Оглавление:
Феноменология — это изучение явлений; движение в философии 20-го века, основанное Э. Гуссерлем.
Феноменология как философский термин впервые используется в работе Дж. Ламберта «Новый орган», где он обозначает одну из частей общей доктрины науки, теорию явлений. Этот термин затем принимается Гердером, который применяет его к эстетике, и Кантом. У Канта возникла идея, которую он передал Ламберту: разработать обобщенную фаеноменологию, то есть общую феноменологию как пропедевтическую дисциплину, которая должна предшествовать метафизике и выполнять критическую задачу по определению границ чувствительности и утверждению независимости суждения о чистом разуме. В «Metaphysische Anfangsgründe der Naturwissenschaft Kant» уже в несколько ином смысле определяет смысл и цели феноменологии. Она вписана в чистое учение о движении как та его часть, которая анализирует движение в свете категорий модальности, т.е. возможности, непредвиденные обстоятельства, необходимость. Феноменология теперь приобретает в Канте не только критическое, но и положительное значение: она служит для трансформации феномена и проявленного (манифестного движения) в опыт. В ранней гегелевской философии феноменология (разума) понимается как первая часть философии, которая должна служить основой для других философских дисциплин — логики, естественной философии и философии разума (см. Феноменологию разума). В зрелой философии Гегеля феноменология называется той частью философии разума, которая в разделе о субъективном разуме находится между антропологией и психологией и исследует сознание, самосознание и разум. В 20 веке концепция и концепция феноменологии получили новую жизнь и смысл благодаря Гуссерлю.
Общие основы феноменологической теории науки
Феноменология Гуссерля — это широкое, потенциально бесконечное поле методологических, а также эпистемологических, онтологических, этических, эстетических и социальных философских исследований каждого субъекта философии через возвращение к феноменам сознания и их анализу. Основные принципы и подходы гуссерловской феноменологии, которые по существу сохраняют свое значение на всех стадиях ее развития и признаются со всеми оговорками в различных (хотя и не во всех) модификациях феноменологии как тенденции:
1) предпосылка, что «каждый оригинальный (данный) Anschauung является истинным источником познания», — это то, что Husserl называет «принципом всех принципов» философии. В Позиционной работе по ранней феноменологии (Введение в первый выпуск Ежегодника по феноменологии и феноменологическим исследованиям) говорится, что «только возвращаясь к первоисточникам Аншауна и к познанию сущности, полученному от них, можно сохранить и обновить великие традиции философии»; 2) проводя феноменологический анализ, философия должна стать эйдетической наукой (т. е. Для проведения феноменологического анализа философия должна стать эйдетической наукой (т.е. наукой сущности), подход к которой в первую очередь требует формирования конкретного отношения, мотивации (отношения), представляющего исследовательский интерес, в отличие от наивного «естественного отношения», характерного как для обычной жизни, так и для «правильных наук» естественнонаучного цикла. Если в природном отношении мир предстает «миром вещей, благ, ценностей, как мир практический» как непосредственная данность, реальность настоящего времени, то в эпистемолого-феноменологическом отношении «данность» мира точно ставится под сомнение и требует специфического анализа; 3) освобождение от природного отношения требует применения специальных методологических процедур «очищающего» характера. Этот метод является феноменологическим восстановлением. «Мы делаем общий тезис, относящийся к естественной среде, неэффективным, заключая в скобки все и каждого, что он охватывает одновременно в оптике, — следовательно, мы делаем весь этот «естественный мир» неактуальным» (Хуа (Hua, III, p. 67). Результатом проведения феноменологической редукции является переход на исследовательский полигон «чистого сознания»; 4) «чистое сознание» — это сложное единство структурных элементов и сущностных отношений сознания, моделируемых феноменологией. Это не только объект феноменологического анализа, но и площадка, на которой гуссерловский трансцендентализм вынужден переводить любые философские проблемы.
