описательной и объяснительной науки. В той мере, в какой социология претендовала на роль универсальной синтетической теории и теоретической и методологической основы для всех социальных и исторических наук, она утверждала свою идентичность со старой социальной философией. Рядом с ней и рядом с ней не было места ни для какой другой науки общества в целом, социальной реальности и социальных знаний, даже для науки философского ранга. Та часть интеллектуальных представлений общества, которая не соответствовала критериям «социологической науки», была отнесена к «преднаучным и ненаучным формам знания».
Развитие социологических знаний и их трансформации
До середины века существовали распространенные предположения о том, что, в отличие от прошлого века, который назывался «веком истории», наш станет «веком социологии», понимаемой как интегрирующее ядро всего социогуманитарного знания. Сегодня очевидно, что эти надежды не оправдались, и виновата не «век», а «социология». Ее претензии на статус всеобщей социальной науки, признающей «общество в целом», «общество как таковое» и a fortiori «неотъемлемую историю человечества», были значительно снижены.
Это нельзя воспринимать буквально: В ХХ веке было и есть много теоретиков социологии, которые не отказываются работать с крайними обобщениями, такими как «социальная реальность», «социокультурный мир», «социальные системы».
Но и в этих случаях, как правило, речь шла не столько о синтетическом понимании «социального», охватывающего общество и историю, сколько о «социальном» (точнее: «социологическом»), как об одном из аналитически зафиксированных срезов, аспектов социальной жизни, как о специфическом объекте социологического знания. Более методологически более строгими являются ситуации, в которых социологи рассматривают свое теоретическое обоснование социальной реальности как выход из социологии в социально-философские вопросы, выходящие за рамки предмета и возможностей социологии.
Поскольку социология «сама по себе» не является непосредственной частью субъекта, можно опустить многие существенные моменты, связанные с переопределением ее предмета, методов и критериев, ее соотношением с современной социальной реальностью, а также с возможностью построения «экстра-нормативной» и «бесценностной» общей социологической теории. Гораздо важнее взглянуть на то, что случилось с социальной философией в ХХ веке в ее противоречивом сосуществовании с социологической теорией.
Трактовка природы философского статуса социальной философии как преимущественно нормативной науки представляется несовершенной на теоретическом уровне и тщетной на практическом, и поэтому заслуживает более тщательного и критического анализа, чем можно охарактеризовать здесь.
Разрыв продуктивных связей с социологией наносит еще больший вред социальной философии, чем социологии.
Однако философское понимание социальной реальности и социальной личности формируется, даже с точки зрения идеалов, ценностей и должно, это всегда отношение философии к тому, что есть, к тому, что существует, то есть к «бытию».
Разработка этого «существа» обязательно основывается на признании того, что оно означает; иными словами, общество как существо должно быть признано в этом процессе. Правда, философия, в отличие от науки, не только познает, но и делает «нечто иное» (конструирование, завершение, «трансцендирование» и т. д.), однако она остается познанием и знанием, пусть и особого рода. Полностью убрать содержательное познание из его задач и содержания и оставить его только с суждениями о «фактическом», не имеющим никакого отношения к «существу», которое мы знаем, — это встать на путь субъективной фантазии и конструирования утопий. В то же время нет оснований надеяться, что на результаты социологических знаний можно просто навязать социально-философскую «нормативность».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Основные идеи и направления русской философии
- Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона
- Основные представители древнекитайской философии
- Иоганн Готлиб Фихте
- Диалектика и метафизика
- Символизм в русской культуре серебряного века
- Личность в философии
- Философия как наука и как мировоззрение
- Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма
- Буддизм в Китае и китаизация буддизма