Оглавление:
Онтологический анализ мира осуществляется с помощью довольно обширной системы философских категорий, но центральными среди них являются понятия бытия и небытия. Эти категории, играющие важнейшую роль в философии и во всей культуре, возникли в результате многолетнего осознания человеком неизменного факта, что мир, в котором он живет, реален, что он существует, что он, как бы, предопределен для человека. И я не могу выбрать этот мир, но должен как-то существовать, быть в нем. Таким образом, понятие бытия фиксирует все, что существует, независимо от того, что это существующее (или бытие) по своей природе: материальное или ментальное, действительное или возможное, необходимое или обусловленное. Строго говоря, категория бытия в философии обозначает не конкретное бытие и даже не их общую сумму, а их универсальное свойство (атрибут) существования, присутствия, бытия. Таким образом, философская категория «бытие» отражает «существование как таковое» без ссылки на его конкретный носитель.
Формирование понятий бытия в истории философии
Уже в древнейших философских учениях стали формироваться идеи бытия. Парменид (V век до н.э.) уделил этой категории большое внимание в древней философии. Он считал, что: а) существо всегда есть, оно не возникает и не исчезает, т.е. оно вечно; б) существо неподвижно и неизменно; в) существо является закрытой сферой (сферой), что означает его ограниченность и полноту; г) знание о существе мы получаем с помощью разума, потому что чувства вводят нас в заблуждение.
В философии Платона бытие делится на три уровня:
- Духовное бытие вечных, нематериальных идей, которые являются первичными;
- Чувственное бытие вещей, которые являются производными от идей;
- Бытие предметов искусства.
В средневековой философии бытие обычно отождествлялось с Богом («Бог есть сам»), который считался источником отдельных вещей.
В эпоху Возрождения и в современный период (XVI-XVIII вв.) возникли натуралистические представления о бытие как о природе. А именно, материалисты этого периода отождествляли себя с материей во всех ее проявлениях («телесной субстанцией»). D. Беркли основал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Быть — это быть в восприятии».
Категория бытия занимает важное место в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход к пониманию бытия метафизическому подходу Парменида, подчеркнул, что «становление — это данность бытия». Категория бытия стала отправной точкой для построения его «науки логики» как системы категорий.
Самой большой заслугой Гегеля было, во-первых, что он заполнил категорию бытия с глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития. Во-вторых, философ придал категории полярного характера, связав ее с «другим» — категорией «ничего». Единство (противоречие) этих категорий — это формирование, единство происхождения и уничтожение. В-третьих, Гегель сделал противоречие «быть-ничего» «двигателем восхождения» в своей логике как последовательно развертывающуюся систему категорий (качество, количество, мера, сущность и внешний вид и т.д.). В-четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса — природу (Natursein) и целенаправленную деятельность человека (gesellschaftliches Sein). Однако немецкий философ представил себя как «инаковость разума», т.е. он растворил бытие в мысли (панлогизм).
В диалектическом материализме бытие делится на бытие идеального (духовного) и материального. Последний считается первичным, определяющим, а первый вторичным, зависимым от него. Эта зависимость выявляется понятием «рефлексия»: идеал — активное творческое воспроизведение материального существа.
В философии XX века проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основным термином этого философского течения является «экзистенциализм». Он выражает способ бытия человеческой личности как конкретной, уникальной, единственной в своем роде, недоступной через рационалистический язык понятий. Таким образом, бытие — это прежде всего человеческое существование: бытие — это наша жизнь.
Бытие и его основные формы
Единый и целостный мир — это бесконечное множество очень разных вещей и явлений. Все они индивидуальны и уникальны по своей сути, но в то же время имеют некоторые общие характеристики. Поэтому реальное разнообразие бытия можно так или иначе классифицировать, можно различать определенные типы бытия и его атрибуты, необходимые и незаменимые свойства вещей и явлений.
Прежде всего, выделяются два основных типа бытия: материальное и духовное. Взятые вместе, они, по сути, исчерпывают все конкретные вещи и явления в мире — по крайней мере, в том виде, в котором мы их знаем сегодня. Материальное существо включает в себя явления, которые как бы противопоставляются человеческому сознанию, существуют вне его и независимы от него, и составляют объективную реальность. Сюда можно включить все природные объекты и многие явления человеческой и социальной жизни.
Идеальное бытие включает в себя различные явления психической жизни человека и общества, которые существуют в сфере их сознания-чувств, настроений, мыслей, идей, теорий — и которые формируют содержание субъективной реальности. Все эти явления сначала возникают в индивидуальном человеческом сознании, и многие из них остаются в распоряжении индивидуума. Однако чаще всего психические явления принимают объективную, физическую форму и уже являются частью системы материального существа. Поэтому в реальной человеческой жизни эти основные типы бытия — материальное и идеальное — обычно взаимосвязаны, составляют неразрывное целое. Существование человека и общества нельзя однозначно отнести только к материальному или духовному существу, поскольку человеческая деятельность предполагает как постоянное происхождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальных результатах творчества.