Оригинальность и теоретическая значимость феноменологии заключается в построении сложной опосредованной, многослойной модели сознания (осознание реальных особенностей сознания, аналитическое изучение каждого из них и их пересечение через набор специфических процедур феноменологического метода), а также в специфической теоретико-познавательной, онтологической, метафизической интерпретации этой модели (1) Внимание сосредоточено на том, что сознание является необратимым потоком, который не может быть локализован в пространстве; Задача состоит в том, чтобы методично ухватить поток сознания, чтобы описать его и как-то удержать («пойти потоком» в сознании), несмотря на его необратимость, и в то же время ухватить его относительный порядок, структурированность, которая позволяет отфильтровать для анализа его интегральные единицы, явления; (2) Феноменология последовательно движется от полного, сразу же данного явления в опыте к «редуцированному» явлению. «Каждый психический опыт соответствует, посредством феноменологической редукции, чистому феномену, который демонстрирует свою имманентную сущность (рассматривается отдельно) как абсолютно данную» (Hua, Vol. II, 1973, p. 45). Чтобы уменьшить это явление, все эмпирико-бетонные особенности «отсекаются» от него ментальным, методологическим способом. Затем происходит движение от лингвистического выражения к его значению и от смысла к значению, т.е. к веримым объектам intensional (путь второго тома «Логического исследования»). (3) процесс феноменологического интенсионального анализа сочетает в себе эссенциально-аналитические, в языке Гуссерля, эйдетические, т.е. априорные и описательные процедуры, подразумевающие, что человек переходит к интуитивным сущностям сознания и учится видеть сущности через них (так же, как в чистой логике и чистой математике, а именно. т.е. геометрия учит видеть сквозь нарисованную геометрическую фигуру соответствующий общий математический объект и вместе с ним задачу, задачу, решение). (4) Намерение как существенная особенность феноменологии — это анализ намерений как конкретное исследование, индивидуальное и в их пересечении, трех аспектов: намерения субъективности (ноома, множественное число): (5) в более поздних работах Гуссерль широко вводит в феноменологию тему конституции (конституционности) как восстановление структур вещей, худобы, тела и тела, ума и души, мира в целом, через чистое сознание и его редуцированные феномены; (6) Аналогичным образом, на основе многоуровневого анализа «чистого Я» (который развивается в целую феноменологическую поддисциплину — эгологию), феноменология представляет собой время мира через темпоральность, как свойство сознания, представляет собой пересекаемость, т.е. т.е. другие «я» и их миры. (7) Поздняя феноменология также вводит темы профилирования «мира жизни», сообществ, тел истории как таковой (в «Кризисе европейских наук и трансцендентальной феноменологии»).
В более поздних работах Гуссерл вводит генетический аспект в феноменологию. Он разделяет все синтезы, выполняемые сознанием, на активные и пассивные. Активные синтезы (они обсуждались в основном в Логических исследованиях) — т.е. результаты деятельности эго, единые [структурные] образования (Einheitsstiftungen), которые приобретают объективный, идеальный характер. Через них происходит единство переживания по отношению к миру и по отношению к эго как к себе (Я-самому). Пассивный синтез: 1) кинестетическое сознание, т.е. сознание, связанное с телесными движениями: через них образуются сенсорные поля и пространства жизненного мира; 2) ассоциации, посредством которых формируются первые структуры «сенсорного поля». В этом новом аспекте феноменология очерчивает глубокую и интересную программу исследований общих и универсальных субъективностей (активный синтез) и «нижних», амбивалентных форм, субъективностей сознания, ранее называемых чувственностью (пассивный синтез). Феноменология все чаще берет в орбиту своего исследования такие темы, как «кинестезия» (подвижность) человеческого тела, конституция «физических» вещей сознанием, и худоба как таковая. Соответственно, Гуссерль и его последователи все больше интересуются такими «первобытными» действиями сознания, как восприятие непосредственного смысла. До сих пор внимание было сосредоточено на феноменологии в ее собственном (узком) смысле, как созданной и модифицированной Э. Гуссерлом, и как воспринятой (избирательно и критически) его самыми преданными последователями.
