Оглавление:
Нет ничего более удивительного и таинственного в мире вокруг нас, чем человеческий разум, интеллект, сознание. Это стало общепринятой поговоркой: Все, что существует вне нашего сознания, является ничем иным, как особым разнообразием и формой материала.
Тысячелетиями человечество искало ответы на вопросы о том, в чем суть феномена сознания, как оно появилось на свет и каково его назначение в мире. Задача состоит в том, чтобы раскрыть тему и сделать вывод о проблеме моей аннотации, которая состоит из трех глав:
Отражение как универсальное свойство материи. Развитие форм рефлексии.
Сознание — высшая форма отражения реальности. Разница между человеческим сознанием и психикой животных.
Социальная природа сознания
На самом деле сознание было оторвано от человека и природы, приписывало ему отдельное, самостоятельное существование. Это сознание не имело ничего общего с мозгом, ум не рождался, не возникал: он жил своей жизнью, развивался, продолжал явления природы и истории.
В мире всегда существовали две независимые субстанции — материя и сознание. Как материя, сознание вечно; оно не появляется и не рождается. Соответственно, нет необходимости решать вопрос о его происхождении. Никто, даже наши предки, не замечали появления духа на земле; «человек безмолвно вошел в мир». Сознание возникло «между двумя индивидами»: на «точечном уровне» произошла «мутация от нуля ко всему».
Вопрос о происхождении и природе сознания связан с рассмотрением материи, способной к самоощущению и саморазвитию. Последнее определило возможность понимания природы сознания как свойства высокоорганизованной материи, как высшей формы его атрибутивного свойства — рефлексии.
Вопрос о сознании и его природе становится объектом постоянного внимания и поиска в странной философии этой эпохи.
Учитывая достижения современной науки, философия углубляет теорию сознания и придает более адекватное концептуальное обновление процессу формирования, возникновения и развития сознания.
Отражение как универсальное свойство материи. Развитие форм рефлексии
Это сознание, как отражение реальности, было установлено в древние времена.
Демокрит сказал, что есть идолы, которые исходят от объектов, которые давят на человеческие чувства.
Поиск В.И. Ленина истоков сознания заставил его сделать вывод, что сознание основано на процессе рефлексии, который является универсальным свойством материи. Она присуща как органической, так и неорганической природе и является такой основой, на которой сознание возникает в результате эволюции.
Отражение — это материальная предпосылка сознания.
Отражение — это универсальное свойство материальных систем, объектов, которые в процессе взаимодействия с другими системами и объектами находят отражение в изменении их свойств и автономии, особенностей и характеристик.
Начиная с этической формы визуализации, более высокая форма визуализации возникает на уровне животного мира.
На уровне животного вещества картирование проходит через 3 уровня:
- Раздражительность.
Раздражительность характерна для всех живых организмов. Это одноклеточная реакция на воздействия извне, она заставляет одноклеточное существо адаптироваться к окружающей среде, такая реакция характерна для растений.
- Чувствительность.
Чувствительность — это способность чувствовать. С появлением органов чувств и центральной нервной системы появилась способность живых существ визуализировать образ мира.
- Сознание.
Сознание выступает как высшая форма отражения реальности.
Таким образом, сознание является свойством высокой органической материи, которая ассоциируется с личностной формой человека и может отрицать мир в идеальном образе.
Путь к сознанию ведет через глубокие качества.
Можно предположить, что зарождение человеческого сознания является результатом естественной эволюции материи на нашей планете, но в этом случае сама материя потенциально должна содержать такое качество, развитие которого при определенных условиях может привести к зарождению сознания. Иначе невозможно понять, как неодушевленная, неощутимая материя становится разумной, мыслящей материей. Это свойство, присущее каждому материальному объекту, является информационным отражением — реакцией объекта на внешнее воздействие, которое несет в себе информацию об этом воздействии.
Фактически все материальные объекты взаимодействуют друг с другом, и каждый объект изменяет свое состояние в ответ на удар. Он воспроизводит некоторые следы удара других объектов и таким образом сохраняет некоторую информацию о том, какое воздействие он испытал. А свойство отражения выражается двумя способами: внутреннее отражение — смена предмета под внешним воздействием (деформация шара ударом, нагрев камней солнцем); внешнее отражение — реакционный эффект предмета (отскакивание шара, камни отдают тепло, накопленное за день и другие).
В неорганической природе отражение выражается в механических, физических, химических изменениях. С появлением и развитием жизни появились новые, более современные формы отражения.