В связи с этим некоторые философы считают необходимым уточнить первоначальную классификацию способов бытия и отличить бытие:
- Вещи и процессы природы;
- Человеческий;
- Духовный;
- Социальный.
Считается, что такая градация лучше отражает целостность материального и идеального бытия в повседневной деятельности человеческого общества.
Категория материи (от латинского materia — вещество) традиционно используется в философии для обозначения объективно реального существования. Это понятие возникает в древности в результате интеллектуального поиска первоосновы всего бытия, первобытной сущности, объединяющей мир в единое целое. Такая первичная сущность должна была проживать в природе и не зависеть от каких-либо духовных явлений или высшего духа.
Существование — это философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно и независимо от человеческого сознания, воли и чувств. Проблема интерпретации существования и его связи с сознанием лежит в основе философского мировоззрения. Его общей чертой является противопоставление материалистического и идеалистического подходов.
Категорию «бытие» впервые использовали древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель, которые признали ограничения высказываний о существовании мира «здесь» и «сейчас» и попытались понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и изменчивого. Через эту категорию они определяли отношение человека к окружающему миру, но сам мир они видели по-другому.
Существует несколько взаимосвязанных базовых форм существования: существование вещей (объектов) природы, «второй природы», общества, человека и всей духовности, которая делится на индивидуализированную (духовный мир индивидуума) и неиндивидуализированную духовность (общественное сознание). Важнейшей характеристикой индивидуального и общественного сознания является идеальность.
Доктрина бытия дает представление о богатстве мира и рассматривает различные формы бытия как сосуществующие. Единство мира признается, но основа, суть этого единства не раскрывается.
Платон удвоил мир в мир идей (мир истины) и мир сходств. Истинное существование он связывал с миром идеальных сущностей, а небытие — с косвенной материей. Аристотель понимал под «быть» универсальный предикат, применимый ко всем категориям.
В средние века утверждалось, что истинное существование — это Бог, в то время как мир не был автономным и создавался из ничего и исчезал в небытие без заботы Божьей. Традиция аристотеллианства различала действительное бытие (поступок) и возможное бытие (потенция), сущность и существование.
Ренессанс считал, с одной стороны, природу, а с другой — человека, нуждающегося в человеке как в творце и мастере. Такой подход был обусловлен развитием науки, техники и материального производства.
В современную эпоху существование рассматривалось как реальность, подчиненная автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не подверженная внешним силам. В основе концепции бытия лежало понятие тела, которое было связано с развитием механики как основной науки того времени.
В то же время был очерчен существенный подход к бытия, поскольку окончательное основание и случайности (свойства бытия), которые были установлены, были получены из вещества, преходящего и изменчивого (Ф. Бэкон, Т. Хоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, французские материалисты).
Сущность материалистического субстантивизма была впервые развита в истории философской науки Б. Спинозой (18 век). Он рассмотрел это понятие (вопрос через категорию «существо», не идентифицируя его. Вещество понималось Б. Спинозой как нечто, что можно представить себе без воображения, притягивающего нечто другое, из чего может возникнуть вещество. Вещество само по себе является причиной, то есть тем, что не может быть представлено иначе, чем существующее. Развивая далее категорию «вещество», Б. Спиноза вводит понятие его атрибута, т. е. его сущности, и понятие способа, т. е. состояния вещества. Сущность сама по себе является не причиной и не основой атрибутов и режимов, а их целостным единством, их системой.
Основные направления познания бытия различаются следующим образом:
- Логика формирования представлений о существовании обусловлена логикой развития объективной реальности. Одним из первых явлений общественной жизни стала фетишизация (идолопоклонство) различных природных явлений, то есть зарождение религии. Поэтому вполне логично рассматривать религиозное толкование бытия в числе первых.
- Необходимо различать типы бытия — объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия — действительное и потенциальное бытие, формы бытия — естественное и социальное бытие. Человеческое бытие — это единство физического (телесного) и духовного. Она характеризуется тем, что генетическая программа, присущая человеку по природе, реализуется через социальный режим существования человека. При рассмотрении человеческого бытия наиболее значимым является аспект индивидуального, личностного бытия, ибо только через этот уровень бытия можно понять отношение человека к миру.
Субъективная и объективная реальность
Каждая лекция об основах науки обычно начинается с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, как писал известный национальный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934), «предмет психологии — самый трудный из всех, что есть в мире, и наименее изученный; метод его познания должен быть полон специальных приемов и предосторожностей, чтобы произвести то, что от него ожидается». Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма различных точек зрения и мнений относительно решения наиболее фундаментальных вопросов, в том числе и проблемы объекта психологии.
С тех пор, как немецкий философ Кристиан Вольф (1679-1754) ввел в научное употребление термин «психология», прошло более 200 лет, сопровождаемых его появлением, кризисами, научными потрясениями в системе знаний и методах «науки о душе». Психология рассматривалась как наука о субъективном опыте, сознании, поведении и так далее. В то же время считалось, что «прямой субъективный опыт», «сознание» и «поведение», безусловно, известны. Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологическое определение: «Психология — это наука о психике». Это «определение, которого стоит стыдиться». Мы должны лишь утешить себя тем, что пока не было предложено ничего лучшего. По крайней мере, это определение устанавливает, что существует особая реальность, отличная от других видов реальности, которая может быть изучена научными методами.