Феноменология никогда не была единым и однородным феноменологическим течением. Но можно говорить о «феноменологическом движении» (Г. Шпигельберг), о феноменологии в самом широком смысле этого слова. Ранняя феноменология в Германии начала 20-го века возникла параллельно с феноменологией Гуссерля и затем испытала свое влияние. Так, представители мюнхенского круга феноменологов (А. Пфендер, М. Гейгер) под влиянием К. Штумпфа, Х. Липпса начали разработки, схожие с гуссерловскими; затем они занялись — во временной кооперации с Гуссерлом — некоторыми феноменологическими темами, особенно методом «различения сущностей». Что их больше всего привлекало в феноменологии Гуссерла, так это возвращение к интуитивному, созерцательному «я» сознания и возможность проникать сквозь них при интуитивно-очевидной верификации значений. Геттингенские студенты и последователи Гуссерля под руководством А. Рейнаха (X. Конрад-Марциус, Д. фон Хильдебранд, А. Коир и др.) приняли и поняли феноменологию как строго научный метод непосредственного познания сущности и отвергли гуссерловский феноменологический идеализм как трансценденталистскую концепцию мира, человека и познания, пораженного субъективизмом и солипсизмом. Они распространили феноменологию на экзистенциальные, онтологические, этические, историко-научные и другие исследования.
В учении М. Шелера, на которого оказали влияние как Гуссерль, так и мюнхенские и геттингенские феноменологи, но который рано встал на самостоятельный путь развития, феноменология — это не особая наука и не строго разработанный метод, а лишь название отношения ментального видения, в котором человек видит (er-schauen) или переживает (er-leben) нечто, что оставалось бы скрытым без этого отношения: «факты» определенного рода. Феноменологические факты являются «естественными» (самосозданными) и «научными» (искусственно сконструированными). Шелер применял свое понимание феноменологии как «доведение до ума», открытие и раскрытие феноменологических фактов к развитию феноменологии чувств симпатии и любви, ценностей и этической воли, форм познания и познания, интерпретированных социологически, так что феноменология человека, человеческой личности, «вечного в человеке» оказалась в центре внимания.
Распространение феноменологии
После Второй мировой войны феноменология распространилась на американский континент. Величайшие феноменологи США — М. Фарбер, который редактировал журнал «Философия и феноменологические исследования» (до сих пор популярное издание, представляющее логико-аналитическое направление в феноменологии в последнее десятилетие); Д. Кэрнс (автор очень полезного компендиума «Guide for Translating Husserl. Гаага, 1973; это трехъязычный глоссарий наиболее важных феноменологических терминов); А. Гурвич (который развивал феноменологию сознания, критиковал концепцию эго Гусерля и внес свой вклад в феноменологически ориентированную философию и психологию языка); A. Шутц (австрийский философ, автор знаменитой книги «Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt», 1932; эмигрировал в США, где дал толчок развитию феноменологической социологии); Й. Уайльд (разработавший «реалистическую феноменологию» с акцентом на феноменологическую теорию «тела» и теорию мира жизни); М. Натанзон (применивший феноменологический метод к проблемам эстетики, социологии); В. Натанзон (разработавший «реалистическую феноменологию» с акцентом на феноменологическую теорию «тела» и теорию мира жизни). Йорл (разработавший проблемы феноменологии быта, «феноменологии событий»); Ж. Эди (разработавший феноменологию языка, защитивший «реалистический» вариант феноменологии); Р. Соколовский (интерпретация феноменологии сознания и времени); Р. Санер (феноменология тела), Г. Шпигельберг (автор двухтомного исследования «Феноменологическое движение», изданного несколько раз), А. А. Шпигельберг (автор двухтомного исследования «Феноменологическое движение»), А. А. Шпигельберг (автор двухтомного исследования «Феноменологическое движение», изданного несколько раз). — Т. Тименекка (студентка Р. Ингардена, директор Института феноменологических исследований, редактор Analecta Husserliana, феноменолог экзистенциального направления, которая также занимается проблемами феноменологии литературы и искусства, феноменологии психологии и психиатрии); феноменологи аналитического направления — X. Дрейфус (феноменология и искусственный интеллект), Д. Смит и Р. Макинтайр (аналитическая феноменология и проблема интенсингализма).
В современной Германии феноменологические исследования в основном (хотя и не исключительно) сосредоточены вокруг архивов Гуссерля и других центров феноменологии — в Кельне (самыми выдающимися феноменологами являются Э. Штрекер, У. Клэсгес, Л. Илай, П. Янсен; нынешний заведующий архивом К. Дюсин и др.), во Фрайбурге-на-Брайзгау, где феноменология выступает как экзистенциальная феноменология, в Бохуме (школа Б. Вальденфельса), в Вуппертале (К. Хельд), в Трире (E. W. Orth, редактор ежегодного журнала «Phdnomenologische Forschungen»). В Германии тоже философы работали над рукописями Гуссерля. Но основная деятельность по изданию рукописей, произведений Гуссерля (Husserlianer) и серии феноменологических исследований (Phaenomenologica) осуществляется под эгидой Лувенского архива. Некоторое время Польша (благодаря деятельности Р. Ингардена) была одним из центров феноменологической эстетики, а в Чехословакии феноменологические традиции были сохранены благодаря выдающемуся феноменологу Я. Паточке.
В послевоенные годы большое внимание исследователей было уделено теме «феноменологии и марксизма» (вьетнамско-французский философ Tran duc-tao, итальянский философ Энцо Пачи, югославский философ Анте Пажанин, немецкий исследователь Б. Вальденфельс внес свой вклад в его развитие). Исследования феноменологии, начиная с 1960-х годов, активно проводились в СССР (исследования В.Бабушкина, К.Бакрадзе, А.Богомолова).
Для того, чтобы понять феноменологический подход в психологии, понять его специфику и взаимодействие отдельных методологических подходов, необходимо сначала выделить наиболее общие принципы феноменологической теории науки, которые лежат в основе этого подхода. Эти принципы становятся основой (и в то же время руководством) для дальнейшей конкретизации и критики.
Сущность феноменологии
Феноменология — это доктрина явлений, под которой философы понимают событие, переживание или явление, основанное на принципе трансцендентного «я», включающего в себя первичный опыт сознания.
Учение возникло из идей Декарта, Лейбница, Беркли и Канта. Основатель независимой феноменологической доктрины — Э. Гуссерл.
Феноменология и философия буддизма имеют некоторые общие черты, хотя никто не знает наверняка, был ли Хусерл знаком с ними. Развитие феноменологии происходило на основе философии Гуссерля как сложного, многомерного течения современной философии.
Феноменология основана на двух фундаментальных идеях:
- У каждого человека есть сознание;
- Сознание — это инструмент познания, поэтому человек познает не сами объекты реальности, а их проявления в сознании, то есть явления.
Эта идея была впервые сформулирована Кантом, согласно которой то, что человек познает, всегда является «вещью для нас», а не «вещью для себя». Гуссерл отверг кантийское «вещь в себе» и считал, что когда сознание работает с этой вещью, то это уже «вещь для нас», т.е. феномен сознания.
Из этого следует общий вывод, что любой познаваемый объект — это просто феномен сознания.
В естественных науках и в повседневной жизни человека волнует «естественное отношение». В этом отношении внешний мир предстает как совокупность вещей, их свойств и отношений, которые существуют объективно. Сознание мыслящего субъекта направлено в этот объективный мир, противостоящий человеку. Феноменология, с другой стороны, утверждает, что единственная реальность, с которой имеет дело сознание, — это явления или явления сознания. Следуя этой точке зрения, различие между умственным опытом и вещами объективного мира упраздняется; они оказываются материалом, с которым работает сознание.
Основным направлением феноменологии как философской доктрины является освобождение философского сознания от натуралистических установок.
Феноменология имеет свой основной метод — это интуитивное распознавание идеальных сущностей, где существует несколько слоев — лингвистические средства выражения, ментальные переживания, значения как инвариантные структуры лингвистических выражений. Объект обретает смысл, будучи соотнесённым с сознанием, и в этом случае существо становится феноменом, а сознание распознаёт существо.
Задача феноменологии — раскрыть смысл объекта, который затушевывается мнением, неточным словом, ложной оценкой. Для решения этой задачи необходимо отказаться от натуралистических установок, противопоставляющих бытие сознанию.
Суть объекта феноменологии заключается в достижении чистых истин, предэкспериментальных значений, которые реализуются в языковом и психологическом опыте. Эти истины — жребий философии, которую Гуссерл определяет как первую философию.
Феноменология — это наука о чистых принципах сознания и познания и универсальная доктрина метода и методологии.
Феноменология в современном мире
Сегодня методология феноменологии применяется в социологии, литературоведении, психиатрии, эстетике, то есть философия Гуссерля оказала большое влияние на современные науки. Феноменологические исследования проводятся несколькими центрами, крупнейшие из которых находятся в Германии, Чехии, США, Бельгии и России.
Процесс феноменологического исследования связан с анализом источника сбора данных — это, в результате, исследовательские интервью, отчеты, рефлексивные самоотчеты исследователя, документы и общекультурные тексты с подробным описанием внутренней жизни человека. Они могут включать автобиографические и дневниковые записи, художественную литературу, мифы, философские произведения и т.д.
Каждое исследование имеет результат — результат феноменологического исследования — это описание инвариантной структуры опыта, описание связи между компонентами, составляющими опыт.
Эти описания называются общими структурными или синтетическими описаниями. В процессе феноменологических исследований исследователь движется к таким структурным описаниям.
В 1970-х годах началась разработка процедур феноменологического анализа, которые вписываются в общую схему стадий анализа в различных вариациях:
- Читать текст интервью, чтобы получить общее впечатление;
- Структурирование текста для получения сокращенной версии, состоящей из частей целой истории с не совпадающими событиями;
- Трансформация семантических единиц — содержание объединяется в обобщенную категорию;
- Преобразование структурных семантических единиц в кластеры смысла;
- Преобразованные структурные элементы смысла связаны для формирования обобщенного описания опыта.
Такая схема используется для анализа текста из качественного интервью с пожилым человеком. Цель состоит в том, чтобы исследовать опыт, который составляет жизненный мир этой группы людей. Например, феноменологический анализ интервью с пожилым человеком.
Фактический анализ начинается с начала интервью; за это время у исследователя формируется отношение к интервьюируемому и к исследовательской ситуации. Далее описывается ход интервью, поведение участников, чувства интервьюера.
Вся эта информация добавляется в итоговый отчет в виде приложений. Само интервью записывается на пленку и распечатывается, а затем с помощью компьютера конвертируется в электронный документ. Все стенографические выступления интервьюируемого и характер их речи будут сохранены без редактирования. Изменению подлежат только личные данные, географические названия, даты, имена.
Гуссерлианская феноменология
Для Гуссерля феноменология — это наука, которая изучает мир сознания, явления или объекты, даваемые сознанию в различных познавательных действиях. Он начинает свое исследование с анализа процесса познания и призывает к критическому подходу к использованию неисследованных понятий и терминов, лежащих в основе мировоззрения.
Во-первых, критикуется понятие «объективная реальность»; Гуссерл призывает отказаться от него и «заключить его в скобки». Он считает, что установка человеческого сознания делит мир на субъективный и объективный; внешнее сознание лежит в мире вещей, отношений и свойств.
Поскольку философ — это человек, он должен принять такое отношение, чтобы жить нормальной жизнью. И как философ он должен понять, что такое отношение не является важной чертой самопознания, и он должен избавиться от него, применив метод эпохи, т.е. «заключить его в скобки».
Феноменологическая эпоха воздерживается от суждения о реальном мире и отказывается рассматривать состояния сознания как «дефектную субъективность». Благодаря эпохе, пространственно-временной мир представляет феномены сознания как «осмысленные объекты», которые он оценивает, воспринимает, судит и т.д. Это означает, что для Гуссерля границы мира совпадают с границами смысла (сознания).
В более поздних работах автора эпоха играет роль подготовительного этапа феноменологической редукции — происходит переход от наивно-познавательного к феноменологическому отношению, т.е. происходит смещение внимания от объектов внешнего мира к жизни своего сознания. Результат — доступ к чистым явлениям сознания.
Феноменология исследует интенсивную структуру мира, объектом исследования является чувство бытия, а не объективные законы реальности.
Гуссерл понимает преднамеренность как «целеустремленность» и считает, что человеческое сознание является целеустремленным, потому что оно всегда направлено к объекту.
Человек всегда что-то размышляет, оценивает и воображает, поэтому в интенсивности выделяются два момента — объект ориентации и сам ориентир.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Валидность эксперимента
- Динамика психологических процессов
- Проблемы воспитания в школе
- Защитный механизм: проекция
- Музыкальная психология
- Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры сказок
- Педагогические условия организации экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
- Независимые выборки в психологии
- Взаимосвязь обучения и психических процессов
- Медиапсихология