Самой простой формой отражения является раздражительность — активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды. Раздражительность регулирует деятельность растений и одноклеточных животных (губки, кораллы), которые реагируют на внешние воздействия изменением протоплазмы (внутреннее отражение) и движением в пространстве (внешнее отражение). Раздражительность носит избирательный и направленный характер, она определяет выбор таких реакций организма на внешние раздражители, которые поддерживают и поддерживают его существование.
Следующий этап развития рефлексии — психика — связан с появлением животных с нервной системой и мозгом. Психическое отражение осуществляется с помощью органов чувств, которые обладают особой раздражительностью и приспособлены к восприятию определенных воздействий (свет, звук и т.д.).
Таким образом, в процессе развития различных форм рефлексии создаются необходимые условия для возникновения высшей формы психической рефлексии — человеческого сознания.
Сознание — высшая форма отражения реальности. Разница между человеческим сознанием и психикой животных
Сознание — это управляющая форма нашей души, очень содержательная форма, наполненная глубоким содержанием. В жизни мы часто используем эти термины как синонимы. Однако термин «душа» шире, чем термин «сознание».
Как адекватное понимание действительности, сознание реализует себя в форме различных видов практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формирование идеи, цели или концепции. Идея заключается не только в знании того, что есть, но и в планировании того, что должно быть.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отраженные в человеческом разуме, приобретают характер цели. Цели формируются на основе всего накопленного человечеством опыта и поднимаются к высшим формам своего господства в виде социальных, этических, эстетических идеалов. Способность к постановке целей — это именно человеческий потенциал, который является кардинальной чертой сознания. Сознание было бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, то есть способности менять вещи мысленно в соответствии с потребностями. Основой целеполагающей деятельности человека является неудовлетворенность миром и необходимость его изменить, придать ему форму, необходимую человеку и обществу. Следовательно, цели человека порождаются и предполагают социальную практику, объективный мир.
Однако человеческая мысль может не только отражать то, что присутствует сразу, но и отделять себя от нее. Мысль движется в соответствии с предвзятыми шаблонами и открывает новые горизонты, прорываясь через устаревшие нормы. Она обладает удивительной способностью к инновациям, к творчеству.
Термин «сознание» неоднозначен. В широком смысле она относится к ментальному отражению реальности, независимо от того, на каком уровне она происходит — биологическом или социальном, сенсорном или рациональном, подчеркивая тем самым ее связь с материей, не раскрывая при этом особенностей ее структурной организации.
В структуре сознания выделяются прежде всего такие моменты, как восприятие вещей, а также опыт, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, его обогащение новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.
Объекты, события, действующие на нас, вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», которые заставляют нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть.
К богатейшей сфере эмоциональной жизни человеческой личности принадлежат собственные чувства, то есть отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, печаль), настроения или эмоциональное состояние (счастье, депрессия) и аффекты (гнев, ужас, отчаяние). Благодаря определенному отношению к объекту знания, знание приобретает для индивида иной смысл, который находит свое самое ясное выражение в убеждениях: Они заняты глубокими и прочными чувствами. И это индикатор особого значения для знатока, который стал для него точкой отсчета в жизни. Чувства, эмоции — это составляющие структуры познания. Познавательные процессы затрагивают все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание мира человеком содержит в себе как живописное отражение, так и чувства.
Социальная природа сознания
Вопрос о сознании изучается в философии по двум основным направлениям:
- Сознание считается достоянием всего человечества, общества. В этом случае это общественное сознание, его носители (субъекты, формы и уровни), то есть сознание прежде всего должно рассматриваться как социальное, в этом его суть;
- связано с изучением сознания как свойства человека. В данном случае речь идет о месте творения в структуре человека, в его организации, а также поднимается вопрос о формах и структуре самого сознания. В этом контексте вопрос «Социальная природа сознания» рассматривает сознание во втором аспекте: вопрос сознания и проблема сознания сложны, то есть изучаются большим количеством наук, в частности, философией, психологией, медициной, информатикой, кибернетикой и др.
Природа сознания изучается с разных сторон, это объясняется тем, что сознание является самым сложным свойством реальности. Итак, есть несколько основных понятий о природе сознания:
1) Религиозная концепция утверждает, что сознание связано с божественной сущностью, т.е. дано человеку Богом, или определяется ею. В этом отношении сущность сознания выражается через разум. Основные формы сознания — разум, истина и вера.
2) Это объективно-идеалистическая концепция. В этом случае сознание определяется существованием вселенского духа, абсолютного духа. Человеческое сознание является частью последнего. То есть получается, что абсолютный дух не может существовать без человеческого сознания, а существование человеческого сознания является доказательством существования абсолютного духа (Гегеля).
3) Концепция научной космологии. В этом контексте сознание является продуктом сотворения всей Вселенной, воплощенным в ее определенных частях, особенно в ее земной части. В этом контексте сознание является универсальным выражением организации как планетарного, так и космического сознания, то есть сознание возникает из очень сложных систем реальности.
В этом случае сознание является идеальным свойством самой высокоорганизованной системы, ее огибающей — общества. В этом контексте подчеркивается социальная природа сознания.
4) Общая научная концепция. В этом случае природа сознания ассоциируется с рефлексией и информацией. Рефлексия — в том смысле, что она является универсальным свойством, тогда она как бы включает в себя сознание, а сознание возникает на основе усложнения форм рефлексии. От самого простого к самому сложному.
Осознание — высшая форма отражения. Отражение является составной, центральной составляющей движения. Отражение — это способность материальных систем отражать в своих свойствах особенности взаимодействующих с ними систем. Каждая из взаимодействующих систем, которая действует на других и производит соответствующие изменения в них, таким образом, оставляет определенный «след» в системе, на которую она действует и которая, как бы, запечатывает себя через это влияние. Рассматривая материальное взаимодействие как необходимое условие и основу всех рефлексивных процессов, необходимо иметь в виду качественную специфику этих процессов, их генетическую иерархию в развитии неживой, живой и социальной материи. Развитие рефлексивных форм материи считается генетическим условием возникновения сознания.
Факты, свойства и элементы сознания. Задачи психологии сознания
«Под словом «мысль» я подразумеваю все, что в нас приходит в сознание». Как мы это понимаем. Таким образом, не только понимание, желание, воображение, но и чувство — это то же самое, что и мышление. Ибо если я скажу: «Я вижу…» или «Я хожу, следовательно, я существую», и имею в виду видение или ходьбу, которые совершает тело, то мой вывод не будет полностью достоверным; ибо я могу, как это часто бывает во сне, думать, как будто я вижу или хожу, хотя я не открываю глаза и не двигаюсь от своего места, и, возможно, даже думать так, если у меня вообще нет тела. Но если я должен наблюдать за ощущением или сознанием того, как я вижу или хожу сам. Поскольку в этом случае они были бы в паре с мыслью, которая сама по себе только чувствует или замечает, что видит или ходит, мой вывод был бы вполне правдивым». Декарт Р.
В этих высказываниях Декарта содержится основной постулат, с которого начала развиваться психология конца XIX века, постулат о том, что первое, что человек узнает о себе, — это его собственное сознание. Существование сознания является центральным и необусловленным фактом, а главная задача психологии — подвергнуть состояния и содержание сознания анализу. Таким образом, «новая психология», подхватив дух идей Декарта, сделала сознание своим объектом.
Что же тогда имеется в виду, когда мы говорим о состояниях и содержании сознания? Хотя предполагается, что каждый из нас непосредственно знаком с ними, давайте возьмем в качестве примера некоторые специфические описания из психологических и художественных текстов.
Вот выдержка из книги известного немецкого психолога В. Келера «Гештальтпсихология», в которой он пытается проиллюстрировать то содержание сознания, которым, по его мнению, должна заниматься психология. В целом, они образуют некую «картину мира».
«В моем случае <…> эта картина — глубокое озеро, окруженное темным лесом, серой холодной скалой, на которую я опираюсь, бумагой, на которой я пишу, скучным звуком листьев, едва двигающихся на ветру, и тем сильным запахом, который исходит от лодок и ловит». Но мир содержит гораздо больше, чем это изображение.
Не знаю почему, но вдруг передо мной вспыхнуло совсем другое голубое озеро, которым я восхищался в Иллинойсе несколько лет назад. Давно у меня были такие воспоминания, когда я был один.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований
- Психика и сознание
- Методы исследования возрастной психологии
- Мышление дошкольника
- Психологическое исследование иррационального чувства вины и страха осуждения в парадигме глубинной психологии
- Межличностные отношения в коллективе
- Божович Лидия Ильинична, советский психолог — Новаторство в изучении проблематики самосознания, самооценки, эмпатии личности
- Оксфордский тест анализа личности
- Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями в сфере характера
- Социально-психологические проблемы малой группы