Древние идеи бытия
Древние индийские мыслители считали, что основа бытия — это Брахма, или священная сила, которая создает, поддерживает и сохраняет все вещи. Для мыслителей древнего Китая таким фундаментом было «Дао» — путь, по которому «все рождается», Дао — как начало и конец, в нем возникает и все к нему стремится, оно само вечно и вездесуще.
Древние толкования бытия
Философы Древней Греции, отвечая на вызовы своего времени, также задавались вопросом о происхождении всего сущего. Они обеспокоены появлением и исчезновением объективной реальности мира. Поскольку греки видели космос как упорядоченную реальность, поиск происхождения фокусировался на физической реальности.
Основатель первой философской школы в Миллете — Фалес видел воду как основу мира, Анаксимандер — воздух, Гераклит — огонь, Пифагор — число. Представители Элеанской школы Парменид, Дзено, Ксенофаны сформировали первое теоретическое понимание существования. Это понятие бытия относится к открытию этой школы. Эта теория стала основой всей классической онтологии, доктрины бытия.
Важнейшим пунктом в этой концепции была аксиома – бытие есть, небытия нет. Бытие есть и не быть никак невозможно.
Парменид думает о том, чтобы быть настоящим совершенством, за ним ничего нет. Разум заботится о различии бытия, это его дело. Разум может быть разумом только тогда, когда он думает о существовании.
Думать о небытии невозможно. Неблагополучие, которое мы систематизируем в мыслях, делает его таковым. Мы не можем ничего сказать о небытии, не сделав его существом, то есть бытием. То, что мы говорим о небытии, подтверждает мысль о том, что оно не существует, оно становится уже существующим. Небытие — это предел мыслей.
Постепенно понятие первобытного развивается на пути к высшей абстракции, когда невозможно сказать что-либо конкретное о бытии. Быть невыразимым. Можно определить бытие по тому, что за ним стоит, но за ним ничего нет. Быть антонимом «ничто», о чем можно только сказать, что оно есть, существует, есть. Существование становится единственным признаком бытия как совокупности всех вещей.
Аристотелевское оценка бытия
Аристотель вводит понятия материи, активных и пассивных оснований в доктрину бытия. Единство этих основ содержит в себе реальность мира. По мнению Аристотеля, эта реальность должна предполагать существование высшей реальности, под которой подразумевается Бог, который является чистой формой, первым движителем.
Средневековье и Ренессанс
Богословская мысль предполагает аналог своего бытия как Бога. В идеалистическом смысле — это дух; в материалистическом — это материя, вещество. Точно так же богословие Средневековья отмечает созидательное существо — Бога и созидательное существо — реальный мир. Но в целом, проблема бытия до сих пор рассматривается с помощью глагола «быть».
В эпоху Возрождения, когда возникла земная цель человека, поиск происхождения бытия привел к пониманию бытия как реальности, противоположной человеку. Эту тенденцию продолжает Новая эра с ее тандемом философии и науки и опорой на индустриальное понимание мира и природы.
Понимание Хайдеггером бытия
Вещество, вечное и неизменное, подчеркивается в Бытие и противопоставляется преходящему миру. Это то, что существует только само по себе. Один из выдающихся философов ХХ века М. Хайдеггер, занимавшийся проблемой бытия, говорил, что вопрос бытия и поиск решения Парменида предопределяет судьбу мира.
Хайдеггер видел проблему бытия в том, что, начиная с Платона, философия стала неактуальной и забытой в истории западной философии. Существование было неправильно понято и неправильно истолковано, потому что оно не принимало «человеческое» измерение.
Таким образом, Хайдеггер философски обосновывает науку, потому что она существует без поддержки теоретической деятельности, поэтому ученые ошибочно наделяют свои понятия универсальным смыслом, что приводит к неправильному толкованию вопросов бытия и существования.
Хайдеггер хочет проследить движение всей истории философии, чтобы подвергнуть философские концепции рефлексии:
- Реальность,
- Логика,
- Сознание,
- Бог.
Помимо того, что в течение двух тысяч лет философия занималась тем, что имеет статус «бытия» в мире, даже в самом мире, но упустила из виду, что это значит, это и есть так называемый хайдеггерский «вопрос бытия», который отражен во всех его философских работах. Это отражено, среди прочего, в его ключевой работе «Бытие и время». В котором он демонстрирует, что философия пренебрегает понятием бытия, потому что его смысл казался ясным и неоспоримым.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма
- Гносеология Гоббса
- Тейяр де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог
- Любовь, брак, семья
- Лосский Н. И его философия
- Философские корни агностицизма — Скептицизм и агностицизм. Общая характеристика
- Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности
- Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)
- Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным
- Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального